Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2013 в 19:44, курсовая работа
В Российской системе образования в наши дни наблюдаются перемены, представляющие собой очередной этап становления новой школы, ориентированной на активное вхождение России в мировое образовательное пространство. Именно поэтому происходят существенные изменения в подходе к педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса: на первый план выдвигается новое содержание, новые подходы, новые права, отношения и типы поведения, а также новый педагогический менталитет.
Введение………………………………………………………………………..3-5
ИсториГлава 1.Теоритические основы арт-педагогики и арт-терапии.я арт-педагогики и арт-терапии………………………………..5-6
Понятие, задачи, функции и значение арт-терапии и арт-педагогики……………………………………………………………....6-13
1.3 Идеи арт-педагогики…………………………………………………13-15
1.4 Современные проблемы арт-педагогики……………………….…..15-18
Глава 2 Виды арт-педагогики в Доу.
2.1 Сказкотерапии и ее задачи…………………………………………….18-19
2.2. Музыкотерапия и ее направления…………………………………….19-23
2.3.Изотерапия и ее техники. ……………………………………………....24-28
2.4.Куклотерапия, ее методики и значение………………………….…….28-33
Заключение…………………………………………………………………..34
Список использованной литературы ………………………………….…..34-35
Опыт работы с детьми дошкольного возраста позволяет сформулировать условия, соблюдения которых делает арт-терапию более успешной и интересной.
Работать с детьми можно как в группе, так и индивидуально. Групповые и индивидуальные занятия различаются как по целям, так и по процедуре и приемам работы. Есть задачи, которые эффективно решаются в ходе встреч один на один – снятие эмоционального напряжения, преодоление негативизма, коррекции страхов, устранение барьеров, явившихся следствием гиперсоциализированного стиля воспитания в семье и прочее. А группа сверстников дает возможность удовлетворить потребность во взаимодействии с детьми, научиться учитывать мнения других и отстаивать свои, проявлять активность, сдерживаться. (7)
Хорошие результаты наблюдаются, когда ребенок сначала проходит курс индивидуальной коррекции эмоционально-личностных особенностей, а потом включается в группу, но не всем детям требуется такая длительная работа.
Арт-сессии продолжаются до 30 мин (так как дети еще маленькие) проводятся один раз в неделю длительность 10-15 занятий.
-Во время занятий
-Рисуночные сессии с
детьми не должны
Условия подбора техники приемов создания изображений, от которых зависит успешность арт-терапевтического процесса с детьми.
- Техники и приемы должны подбираться по принципу простоты и эффективности.
- Ребенок не должен
испытывать затруднения при
- Арт-терапия предполагает
создание безопасных условий,
способствующих самовыражению
Функции и значение арт-терапии
Основные функции арт-терапии:
-катарсистическая (очищающая, освобождающая от негативных состояний)
-регулятивная (снятие нервно - психического напряжения, регуляция психосоматических процессов, моделирование положительного состояния)
-коммуникативно - рефлексивная (обеспечивающая коррекцию нарушений общения, формирование адекватного межличностного поведения, самооценки).
Основываясь на коррекционно-личностном и деятельностном подходах в развитии, арттерапия преследует одну цель - гармоничное развитие ребёнка, расширение возможностей его социальной адаптации, посредством искусства, участия в общественной и культурной деятельности в микро- и макросреде.
Различные варианты арт-терапии предоставляют возможность самовыражения, самопознания и позволяют личности подняться на более высокую ступень своего развития.
Термин "Арт-педагогика"пока мало известен в педагогической среде, в то время как отдельные идеи этой развивающей области педагогического знания приобретают все большую популярность. Проблема интерпретации понятия «арт-педагогика», прежде всего, связана со значением слова «арт», пришедшего с запада (лат. – ars, англ. и франц. – art, итал. – arte), которое переводится на русский язык как «искусство».(1)
Искусство во все времена было важнейшим средством приобщения к общечеловеческим ценностям через собственный внутренний опыт, через личное эмоциональное переживание, через личное участие в творческом процессе. Оно выражает и формирует отношение человека к окружающему миру, ко всем явлениям бытия, к самому себе, ненавязчиво вводит в мир культурных ценностей и человеческих отношений, стимулирует развитие творческого начала. Оно уникальным образом даёт преобразующую силу внутренним ресурсам человека, способствует личностному росту и благотворно влияет на психику.
