Гражданское и духовно-нравственное воспитание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 15:08, лекция

Краткое описание

Общемировымм идеалом гуманистич-о восп-я явл-ся всесторонне и гармонично развитая личность (статичная хар-ка), саморазв-я и самореал-я личности (динамич. хар-ка). Цель: создание усл. для саморазв-я и самореал-и личности в гармонии с собой и общ-ом. Саморазв-я и самореал-я – важн.составл. социализации. Социализация – это 1.вхождение чел-ка в социум; 2. пр-сс форм-я личности в опр.соц.условиях, в ходе ктрых чел-к усваивает накопленный предшеств. поколениями соц. опыт. Усл. соц-ии:

Вложенные файлы: 1 файл

lekcii-648.doc

— 311.50 Кб (Скачать файл)

Двигательная активность успешна  тогда, когда человек владеет  соответствующими ЗУН. Опираясь на них  ученик может управлять своими действиями в различных условиях (ситуациях). Двигательные умения формируются в процессе выполнения соответствующих движений: естественный (ходьба, бег, прыжки) и не имеющих аналогов в природе (занятия на тренажерах, снарядах).

4.Воспитание устойчивого интереса  и потребности в систематических  занятиях ФК.

В основе здорового образа жизни  лежит постоянная внутренняя готовность личности к физическому самосовершенствованию. Она является результатом регулярных занятий при «+» отношении к ним. Интерес и удовольствие, получаемое при занятиях постепенно переходит в привычку, которая затем превращается в устойчивую потребность, сохраняющуюся долгие годы.

5.Приобритение необходимого минимума  знаний в области гигиены и  медицины, ФК и спорта.

Школьники должны получить четкие представления  о режиме, личной гигиене, о значении ФК в укреплении здоровья, поддержании работоспособности, о вреде курения, алкоголизма, наркомании и т.д.

Для решения обозначенных задач  используются различные средства воспитания ФК:

1.Физические упражнения (ФУ) – это  двигательные действия, специально организованные и сознательно выполняемые в соответствии с закономерностями и задачами физического воспитания. Виды: игра, туризм, спорт, гимнастика (избирательное воздействие на организм или его отдельные системы и функции, виды: основная, гигиеническая, спортивная, художественная, производственная, лечебная).

В школе на уроках ФК преимущественно  занимаются основной гимнастикой: построение, обще развивающие упражнения с предметами и без них, лазание и перелазание, упражнения на равновесие, ходьба, бег, прыжки, метание, элементарные акробатические упражнения.

Игра развивает физические силы ребенка, удовлетворяя естественную тягу школьников к двигательной активности. Обеспечивают коллективные переживания, формирование чувства «локтя», победы, радости, укрепляют дружеские отношения. В начальной школе преобладают подвижные игры, в основной и старшей школе – спортивные игры.

Туризм. К нему относят прогулки, экскурсии, поход, путешествия, организуемые для ознакомления школьников с родным краем, его природными, историческими и иными достопримечательностями. Туристические мероприятия закаляют, формируют выносливость, прикладные навыки, опыт коллективной жизнедеятельности, руководству и учению.

Туристические походы:

1.пешие, лыжные, водные, велосипедные;

2.летние, зимние, осенние, весенние.

В отличие от предыдущих видов ФК спорт всегда связан с достижением  максимальных результатов в отдельных видах ФУ. Для выявления лучших результатов и определения победителей в школах регулярно проводятся спортивные соревнования. Соревнования среди младших школьников – упражнения в объеме учебной программы; среди старших школьников – по программам отдельных видов спорта.

2.Естественные силы природы:  солнце, воздух, море.

В комплексе с упражнениями они  значительно усиливают оздоровительное воздействие на учащихся.

ФВ и развитие предполагают обеспечение  гигиенического режима занятия, рационального  режима учебного труда, отдыха, питания, сна. Важно также и соблюдение санитарно-гигиенических норм, строительство и содержание жилья и других зданий и помещений.

26. Понятие о методе  воспитания. Методы формирования  сознания личности, взглядов, убеждений.

В динамическом педагогическом процессе учителю приходится решать множество  разнообразных задач воспитания. Все они являются задачами социального управления, так как направлены на гармоничное развитие личности, поэтому эффективность решения задач воспитания зависит от того, на сколько грамотно учитель спрогнозирует конечный результат воспитания, продумает путь его достижения и подберет необходимые методы воспитания (МВ).

