Деятельность социального педагога по профессиональному самоопределению старшеклассников в условиях общеобразовательного учреждения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июля 2014 в 17:50, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: выявить методы и формы деятельности социального педагога по профессиональному самоопределению старшеклассников.
Объект исследования: деятельность социального педагога в общеобразовательном учреждении.
Предмет исследования: профессиональное самоопределение старшеклассников в общеобразовательном учреждении.
Гипотеза исследования: деятельность социального педагога по профессиональному самоопределению старшеклассников в условиях общеобразовательного учреждения будет успешна если:
- осуществляется педагогическая поддержка профессионального самоопределения старшеклассников, обеспечивающая принятие школьника как субъекта жизненной ситуации и собственного развития потенциальных возможностей;
- используются профориентационные занятия, обеспечивающие получение знаний о себе, о мире профессионального труда, которые дают школьникам возможность осуществить свободный выбор профессии, раскрыть в ней свое предназначение;
- учитываются психолого-педагогические особенности старшеклассников.

Содержание

Введение………………………………………………………………
3

Глава1 Теоретические основы профессионального самоопределения старшеклассников

8

1.1Философский и исторический аспекты профессионального самоопределения……………………………………………………………

8
1.2 Профессиональное самоопределение как социально-педагогический феномен……………………………………………………………………….

18
1.3 Психолого-педагогические особенности старшеклассников………...
32
Выводы по по 1 главе………………………………………………………..
42

Глава 2 Деятельность социального педагога по профессиональному самоопределению старшеклассников……………………………………

44

2.1Методы и формы профессионального самоопределения старшеклассников в условиях общеобразовательного учреждения………………………………………………………………..

44
2.2Диагностика профессионального самоопределения старшеклассников…………………………………………………

58
Выводы по 2 главе…………………………………………………………...
67

Заключение………………………………………………………….............
69

Список использованной литературы……………………………

Вложенные файлы: 1 файл

хафизова.doc

— 593.00 Кб (Скачать файл)

Наиболее эффективно социально-педагогическая поддержка профессионального самоопределения старшеклассников осуществляется, если социальный педагог:  помогает учащемуся увидеть его потенциальные возможности и личный опыт человека с его собственной точки зрения; высвобождает тенденции личности к зрелости, расширяя его кругозор, побуждая к познанию мира профессий и своего образа «Я», значимого для будущей профессиональной жизни; организует накопление опыта и способов деятельности, активно задействовав возможности организма человека, создавая ситуации самостоятельного функционирования личности.

Реализация социально-педагогической поддержки профессионального самоопределения старшеклассников благоприятствует сохранению единства самопознания, самообразования и самореализации, являющихся базисом профессионального самоопределения личности, и обнаруживает основные функции поддержки: общеориентационную, познавательно-активизирующую и практико-организационную.

