Деятельность социального педагога по профессиональному самоопределению старшеклассников в условиях общеобразовательного учреждения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июля 2014 в 17:50, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: выявить методы и формы деятельности социального педагога по профессиональному самоопределению старшеклассников.
Объект исследования: деятельность социального педагога в общеобразовательном учреждении.
Предмет исследования: профессиональное самоопределение старшеклассников в общеобразовательном учреждении.
Гипотеза исследования: деятельность социального педагога по профессиональному самоопределению старшеклассников в условиях общеобразовательного учреждения будет успешна если:
- осуществляется педагогическая поддержка профессионального самоопределения старшеклассников, обеспечивающая принятие школьника как субъекта жизненной ситуации и собственного развития потенциальных возможностей;
- используются профориентационные занятия, обеспечивающие получение знаний о себе, о мире профессионального труда, которые дают школьникам возможность осуществить свободный выбор профессии, раскрыть в ней свое предназначение;
- учитываются психолого-педагогические особенности старшеклассников.

Содержание

Введение………………………………………………………………
3

Глава1 Теоретические основы профессионального самоопределения старшеклассников

8

1.1Философский и исторический аспекты профессионального самоопределения……………………………………………………………

8
1.2 Профессиональное самоопределение как социально-педагогический феномен……………………………………………………………………….

18
1.3 Психолого-педагогические особенности старшеклассников………...
32
Выводы по по 1 главе………………………………………………………..
42

Глава 2 Деятельность социального педагога по профессиональному самоопределению старшеклассников……………………………………

44

2.1Методы и формы профессионального самоопределения старшеклассников в условиях общеобразовательного учреждения………………………………………………………………..

44
2.2Диагностика профессионального самоопределения старшеклассников…………………………………………………

58
Выводы по 2 главе…………………………………………………………...
67

Заключение………………………………………………………….............
69

Список использованной литературы……………………………

Вложенные файлы: 1 файл

хафизова.doc

— 593.00 Кб (Скачать файл)

Принципиально новым к началу нашего столетия (ко времени возникновения первых лабораторий профориентации) было то, что с проблемами выбора профессии столкнулось значительное число людей, которые стали мигрировать в города в поисках работы, что было связано с бурным ростом промышленного производства в ряде стран. При этом с данной проблемой столкнулись не только люди, ищущие работу, но и сами работодатели, перед которыми реально возник рынок рабочей силы, т.е. возможность выбирать наиболее достойных.

Таким образом, к концу ХIХ началу ХХ века сложилась необходимость в развитии специальных профориентационных служб, которые обслуживали бы множество людей и отвечали бы потребностям как претендентов на новые рабочие места, так и предпринимателей, предлагающих эти места и готовых оплачивать профориентационные услуги [7].

Но критерий появления профориентации, связанный с ростом и развитием крупной промышленности, по мнению ученых, является скорее социально-экономическим и не объясняет психолого-педагогических причин возникновения проблемы профессиональной ориентации.

Выявление таких причин и является основной задачей педагогов и психологов. Например, И. С. Кон, изучая проблемы свободного выбора человека, отмечает, что если феодальное общество  строго ограничивало рамки «сводного самоопределения личности», то в новое время человек становится чем-то в результате своих собственных усилий. «Развитое общественное производство и выросшая социальная мобильность расширила рамки и масштаб индивидуального выбора» [12].

И.С Кон считает, что особенностью нового времени стала реально возникшая перед людьми проблема свободы выбора, в психологическом смысле не менее сложная, чем проблема, связанная с ограничением свободы человека. «Если «Я» патриархального индивида складывалось из совокупностей его «принадлежности» к разным социально-природным общностям, то «Я» буржуазного индивида скорее напоминает сумму отрицаний: не тело, не общественное положение, не деятельность, не совокупность стремлений» [12]. По мнению психологов, пребывание в состоянии свободы выбора для многих людей является дискомфортным, и на этой почве могут возникать неврозы, которых не было ранее. В настоящее время существует несколько концепций, отражающих это положение. Например, согласно взглядам американского социолога Д. Рисмана, если  в ХIХ в. преобладающим типом социального характера в США была личность, «ориентируемая изнутри», то в современной Америке преобладать стала личность, «ориентирующаяся на других», стремящаяся, прежде всего к «гармонии с окружающими» и, по сути своей, являющаяся конформистской.

Проблема свободы выбора (свободы самоопределения) в силу своей сложности волнует не только профконсультантов, но и является также предметом рассуждений многих философов и проявляется в самых разных гуманитарных направлениях (не только в профессиональной ориентации). Но в наиболее сконцентрированном виде эта проблема представлена в профессиональной консультации, трактуемой не только как помощь в выборе профессии, но и как помощь человеку самоопределиться в сложном современном мире, чтобы развить и  реализовать свои способности.

Все это подчеркивает неразрывную связь профессионального самоопределения с самореализацией человека в других важных сферах жизни. Поэтому сущностью профессионального самоопределения человека ученые называют самостоятельное и осознанное нахождение  смыслов выбираемой или уже выполняемой работы и всей жизнедеятельности в конкретной культурно-исторической (социально-экономической) ситуации, а также нахождение смысла в самом процессе самоопределения. В частности,  известный русский философ Н.А. Бердяев был потрясен однажды мыслью: «Пусть я не знаю смысла жизни, но искание смысла уже дает смысл жизни, и я посвящу свою жизнь этому исканию смысла» [2, 165-167].

 Рассматривая предпосылки возникновения  и развития проблемы активизации  профессионального самоопределения  в широком историческом контексте, Н. С. Пряжников выделяет несколько этапов.

