Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2012 в 18:59, курсовая работа
Выдающийся режиссер и актер К.С.Станиславский в своей книге «Работа актера над собой», характеризуя детскую игру, говорит, что игра ребенка отличается верой в подлинность и правду вымысла. Стоит ребенку только сказать себе «…как будто бы», и вымысел живет уже в нем. При этом у ребенка замечается еще одно свойство: дети знают, чему они могут верить и чего не надо замечать.
Данная программа рассчитана на детей среднего и старшего дошкольного возраста, поскольку это возраст более совершенных психических процессов, развивающегося творческого освоения детьми различных видов деятельности.
В основу программы положен опыт воспитания ребенка как АРТИСТА - ТВОРЦА-ИСПОЛНИТЕЛЯ с позиции театральной "школы переживания", созданной К.С.Станиславским, где учитываются личностный опыт ребенка и уровень его психофизического развития.
Содержание образования, согласно педагогической системе Станиславского, строится по трем разделам:
1. Актерское мастерство (с элементами сценического движения и пантомимики).
2. Сценическая речь (техника речи, выразительность речи).
3. Искусство театра (история и специфика театрального искусства).
Механизм обеспечения эффективности программы базируется на рефлексии педагога и детей посредством актерского тренинга и ситуационных игр на каждом учебном занятии - действе, организованном по специально созданной режиссерской модели, включающей в себя разработку замысла и воплощения педагогической идеи как содержания образования. Такая предварительная подготовка обеспечивает открытую режиссуру каждого занятия по данному курсу, дает возможность активного сотворчества, со игры, события педагога и ребенка и позволяет дошкольнику приобрести необходимый культурный опыт в естественных условий образовательной среды. Таким образом, программное содержание представляет собой действенно-игровое по характеру познания и отражения действительности, где в системе ТВОРЕЦ - ИСПОЛНИТЕЛЬ - ЗРИТЕЛЬ развиваются критические суждения, познавательно-аналитические способности и внутренняя эмоциональная активность дошкольника. Поэтому программа "Развитие индивидуально-творческих способностей дошкольника средствами театрального искусства" - это одна из версий решения проблемы гуманизации образования ребенка дошкольного возраста в театральной деятельности ДОУ, предлагаемая к реализации в виде отдельного учебно-развивающего предмета или в виде интегративной части образовательного блока.
Организация
детской художественно-
В спонтанно возникающей игре в музыкантов, артистов, художников естественно проявляются детские творческие порывы. Однако практическим работникам дошкольных учреждений предлагается множество методов косвенного руководства самостоятельной музыкально-творческой деятельностью, а также форм работы с детьми в процессе музыкальных занятий различных видов, среди которых наибольший интерес представляет линейная, индуктивно-дедуктивная, контрастная и взаимопроникающая.
Становление творческой личности ребенка особенно эффективно происходит в условиях реализации театрализованной деятельности. Театрализованная деятельность формирует способность детей к эмоциональной эмпатии, развивает творческую активность, их исполнительные возможности. Театрализованная деятельность направлена на разрешение задач нравственно-эстетического воспитания.
Используя данные, приведенные в материалах по социально-эмоциональному развитию детей Нижегородского научно-исследовательского социально-педагогического института валеологии и экологии человека, предлагаем содержание и методику проведения занятия по театрализованной деятельности.
Содержание занятий по театрализованной деятельности включает в себя:
— просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;
— игры-драматизации;
— подготовку и разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;
— упражнения по формированию выразительности исполнения (вербальной и невербальной);
— отдельные упражнения по этике;
— упражнения
в целях социально-
Занятия по театрализованной деятельности выполняют ряд функций: познавательную, воспитательную и развивающую. Их задачей является не только подготовка к спектаклям. Содержание, формы и методы проведения данных занятий должны преследовать одновременное выполнение трех основных целей:
— развитие речи и навыков театрально-исполнительской деятельности;
— создание атмосферы творчества;
— социально-эмоциональное развитие детей.
Содержанием занятий по театрализованной деятельности является не только знакомство с текстом литературного произведения или сказки, но и с жестом, мимикой, движением, костюмом, мизансценой и т. д., то есть со "знаками", играющими роль выразительного языка.
Огромную роль в организации театрализованной деятельности играет воспитатель, умело направляющий данный процесс. Необходимо, чтобы воспитатель не только выразительно читал или рассказывал что-либо, умел смотреть и видеть, слушать и слышать, но и был готов к любому "превращению", то есть владел основами актерского мастерства, а также основами режиссерских умений. Именно это ведет к повышению его творческого потенциала и помогает совершенствовать театрализованную деятельность детей.
Ни в коем случае нельзя применять никакого давления, сравнения, оценки, осуждения. Наоборот, необходимо предоставить детям возможность высказаться, проявить внутреннюю активность. Педагог должен строго следить за тем, чтобы своей актерской активностью и раскованностью не подавить робкого ребенка, не превратить его только в зрителя. Нельзя допускать, чтобы дети боялись выйти "на сцену", боялись ошибиться. Недопустимо деление на "артистов" и "зрителей", то есть на постоянно выступающих и постоянно остающихся смотреть, как "играют" другие.
Следует подчеркнуть, чем полнее и эмоциональнее восприятие произведений, тем выше уровень театрализованной деятельности. В соответствии с этим перед воспитателем встают две основные задачи:
— понять, разобраться в том, что чувствует ребенок, на что направлены его переживания, насколько они глубоки и серьезны;
— помочь ребенку полнее высказать, проявить свои чувства, создать особые условия, в которых может развернуться содействие персонажам произведений.