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Августин, А. О свободном выборе. Человек: Мыслители прошлого о его жизни, смерти и бессмертии / А.О. Августин. - М.: Полит. издат., 2001. - 163 с.
  2. Бердяев, Н.А. Самопознание: Опыт философской автобиографии / Н.А. Бердяев. - М.: Мысль, 2000. - 206 с.
  3. Божович, Л.И. Психология формирования личности / Л.И. Божович. - М.: Просвещение, 1995. – 464 с.
  4. Борисова, Е.Н. Индивидуальность и выбор профессии / Е.Н. Борисова // Школа и производство. – 2006. – № 4. – С. 12– 13.
  5. Быстрякова, Т. Профессиональная ориентация молодежи / Т. Быстрякова //Человеческие ресурсы. — 2004. — № 2. — С. 26–31.
  6. Гамезо, М.В., Герасимова В.С., Горелова Г.Г. Возрастная психология: личность от молодости до старости / М.В. Гамезо, В.С. Герасимова, Г.Г. Горелова. — М.: Издательский дом «Ноосфера», 1999. – 345 с.
  7. Головаха, Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи / Е.И. Головаха. - Киев, 2001. – 567 с.
  8. Захаров, Н.Н., Симоненко В.Д. Профессиональная ориентация школьников / Н.Н. Захаров, В.Д. Симоненко. — М.: Просвещение, 2004. — 120 с.
  9. Исмагилова, Ф.С. Основы профессионального консультирования / Ф.С. Исмагилова. - Воронеж: МОДЭК, 2003. – 256 с.
  10. Кем быть? Каким быть? Советы выбирающим профессию / Под ред Л. Прохорова. - М.: Знание, 2005.- 48 с.
  11. Кершенштейнер, Г. Школа будущего - школа работы. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики / Г. Кершенштейнер. - М.: Педагогика, 2004. – 488 с.
  12. Климов, Е.А. Как выбирать профессию / Е.А. Климов. - М., 2003. - 150с.
  13. Климов, Е.А., Носкова О.В. История психологии труда в России / Е.А. Климов, О.В. Носкова. - М.: Изд-во МГУ, 1999. – 220 с.
  14. Коджаспиров, А.Ю., Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь / А.Ю. Коджаспиров, Г.М. Коджаспирова.- М.: Академия, 2000. – 432 с.
  15. Коменский, Я.А. Великая дидактика / Избр. пед. соч Я.А. Коменская. - М.: Учпедиздат, 1978. – 378 с.
  16. Кон, И.С. Психология юношеского возраста / И.С. Кон. - М.: Политиздат, 2000.-153 с.
  17. Крупская, Н.К. Выбор профессии / Пед. соч.: В 10т / Н.К. Крупская. - М.: Изд-во АПН СССР, 1959. Т.5. – 202 с.
  18. Малышева, Е.В. Проблемы становления профессионального выбора старшеклассников // Исследование современных педагогических проблем: Сб. статей молодых ученых / Е.В. Малышева. — СПб., 2001. - 167 с.
  19. Методика выявления готовности старшеклассников к выбору профессии обучения / Под ред. С.Н. Чистяковой. — Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г. Р. Державина, 2003. — 83 с.
  20. Михайлов, И.В. О профессиональной работе во Франции // Вопросы психологии. - 2006. - № 5. - С. 15-16.
  21. Мотивы выбора профессии: книга для учителя / Под ред. Л.В. Пенкрат. - Минск: 2000. – 53 с.
  22. Нагавкина, Л.С., Косабуцкая С.А. Социальный педагог: введение в должность: Сб. материалов / Л.С. Нагавкина, С.А. Косабуцкая. - СПб.: КАРО, 2004. – 272 с.
  23. О реформе общеобразовательной и профессиональной школы: Сб. докл. и матер. - М.: Политиздат, 2003. – 150 с.
  24. Овчарова, Р.В. Справочная книга школьного психолога /  Р.В. Овчарова. - М.: Просвещение, 1996. - 352 с.
  25. Основы теории и практики профориентации. – М., 2004. - 172 с.
