Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 15:08, лекция
Общемировымм идеалом гуманистич-о восп-я явл-ся всесторонне и гармонично развитая личность (статичная хар-ка), саморазв-я и самореал-я личности (динамич. хар-ка). Цель: создание усл. для саморазв-я и самореал-и личности в гармонии с собой и общ-ом. Саморазв-я и самореал-я – важн.составл. социализации. Социализация – это 1.вхождение чел-ка в социум; 2. пр-сс форм-я личности в опр.соц.условиях, в ходе ктрых чел-к усваивает накопленный предшеств. поколениями соц. опыт. Усл. соц-ии:
Среди учеников можно встретить «-» отношение к подражанию «+» примерам. Часто оно основано на обыденном понимании подражания как механического копирования внешних сторон поведения других людей. Поэтому призыв к подражанию может восприниматься ими как принижение их самостоятельности и индивидуальности.
Действие примера: стабильно длительное/
По типу воздействия примеры делятся на:
1.непосредственного влияния (
2.опосредованного влияния (
Условия эффективности метода примера:
1.Обеспечение высокой личной примерности воспитателя.
2.Общественная ценность
3.Реальность достижения целей.
4.Пропаганда принципов жизни своей группы, близость или совпадение с интересами испытуемых.
5.Яркость, эмоциональность,
6.Сочетание примера с другими МВ.
7. Убеждение. Является незаменимым в формировании мировоззрения, гражданских и политических качеств, убеждений. Метод оперирует к уму, логике, опыту, чувствам человека, обеспечивает добровольное принятие им тех или иных идей, их внутреннее осмысление и перевод в мотивы деятельности. Предполагает оперирование системой объективной информации, разъяснения, доказательности, логическое обоснование, выводы. Большой убедительной силой обладают факты, цифровые данные, диаграммы и т.д.
Пути убеждения: словом; делом.
Средства убеждения: логические выводы; примеры; цифровые данные; факты.
Формы убеждения: поступки; текущие события общественной жизни.
27. Понятие о методе воспитания. Методы организации деятельности и формирования опыта поведения.
В динамическом педагогическом процессе
учителю приходится решать множество
разнообразных задач
МВ – это 1.способ профессионального воздействия учителя на ученика с целью решения воспитательных задач; 2.научно-обоснованный способ педагогически целесообразного взаимодействия с детьми, организации и самоорганизации их жизни, психолого-педагогического воздействия на их сознание и поведение, стимуляция деятельности и самовоспитания.
Отражая двуединый характер педагогического процесса МВ служат механизмами, которые обеспечивают взаимодействия его субъекта. Это в/действие строится не на равных началах, а в условиях направляющей роли учителя.
Отличительные признаки МВ:
1.Каждый МВ – это особым
образом организованная
2.Метод обусловлен
3.Методу присуща специфическая педагогическая функция, связанная с его возможностями в решении определенного круга задач.
4.Оказывая влияние на
МВ включают определенных набор методических приемов. По отношению к методам прием не имеет самостоятельной педагогической задачи. Одни и те же приемы могут входить в структуру разных методов и, наоборот, один и тот же метод может реализовываться через разные приемы.
МВ и приемы взаимосвязаны и могут переходить друг к другу. Например: беседа является самостоятельным методом формирования сознания, взглядов, убеждений, но может быть приемом в реализации метода приучения.
В единстве с методами и приемами воспитания применяются средства воспитания: различные виды деятельности (игровая, учебная и т.д.); предметы, произведения материальной и духовной культуры.
В процессе решения задач воспитания используются разнообразные методы, что требуют знания их классификации. МВ:
1.Методы формирования сознания (рассказ, объяснения, разъяснения).
2.Методы организации деятельности и формирования опыта поведения (упражнения, поручения и т.д.).
3.Методы стимулирования (наказание, поощрение, соревнования).
4.Методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании.
5.Методы самовоспитания.
Помня о многообразии МВ важно понимать, что в реальном педагогическом процессе они реализуются во взаимодействии.
Помня о многообразии МВ важно понимать, что в реальном педагогическом процессе они реализуются во взаимодействии.
Важную роль в выборе МВ играют, адекватно их специфики, виды влияния, которые являются механизмом воздействия учителя на ученика.
Влияние – это форма осуществления функций учителя, его деятельность в едином процессе социального воздействия, приводящая к изменению каких-либо индивидуальных особенностей учащихся, их поведения, сознания.
Виды влияния:
1.направленное – воздействие учителя на определенных детей или конкретные качества, поступки:
а) прямое – непосредственное проявление учителем совей позиции и связанных с ней требований к учащемуся.
б) косвенное – воздействие, направленное не на объект влияния, а на окружающую его среду.
