Влияние авторитета родителей на нравственное воспитание младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2015 в 00:18, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования - проанализировать влияние родительского авторитета на развитие ребенка и выявить способы и проблемы формирования родительского авторитета.
В соответствии с поставленной целью были выделены следующие задачи:
 охарактеризовать сущность, задачи и содержание нравственного воспитания младших школьников;
 рассмотреть авторитет родителей как фактор нравственного воспитания младших школьников;
 обосновать модель реализации влияния авторитета родителей на нравственное воспитание;
 описать опыт организации нравственного воспитания младших школьников на примере родительского авторитета.

Содержание

Введение...................................................................................................................3
Глава1. Теоретические основы проблемы влияния авторитета родителей
на воспитание младших школьников....................................................................7
1.1 Сущность, задачи и содержание нравственного воспитания младших
школьников..............................................................................................................7
1.2 Авторитет родителей как фактор нравственного воспитания младших
школьников............................................................................................................14
1.3 Модель реализации влияния авторитета родителей на нравственное
воспитание..............................................................................................................19
Глава 2. Опыт организации нравственного воспитания младших школьников
на примере родительского авторитета................................................................24
2.1 Изучение влияния авторитета родителей на нравственное воспитание
младших школьников............................................................................................24
2.2 Пути и средства использования авторитета родителей на нравственное воспитание младших школьников.......................................................................38
2.3 Итоги опытно - экспериментальной работы по исследованию влияния
авторитета родителей на нравственное воспитание младших школьников....42
Заключение.............................................................................................................51
Список использованной литературы...................................................................56
Приложение

Вложенные файлы: 1 файл

Влияние авторитета родителей на нравственное воспитание младших школьников.docx

— 239.49 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение...................................................................................................................3 
Глава1.  Теоретические основы проблемы влияния авторитета родителей

на воспитание младших школьников....................................................................7

1.1 Сущность, задачи и содержание нравственного воспитания младших

школьников..............................................................................................................7

1.2 Авторитет родителей  как фактор нравственного воспитания младших

школьников............................................................................................................14

1.3 Модель реализации влияния авторитета родителей  на нравственное

воспитание..............................................................................................................19

Глава 2. Опыт организации нравственного воспитания  младших школьников

на примере родительского авторитета................................................................24

2.1 Изучение влияния авторитета родителей на нравственное воспитание

младших школьников............................................................................................24

2.2 Пути и средства использования авторитета родителей  на  нравственное воспитание младших школьников.......................................................................38

2.3 Итоги опытно - экспериментальной работы по исследованию влияния

авторитета родителей на нравственное воспитание младших школьников....42

Заключение.............................................................................................................51

Список использованной литературы...................................................................56

Приложение

 

 

Введение

 

С самого рождения человек попадает в общество. Он растет, развивается и умирает в нем. На развитие человека оказывает влияние множество различных факторов, как биологических, так и социальных. Главным социальным фактором, влияющим на становление личности, является семья. Семьи бывают совершенно разными. В зависимости от состава семьи, от отношений в семье к членам семьи и вообще к окружающим людям человек смотрит на мир положительно или отрицательно, формирует свои взгляды, строит свои отношения с окружающими.

Отношения в семье влияют также на то, как человек в дальнейшем будет строить свою карьеру, по какому пути он пойдет. Семья дает человеку очень многое, но может не дать ничего. Есть ведь и неполные семьи, и семьи с родителями или детьми-инвалидами. Само собой, что отношения и воспитание в этих семьях кардинально отличаются от воспитания в обычной полной семье. Также отличается и воспитание в многодетных семьях; в семьях, где часты конфликты между родителями; в семьях с различными стилями воспитания, то есть сколько семей, столько и вариантов воспитания личности. Кроме того, человек может и не стать личностью, если у него нет собственного мнения, собственных убеждений, если он подчиняется всему, чего от него хотят. И в данном случае тоже много зависит от семьи.

Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей - матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры - не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании.

В связи с особой воспитательной ролью семьи возникает вопрос о том, как сделать так, чтобы максимизировать положительные и минимизировать отрицательные влияния семьи на поведение развивающейся личности. 