Заметим, что сегодня в применении элемента «арт» педагогами ощущается некоторая метафоричность, поскольку в данном случае искусство не является непосредственной целью деятельности, а становится лишь средством решения профессиональных задач. Это впрямую относится к арт-педагогической деятельности, которая оперирует средствами искусства для решения профессиональных педагогоческих задач, не преследуя при этом специальных целей серьёзного художественного образования.
Сущность арт-педагогики, которая в настоящий момент находится в стадии становления, интерпретируется отечественными авторами крайне разнообразно. Арт-педагогика - современное, формирующееся практикоориентированное направление педагогической науки, изучающее природу, закономерности, принципы, механизмы привлечения искусства и художественной деятельности для решения профессиональных и художественных задач.
В соответствии с этим арт-педагогическая деятельность – обобщающее понятие, которое включает всю совокупность педагогических действий по реализации педагогических замыслов и целей средствами искусства.В качестве основных сфер арт-педагогической деятельности можно рассматривать стимулирование и организацию педагогом самостоятельного художественного творчества участников образовательного процесса, а также создание в образовательном пространстве системы нравственно-эстетического взаимодействия на основе интеграции искусства, педагогики, психологии и других областей человекознания.
Арт-педагогика имеет с общей педагогикой единые конечные цели – помочь ребенку научиться понимать себя и жить в ладу с самим собой, научиться жить вместе с другими людьми, научиться познавать окружающий мир по законам красоты и нравственности. Иными словами, помочь развивающейся личности в её социализации и самореализации.(18)
Но есть у арт-педагогики и свои специфические, только ей присущие цели – это формирование этического и эстетического иммунитета личности в процессе развития ее духовно-нравственной культуры.
Этический иммунитет определяется как интегральное качество личности, которое обеспечивает ее устойчивость перед безнравственными явлениями в микро- и макросреде, адекватность ее реакции на быстро изменяющуюся социальную ситуацию в обществе, мобилизацию ее духовных ресурсов для преодоления как материальных, так и мировоззренческих соблазнов, ведущих к негативной нравственной направленности.
Эстетический иммунитет – характеристика духовного новообразования личности, несущая в себе такие качества, как умение отличать красоту от красивости, гармонию от дисгармонии, хаоса, эклектики в искусстве, в человеке: в его поступках, поведении, творчестве; быть устойчивым к воздействию массовой, безликой эрзац-культуры.
Особенностью арт-педагогики
является то, что она оперирует средствами
искусства и художественно – творческой
деятельности, обладающими развивающим
и воспитывающим потенциалом. Она не подменяет собой художественное
образование и воспитание, а дополняет
их и придаёт процессу развития, обучения
и воспитания новую специфическую направленность.
Арт-педагогика подразумевает использование
в образовательном процессе изобразительных
средств искусства, совместное художественное
творчество педагога и ученика, «вплетенное»
в самые разнообразные виды воспитательно-
Арт-педагогика имеет некоторые наиболее общие
признаки, позволяющие заявлять о
ней как о вполне очерченной области педагогической
деятельности:
- использование искусства и его средств
(в совокупности с содержанием какого-либо
дошкольного предмета) в целях освоения
интеллектуального и духовного опыта
человечества детьми;
- интериоризация (внутреннее присвоение)
знаний, умений и навыков, создание для
этого специальных условий;
- отдание приоритета воспитанию в классической
триаде «обучение-воспитание-развитие
личности».
