Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2014 в 22:48, курсовая работа
Цель работы - дать обоснованный анализ налогообложения граждан - индивидуальных предпринимателей для налоговых организации в Российской Федерации на основании Налогового законодательства.
В связи с вышеизложенной целью необходимо решить следующие задачи:
- охарактеризовать основные признаки, определяющие предпринимательскую деятельность;
- провести анализ прав и обязанностей налоговых органов и граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью.
- раскрыть сущность налогообложения индивидуальных предпринимателей.
Введение
Глава 1. Основы предпринимательской деятельности
1.1. Основные признаки, определяющие предпринимательскую деятельность и ее преимущества
1.2. Постановка на учет в налоговых органах
Глава 2. Права и обязанности налоговых органов и граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью
2.1. Общая характеристика налоговых органов
2.2. Мероприятия налоговых органов по налоговому учету и налоговым проверкам
2.3. Обязанности и права налоговых органов при осуществлении мероприятий налогового контроля
2.4. Обязанности и права индивидуальных предпринимателей
Глава 3. Налогообложение индивидуальных предпринимателей
3.1. Три системы налогообложения доходов индивидуальных предпринимателей
3.2. Налог на доходы физических лиц
3.3. Порядок определения доходов от предпринимательской деятельности
Заключение
Список использованной литературы
- количеством уплачиваемых налогов по сравнению с организациями;
- упрощенным порядком регистрации, учета
доходов и расходов и
налоговой отчетности;
- возможностью осуществлять деятельность
в специальном налоговом
режиме, в частности, перейти на упрощенную
систему налогообложения,
учета и отчетности в добровольном порядке,
если вид деятельности не
подлежит переводу на единый налог на
вмененный доход;
- тем, что индивидуальные предприниматели имеют право на получение профессиональных налоговых вычетов в сумме фактически произведенных ими и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов. К тому же на индивидуального предпринимателя распространяются налоговые вычеты, предусмотренные для физических лиц в соответствии с нормами, изложенными в главе 23 "Налог на доходы физических лиц" части второй Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
1.2. Постановка на учет в налоговых органах
Для целей налогообложения в п.2 ст.11 НК РФ приведены специальные определения понятий физического лица и индивидуального предпринимателя. Налоговые термины и понятия, определенные в указанной статье Налогового кодекса РФ, носят обобщающий либо уточняющий характер с целью удобства их использования: индивидуальные предприниматели - это физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также частные нотариусы, частные охранники, частные детективы. Физические лица - это граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства. Статья 83 НК РФ устанавливает обязательную постановку НП - физических лиц на учет в налоговых органах (далее НО) независимо от наличия обстоятельств, с которыми НК РФ связывает возникновение обязанности по уплате налога. В соответствии с п.1 ст.38 НК РФ таким обстоятельством является наличие у физического лица объекта налогообложения (имущество, доход, стоимость реализованных товаров, выполненных работ, оказанных услуг либо иное основание, с наличием которого возникают обязанности по уплате налога). Таким образом, независимо от того, возникнут ли у лица, зарегистрировавшегося в качестве индивидуального предпринимателя или получившего документ, подтверждающий право осуществления деятельности, объекты налогообложения, данные лица обязаны встать на учет в налоговом органе3.
Постановка на учет осуществляется по месту жительства физического лица и по месту нахождения принадлежащего ему недвижимого имущества и транспортных средств, подлежащих налогообложению.
Местом жительства физического лица является место, где это физическое лицо постоянно или преимущественно проживает и зарегистрировано в установленном порядке4.
Местом нахождения имущества признается для недвижимого имущества место фактического нахождения имущества. Для морских, речных и воздушных транспортных средств - место нахождения (жительства) собственника имущества; для транспортных средств - место (порт) приписки или место государственной регистрации, а при отсутствии таковых - место нахождения (жительства) собственника имущества.
Заявление (форма N 12-2-1)5 физического лица о постановке на учет в налоговом органе по месту жительства (далее - заявление) подается и заполняется индивидуальными предпринимателями в течение 10 дней после их государственной регистрации. Частными нотариусами, частными детективами, частными охранниками в течение 10 дней после выдачи лицензии и свидетельства, на основании которого осуществляется их деятельность.
К документам, обязательным к предъявлению и подтверждающим сведения, указанные в заявлении, относятся следующие:
- свидетельство о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или копия лицензии на право занятия частной практикой;
- паспорт или иной документ, удостоверяющий личность.
НО в своей работе по учету физических лиц в качестве документов, подтверждающих регистрацию по месту жительства, используют документы, выданные органами регистрационного учета. Согласно п. 18 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, таким документом является паспорт с произведенной отметкой о регистрации по месту жительства или свидетельство о регистрации по месту жительства, если регистрация производится по иным документам, удостоверяющим личность.
При постановке на учет в состав сведений о налогоплательщиках -физических лицах включаются также их персональные данные, такие как фамилия, имя, отчество; дата и место рождения; пол; адрес места жительства; данные паспорта или иного документа, удостоверяющего личность налогоплательщика; гражданство.
С введением в действие с 1 января 2001 г главы 23 НК РФ не действует норма Закона РФ от 07.12.91 N 1998-1 "О подоходном налоге с физических лиц" (далее - Закон N 1998-1), ранее предусматривающая, что в случае, если индивидуальный предприниматель осуществляет свою деятельность не по месту жительства, он обязан заполнить заявление о постановке на учет в налоговом органе по месту жительства, а в дальнейшем НО направит ее в НО по месту осуществления деятельности, который ведет учет сведений об индивидуальном предпринимателе. Таким образом, постановка на учет осуществляется налоговым органом только по месту жительства физического лица.
В то же время учет сведений об индивидуальном
предпринимателе в
целях открытия лицевого счета в налоговом
органе по месту осуществления
деятельности производится лишь при наличии
обязанности в соответствии с
законодательством уплатить определенные
налоги (например, налог на
игорный бизнес, налог с продаж, единый
сельскохозяйственный налог и др.)
при отсутствии у предпринимателя на территории
этого НО
оснований для постановки на учет. Это
объясняется тем, что в соответствии с
нормами ст.6 Федерального закона от 31.07.98
N 142-ФЗ "О налоге на игорный бизнес"
налог на игорный бизнес подлежит уплате
по месту регистрации ОН. Согласно ст.354
НК РФ налог с продаж уплачивается по месту
осуществления операций по реализации
товаров (работ, услуг), подлежащих налогообложению;
согласно ст.346.8 НК РФ единый сельскохозяйственный
налог подлежит уплате индивидуальными
предпринимателями, являющимися сельскохозяйственными
товаропроизводителями, по месту нахождения
сельскохозяйственных угодий и др.
Физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, не обязаны подавать заявление о постановке на учет недвижимого имущества и транспортных средств. В этом случае постановка на учет осуществляется налоговыми органами не по заявлению владельцев-физических лиц, а по сведениям, предоставляемым органами ГИБДД, учреждениями юстиции, нотариусами и органами (учреждениями), уполномоченными совершать нотариальные действия.
После завершения процедуры постановки на учет индивидуальному предпринимателю выдается Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе физического лица по месту жительства на территории Российской Федерации (далее - свидетельство), подтверждающее факт постановки на учет в налоговом органе1.
Выданное свидетельство о постановке на учет подлежит замене при переезде физического лица на новое место жительства, если территория нового места жительства подведомственна другому НО, в случае изменения приведенных в нем сведений, а также при порче и утере. Замена производится на основании заполненного заявления физического лица о выдаче ему свидетельства о постановке на учет в налоговом органе по месту жительства по форме N 12-2-26.
При постановке на учет по месту жительства каждому налогоплательщику - физическому лицу присваивается единый по всем видам налогов и сборов, в том числе подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации и на всей территории РФ, идентификационный номер налогоплательщика (ИНН).
Каждый налогоплательщик указывает свой идентификационный номер в подаваемых в НО документах, как-то: в декларации, заявлении или ином документе, а также в других случаях, предусмотренных законодательством.
Присвоенный налогоплательщику ИНН сохраняется за ним в течение всей жизни и не изменяется в связи с изменением места жительства, приобретением или утратой принадлежащего ему недвижимого имущества и транспортных средств, подлежащих налогообложению, изменением деятельности и в связи с изменением обязанности по уплате налогов.
Согласно ст. 144 НК РФ индивидуальные предприниматели, прошедшие государственную регистрацию после 1 января 2001 г., подлежат обязательной постановке на учет в налоговом органе в качестве плательщиков налога на добавленную стоимость (НДС).
