Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 16:09, курсовая работа
Объектом исследования данной работы является анализ действующей практики исчисления и взимания налога на добавленную стоимость в Российской Федерации.
Цель работы - проанализировать теоретические основы налога на добавленную стоимость; показать его практическое применение; выявить проблемы связанные с исчислением, уплатой указанного налога; разработать мероприятия по совершенствованию действующего законодательства в указанной сфере деятельности.
ВВЕДЕНИЕ
3
ГЛАВА 1
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ
7
1.1
Сущность и структура налога на добавленную стоимость в Российской Федерации
7
1.2
Особенности налогообложения по НДС: налог с механизмом возмещения
16
1.3
Роль НДС в формировании доходной части бюджета
24
ГЛАВА 2
СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ В РОССИИ
34
2.1
Нормативно-правовая база взимания НДС до введения НК РФ
34
2.2
Налоговые ставки по НДС и динамика их изменений до введения 21 главы НК РФ
41
2.3
Практика взимания налога на добавленную стоимость на современном этапе
51
ГЛАВА 3
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ
80
3.1
Совершенствование механизма налогообложения налога на добавленную стоимость
80
3.2
Налоговая политика в области совершенствования налога на добавленную стоимость
88
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
97
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
3. Важным свойством
НДС является его возможная
нейтральность по отношению к
хозяйствующим субъектам
4. К достоинствам
НДС относится выгода для
5. НДС позволяет государству регулировать потребление тех или иных благ; изменяя ставку налога на тот или иной товар (работу, услугу), государство увеличивает или уменьшает их цену, что приводит к изменению структуры потребления.
6. Поскольку
налогом облагается
Особенностью НДС, отличающей его от других и не только косвенных налогов, является возмещение государством суммы налога, уплаченной при приобретении товаров (работ, услуг). Эта особенность определяет механизм формирования налоговых доходов бюджета в части НДС.
В связи с указанными преимуществами НДС, как части системы налогов на потребление, практически значимым представляется анализ налогового механизма формирования и распределения добавленной стоимости в процессе функционирования данного налога как одного из самых противоречивых в методологическом аспекте в российской налоговой системе.
Анализ и оценка суждений финансистов-налоговедов, критические статьи специалистов в области налогового права (C.B. Овсянникова, И.А. Майбурова, А.Ю. Гаганова, Ю.М. Лермонтова, Б.А. Минаева, Е.В. Кудряшовой, И.В. Трунина, В.А. Кашина) подтверждают, что изучение вопросов, касающихся нормативно-правового регулирования НДС, имеет огромную теоретическую и практическую значимость.
Как недостатком в НК РФ считаем отсутствие правовой дефиниции "добавленная стоимость" и ее экономического содержания, нет и алгоритма исчисления добавленной стоимости. В действующей редакции гл. 21 НК РФ существует противоречие между названием налога и фактическим механизмом его исчисления, которое на практике приводит к отрицательным последствиям.
Заложенный
в основе налогообложения добавленной
стоимости экономический
1) налог перечисляется
между плательщиками сверх
2) покупатель, заплативший за товар цену, формирует "НДС поставщика" и может отнести его к возмещению из бюджета, если поставщик (продавец), получивший этот налог, сформирует "НДС покупателя" и уплатит его в бюджет. Именно в этом проявляется системная взаимосвязь экономического механизма действия НДС;
3) все плательщики налога состоят на учете и отчитываются в налоговых органах. Из этих основных положений исходили разработчики данного налога.
При любом нарушении
указанных положений
Мировая практика показывает, что налоговые льготы используются во многих странах. Вместе с тем их применение жестко ограничено требованием нейтральности налоговой системы, утверждающим необходимость минимизации влияния налогов на внутри- и межотраслевое распределение ресурсов.
В большинстве
зарубежных стран налоговые льготы
для малых предприятий предоста
В России сложилась другая ситуация, система налогообложения для малого бизнеса предусматривает абсолютно иные правила, заключающиеся в замене основных налогов (НДС, налог на прибыль организаций, налог на имущество организаций) одним налогом - налогом на доход в рамках специальных налоговых режимов: единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН), упрощенная система налогообложения (УСН), единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД).
Освобождение от уплаты НДС определяет исключение из общего правила функционирования данного налога. Суммы НДС, уплаченные поставщику материалов, работ, услуг, приобретение основных средств и нематериальных активов, включаются в расходы и не принимаются к возмещению, тем самым искажается и сам механизм его уплаты в бюджет: из косвенного налога он превращается в прямой налог, списываемый на издержки производства. Порядок применения льготного режима налогообложения нами рассмотрен на примере сельскохозяйственных предприятий Краснодарского края26.
