Анализ теоретических положений
и методических выводов позволил
предоставить результаты опытно-экспериментальной
работы, проведённой на базе
дошкольного учреждения «Ромашка»
г. Вольногорска по воспитанию
экологической культуры у детей дошкольного
возраста. Проследила динамику изменения
уровня сформированности экологических
знаний в процессе экспериментальной
работы. При прочих равных условиях на
начальном этапе формирования эксперимента
уровень развития детей в контрольной
и экспериментальной группах был приблизительно
одинаков. Анализ результатов экспериментальной
группы до и после формирующего эксперимента
свидетельствует об эффективности разработанной
мной методики совершенствования работы.
Экспериментальная группа улучшила свои
результаты. Высокий уровень развития
возрос с 10% до 40%, также возросли показатели
среднего уровня с 40% до 60%, а низкого уровня
не стало вообще.
В процессе работы были замечены
такие изменения: дети заметно
расширили свои экологические представления,
своё умение устанавливать причинно-следственные
связи; возрос интерес к объектам и явлениям
природно-предметного мира, а также эмоциональная
реакция на «непорядки» в их использовании,
оценочные суждения о них; появилось желание
соблюдать нормы и правила поведения в
окружающей среде, направленное на сохранение
ценностей природного мира.
Разумеется, моё исследование не
претендует на достаточно полное,
так как вопрос всё ещё остаётся
актуальным. Однако в плане развития
методики по воспитанию экологической
культуры у детей переработаны известные
методические аспекты и адаптированы
для детей старшего дошкольного возраста
в конкретных условиях детского учреждения
«Ромашка» г. Вольногорска.
Экологические знания в воспитательно-образовательной
работе дети получали как на занятиях,
так и в процессе комплексного использования
разных видов деятельности (наблюдениях,
играх, в поисково-исследовательской деятельности
и других). Свою работу я строила на следующих
основных принципах:
- во-первых, на тщательном, обусловленном
возрастными возможностями материале;
- во-вторых, интеграции работы с
различными направлениями воспитательной
работы и видами деятельности
детей (ознакомление с природой,
игры);
- в-третьих, активного включения детей;
- в-четвёртых, использовала личный
пример, который являлся очень
ценным в воспитании.
Исходя из анализа опытно-экспериментальной
работы, можно прийти к выводу,
что моя гипотеза о том, что
воспитание экологической культуры
у детей старшего дошкольного возраста
осуществляется успешно, если создать
такие педагогические условия:
- Давать детям
систематические экологические знания;
научить ребёнка любить жизнь, природу,
людей, себя, активно познавать мир, в который
пришёл;
- Формировать
у детей систему экологических знаний
о предметах и явлениях природы, т.е. изучать
сами предметы и явления в природе, связи
и отношения, которые существуют между
ними;
- Развивать
моральные чувства, формировать моральное
сознание и овладевать навыками и привычками
морального поведения;
- Давать экологические
знания в условиях комплексного использования
разных видов деятельности детей в природе,
подтвердилась.
Литература
- Базовий компонент
дошкільної освіти на Україні / Під ред.
журналу «Дошкільне виховання» - К., 2002,
с.14
- Богданец
Т., Экологические знания – первое представление
о мире //Дошкольное воспитание, 2003, № 12,
с.52
- Веретенникова
С.А. Ознакомление дошкольников с природой.
-М.,Просвещение, 1973, с.44
- Гайдамак
А. Социально-экологический идеал // Дошкольное
воспитание, 1990, № 1, с. 71
- Гиляров А.
Человек и животные. Этика отношений //
Наука и жизнь, 1976, № 12, с.132
- Глухова
Н. Емоційне спілкування дитини з природою
як умова творчого осягнення світу// Дошкільне
виховання, 2001, № 10, с.10
- Грицан М.
Сучасна екологічна освіта: передумови,
принципи, завдання, // Дошкільне виховання,
2001, № 10, с.6-7
- Джигирей
В.С. Екологія та охорона навколишнього
середовища. –К., Знання, 2000, с.20
- Запольський
А.К., Салюк А.І. Основи екології. –К., Вища
школа, 2001, с.42
- Ибраимова
М. Воспитание у детей заботливого отношения
к животным, Дошкольное воспитание, 1990,
№ 1, с.30
- Как знакомить
дошкольников с природой /Под. ред..
П.Г. Саморкуовой.- М., просвещение, 1983, с.42,
74
- Лихачёв
Б.Т. Екология личности / Педагогика.- 1993,
№ 2, с.19-21
- Локк
Дж. Мысли о воспитании // История дошкольной
зарубежной педагогики: Хрестоматия. –
М., 1974, с.86
- Лупійко
Л. Екологічна культура та народні природознавчі
традиції // Палітра педагога, 2004, № 1, с.
9
- Лисенко
Н.В. Практична екологія для дітей. Ів.-Франківськ:
Сі версія, 1999, с.
- Манасеина
М.М. О воспитании ума (до 8 лет) //Антология
педагогической мысли России второй половины
19 – начала 20 вв. /Сост. П.А. Лебедев. – М.,
1990, с.409
- Маршицька
В. Екологічне виховання: соціально-моральні
задачі //Дошкільне виховання, 2003, № 11,
с. 7
- Песталоцци
И.Г. Дневник Песталоцци о воспитании сына
// История зарубежной дошкольной педагогики:
Хрестоматия.-М.,1974, с.163, 139
- Плохій З.П.
Вітальна цінність природи // Дошкільне
виховання, 2000, № 11, с.6-7
- Плохій З.П.
Виховання екологічної культури дошкільників
//Під ред. журналу «Дошкільне виховання»
- К., 2002, с.5,13, 17, 95, 126
- Поддъяков
Н. Сенсация: открытие новой ведущей деятельности
//Педагогический вестник. 1997, № 1, с.6
- Сухомлинський
В.О. Вибрані твори. В 5-ти томах.Т.3 - К.: Рад.
школа, 1977, с.17, 56, 60, 86, 242, 554
- Тарасенко
Г.С. Паросток Тернопіль, Навчальна
книга – Богдан, 2003, с.14
- Я познаю
мир: Дет. энцикл.: Экология /Авт. Сост. Чижевский
А.Е. М.: «Издательство АСТ-ЛТД», Олимп,
1988, с.