  26. Практикум по диагностике профессиональной пригодности / Под. ред. В.А. Бодрова. - М.: ПЕРСЭ, 2003. - 768 с.
  27. Профессиональная ориентация школьников /  Под ред. Н.Н. Захаров, В.Д. Симоненко. - М.: Просвещение, 1990. - 192с.
  28. Профессиональная ориентация школьников: Организация и управление / Под ред. С.Н. Чистякова, Н.Н.Захаров.- М.: Педагогика, 2004. – 160 с.
  29. Профессиональное самоопределение и трудовой путь молодежи / Под ред. В.Л. Ословского. — Киев: Наукова Думка, 2002. - 567 с.
  30. Профориентация: Теория и практика: учебное пособие для студ. вузов / Под Э.Ф. Зеер, А.М. Павлова, Н.О. Садовникова. - Екатеринбург: Деловая книга, 2004.- 192с.
  31. Прощицкая, Е.Н. Выбирайте профессию / Е.Н. Прощицкая. — М., 1999. – 234 с.
  32. Прощицкая, Е.Н. Практикум по выбору профессии: учеб. пособие для 8-11 кл. общеобразоват. учреждений / Е.Н. Прощицкая. — М.: Просвещение, 1995. – 234 с.
  33. Пряжников, Н.С. Бланковые и карточные игры профессионального и личностного самоопределения / Н.С. Пряжников. - Воронеж: МОДЭК, 1997. – 64 с.
  34. Пряжников, Н.С. Игровые профориентационные упражнения / Н.С. Пряжников.- Воронеж: МОДЭК, 2007.- 56 с.
  35. Пряжников, Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства / Н.С. Пряжников, Е.Ю. Пряжникова. - М.: Академия, 2003. – 480 с.
  36. Пряжников, Н.С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения / Н.С. Пряжников. - Воронеж, 2002. – 400 с.
  37. Психологическое сопровождение выбора профессии / Под. ред. Л.М. Митиной. - М.: Флинта, 2003. – 182 с.
  38. Психология популярных профессий / Под. ред. Л.А. Головей. - Спб.: Речь, 2003. – 256 с.
  39. Психология профессионального самоопределения: Учеб. пособие для студ. вузов / Е. А.Климов.-  М.: Академия, 2004. – 304 с.
  40. Психолого-педагогический словарь / Под ред. В.А. Мижериков. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. – 343 с.
  41. Рабочая книга школьного психолога / Под. ред. И.В.Дубровиной.- М.: Просвещение, 2003. – 303 с.
  42. Рогов, Е.И. Выбор профессии: становление профессионала /Е.И. Рогова. - М.: Владос-Пресс, 2003. – 334 с.
  43. Сальцева, С.В. Социально-педагогические основы профессионального самоопределения школьников в учреждениях дополнительного образования: Книга для педагога / С.В. Сальцева. — М., 1998. — 75 с.
  44. Самоукин, А.И., Самоукина, Н.В. Выбор профессии: путь к успеху /А.И. Самоукин, Н.В. Самоукина. - Дубна: Феникс, 2008. - 192 с.
  45. Сафин, В.Ф., Ников, Г.П. Психологический аспект самоопределения личности / В.Ф. Сафин, Г.П.  // Психологический журнал. — 1984. — № 4. — С. 23—25.
  46. Учителям и родителям о психологии подростков / Под. ред. Г. Г. Аракелова. - М.: Высшая школа, 1990. – 304 с.
  47. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики / Сост. А.И. Пискунов. - М.: Педагогика, 2002. -  556 с.
  48. Человек в мире профессий: проблемы, суждения, факты / Сост. Г.К. Дмитрин. - Челябинск: Юж.- рал. кн. изд-во, 1996. – 176 с.
  49. Чернявская, А.П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации /А.П. Чернявская. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001. -  96с.
  50. Шванцер, И. Диагностика психического развития подростка /И. Шванцер. - Прага, 1988. - 172с.

