Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2014 в 22:48, курсовая работа
Цель работы - дать обоснованный анализ налогообложения граждан - индивидуальных предпринимателей для налоговых организации в Российской Федерации на основании Налогового законодательства.
В связи с вышеизложенной целью необходимо решить следующие задачи:
- охарактеризовать основные признаки, определяющие предпринимательскую деятельность;
- провести анализ прав и обязанностей налоговых органов и граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью.
- раскрыть сущность налогообложения индивидуальных предпринимателей.
Введение
Глава 1. Основы предпринимательской деятельности
1.1. Основные признаки, определяющие предпринимательскую деятельность и ее преимущества
1.2. Постановка на учет в налоговых органах
Глава 2. Права и обязанности налоговых органов и граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью
2.1. Общая характеристика налоговых органов
2.2. Мероприятия налоговых органов по налоговому учету и налоговым проверкам
2.3. Обязанности и права налоговых органов при осуществлении мероприятий налогового контроля
2.4. Обязанности и права индивидуальных предпринимателей
Глава 3. Налогообложение индивидуальных предпринимателей
3.1. Три системы налогообложения доходов индивидуальных предпринимателей
3.2. Налог на доходы физических лиц
3.3. Порядок определения доходов от предпринимательской деятельности
Заключение
Список использованной литературы
3) обязанность по ведению учета выплаченных НП доходов, удержанных и перечисленных в бюджеты (внебюджетные фонды) налогов, в том числе персонально по каждому налогоплательщику (подпункт 1 п.З ст.24 НК РФ).
Так, например, пунктом 1 ст.230 НК РФ установлено, что налоговые агенты, осуществляющие выплату дохода физическим лицам, обязаны вести учет доходов, полученных от них физическими лицами в налоговом периоде, по форме N 1-НДФЛ "Налоговая карточка по учету доходов и налога на доходы физических лиц"16;
4) обязанность по представлению в НО по месту своего учета документов, необходимых для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов (подпункт 4 п.3 ст.24 НК РФ).
Такими документами являются документы, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов (то есть налоговые расчеты, налоговые декларации, ведомости, кассовые документы, платежные поручения, квитанции к кассовым ордерам и т.д.).
Вместе с тем НК РФ также предусматривается обязанность налоговых агентов по представлению документов, необходимых для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов.
Так, пунктом 2 ст.230 НК РФ установлено, что налоговые агенты ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, представляют в НО по месту своего учета сведения о доходах физических лиц за этот налоговый период и суммах начисленных и удержанных в этом налоговом периоде налогов по форме N 2-НДФЛ "Справка о доходах физического лица".
На основании ст.21 НК РФ индивидуальные предприниматели-НП, плательщики сборов при осуществлении налоговыми органами мероприятий налогового контроля имеют право:
- получать от НО по месту учета бесплатную информацию о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и об иных актах, содержащих нормы законодательства о налогах и сборах, а также о правах и обязанностях НП, полномочиях НО и их должностных лиц, получать письменные разъяснения по вопросам применения законодательства о налогах и сборах (подпункты 1 и 2 п.1 ст.21 НК РФ);
- использовать налоговые льготы при наличии
оснований и в порядке, установленном
законодательством о налогах и сборах
(подпункт 3 п.1 ст.21
НКРФ);
- осуществлять своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов (подпункт 5 п.1 ст.21 НКРФ);
- представлять свои интересы в налоговых правоотношениях лично либо через своего представителя (подпункт 6 п.1 ст.21 НК РФ);
- представлять НО и их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате налогов, а также по актам проведенных налоговых проверок (подпункт 7 п.1 ст.21 НК РФ);
- присутствовать при проведении выездной налоговой проверки (подпункт 8 п.1 ст.21 НК РФ);
- получать копии акта налоговой проверки и решений НО, а также налоговые уведомления и требования об уплате налогов (подпункт 9 п.1 ст.21 НК РФ);
- требовать от должностных лиц НО соблюдения законодательства о налогах и сборах при совершении ими действий в отношении НП (подпункт 10 п.1 ст.21 НК РФ);
- не выполнять неправомерные акты и требования
НО
и их должностных лиц, не соответствующие
НК РФ или иным федеральным
законам (подпункт 11 п.1 ст.21 НК РФ);
- обжаловать в установленном порядке акты НО и действия (бездействие) их должностных лиц (подпункт 12 п. 1 ст.21 НК РФ);
- требовать соблюдения налоговой тайны (подпункт 13 п.1 ст.21 НК РФ);
- требовать в установленном порядке возмещения в полном объеме убытков, причиненных незаконными решениями НО или незаконными действиями (бездействием) их должностных лиц (подпункт 14 п.1 ст.21 НКРФ).