2.ненаправленное –
Виды влияния:
1.индивидуально-специфическое – воздействие учителя, выражающееся в передаче учащимся еще не освоенных ими образцов поведения, в которых выражаются его индивидуально-психологические качества.
2.функционально-ролевые –
Названные виды влияния реализуются с помощью определенных способов влияния (механизмов воздействия в воспитании).
Способы влияния:
1.Убеждение – это логически аргументированное воздействие учителя на рациональную сферу сознания учащегося. Цель: создание, усиление, изменение взглядов, мнений, оценок и т.д. у учащегося с тем, чтобы он принял точку зрения убеждающего и следовал ей в своей деятельности. Убеждение всегда включает в себя определенную систему доводов, аргументов, которые обосновывают выдвигаемые пожелания. Особенностью убеждения является то, что степень убеждающего воздействия зависит от степени заинтересованности в этом ученика.
2.Внушение – это механизм воздействия учителя на сознание ученика, связанный со снижением сознательности и критичности при восприятии и реализации внушаемого, при отсутствии целенаправленного, активного его понимания. Направлено на снятие своеобразных барьеров на пути к новым сведениям, способов, действий, аргументация заменяется констатацией внушаемого. Особенность заключается в его направленности не на логику и разум, а на готовность ученика получить инструкцию, распоряжение, указание.
3.Заражение – это общественно психологический механизм воспитания, выражающий бессознательную подверженность учащихся эмоциональному воздействию учителя в условиях непосредственного общения с ним. Осуществляется через передачу психологического настроя. Эффект заразительности определяется не только силой эмоционального заряда, но и самим фактов межличностного взаимодействия.
4.Подражание – это способ
усвоение традиций общества, механизм
сознательного или
Возрастные особенности
1–3 года – ребенок
Дошкольный возраст –
Младший школьный возраст – копирует и принимает личностные качества взрослого.
Подростковый возраст –
Юность – основную роль в выборе объекта подражания начинают играть ценности, убеждения, взгляды.
Методы организации
Человек как субъект труда, общения и познания формируется в процессе деятельности, которая всегда состоит из определенных операций и действий.
Операции – это процессы, цели которых находятся не в них самих, а в том действии, элементом которого они являются.
Действия – это процессы, мотивы
которых находятся в той
Воспитательный процесс предполагает переход учителя от управления операциями к управлению действиями, а затем и деятельности в целом.
Выделяют следующие наиболее общие закономерности руководства к деятельности и формирования опыта поведения:
1.Все виды деятельности, имеющие общественные цели, потенциально обладают определенными развивающими и воспитывающими возможностями.
2.Каждый вид деятельности
3.Даже объективно ценная для
общества деятельность не
4.В итоге педагогических
5.По отношению к формированию
личности школьника
1.Приучение – наиболее эффективно на ранних этапах формирования опыта того или иного вида деятельности. Условия реализации:
1.Ясное представление о том,
что должно быть усвоено
2.Выражение образцов
3.Лимитированность действия
Выработка привычки требует времени. В начале важно добиться точности производимых действий, а затем их быстроты. При этом нельзя забывать о контроле, который требует:
1.благожелательного и заинтересованного отношения учителя к ученику.
2.выявления и анализа
3.обсуждения способов их
4.постепенного перехода к
Метод приучения варьирует в зависимости от возраста и условий воспитания. Так в младших классах не всегда можно ставить прямую задачу овладения тем или иным способом поведения. Формы общественного поведения старших дошкольников отличаются обобщенностью, легко проявляются в разных ситуациях.
2.Упражнения – это система организации повседневной жизни, процесса обучения, деятельности, которая позволяет школьникам:
1.накапливать опыт
2.развивать их индивидуальные качества, чувства, волю.
3.формировать «+» привычки.
4.обеспечивать единство знаний, убеждений и поведения, слова и дела.
Метод упражнения тесно связан с
методом приучения. Однако, в основе
приучения лежит овладение
Упражнение в воспитании это не механическая тренировка. Оно осуществляется в процессе сознательного преодоления трудностей при решении различных типов задач предусмотренных школьными программами. Упражнения обеспечивают увлечение школьников в систематическую специально организованную общественно полезную деятельность, в ходе которой вырабатываются привычки, умения, опыт. Средства упражнения:
1.Соблюдение порядка обучения.
2.Решение познавательных
3.Общественные поручения.
4.Выполнение деятельности.
Условия эффективности:
1.Связь с другими МВ.
2.Обеспечение сознательности
3.Обеспечение нормальных
4.Последовательность, системность, разнообразие.
5.Постоянный контроль и
3.Создание воспитывающих
Информация о работе Гражданское и духовно-нравственное воспитание