Воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2012 в 21:36, реферат

Краткое описание

Целью данной работы является изучение особенности экологической культуры и определение наиболее эффективных условий ее воспитания у детей дошкольного возраста.

Содержание

Введение с.3
1. Теория экологического вос
1.1. Современное экологическое образование с.6
1.2. Формирование у дошкольников первичных представлений об экологическприроде с.9
1.3. Морально – ценностный подход к проблеме отношения детей к окружающей среде с.12
1.4. Познавательный потенциал экологических знаний в условиях комплексного использования разных видов деятельности детей в природе с.17
2. Экспериментальное исследование процесса воспитания экологической культуры у дошкольников
2.1. Выявление уровня сформированности экологических знаний у дошкольников (методика и результаты констатирующего эксперимента) с.21
2.2. Методика совершенствования работы по воспитанию экологической культуры у дошкольников (организация и содержание формирующего эксперимента) с.28
2.3. Анализ результатов исследования с.33
Выводы с.38 Библиография Приложение с.42

Вложенные файлы: 1 файл

что-то умное.doc

— 348.50 Кб (Скачать файл)

     Анализ теоретических положений  и методических выводов позволил  предоставить результаты опытно-экспериментальной  работы, проведённой  на базе  дошкольного учреждения «Ромашка»  г. Вольногорска по воспитанию экологической культуры у детей дошкольного возраста. Проследила динамику изменения уровня сформированности экологических знаний в процессе экспериментальной работы. При прочих равных условиях на начальном этапе формирования эксперимента уровень развития детей в контрольной и экспериментальной группах был приблизительно одинаков. Анализ результатов экспериментальной группы до и после формирующего эксперимента свидетельствует об эффективности разработанной мной методики совершенствования работы. Экспериментальная группа улучшила свои результаты. Высокий уровень развития возрос с 10% до 40%, также возросли показатели среднего уровня с 40% до 60%, а низкого уровня не стало вообще.

     В процессе работы были замечены  такие изменения: дети заметно  расширили свои экологические представления, своё умение устанавливать причинно-следственные связи; возрос интерес к объектам и явлениям природно-предметного мира, а также эмоциональная реакция на «непорядки» в их использовании, оценочные суждения о них; появилось желание соблюдать нормы и правила поведения в окружающей среде, направленное на сохранение ценностей природного мира.

     Разумеется, моё исследование не  претендует на достаточно полное, так как вопрос всё ещё остаётся  актуальным. Однако в плане развития  методики по воспитанию экологической культуры у детей переработаны известные методические аспекты и адаптированы для детей старшего дошкольного возраста в конкретных условиях детского учреждения «Ромашка» г. Вольногорска.

     Экологические знания в воспитательно-образовательной работе дети получали как на занятиях, так и в процессе комплексного использования разных видов деятельности (наблюдениях, играх, в поисково-исследовательской деятельности и других). Свою работу я строила на следующих основных принципах:

     - во-первых, на тщательном, обусловленном  возрастными возможностями материале;

     - во-вторых, интеграции работы с  различными направлениями воспитательной  работы и видами деятельности  детей (ознакомление с природой, игры);

     - в-третьих, активного включения детей;

     - в-четвёртых, использовала личный  пример, который являлся очень  ценным в воспитании.

     Исходя из анализа опытно-экспериментальной  работы, можно прийти к выводу, что моя гипотеза о том, что  воспитание экологической культуры  у детей старшего дошкольного возраста осуществляется успешно, если создать такие педагогические условия:

  1. Давать детям систематические экологические знания; научить ребёнка любить жизнь, природу, людей, себя, активно познавать мир, в который пришёл;
  2. Формировать у детей систему экологических знаний о предметах и явлениях природы, т.е. изучать   сами предметы и явления в природе, связи и отношения, которые существуют между ними;
  3. Развивать моральные чувства, формировать моральное сознание и овладевать навыками и привычками морального поведения;
  4. Давать экологические знания в условиях комплексного использования разных видов деятельности детей в природе, подтвердилась.

           
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                   Литература

 

  1. Базовий компонент дошкільної освіти на Україні / Під ред. журналу «Дошкільне виховання» - К., 2002, с.14
  2. Богданец Т., Экологические знания – первое представление о мире //Дошкольное воспитание, 2003, № 12, с.52
  3. Веретенникова С.А. Ознакомление дошкольников с природой. -М.,Просвещение, 1973, с.44
  4. Гайдамак А. Социально-экологический идеал // Дошкольное воспитание, 1990, № 1, с. 71
  5. Гиляров А. Человек и животные. Этика отношений // Наука и жизнь, 1976, № 12, с.132
  6. Глухова  Н. Емоційне спілкування дитини з природою як умова творчого осягнення світу// Дошкільне виховання, 2001, № 10, с.10
  7. Грицан М. Сучасна екологічна освіта: передумови, принципи, завдання, // Дошкільне виховання, 2001, № 10, с.6-7
  8. Джигирей В.С. Екологія та охорона навколишнього середовища. –К., Знання, 2000, с.20
  9. Запольський А.К., Салюк А.І. Основи екології. –К., Вища школа, 2001, с.42
  10. Ибраимова М. Воспитание у детей заботливого отношения к животным, Дошкольное воспитание, 1990, № 1, с.30
  11. Как знакомить дошкольников с природой  /Под. ред.. П.Г. Саморкуовой.- М., просвещение, 1983, с.42, 74
  12. Лихачёв Б.Т. Екология личности / Педагогика.- 1993, № 2, с.19-21
  13. Локк  Дж. Мысли о воспитании // История дошкольной зарубежной педагогики: Хрестоматия. – М., 1974, с.86
  14. Лупійко Л. Екологічна культура та народні природознавчі традиції // Палітра педагога, 2004, № 1, с. 9
  15. Лисенко Н.В. Практична екологія для дітей. Ів.-Франківськ: Сі версія, 1999, с.
  16. Манасеина М.М. О воспитании ума (до 8 лет) //Антология педагогической мысли России второй половины 19 – начала 20 вв. /Сост. П.А. Лебедев. – М., 1990, с.409
  17. Маршицька В. Екологічне виховання: соціально-моральні задачі //Дошкільне виховання, 2003, № 11, с. 7
  18. Песталоцци И.Г. Дневник Песталоцци о воспитании сына // История зарубежной дошкольной педагогики: Хрестоматия.-М.,1974, с.163, 139
  19. Плохій З.П. Вітальна цінність природи // Дошкільне виховання, 2000, № 11, с.6-7
  20. Плохій З.П. Виховання екологічної культури дошкільників //Під ред. журналу «Дошкільне виховання» - К., 2002, с.5,13, 17, 95, 126
  21. Поддъяков Н. Сенсация: открытие новой ведущей деятельности //Педагогический вестник. 1997, № 1, с.6
  22. Сухомлинський В.О. Вибрані твори. В 5-ти томах.Т.3 - К.: Рад. школа, 1977, с.17, 56, 60, 86, 242, 554
  23. Тарасенко Г.С. Паросток  Тернопіль, Навчальна книга – Богдан, 2003, с.14
  24. Я познаю мир: Дет. энцикл.: Экология /Авт. Сост. Чижевский А.Е. М.: «Издательство АСТ-ЛТД», Олимп, 1988, с.

Информация о работе Воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста