Дети и театральная деятельность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2012 в 18:59, курсовая работа

Краткое описание

Выдающийся режиссер и актер К.С.Станиславский в своей книге «Работа актера над собой», характеризуя детскую игру, говорит, что игра ребенка отличается верой в подлинность и правду вымысла. Стоит ребенку только сказать себе «…как будто бы», и вымысел живет уже в нем. При этом у ребенка замечается еще одно свойство: дети знают, чему они могут верить и чего не надо замечать.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа Говоровой М. Д-09-31-З.docx

— 163.82 Кб (Скачать файл)

 Определения

 

Способность - сложное синтетическое образование, которое включает в себя целый ряд данных, без которых человек не был бы способен к какой - либо конкретной деятельности, и свойств, которые лишь в процессе определенным образом организованной деятельности вырабатываются.

 

 Творчество – способность создавать нечто новое, оригинальное, создание новых по замыслу культурных, материальных ценностей.

 

Креативность - творческий потенциал  являются в различных формах и  видах деятельности, связанных с  созданием тех или иных предметов, продуктов деятельности, активности.

 

Творческие способности  – это индивидуальные особенности  качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.

 

Мышление – одно из высших проявлений психики, процесс познавательной деятельности индивида, характерный обобщенным и опосредованным отражением действительности; это анализ, синтез, обобщение условий и требований решаемой задачи и способов ее решения.

 

Воображение – психическая деятельность, заключающаяся в создании представлений и мысленных ситуаций, никогда в целом не воспринимавшихся человеком в действительности.

 

Театрализация – художественно-эстетическое, игровое действо, предполагающее сознательное и активное перевоплощение в «другого», ролевое вхождение в заданную среду.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Чуткость, восприимчивость  к красоте в детские годы несравненно  глубже, чем в поздние периоды  развития личности. Потребность в  красивом утверждает моральную красоту, рождая непримиримость ко всему пошлому, уродливому.

                                                                            В. А. Сухомлинский

 

Мир детства, внутренний мир  ребенка – ключ ко многим волнующим  проблемам нашей жизни. Раскрыть заветную дверь в мир детского сознания помогает игра. Игра связывает  детей между собой, детей с  взрослыми в единое волшебное  целое. И если ребенок начинает доверять вам, верить – значит, можно творить, фантазировать, воображать.

   Выдающийся режиссер и актер К.С.Станиславский в своей книге «Работа актера над собой», характеризуя детскую игру, говорит, что игра ребенка отличается верой в подлинность и правду вымысла. Стоит ребенку только сказать себе «…как будто бы», и вымысел живет уже в нем. При этом у ребенка замечается еще одно свойство: дети знают, чему они могут верить и чего не надо замечать.

  Уберечь  от эстетической глухоты –  значит сделать шаг к гармонии.

   В игре ребенок не только узнает об окружающем мире, законах общества, человеческих отношениях, но и учится жить в этом мире, а это требует творческой активности личности (внимания, воображения, логики, эмоциональной памяти, хорошо развитой речи, мимики), т.е. умения держать себя в обществе. Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый ребенок хочет сыграть свою роль. Но как это сделать? Как научить малыша играть, брать на себя роль и действовать? Этому поможет театр. Театрализованные игры пользуются у детей неизменной любовью.

Большое и разностороннее влияние театрализованных игр на личность ребенка позволяет использовать их как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство, ведь малыш во время игры чувствует себя более раскованно, свободно, естественно.