На основании п.2 ст.21 НК РФ НП, плательщики сборов при осуществлении мероприятий налогового контроля обладают также иными правами, установленными настоящим Кодексом и другими актами законодательства о налогах и сборах.
В соответствии с п.2 ст.24 НК РФ индивидуальные предприниматели -налоговые агенты имеют те же права, что и индивидуальные предприниматели - НП, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Таким образом, основной перечень прав индивидуальных предпринимателей - налоговых агентов при осуществлении в отношении их мероприятий налогового контроля установлен в п.1 ст.21 НК РФ. При этом необходимо иметь в виду, что не все из вышеперечисленных прав индивидуальных предпринимателей - НП присущи индивидуальным предпринимателям - налоговым агентам.
Так, например, на основании положений п.1 ст.56 НК РФ налоговым агентам не предоставлено право на использование налоговых льгот.
На основании п.2 ст.21, п.2 ст.24 НК РФ налоговые агенты при осуществлении мероприятий налогового контроля обладают также иными правами, установленными настоящим Кодексом и другими актами законодательства о налогах и сборах.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2003 N 577 функции по государственной регистрации индивидуальных предпринимателей с 01.01.2004 возложены на Министерство Российской Федерации по налогам и сборам17.
Функции по государственной регистрации индивидуальных предпринимателей с 01.01.2004 осуществляют территориальные органы МНС России.
Вместе с тем, необходимо отметить следующее.
В настоящее время происходит модернизация НО.
Приказом от 27.12.2002 г. N БГ-3-25/752 в целях
реализации целевой программы НО (2002-2004 годы) руководителям Управлений
МНС России рекомендовано проведение
мероприятий по объединению подведомственных
инспекций, расположенных в городах с
численностью свыше 100 тыс. человек, в межрайонные
без учета административно-
Государственная регистрация индивидуальных предпринимателей производится в межрайонных инспекциях МНС России (далее - МРИ) без учета протяженности территории, обслуживаемой данной инспекцией.
Таким образом, представление документов индивидуальными предпринимателями непосредственно в МРИ будет связано со значительными материальными и временными затратами.
В то же время, в соответствии с приказом МНС России от 18.10.2001 N БГ-3-15/427, структурные подразделения МРИ обладают функцией приема документов налоговой отчетности и других документов, поступающих от НП.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 08.08.2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" государственная регистрация индивидуального предпринимателя осуществляется по месту его жительства.
Таким образом, в целях создания благоприятных условий для государственной регистрации индивидуальных предпринимателей, устраняющих основания для жалоб со стороны физических лиц, территориально-обособленным подразделениям НО необходимо осуществлять функции по приему документов, представляемых в регистрирующие (налоговые) органы при государственной регистрации индивидуальных предпринимателей, и выдаче соответствующих Свидетельств.
При этом, территориально-обособленные подразделения НО принимают представленные для государственной регистрации индивидуальных предпринимателей документы, выдают расписки заявителю и направляют вышеуказанные документы в МРИ.
МРИ принимает решение о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя и направляет в территориально-обособленные подразделения НО Свидетельства о государственной регистрации.
Необходимо отметить, что срок государственной регистрации индивидуальных предпринимателей составляет 5 дней и начинает исчисляться с момента выдачи расписки заявителю. Свидетельство выдается заявителю не позднее одного рабочего дня с момента государственной регистрации.18
При наличии телекоммуникационных сетей, обеспечивающих стабильный доступ к информационным ресурсам МРИ в режиме "чтения" или режиме "on-line", а также программных средств, дающих возможность ввода информации, допускается в территориально-обособленных подразделениях НО формирование пакета заявительной информации в электронном виде и передача подготовленной информации в пакетном режиме в МРИ, а также печать документов по результатам выполнения сотрудниками МРИ процедуры государственной регистрации с использованием удаленного доступа или режима "on-line".