МВ – это 1.способ профессионального  воздействия учителя на ученика  с целью решения воспитательных задач; 2.научно-обоснованный способ педагогически  целесообразного взаимодействия с  детьми, организации и самоорганизации их жизни, психолого-педагогического воздействия на их сознание и поведение, стимуляция деятельности и самовоспитания.

Отражая двуединый характер педагогического  процесса МВ служат механизмами, которые  обеспечивают взаимодействия его субъекта. Это в/действие строится не на равных началах, а в условиях направляющей роли учителя.

Отличительные признаки МВ:

1.Каждый МВ – это особым  образом организованная педагогическая  деятельность, направленная на решение конкретных задач.

2.Метод обусловлен объективными  социальными и природными свойствами человека, его психики.

3.Методу присуща специфическая  педагогическая функция, связанная  с его возможностями в решении определенного круга задач.

4.Оказывая влияние на формирование  личности в целом, МВ доминирует  в развитии, изменении, устранении лишь определенных качеств.

МВ включают определенных набор  методических приемов. По отношению  к методам прием не имеет самостоятельной педагогической задачи. Одни и те же приемы могут входить в структуру разных методов и, наоборот, один и тот же метод может реализовываться через разные приемы.

МВ и приемы взаимосвязаны и  могут переходить друг к другу. Например: беседа является самостоятельным методом формирования сознания, взглядов, убеждений, но может быть приемом в реализации метода приучения.

В единстве с методами и приемами воспитания применяются средства воспитания: различные виды деятельности (игровая, учебная и т.д.); предметы, произведения материальной и духовной культуры.

В процессе решения задач воспитания используются разнообразные методы, что требуют знания их классификации. МВ:

1.Методы формирования  сознания (рассказ, объяснения, разъяснения).

2.Методы организации деятельности и формирования опыта поведения (упражнения, поручения и т.д.).

3.Методы стимулирования (наказание, поощрение, соревнования).

4.Методы контроля, самоконтроля  и самооценки в воспитании.

5.Методы самовоспитания.

Помня о многообразии МВ важно понимать, что в реальном педагогическом процессе они реализуются во взаимодействии.

Важную роль в выборе МВ играют, адекватно их специфики, виды влияния, которые являются механизмом воздействия учителя на ученика.

Влияние – это форма осуществления  функций учителя, его деятельность в едином процессе социального воздействия, приводящая к изменению каких-либо индивидуальных особенностей учащихся, их поведения, сознания.

Виды влияния:

1.направленное – воздействие  учителя на определенных детей  или конкретные качества, поступки:

а) прямое – непосредственное проявление учителем совей позиции и связанных с ней требований к учащемуся.

б) косвенное – воздействие, направленное не на объект влияния, а на окружающую его среду.

2.ненаправленное – воздействие  не нацелено на определенный  объект.

Виды влияния:

1.индивидуально-специфическое –  воздействие учителя, выражающееся в передаче учащимся еще не освоенных ими образцов поведения, в которых выражаются его индивидуально-психологические качества.

2.функционально-ролевые – воздействие  учителя во взаимодействии с  учащимся, выражающееся в выполнении присущих учителю функций через ролевые способы поведения, раскрывающая те или иные социальные ценности, поступки, качества и т.д.

Названные виды влияния реализуются  с помощью определенных способов влияния (механизмов воздействия в воспитании).

Способы влияния:

1.Убеждение – это логически аргументированное воздействие учителя на рациональную сферу сознания учащегося. Цель: создание, усиление, изменение взглядов, мнений, оценок и т.д. у учащегося с тем, чтобы он принял точку зрения убеждающего и следовал ей в своей деятельности. Убеждение всегда включает в себя определенную систему доводов, аргументов, которые обосновывают выдвигаемые пожелания. Особенностью убеждения является то, что степень убеждающего воздействия зависит от степени заинтересованности в этом ученика.

2.Внушение – это механизм воздействия учителя на сознание ученика, связанный со снижением сознательности и критичности при восприятии и реализации внушаемого, при отсутствии целенаправленного, активного его понимания. Направлено на снятие своеобразных барьеров на пути к новым сведениям, способов, действий, аргументация заменяется констатацией внушаемого. Особенность заключается в его направленности не на логику и разум, а на готовность ученика получить инструкцию, распоряжение, указание.

