Воспитание бережного отношения к природе детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 20:36, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: изучить эффективность инновационных форм экологического образования в формировании осознанно-правильного отношения к природе детей старшего дошкольного возраста.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА I. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ ОСОЗНАННО-ПРАВИЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. 6 1.1.Экологическое воспитание как приоритетное направление в работе с дошкольниками. 6 1.2.Познавательный потенциал экологических знаний в условиях комплексного использования разных видов деятельности детей в природе. 11
1.3 Роль экологических знаний в воспитании осознанно-правильного отношения к природе детей старшего дошкольного возраста. 14
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССА ВОСПИТАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ОСОЗНАННО-ПРАВИЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ 16
2.1 Выявление уровня сформированности экологических знаний у детей методика и результаты констатирующего эксперимента. 16
2.2.Методика совершенствования работы по формированию осознанно-правильного отношения к природе старших дошкольников посредствам инновационных форм экологического образования (организация и содержание формирующего эксперимента). 25 2.3 Анализ и результаты исследования. 27 ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

vospit(1).doc

— 1.29 Мб (Скачать файл)

Особое внимание эмоциональному воспитанию, навыкам общения уделяется в процессе театрализованной деятельности. В детском саду реализуются методы и технологии, обеспечивающие высокий уровень эмоционально-личностного развития детей.

Скоординированность изобразительной и театрализованной деятельности способствует проведение интегрированных занятий, а изобразительной и музыкальной – полихудожественных. Изучение эмоционально-чувственной сферы ребенка ведется на основе наблюдений его деятельности, общения. В наше время, когда растет нагрузка на детей, очень важно научить их выражать чувства и эмоции, научить методам эмоциональной разгрузки, научить понимать эмоциональное состояние других людей, научить адекватно, выражать свое состояние. Для снятия эмоционального напряжения детей, создания определенного настроения, подобраны музыкальные записи.

Конструктивная деятельность способствует развитию творческих способностей. Использование разнообразного природного материала воспитателями: семена, шишки, орешки, листья, хвойные иголки, глина, песок, гравий, пух - заинтересовывает ребенка, а затем побуждает  его к выполнению заданий, поиску новых форм и цвета.

Большое внимание уделяется нравственно-трудовому воспитанию, где центральное место занимают ознакомление детей с трудом взрослых и организация труда самих детей. Эффективность положительного отношения к труду зависит от проявления интереса к деятельности, поэтому все дети обеспечены красочным инвентарем для работы в уголках природы и на участке детского сада.

В группе создана  речевая среда, воспитатели стремятся  к тому, чтобы слово стало установкой, помощью, положительным прогнозом  к созданию детям ситуации успеха в любой деятельности. Содержание коррекционного обучения строится на основе обогащения словарного запаса, формирования правильного грамматического строя речи, коррекции звукопроизношения и нарушений слоговой структуры слова. Развитие связной речи и формирование коммуникативных навыков осуществляется в ходе разных видов деятельности. Основной формой обучения являются фронтальные, групповые и индивидуальные занятия. В ходе этой работы развиваются память, внимание и активизируются познавательные способности. Ознакомление детей с окружающим миром, коррекция речи неразрывно связаны с процессами мыслительной деятельности. Результатом работы является выпуск всех детей в школу с хорошей или улучшенной речью.

Развитие элементарных математических представлений и научных понятий  воспитатели проводят в занимательной дидактической форме. Знания о счете, элементарных представлений о солнечной системе, космических явлениях, земном шаре, атмосфере рассматриваются как основа познавательного развития.

Жизнь детей  организуется так, чтобы у ребенка  накапливался положительный опыт позитивных чувств, поступков и взаимоотношений. Социально-нравственное воспитание формируется на основе доброжелательности к каждому ребенку, умении поддерживать в каждой группе спокойной жизнерадостной обстановки. Все это побуждает детей всех возрастов проявлять активный познавательный интерес к миру, своему окружению; способствует усвоению норм и правил поведения, развитию чувств ответственности.

Социально-эмоциональное  развитие дошкольников идет через эстетический цикл. Дети приобщаются к миру общечеловеческих ценностей средствами музыки, изобразительной деятельности, театра, художественной литературы, природы. Дети приобщаются к миру других людей, сопереживая им и подражая их поведению.

Инновационная работа потребовала изменений приоритетов  в работе с родителями. Главным звеном стала совместная работа воспитателей, родителей воспитанников в проведении занятий по темам, определенных учебными программами и технологиями. Для этого родители в 5-6 раз чаще бывают в ДОУ на занятиях, конкурсах, праздниках и дома вместе с детьми обогащают свою семейную жизнь познанием детей, их развитием, а значит детским счастьем. Традиционно и более целенаправленно для родителей проводятся общие родительские собрания. Вовлечение родителей в единое образовательное пространство – «детский сад – семья», аналитико-диагностическая деятельность (посещение детей на дому, анализ состояния здоровья детей, согласование с родителями индивидуальных программ оздоровления ребенка, собеседование с ребенком в присутствии родителей), а также групповые родительские собрания, тематические выставки, праздники и развлечения, консультативно-просветительская деятельность.  Анализ информированности детей позволяет сделать выводы:

- дети владеют  в достаточной степени понятиями,  умеют ориентироваться в информации в соответствии с возрастными нормами;

- дети, обучающиеся  по программе «Детство» более  активны, жизнерадостны, самостоятельны. Они могут сделать сравнения,  обобщения, выводы. У них более  высокий       уровень культуры отношений.

Проблемы:

Осуществляя проблемный анализ от результата к процессу и условиям, подводя итоги работы по Программе развития, отмечая факторы роста инновационной деятельности ДОУ, мы выделили проблемы, над которыми нужно работать:

1.     Основной заботой остается коррекция, охрана и укрепление здоровья детей, а также формирование физической культуры.

2.     Достигнут необходимый уровень в образовании и развитии детей, коррекции их психофизического состояния, но нужно продолжить работу по его устойчивому развитию в условиях нового качества модернизации образования.

3.     Активно предупреждать и не допускать перегрузки детей в условиях дошкольного образования.

4.     Есть необходимость в приоритеты выдвинуть проблемы гражданственности и правового воспитания, социально-психологической деятельности ДОУ.

5.     Повышать  уровень профессионализма и компетентности владения навыками исследовательской работы.

7.     Продолжить работу по стабилизации единого образовательного пространства ДОУ, в методическом обеспечении и использовании программы «Детство».

8.Пройти курсы  подготовки по программе «Детство»  

 

 

 

3.     КОНЦЕПЦИЯ

Стратегия развития Муниципального дошкольного  образовательного учреждения 

 

Первостепенной  возможностью для дошкольного образования  является развитие базиса личностной культуры ребенка, обеспечение его эмоционального благополучия, создание психолого-педагогических условий для развития способностей и склонностей. Все это вместе взятое можно рассматривать как ключевые образовательные потребности, которые формируются под воздействием образовательной среды, частью которой является и образовательное пространство детского сада. При этом важным условием для раскрытия созидательных потенций ребенка, удовлетворения его ключевых образовательных потребностей является безопасность образовательного пространства.

Образовательное пространство – активное «поле» педагогической системы, на котором организуется все  многообразие процессов обучения, воспитания и развития. Безопасность – состояние  защищенности жизненно важных интересов  личности, общества и государства от внутренних угроз (Закон РФ «О безопасности»). Жизненно важные интересы представляют собой совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможность прогрессивного развития личности, общества, государства (Закон РФ «О безопасности». Преамбула).

Коллективом ДОУ  создана система стабильного  функционирования. Главное - формированы  традиции в образовательной системе, работе с семьями воспитанников. В ДОУ определенный контингент детей. Организационная структура дошкольного учреждения соответствует миссии Центра развития ребенка. На лицо целостность педагогической системы как совокупность целевого, содержательного, организационного, методического управленческого компонента. Создан эмоционально-психологический комфорт ребенка в педагогическом процессе, обеспечивающий возможность его самоутверждения, уверенности в себе. Осуществляется гуманизация учебно-воспитательного процесса через:  

-  ориентацию на личность ребенка,  

- создание возможностей  для реализации каждым ребенком возрастного потенциала.

Сложился опыт оздоровительной работы, логопедической и коррекционной деятельности. Разработана  и внедряется система экологического воспитания.

 

 Наша МИССИЯ заключается в удовлетворении потребностей семьи в:

·        оздоровительной работе с ребенком;  

·        коррекционной деятельности;

·        развитие индивидуальных способностей, заложенных в каждом ребенке.

·        приобретение способностей, которые необходимы для жизни в современном обществе (основы правовой культуры, нравственно-патриотического воспитания);

·        готовности ребенка к дальнейшему обучению.