 

 

Приложение

 

Дифференциально-диагностический опросник (ДДО)

«Я предпочту» (О. В. Кузьменкова)

Цель: дифференциация на различные типы профессий.

Содержание методики: испытуемый должен в каждой из 20 пар предлагаемых видов деятельности выбрать только один и в соответствующей клетке листа ответов поставить знак «+».

Инструкция: «Предположим, что после соответствующего обучения Вы сможете выполнить любую работу. Но если бы Вам пришлось выбирать только из двух возможностей, что бы Вы предпочли?»

1а. Ухаживать за животными

или

1б. Обслуживать машины, приборы (следить, регулировать)

2а. Помогать больным людям, лечить их

или

2б. Составлять таблицы, схемы, программы для вычислительных машин

3а. Следить за качеством книжных иллюстраций, плакатов, художественных открыток, грампластинок

или

3б. Следить за состоянием, развитием растений

4а. Обрабатывать материалы (дерево, ткань, металл, пластмассу и т.п.)

или

4б. Доводить товары до потребителя (рекламировать, продавать)

5а. Обсуждать научно-популярные книги, статьи

или

5б. Обсуждать художественные книги (пьесы, концерты)

6а. Выращивать молодняк (животных какой-либо породы)

или

6б. Тренировать товарищей (или младших ребят) в выполнении каких-либо действий (трудовых, учебных, спортивных)

7а. Копировать рисунки, изображения, настраивать музыкальные инструменты

или

7б. Управлять каким-либо грузовым (подъемным или транспортным) средством – подъемным краном, трактором, тепловозом и др.

8а. Сообщать, разъяснять людям нужные им сведения (в справочном бюро, на экскурсии и т.д.)

или

8б. Оформлять выставки, витрины или участвовать в подготовке пьес, концертов

9а. Ремонтировать вещи, изделия (одежду, технику), жилище

или

9б. Искать и исправлять ошибки в текстах, таблицах, рисунках

10а. Лечить животных

или

10б. Выполнять вычисления, расчеты

11а. Выводить новые сорта растений

или

11б. Конструировать, проектировать новые виды промышленных изделий (машины, одежду, дома, продукты питания и т.д.)

12а. Разбирать споры, ссоры между людьми, убеждать, разъяснять, наказывать, поощрять

или

12б. Разбираться в чертежах, схемах, таблицах (проверять, уточнять, приводить в порядок)

13а. Наблюдать, изучать работу кружков художественной самодеятельности

или

13б. Наблюдать, изучать жизнь микробов

14а. Обслуживать, налаживать медицинские приборы, аппараты

или

14б. Оказывать людям медицинскую помощь при ранениях, ушибах, ожогах и т.п.

15а. Составлять точные описания – отчеты о наблюдаемых явлениях, событиях, измеряемых объектах и др.

или

15б. Художественно описывать, изображать события (наблюдаемые или представляемые)

16а.  Делать лабораторные работы

или

16б. Принимать, осматривать больных, беседовать с ними, назначать лечение

17а. Красить или расписывать стены помещений, поверхность изделий

или

17б. Осуществлять монтаж здания или сборку машин, приборов

18а. Организовывать культпоходы сверстников или младших ребят в театры, музеи, на экскурсии, в туристические походы и т.п.

или

18б. Играть на сцене, принимать участие в концертах

19а. Изготовлять по чертежам или детали, изделия (машины, одежду), строить здания

или

19б. Заниматься черчением, копировать чертежи, карты

20а. Вести борьбу с болезнями растений, с вредителями сада

или

20б. Работать на клавишных машинах (пишущей машинке, телетайпе, наборной машине и др.)


 

 Лист ответов сделан так, чтобы можно было подсчитать  количество знаков «+» в каждом  из пяти столбцов. Каждый из  пяти столбцов соответствует  определенному типу профессий. Испытуемому  рекомендуется выбрать тот тип профессий, который получил максимальное количество знаков «+». Название типов  профессий по столбцам:

    1. «Человек – природа» - все профессии, связанные с растениеводством, животноводством и лесным хозяйством;

2.«Человек – техника» - все технические  профессии;

3.«Человек – человек» - все профессии, связанные с обслуживанием, с  общением;

4.«Человек – знак» - все профессии, связанные знаками, в том числе  музыкальными специальностями;

5.«Человек – художественный  образ»  - все творческие специальности.

 

 

 

 

 

 

 

 

10а

   

10б

 

11а

11б

12а

12б

13а

13б

14а

14б

15а

15б

16а

 

16б

 

17а

 

17б

18а

 

18б

 

19а

 

19б

 

20а

   

20б

 

 

 

 


Информация о работе Деятельность социального педагога по профессиональному самоопределению старшеклассников в условиях общеобразовательного учреждения