3.Заражение – это общественно психологический механизм воспитания, выражающий бессознательную подверженность учащихся эмоциональному воздействию учителя в условиях непосредственного общения с ним. Осуществляется через передачу психологического настроя. Эффект заразительности определяется не только силой эмоционального заряда, но и самим фактов межличностного взаимодействия.

4.Подражание – это способ  усвоение традиций общества, механизм  сознательного или бессознательного  усвоения учениками опыта учителя  (манеры, стиль поведения, привычки и т.д.). Подражание это следование примеру или образцу, который проявляется в повторении одним человеком поступков других людей, копировании их отдельных черт.

Возрастные особенности подражания: от рождения и до поступления в  школу объектами подражания выступают взрослые, глядя на которых ребенок учится действовать в мире предметов.

1–3 года – ребенок  воспроизводит  внешние действия и словесные  реакции взрослых.

Дошкольный возраст – подражание поступкам взрослых, включая сложную  внутреннюю переработку полученных образцов.

Младший школьный возраст – копирует и принимает личностные качества взрослого.

Подростковый возраст – подражание взрослым постепенно сменяется взаимоподражанием.

Юность – основную роль в выборе объекта подражания начинают играть ценности, убеждения, взгляды.

Методы формирования сознания, взглядов, убеждений личности.

1. Рассказ – это последовательное изложение преимущественно фактического материала в описательной или повествовательной форме. Требования: лаконичность, четкость, последовательность и доказательность изложения, образность, эмоциональность, учет возрастных особенностей, не продолжительность.

Воздействуя на чувства, рассказ помогает понять смысл норм поведения, ценностных установок.

Задачи:

1.Вызвать «+» нравственные чувства или негодование по поводу «-» поступков героев.

2.Раскрыть содержание нравственных  понятий и норм поведения.

3.Предъявлять образ нравственного  поведения и вызвать стремление  следовать ему.

2. Объяснение – это доказательное изложение, основанное на использовании логически выстроенных умозаключений, устанавливающих истинность суждений.

3. Беседа – это вопросно-ответный метод адекватного взаимодействия учителя и учащегося.

Беседу можно определить как  совокупность вопросов, последовательно  предъявляемых школьникам. Виды вопросов: основные, дополнительные, наводящие и уточняющие.

В зависимости от логики развертывания  мыслительных процессов беседа может  быть индуктивной или дедуктивной. По форме организации беседа может  быть индивидуальной, парной, фронтальной.

В решении воспитательных задач  беседа призвана привлечь учащихся к  оценке событий, явлений, формулировке адекватного отношения к ним. Эффект воспитывающего воздействия беседы выше, если она опирается на личный опыт ученика, факты, раскрывающие те или иные стороны действительности.

Структура воспитательной беседы:

1.Начало (обоснование темы беседы).

2.Основной этап (собственно беседа).

3.Окончание (подведение итогов, обобщение всех высказанных мнений, формулировка наиболее рациональной точки зрения, построение программы дальнейших действий).

4. Дискуссия – это познавательный спор, полемика, направленная на поиск истины обсуждаемой проблемы. В дискуссии ведущая роль принадлежит учителю, но это не означает, что его мнение является единственно верным.

5. Диспут как МВ не требует определенных и окончательных решений. И диспут, и дискуссия основаны на закономерности, утверждающей, что знания добытые в ходе столкновения мнений отличаются высокой мерой обобщенности, стойкости и гибкости. Диспут соответствует возрастным особенностям старшеклассников. Он позволяет анализировать чужую и высказывать свою точку зрения, отстаивать свои взгляды, убеждения. Формирует умение признавать справедливость чужой позиции.

6. Пример – это целеустремленное и планомерное воздействие на сознание и поведение школьников. Системы «+» примеров, призваны служить образцом для подражания, основой формирования идеалов, стимулом и средством самовоспитания. Воспитательное значение примера определяется его общественной ценностью. В нем закреплен социальный опыт, результаты деятельности, поведения людей. «+» пример как конкретное историческое явление перерастает в само воздействие за счет усвоения школьником нравственно-эстетической привлекательности, идеала, образца.

Информация о работе Гражданское и духовно-нравственное воспитание