При этом регистрирующим органом считается тот орган, который внес запись в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, то есть МРИ.
Управлениям МНС России необходимо обеспечить соблюдение МРИ и ее территориально-обособленными подразделениями 5-дневного срока государственной регистрации индивидуальных предпринимателей, исчисляемого с момента выдачи расписки заявителю. При этом территориально-обособленным подразделениям НО в целях недопущения нарушений 5-дневного срока государственной регистрации, необходимо вести ежедневный прием документов для государственной регистрации и выдачи Свидетельств.
ГЛАВА 3. НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ
3.1. Три системы налогообложения доходов индивидуальных
предпринимателей
В соответствии с нормами российского законодательства налогообложение доходов предпринимателей может осуществляться по одной из трех систем.
Во-первых, каждый индивидуальный предприниматель может применять либо традиционную систему налогообложения своих доходов от предпринимательской деятельности, либо упрощенную систему налогообложения. При этом выбор между этими двумя системами налогообложения должен быть сделан уже при государственной регистрации в налоговых органах.
Кроме того, существует еще система взимания единого налога на вмененный доход (ЕНВД) для определенных видов деятельности, предусмотренный главой 26.3 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ или Кодекс).
Единым налогом на вмененный доход облагаются конкретные виды предпринимательской деятельности. Предприниматель без образования юридического лица (ПБОЮЛ), который занимается ими на определенной территории, начисляет этот налог, учитывая законодательные акты соответствующих субъектов Российской Федерации о применении на его территории норм указанной выше главы 26.3 НК РФ. В этом случае по данным видам деятельности использование других систем налогообложения (упомянутых выше традиционной и упрощенной систем) не допускается.
Если же предприниматель занимается как видами деятельности, подразумевающими обязательную уплату им ЕНВД, так и другими видами деятельности, то в отношении полученных им доходов будут применяться сразу две системы налогообложения. В этом случае с доходов, полученных от видов деятельности, которые определены главой 26.3 НК РФ, предприниматель будет платить ЕНВД, а по доходам от всех остальных видов его предпринимательской деятельности - будет применять упрощенную или обычную систему налогообложения.
Выбор между двумя последними системами налогообложения осуществляется исключительно самими предпринимателями. Первоначально такой выбор гражданин делает одновременно с его регистрацией в качестве индивидуального предпринимателя, осуществляемой соответствующим территориальным органом МНС России.
Если одновременно с заявлением о регистрации в качестве предпринимателя гражданин не подает в НО заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения, то автоматически считается, что он использует обычный порядок налогообложения. Добровольно изменить этот режим предприниматель может только с начала следующего календарного года.
Каждая из трех перечисленных выше систем налогообложения имеет свою структуру налоговых платежей и особые сроки их уплаты. Остановимся кратко на отличительных чертах каждой из них.
При традиционной системе налогообложения структура налоговых платежей является наиболее обширной и, следовательно, сложной. В первую очередь, данная система налогообложения предполагает, что ПБОЮЛ с доходов от своей предпринимательской деятельности производит исчисление и уплату налога на доходы физических лиц по правилам главы 23 НК РФ.
Кроме того, в данном случае предприниматели обязаны уплачивать налог на добавленную стоимость (НДС)19, единый социальный налог (ЕСН) и взносы на обязательное пенсионное страхование с сумм, выплачиваемых наемным работникам по трудовым договорам и договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ или оказание услуг, а также ЕСН со своих доходов. Если предприниматель является работодателем, то он также перечисляет страховые взносы в Фонд социального страхования.
Существует и ряд других налогов, уплачиваемых в данном случае предпринимателями (транспортный налог, налог на рекламу и др.).
Другая возможная для применения предпринимателями система налогообложения - упрощенная. Ее главное отличие в том, что целый ряд налогов заменяется одним.
Уплата единого налога заменяет собой уплату налога на доходы физических лиц (НДФЛ) (в отношении доходов, полученных от осуществления предпринимательской деятельности), НДС, налога на имущество (в отношении имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности) и ЕСН с доходов, полученных от предпринимательской деятельности, а также выплат и иных вознаграждений, начисляемых в пользу физических лиц.
При этом индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, перечисляют страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством Российской Федерации. Все иные налоги уплачиваются данной категорией предпринимателей в соответствии с общим режимом налогообложения.