Занятия по театрализованной деятельности могут включать как разыгрывание сказок, сценок, так и ролевые диалоги по иллюстрациям, самостоятельные импровизации на темы, взятые из жизни.
Занятия по театрализованной деятельности проходят в двух направления:
Творческое развитие личности дошкольника происходит в процессе системного и личностно значимого приобщения к театральному искусству и предполагает последовательное усложнение учебного материала в соответствии с личным опытом воспитанника, что обеспечивает органичное вхождение ребенка в многогранный мир театра.
В процессе реализации комплекса занятий по театрализованной деятельности решаются следующие задачи:
— развитие творческих способностей и творческой самостоятельности дошкольника;
— воспитание интереса к различным видам творческой деятельности;
— овладение импровизационными умениями;
— развитие всех компонентов, функций и форм речевой деятельности;
— совершенствование познавательных процессов.
В статье М.Маханевой «Театрализованная деятельность дошкольников» рекомендуется схема занятий по театрализованной деятельности.[с-45]
Занятия в основном строятся по единой схеме:
— введение в тему, создание эмоционального настроения;
— театрализованная деятельность (в разных формах), где воспитатель и каждый ребенок имеют возможность реализовать свой творческий потенциал;
— эмоциональное заключение, обеспечивающее успешность театрализованной деятельности.
Для того, чтобы все дети были вовлечены в работу, рекомендуется использовать разнообразные приемы: выбор детьми роли по желанию; назначение на главные роли наиболее робких, застенчивых детей; распределение ролей по карточкам (дети берут из рук воспитателя любую карточку, на которой схематично изображен персонаж); проигрывание ролей в парах.
Во время занятий необходимо: выслушивать ответы и предложения детей; если дети не отвечают, не требовать объяснений, а перейти к действию с персонажем; при встрече детей с героями произведений выделять время на то, чтобы они могли подействовать или поговорить с ними; в заключении различными способами вызывать у детей радость.
Наибольший эффект дают такие методы развития творчества, как: творческое задание; постановка проблемы или создание проблемной ситуации; создание креативного поля; переход игры на другой, более сложный творческий уровень; упражнения; этюды.
Таким образом, в театрализованной деятельности поощряется инициативность, гибкость и самостоятельность мышления, творчество детей. Развитие творческих способностей в контексте театрализованной деятельности способствует общему психологическому развитию, возможностям нравственно-эстетического воздействия на детей со стороны педагогов. Театрализованная деятельность — это вариативная система, позволяющая формировать способности к анализу и синтезу, эмоциональным переживаниям, развитию творческой активности детей. Театрализованная деятельность позволяет комплексно воздействовать на детей в вербальном и невербальном плане, эффективно решает задачи нравственного и эстетического воспитания, обогащает эмоциональную сферу, активизирует речевую деятельность и корригирует отклонения в разных сферах психической деятельности.
Глава 3 Опытно экспериментальная работа по влияния театрализованной деятельности на развитие творческие способности дошкольников.
Экспериментальная работа проводилась на базе НДУ Мини-центр «Цветничок» г. Алматы. Детский сад работает по программе «Балбобек».В детском центре 2 смешанные группы (одна младшая от 2 до 4 лет; старшая от 4 до 7 лет;). В НДУ один актовый зал, где проводятся музыкальные и физкультурные занятия. Музыкальные занятия ведет музыкальный руководитель 1 категории Артемкина Татьяна Андреевна, физкультурные занятия - руководитель 1-й категории Багманова Лилия Фаридовна. Актовый зал находится на первом этаже.
Экспериментальная работа проходила в старшей дошкольной группе. В которой 27 детей списочного состава. В данной группе есть музыкальный уголок, в котором находятся музыкальные инструменты, портреты композиторов, дидактические музыкальные игры не только заводского производства, но и сделанные руками самими воспитанниками различные шумовые инструменты, погремушки. Детям очень нравится играть ими, также они делают для театрального уголка атрибутику. Свободное время дети играют на музыкальных инструментах обыгрывая, различные русские народные сказки, под руководством воспитателей. Воспитатели старшей группы 2-й категории: Говорова Марина Николаевна и Исмаилова Диляра Марсовна. Для эксперимента были взяты 10 детей, которых разделили на две подгруппы по пять человек. Наблюдение проходило в течение 6 месяцев: с сентября 2011 по февраль 2012 года включительно, методика заимствована у О.П.Радыновой и Е.А.Медведевой.
3.1.Констатирующий эксперимент
Цель выявить начальный уровень музыкального развития творческих способностей детей средствами театрализованной деятельности.
Методы исследования на данном этапе:
1. Экспериментальные занятия; Беседа с детьми;
2. Наблюдение и анализ театрализованной деятельности;
3. Описание и анализ результатов констатирующего этапа.
Задание№1
1)Прослушать музыку П.И.Чайковского «Жаворонок».
2)Мысленно нарисовать картину.
3)Уметь рассказать о музыке (характер музыки, выразительность музыки).
4)Уметь рассказать о картине, которую мысленно нарисовал.
5)Уметь подобрать в памяти стихотворную строчку, иллюстрационную картину
.6)Выразительно прочитать ее (стихотворную строчку).