За счет НДС,
списанного на издержки производства,
реальное налоговое бремя
Реальное освобождение от уплаты НДС получит сельхозтоваропроизводитель, если приобретать будет у поставщиков без НДС. Государство, таким образом, реально может освободить от НДС сельхозтоваропроизводителей.
По такому принципу в США устанавливается льготный режим уплаты налога с продаж для фермеров - при покупке сырья, материалов, основных средств для сельского хозяйства этот налог не взимается.
На искажающее
освобождение от уплаты НДС, вызывающее
увеличение промежуточного потребления,
указывает в своих
Суммы НДС, относимые на издержки, при дальнейшей реализации облагаются этим же налогом у других участников технологического цикла, что приводит к удорожанию готового товара для конечного потребителя.
Из этого вытекает важный вывод о том, что освобождение от уплаты НДС носит необъективную выгоду.
3.2 Налоговая политика в области совершенствования налога на добавленную стоимость
Использование налоговых льгот должно стать одним из принципов налоговой политики Российской Федерации на ближайшие годы, в противном случае, мы не сможем должным образом развить производство, сбалансировать налоговые доходы бюджета, и будем по-прежнему зависеть от рыночной цены на нефть.
К сожалению, по мнению Минфина, налоговая реформа в России практически завершена. Нужны лишь мелкие доработки.
Вместе с трем, по мнению
исследователей, Российской налоговой
системе присущи следующие
- однобоко фискальная
направленность и
- нестабильность, сложность,
запутанность и
- значительные возможности
уклонения от уплаты налогов,
стимулирующие развитие
Одним из проявлений однобоко фискальной направленности налогообложения и отсутствия у нашего Правительства РФ структурной политики можно считать тенденцию к установлению одинаковых налоговых ставок для всех отраслей народного хозяйства. В результате для одних предприятий созданы «тепличные условия», а других держат в «резко континентальном налоговом климате».
Для обеспечения
роста промышленного
Каждое российское предприятие имеет проблемы, связанные с расчетом и уплатой НДС, например:
1. Необходимость уплаты НДС с авансов, существенно снижающая производственные возможности предприятия.
2. Проблема невозмещения НДС при экспорте.
3. Убытки из-за невозмещения уплаченного предприятием НДС (без учета экспорта):
- указанного в платежных документах и входящего в стоимость купленного товара, но не подтвержденного счетом-фактурой. К таким товарам относятся покупаемые за наличный расчет на рынках и в магазинах малоценный инструмент, инвентарь, расходные материалы и т.д.;
- входящего в стоимость товара, купленного у предприятия работающего по упрощенной системе налогообложения и не платящего НДС, но покупающего комплектующие, в цену которого НДС входит;
- из-за неполучения
по разным причинам счета-
4. Неприятности,
которые возникают у предприяти
5. Необходимость вести
Книги покупок и Книги продаж
с троекратной записью каждой
продажи (в соответствии с
6. Постоянные конфликты
с налоговыми инспекциями.
Процедура расчета и взимания НДС настолько усложнена, что многие согласились бы платить и больше, при условии упрощения процедуры. В прессе появилась информация, что руководство страны рассматривает вопрос о замене этого налога налогом с продаж.
Вместе с тем, хотелось бы обратить внимание на следующее. НДС – это налог только на добавленную стоимость, а налог с продаж (НСП) берется с каждой продажи. И конечная цена будет зависеть от числа звеньев в цепочке от производителя до конечного покупателя.
А ведь расчет и проверку уплаты НДС можно существенно упростить. Предлагаем два варианта.
Первый вариант – за налоговую базу брать разницу между стоимостью реализованной продукции и затратами на приобретение у сторонних организаций и использованных в реализованной продукции материалов и услуг.
Этот вариант отличается от принятого в настоящее время тем, что он не предусматривает уплату НДС с авансов и не требует счетов-фактур. Но это хорошо и предприятию, которое сможет использовать аванс для производства продукции, и бюджету, так как исключит возможность неуплаты НДС из-за неправильного возмещения.
Второй вариант (альтернатива отмены НДС) - считать налоговой базой налога реальную добавленную стоимость, полученную на предприятии, т.е. сумму зарплаты, прибыли и налогов. НДС равен 18% от указанной суммы (см. выше «задачу для младшего школьника»). Это было бы и более логично. Ведь по существующей методике мы подсчитываем не добавленную стоимость, а стоимость приобретенную.
Добавленная стоимость получается как разность между реализацией и стоимостью приобретенных товаров и услуг, подтвержденной счетами-фактурами. Отсутствие по разным причинам счетов-фактур на приобретенные товары и услуги искажает (увеличивает) добавленную стоимость.
Простота расчета НДС по предлагаемой нами методике очевидна. А как это скажется на поступлениях в федеральный бюджет (ФБ), тоже легко подсчитать.
Информация о работе Совершенствование механизма налогообложения налога на добавленную стоимость