Изучение психолого-педагогической и методической литературы, передового опыта показывает, что в настоящее  время накоплен большой теоретический  и практический опыт организации  театрально-игровой деятельности в  детском саду. Вопросы, связанные  с организацией и методикой театрализованной деятельности, широко представлены в  работах отечественных педагогов, ученых, методистов: Н. Карпинской, А. Николаичевой, Л. Фурминой, Л. Ворошниной, Р. Сигуткиной, И. Реуцкой, Л. Бочкаревой, И. Медведевой, Т. Шишковой и др. В настоящее время, благодаря усилиям ученых, методистов и практиков, работа с детьми по театрализованной деятельности получила научное обоснование и методическую проработку. Ученые единодушны во мнении, что театр является одной из самых ярких, красочных и доступных восприятию ребенка сфер искусства. Он доставляет детям радость, развивает воображение и фантазию, способствует творческому развитию ребенка и формированию базиса его личностной культуры. По эстетической значимости и влиянию на общее развитие ребенка театрализованной деятельности по праву принадлежит почетное место рядом с музыкой, рисованием и лепкой. Таким образом, театрализованная деятельность является эффективным средством гармоничного развития ребенка, в том числе его творческих способностей. 

Цель  исследования – определить особенности развития творческих способностей детей средствами театрализованной деятельности.

Объект  исследования – процесс развития творческих способностей детей.

Предмет исследования – театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.

Гипотеза – Эффективность развитие и формирование творческих способностей с детьми дошкольного возраста зависит от использования театральной деятельности.

Задачи: 

1.Проанализировать  психологическую,  методическую и  историческую литературу  по данной теме.

2.Изучить  процесс развития  творческих способностей

3.Изучить  театрализованную  деятельность детей  старшего дошкольного  возраста и условия  её возникновения  и организации

4.Провести  опытно-экспериментальную работу подтверждающие театрализованной деятельности на  развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.

Методы  исследования: анализ психолого-педагогической, методической, и другой научной литературы, наблюдение продуктивности детской деятельности, анкетирование. Указанные методы используются в определенной системе, для которой характерно возрастание роли тех или иных методов на отдельных этапах исследований Н. А.Ветлугиной, О.П. Радыновой, Е.А.Медведевой,Б. П. Никитин, В.Г. Петровой .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Организация театрализованной  деятельности в детском саду  и ее влияние на развитие  личности ребенка.

 

    1. Особенности  театрализованной деятельности в детском саду

    Творческие способности у детей проявляются и развиваются на основе театрализованной деятельности. Эта деятельность развивает личность ребенка, прививает устойчивый интерес к литературе, музыке, театру, совершенствует навык воплощать в игре определенные переживания, побуждает к созданию новых образов, побуждает к мышлению. Существует проблема, волнующая многих педагогов, психологов, родителей: у одних детей возникают страхи, срывы, заторможенность, а у других, наоборот, развязанность и суетливость. У детей часто отсутствуют навыки произвольного поведения, недостаточно развиты память, внимание и речь. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятие сжатости, обучения чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Все это может дать театрализованная деятельность. Являясь наиболее распространенным видом детского творчества, именно драматизация, связывает художественное творчество с личными переживаниями, ведь театр обладает огромной силой воздействия на эмоциональный мир ребенка.

      Под театрализованными играми ученые понимают «игры в театр», «сюжетами которых служат хорошо известные сказки или театральные представления по готовым сценариям». Было установлено, что театрализованные игры отличаются от сюжетно-ролевых, не только сюжетом, но и характером игровой деятельности. Театрализованные игры являются играми-представлениями, которые имеют фиксированное содержание в виде литературного произведения, разыгрываемого детьми в лицах. В них, как в настоящем искусстве, с помощью таких выразительных средств, как интонация, мимика, жест, поза и походка, создаются конкретные образы. [3,с.3]

Классификация театрализованных игр

Артемова Л. В. предлагает все театрализованные игры разделить на две основные группы: режиссерские игры и игры-драматизации. К режиссерским играм относят: настольный, теневой театр, театр на фланелеграфе. Где ребенок или взрослый не являются действующими лицами, а только создают сцену, ведет роль игрушечного персонажа - объемного или плоскостного. Ребенок действует за него, изображает его интонацией, мимикой.