Авторитет родителей - важная составляющая успешности воспитания детей в семье. Приобретение авторитета в глазах собственного ребенка - кропотливый труд отца и матери. Мнение родителей о родных и близких, окружающих людях, коллегах, поведение родителей в кругу семьи и вне его, поступки родителей, их отношение к работе и к посторонним людям в обыденной жизни, отношение родителей друг к другу - все это слагаемые родительского авторитета. Родительская авторитетность не должна зависеть от определенных ситуаций, которые могут повлиять на взаимоотношения с детьми. Таким образом, можно сказать, что основополагающим фактором развития ребенка в младшем школьном возрасте является, безусловно, авторитет родителей. Поэтому весьма актуально рассмотрение темы данной выпускной квалификационной работы.

Проблема воспитания уважительного отношения детей к родителям  рассматривалась в различных областях науки с разных позиций, изучены теоретические предпосылки идеи о формировании человеческих отношений, основанных на уважении, описаны отдельные аспекты теории и практики семейного воспитания: проблемы совместной воспитательной деятельности семьи и школы; воспитание любви к матери; воспитание моральных ценностей младших школьников. Но не смотря на наличие значительного материала, накопленного ведущими педагогами и психологами в процессе исследования влияния родителей на воспитание младших школьников значимость авторитета по нашему мнению рассмотрена недостаточно.

Таким образом, проблема исследования заключается в том, что в настоящее время отсутствует комплексный подход к изучению влияния авторитета родителей на нравственное воспитание младших школьников.

Цель исследования - проанализировать влияние родительского авторитета на развитие ребенка и выявить способы и проблемы формирования родительского авторитета.

В соответствии с поставленной целью были выделены следующие задачи:

  • охарактеризовать  сущность, задачи и содержание нравственного воспитания младших школьников;
  • рассмотреть авторитет родителей  как фактор нравственного воспитания младших школьников;
  • обосновать модель реализации влияния авторитета родителей  на нравственное воспитание;
  • описать опыт организации нравственного воспитания  младших школьников на примере родительского авторитета.

Объект исследования: межличностные семейные отношения.

Предмет исследования: взаимоотношения родителей с детьми младшего школьного возраста.

Гипотеза исследования - педагогическое вмешательство во взаимосвязь детско - родительских отношений по средствам специально разработанной коррекционной программы, позволит повысить уровень нравственного воспитания ребенка в младшем школьном возрасте, который напрямую зависит от авторитета родителей.

При написании выпускной квалификационной работы были применены следующие методы исследования: описательный, сравнительный, метод наблюдения.

Теоретико - методологическую основу исследования составили труды как отечественных (Н. Барложецкая, В.И. Беляев, В.З. Владин, Л.С. Выгодский, О.А. Карабанова, А.Г. Ковалев, Р.В. Овчарова,  В.П. Сергеева, Л.Д. Столяренко, Г.А. Урунтаева и др.) так и зарубежных (М. Денни, М. Микер, Д. Нильсен, К. Уэбстер-Страттон) исследователей.

Теоретическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в обобщении, осмыслении и оценке роли семьи в воспитании младшего школьника.

Практическая значимость выпускной квалификационной работы основана на обработке и интерпретации выявленных результатов, и  установлении связи между существующей теорией и обновляющейся практикой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава1.  Теоретические основы проблемы влияния авторитета родителей на воспитание младших школьников

 

1.1 Сущность, задачи и содержание нравственного  воспитания младших школьников

 

 

 Мыслители разных веков трактовали понятие нравственности по-разному. Еще в древней Греции в трудах Аристотеля о нравственном человеке говорилось: "Нравственно прекрасным называют человека совершенного достоинства ... Ведь о нравственной красоте говорят по поводу добродетели: нравственно прекрасным зовут справедливого, мужественного, благоразумного и вообще обладающего всеми добродетелями человека" [13, с. 32]. 

 А Ницше считал: "Быть моральным, нравственным, этичным - значит оказывать повиновение издревле установленному закону или обычаю". "Мораль - это важничанье человека перед природой" [13, с. 33].