Постановка на учет НП, прошедших регистрацию после 1 января 2001 г., в налоговых органах осуществляется по заявлениям, формы которых утверждены приказом N ГБ-3-12/309. По завершении процедуры постановки на учет НО выдает индивидуальным предпринимателям два свидетельства: свидетельство о постановке на учет в налоговом органе физического лица по месту жительства по форме N 12-2-4 и свидетельство о постановке на учет в налоговом органе в качестве плательщика НДС по форме N 12-НДС-2.
НП, вставшим на учет до 1 января 2001 г., выдается свидетельство по форме N 12-НДС-2 в течение трех дней с момента представления налоговых деклараций по НДС и по предъявлении свидетельства о постановке на учет в налоговом органе по месту жительства.
"Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе индивидуального предпринимателя в качестве налогоплательщика налога на добавленную стоимость" приведена в приложении N 2 к приказу МНС России от 31.10.2000 N БГ-3-12/375 "О постановке на учет в налоговом органе организаций и индивидуальных предпринимателей в качестве НП налога на добавленную стоимость" зарегистрирован в Минюсте России от 28.11.2000 N 2468).
ГЛАВА 2. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ И ГРАЖДАН, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ
2.1. Общая характеристика налоговых органов
Для обеспечения поступления налогов в бюджет необходимо наличие особого организационно-правового механизма. С этой целью государство образует налоговые органы. От эффективности их деятельности зависит не только исполнение доходной части бюджетов, но и общее состояние законности в сфере налогообложения, а также степень сознательного отношения налогоплательщика к его обязанностям перед государством.
Важная роль в создании оптимальной системы функционирования налоговых органов принадлежит теоретическим разработкам в этой области. Однако на сегодняшний день фундаментальных научных исследований проблематики организации и деятельности налоговых органов в Российской Федерации недостаточно. В специальной литературе основное внимание, как правило, уделяется реализации налоговыми органами отдельных полномочий при осуществлении контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах.
Вопросы организации деятельности налоговых органов Российской Федерации были даже затронуты Президентом РФ В. В. Путиным в его Послании Федеральному собранию в этом году: "Остановлюсь еще на одной, на мой взгляд, системообразующей задаче в сфере развития государства. Она касается работы налоговых и таможенных органов.
Как представляется, приоритетом в их деятельности должна стать проверка исполнения налогового и таможенного законодательства, а не выполнение каких бы то ни было "планов" по сбору налогов и пошлин".
При создании налоговых органов в Российской Федерации первоначально за основу был взят первый вариант. Законом РСФСР от 21 марта 1991 года была образована Государственная налоговая служба РСФСР, состоящая из Главной государственной налоговой инспекции при Министерстве финансов РСФСР, государственных налоговых инспекций при Министерствах финансов республик, входящих в состав РСФСР, государственных налоговых инспекций по краям, областям, автономным областям, автономным округам, районам, городам, районам в городах.
Позже в соответствии с Указом Президента РФ от 21.11.91 г. Государственная налоговая служба РСФСР была выведена из системы Министерства финансов РСФСР и стала функционировать в качестве самостоятельного государственного органа.
Указом Президента РФ от 23.12.98 г. № 1635 она была преобразована в Министерство РФ по налогам и сборам (МНС РФ).
Указом Президента РФ 09.03.2004 г. №314 Министерство Российской Федерации по налогам и сборам преобразовано в Федеральную налоговую службу, с передачей его функции по принятию нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности, по ведению разъяснительной работы по законодательству Российской Федерации о налогах и сборах Министерству финансов Российской Федерации.
В систему ФНС РФ входят также органы, действующие на уровне федеральных округов, субъектов РФ и территориальные подразделения.
Все эти органы объединяет общее функциональное назначение – контроль за соблюдением налогового законодательства, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующие бюджеты налогов и других обязательных платежей.
Следует отметить, что существуют также другие государственные органы и учреждения, функции которых связаны с решением проблемы поступления в бюджет налогов и иных обязательных платежей.
По данной позиции существует спорный факт: ФНС РФ передана в ведение Министерства финансов РФ, а таможенные органы, которые согласно ст. 9 части первой Налогового кодекса РФ также являются участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, отнесены к ведению Министерства экономического развития и торговли РФ.