  Драматизация основана на  собственных действиях исполнителя  роли, который при этом может  использовать куклы. Театрализованные  игры как разновидность сюжетно-ролевой  игры сохраняют их типичные  признаки: содержание, творческий замысел,  роль, сюжет, ролевые и организационные  действия и отношения. Но в  отличии от сюжетно- ролевых игр, театрализованные развиваются по заранее подготовленному сценарию в основе которого- содержание сказки, стихотворения, рассказа.[1,с.14]

       Сорокиной Н.Ф. была предложена методика работы с детьми по театральной деятельности на занятиях. Работа эта строится поэтапно:

1) на первом этапе дети коллективно  воспроизводят текст сказки;

2) на втором этапе одному ребенку  предлагается читать за всех  персонажей сказки;

3) на третьем этапе дети выполняют  ряд творческих заданий(выразить радость, страх и т.п.);

4) на четвертом этапе осуществляется  чтение сказки по ролям и  т.п.

Задачи  работы по театрализованной деятельности в детском саду

  • Вызывать интерес к театрализованной деятельности, желание выступать вместе с коллективом сверстников.
  • Побуждать к импровизации с использованием доступных каждому ребенку средств выразительности (мимика, жесты, движения и т.п.). Помогать в создании выразительных средств.
  • Способствовать тому, чтобы знания ребенка о жизни, его желания и интересы естественно вплетались в содержание театрализованной деятельности.
  • Учить согласовывать свои действия с действиями партнера (слушать, не перебивая; говорить, обращаясь к партнеру).
  • Учить выполнять движения и действия соответственно логике действий персонажей и с учетом места действия.
  • Вызывать желание произносить небольшие монологи и развернутые диалоги (в соответствии с сюжетом инсценировки).
  • Познакомить детей с историей театра марионеток и театра теней.
  • Научить управлению простейшей куклой – марионеткой с применением разнообразных движений (поворот туловища, ходьба), согласовывать свои действия с действиями партнеров. [4,с.11]

Анализ методической литературы показывает, что при разработке театрально-игровой  деятельности ученые и практики обращали особое внимание на развитие детского творчества. В результате были найдены  интересные методические приемы, например:

- предложить детям самостоятельно  придумать сюжет с двумя воображаемыми  игрушками и обыграть его; прочитать  детям знакомую сказку и предложить  им придумать новую, но с  теми же персонажами (О. Лагуткина);

- предложить детям нетрадиционный  набор кукол для сочинения  сценок и пьес для разноконтрастных  ролей – Деда Мороза и Лягушки,  Снегурочки и Петрушки (Т. Неменова);

- предоставить детям возможность  для исполнения контрастных ролей  – старого медведя и маленького  медвежонка, злой собаки и беззащитного  щенка (Г. Прима). [14,с.12]

Занятия  по театрализованной деятельности в детском саду

 По мнению М.Н. Маханевой («Театрализованные занятия в детском саду») целесообразно остановить внимание на содержании занятий по театрализованной деятельности в детском саду. Они могут включать в себя:

- Просмотр кукольных спектаклей  и беседы по ним;

- Игры - драматизации;

- Подготовку и разыгрывание  разнообразных сказок и инсценировок;

- Упражнения по формированию  выразительности исполнения;

- Отдельные упражнения по этике;

- Упражнения в целях социально- эмоционального развития детей.

  Занятия по театрализованной  деятельности должны преследовать  одновременное выполнение трех  основных целей: 

1. Развитие речи и навыков  театрализовано-исполнительской   деятельности;

2. Создание атмосферы творчества;

3. Социально - эмоциональное развитие детей.

Занятия  в основном строится по единой схеме:

- введение в тему, создание эмоционального  настроения;

- театрализованная деятельность (в  разных формах), где воспитатель  и каждый ребенок имеют возможность  реализовать свой творческий  потенциал;

- эмоциональное заключение, обеспечивающее  успешность театрализованной деятельности.

Таким образом, развитию уверенности  в себе и социальных навыков поведения  способствует такая организация  театрализованной деятельности детей, когда каждый ребенок имеет возможность  проявить себя в какой-то роли. Для  этого необходимо использовать разнообразные  приемы:

Информация о работе Дети и театральная деятельность