В.А. Сухомлинский говорил о том, что необходимо заниматься нравственным воспитанием ребенка, учить "умению чувствовать человека" [48].

Василий Андреевич говорил: "Никто не учит маленького человека: "Будь равнодушным к людям, ломай деревья, попирай красоту, выше всего ставь свое личное". Все дело в одной, в очень важной закономерности нравственного воспитания. Если человека учат добру - учат умело, умно, настойчиво, требовательно, в результате будет добро. Учат злу (очень редко, но бывает и так), в результате будет зло. Не учат ни добру, ни злу - все равно будет зло, потому что и человеком его надо сделать" [48].

Сухомлинский считал, что "незыблемая основа нравственного убеждения закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и бесчестье, справедливость и несправедливость доступны пониманию ребенка лишь при условии яркой наглядности, очевидности морального смысла того, что он видит, делает, наблюдает" [48].

Школа является основным звеном в системе воспитания подрастающего поколения. На каждом этапе обучения ребенка доминирует своя сторона воспитания. В воспитании младших школьников, считает Ю.К. Бабанский, такой стороной будет нравственное воспитание: дети овладевают простыми нормами нравственности, научатся следовать им в различных ситуациях. Учебный процесс тесно связан с нравственным воспитанием. В условиях современной школы, когда содержание образования увеличилось в объеме и усложнилось по своей внутренней структуре, в нравственном воспитании возрастает роль учебного процесса. Содержательная сторона моральных понятий обусловлена научными знаниями, которые учащиеся получают, изучая учебные предметы. Сами нравственные знания имеют не меньшее значение для общего развития школьников, чем знания по конкретным учебным предметам [45].  

Рассматривая систему нравственного воспитания, Н.Е. Ковалев, Б.Ф. Райский, Н.А. Сорокин различают несколько аспектов:

  • во-первых, осуществление согласованных воспитательных влияний учителя и ученического коллектива в решении определенных педагогических задач, а внутри класса - единство действий всех учащихся;
  • во-вторых, использование приемов формирования учебной деятельности нравственным воспитанием;
  • в-третьих, под системой нравственного воспитания понимается также взаимосвязь и взаимовлияние воспитываемых в данный момент моральных качеств у детей;
  • в-четвертых, систему нравственного воспитания следует усматривать и в последовательности развития тех или иных качеств личности по мере роста и умственного созревания детей [19, с. 119].

В формировании личности младшего школьника, с точки зрения С.Л. Рубинштейна, особое место занимает вопрос развития нравственных качеств, составляющих основу поведения [29, с. 121]. 

 В этом возрасте ребенок  не только познает сущность  нравственных категорий, но и  учится оценивать их знание  в поступках и действиях окружающих, собственных поступках.

Учебная деятельность, являясь в младшем школьном возрасте ведущей, обеспечивает усвоение знаний в определенной системе, создает возможности для овладения учащимися приемами, способами решения различных умственных и нравственных задач.

Учителю принадлежит приоритетная роль в воспитании и обучении школьников, в подготовке их к жизни и общественному труду. Учитель всегда является для учащихся примером нравственности и преданного отношения к труду. Проблемы нравственности школьников на сегодняшнем этапе развития общества особенно актуальны.

Специфической особенностью процесса нравственного воспитания следует считать то, что он длителен и непрерывен, а результаты его отсрочены во времени.

Существенным признаком процесса нравственного воспитания является его концентрическое построение: решение воспитательных задач начинается с элементарного уровня и заканчивается более высоким. Для достижения целей используются все усложняющиеся виды деятельности. Этот принцип реализуется с учетом возрастных особенностей учащихся.

Процесс нравственного воспитания динамичный и творческий: учителя постоянно вносят в него свои коррективы, направленные на его совершенствование.

Все факторы, обусловливающие нравственное становление и развитие личности школьника, А.С. Макаренко разделяет на три группы: природные (биологические), социальные и педагогические. Во взаимодействии со средой и целенаправленными влияниями школьник социализируется, приобретает необходимый опыт нравственного поведения [47].

Информация о работе Влияние авторитета родителей на нравственное воспитание младших школьников