Проблемы, которые решает арт-педагогика:
- облегчает процесс обучения и ребёнку и педагогу;
- даёт социально приемлемый выход агрессии и другим негативным чувствам, которые естественно возникают в процессе общения педагога с детьми;
- получает материал для интерпре
- позволяет прорабатывать
- помогает наладить отношения междупедагогом и детьми, создать наиболее благоприятные условия для ведения диалога, без чего нет продуктивного обучения.
- содействует сохранению
- содействует адаптации
- развивает рефлексивную
- содействует развитию всех органов чувств, памяти, внимания, воли, воображения, интуиции в процессе обучения, воспитания, развития средствами классического и народного искусства
1.3 Идеи арт-педагогики
В качестве концептуальных идей артпедагогики выделяют следующее: идея гуманизации, идея креативности, интегративности и идея рефлексивности.
Гуманизация- стержень нового педагогического мышления, основная установка которого восхождение к личности, к человеку как высшей ценности. Идея гуманизма - основополагающая для арт-педагогики, она превращается в принцип деятельности арт-педагога, если реализуется по отношению к каждому ребенку вне зависимости от художественных, интеллектуальных и других способностей ребёнка. Вера в индивидуальность ребёнка предполагает большую работу педагога над самим собой, над своим отношением к детям, которые не вызывают симпатии педагога. Приоритет отдаётся воспитательным целям над целями обучения: насыщение процесса обучения вечными проблемами Добра и Зла, Любви и Мудрости, Красоты и Гармонии.
Креативность включает в себя четыре аспекта:
- креативная среда,
- креативная личность,
- креативный продукт,
- креативный процесс.
Личность становится креативной, создавая в процессе творческой деятельности продукт лишь в условиях свободной креативной среды. Творческая способность не может возникнуть в результате принуждения. Поэтому перед арт-педагогом встает вопрос, как создать условия, стимулирующие благоприятное созидательное творчество. Безопасность креативной среды обеспечивается:
- принятием безусловной
- созданием атмосферы, в которой отсутствует внешняя оценка. Это раскрепощает. Внешняя оценка обязывает защищаться.;
- наличием эмпатийного понимания.
Спонтанность, т.е. искусство, которое использует педагогь, не даёт конкретных решений, но расширяет пространство воображения ребёнка, учит его прислушиваться и доверять собственным ощущениям.
Идея рефлективности - это готовность и способность человека творчески осмысливать и преодолевать проблемно-конфликтные ситуации; умение обретать новые смыслы и ценности, адаптироваться в непривычных межличностных системах отношений, ставить и решать неординарные практические задачи. В качестве основного показателя рефлексивной культуры личности рассматривается ее способность работать в условиях неопределенности, что свидетельствует о взаимосвязи рефлексии и творчества личности, о значении рефлексии в формировании мотивации дошкольников к саморазвитию.
Идея интегративности заложена в самой сущности арт-педагогики. Прежле всего это интеграция искусства, педагогики, психологии и других областей человекознания. Гармоничное сочетание всех видов и форм организации разнообразной художественной деятельности направлено на обогащение нравственно-эстетического обликаребенка. Кроме того речь идёт о сочетании трёх модальностей (зрительных, слуховых и кинестетических ощущений) в становлении опыта ребёнка. У каждого доминирует своя модальность. Чтобы достичь понимания на бессознательном уровне, необходимо преподносить материал в трёх модальностях одновременно.
Концептуальные идеи гуманизма, креативности, интегративности и рефлексивности задают ориентацию для практической деятельности арт-педагога. Именно они лежат в основе арт-педагогического занятия, призванного обеспечить эмоциональное благополучие дошкольников средствами искусства.(1)
В настоящее время
арт-терапия в широком понимании включает
в себя: изотерапию (лечебное воздействие средствами изобразительного
искусства: рисованием, лепкой, декоративно
- прикладным искусством.) , библиотерапию (лечебное воздействие
чтением), иммаготерапию (
1.4 Проблемы современной арт-педагогики