Обеспечение защиты жизненно важных интересов каждого  ребенка, создание условий для удовлетворения базовых потребностей, обеспечивающих формирование и развитие ребенка-дошкольника в рамках образовательного пространства, представляют суть процесса обеспечения его безопасности и смыслом деятельности ДОУ. 

 

К ценностям  относим:

·        Открытость и поддержка – мы открыты к внешнему миру, готовы принимать опыт других и делиться своим опытом с коллегами и родителями, оказывать психолого-педагогическую поддержку всем семьям, имеющим детей дошкольного возраста, не зависимо от того, посещает ли ребенок детский сад. Мы стремимся открыто обсуждать профессиональные проблемы и оказывать поддержку и помощь в их решении.

·        Индивидуализация означает для нас, что нет ребенка, нет его семьи «вообще», нет педагога «вообще», есть именно этот ребенок, этот взрослый рядом с их неповторимыми особенностями, возможностями и интересами. Поэтому мы стремимся создавать такие условия в группе, которые будут соответствовать уникальности каждого и обеспечат развитие способностей ребенка, самореализацию педагогов, и участие родителей в образовательном процессе.

·        Мобильность, гибкость – мы готовы изменять и совершенствовать педагогическую практику, соответствовать потребностям и интересам семей, расширять перечень образовательных услуг.

·        Сотрудничество – мы стремимся совместно с родителями решать проблемы, планировать и организовывать мероприятия в интересах детей.

·        Профессионализм и высокое качество образовательных услуг, которое достигается непрерывным самообразованием, постоянным повышением профессиональной компетенции каждым педагогом. 

 

ОСНОВНАЯ  ЦЕЛЬ заключается в создании группы детского сада, в которой удовлетворяются потребности детей и родителей в образовательных и оздоровительных потребностях.

Достижения  стратегической цели будет осуществляться через реализацию следующих направлений:

·        работа с детьми,

·        с родителями,

·        с предметно-пространственной средой,

·        с внешней средой: укрепление связей со школами № 1 и № 2, библиотекой, спортивным комплексом «Батыр», художественной школой, детской музыкальной школой, поликлиникой и т.д.

Организационной основной деятельности ДОУ в конкретный период (учебный год) будет являться годовой план, в котором конкретизируются задачи по всем направлениям деятельности и разрабатываются средства и  способы их достижения. 

 

ЗАДАЧИ:  

1. Работа с детьми          

1.1.    Развивать способности, заложенные в каждом ребенке:

·        Обеспечение высокого уровня научно-методического сопровождения образовательного процесса.

·        Создание условий, обогащающих нравственно-духовный, эмоциональный мир ребенка.

·        Воспитание чувства принадлежности к российской, и мировой культур.

1.2.   Формировать в детях уверенности в себе, своих силах и возможностях:

·        Организация предметно-развивающего, образовательного пространства для раскрытия интеллектуально-творческого потенциала каждого ребенка в рамках образовательного дошкольного стандарта.

·        Обеспечение благоприятного перехода детей на следующую возрастную ступень.

1.3.  Способствовать развитию познавательной активности детей в процессе формирования основ экологической культуры:

·        Создание условий для позитивного восприятия и отношения ребенка к окружающему миру.

·        Развитие инициативности, самостоятельности и творческого освоения детьми экологической культуры.

·        Формировать у детей осознанное понимание взаимосвязей всего живого и неживого в природе.

1.4.         Осуществлять современный подход к коррекционно-методической работе с детьми по развитию речи, как основной коммуникативной функции человека.

1.5.         Создавать  оптимальные условия для всестороннего развития нравственно-патриотического потенциала дошкольников на основе синтеза традиционной и инновационного опыта российской системы. 

 

2. Работа с внешней средой

2.1.   Совершенствовать систему взаимодействия детского сада и школ № 1и  № 2.

 

2.2.  Расширить сотрудничество с общественными, государственными, частными организациями с целью оказания материальной поддержки и реализации Программы развития детский сад №3 «Солнышко»

3. Работа с родителями

3.1.         Обеспечить стабильное функционирование системы преемственности детского сада(группы) и семьи в воспитании и обучении детей, изучение и активизация педагогического потенциала семьи: 

- комфортных  условий воспитания и образования  ребенка, 

Информация о работе Воспитание бережного отношения к природе детей дошкольного возраста