В первобытнообщинном обществе многое определялось мифологическими представлениями людей, а также уровнем развития производительных сил и отношений между людьми. Все это ограничивало возможности самоопределения. Поскольку разделение труда в ту эпоху еще носило ограниченный характер, то человек часто был вынужден уметь выполнять разные виды деятельности. Однако невысокий уровень развития производственных сил человека в возможных вариантах выбора не способствовали активизации профессионального самоопределения в тот период.

На этапе развития рабовладельческих обществ многое в выборе человеком своей деятельности определялось сословными и классовыми ограничениями. В этот период существенное место в сознании людей принадлежало мифологическим и религиозным представлениям о выборе человеком своего предназначения, что значительно сужало возможности самоопределения. Даже для наиболее привилегированных представителей общества многое зависело от уже кем-то (родителями, жрецами, соплеменниками или согражданами) «предопределенной» им судьбы. Например, один из выдающихся мыслителей древности Платон видел «полнейшую гибель» для государства в том, что «ремесленник или кто-либо другой, делец по своим природным задаткам,  попытается перейти в сословие воинов, или когда кто-либо из воинов постарается проникнуть в число членов совета, будучи этого недостоин», а также отмечал, что переход из одного сословия в другое – величайший вред для государства и полным правом может считаться высшим преступлением» [16, 80-83]. Но при этом в древности уже существовал отбор «наиболее достойных» на те или иные престижные виды деятельности.

В эпоху раннего феодализма, когда уже были сформированы основные «мировые религии», религиозные нормы еще в большей степени оказывали влияние на выборы людьми образа своей жизни и деятельности. В это время Августин в своем труде «О свободном выборе», отмечает, что за человеком признается главное отличие от животных, заключающееся в его разуме как условии самостоятельного выбора, но «более возвышенным, нежели разум» все-таки считается Бог как главный руководитель жизнеопределяющими выборами человека [1].

В этот период миграция людей в другие города и страны постепенно стала приобретать более индивидуальный характер, что расширило возможности личностного и профессионального самоопределения хотя бы для некоторой части людей.

Эпоха позднего феодализма и зарождения капиталистических отношений, когда производительные силы вышли на новый уровень и значительно расширились индивидуальные миграции населения, характеризуется появлением множества интересных педагогических подходов к трудовой подготовке молодежи и их дальнейшей профессионализации. Я. А. Коменский в своей «Великой дидактике» пытался преобразовать школу, основываясь на идее ведущей роли воспитания и привития юношам «привычки к труду», а также на идее «универсального» образования, которое позволило бы научить всех «распознавать основания, свойства и цели важнейшего из всего существующего и происходящего» [11, 168]/. Ж.-Ж. Руссо призывал обучать отроков ремеслам не только для того, «чтобы стать рабочими, а для того, чтобы стать людьми», отмечая также, что «недостаточно выбрать полезное ремесло, — но еще, чтобы оно не требовало от людей, им занимающихся, гнусных, несовместимых с человечностью свойств души» [37, 155].

В работах К. А. Гельвеция, И. Ф. Гербарта, Р. Оуэна, И. Г. Песталоцци  и других выдающихся мыслителей того времени закладывались моральные основы не только образования, но и профессиональной подготовки молодежи к труду и всей последующей жизни, где постоянно подчеркивалась воспитывающая роль производительного труда.

Действенная позиция для вступающего в жизнь (самоопределяющегося) молодого человека отражена в идеях педагогов более позднего времени (начала XIX в.) Д. Дьюи, Г. Кершенштайнера, В. Лая и других. Такая «действенность» отвечала общим потребностям той эпохи и требованиям развивающегося производства. Г. Кершенштайнер выступал за широкое развитие трудового воспитания в школах и специальных мастерских, отмечая, что мастерские эти нужны потому, «что не книга является носителем культуры, но работа, преданная, жертвующая себя на службу людям или какой-либо великой истины» [7, 487-488].

В эпоху бурного роста промышленности и развития буржуазной демократии в конце прошлого – начале нынешнего столетия важное значение для формирования современных представлений о трудовой деятельности, развитии в ней человека и его профессиональном самоопределении, сыграли работы отечественных и зарубежных исследователей (психотехников, педагогов, социологов). Сравнивая опыт зарубежных и отечественных (советских) психотехников своего времени, Н. К. Крупская писала: «В Стране Советов, нас интересует не только производство, но и рабочая масса, рабочий, на этом производстве работающий. Социалистическая психотехника должна обращать сугубое внимание на работника, на то, как та или другая специальность помогает его всестороннему развитию, насколько та или иная профессия дает ему удовлетворение, радость труда» [13].

В процессе развития многих психотехнических направлений акцент в исследованиях все больше перемещался в сторону нахождения путей «приспособления», «адаптации» работника к выполняемой деятельности. Обобщая опыт отечественных исследователей конца XIX - начала XX в., Е. А. Климов и О. Н. Носкова пишут о том, что «собранный материал может служить подтверждением идеи о сосуществовании психологических знаний о работающем человеке в разных формах общественного сознания» /9/, а также важной роли практики в развитии проблемы профессионального самоопределения работника.

Культурно-историческая обусловленность возникновения профессиональной ориентации, а также ее связь со сложнейшими вопросами бытия человека, определяемыми проблемой свободы выбора, позволила ученым выдвинуть предположение о том, что уровень развития профориентации в том или ином обществе (стране) является одним из показателей реальной свободы выбора для большинства членов данного общества. Для проверки данного предположения следует обратиться к истории возникновения и развития профориентации в России.

Первое бюро по профконсультации возникло в России в 1927 г. при Ленинградской бирже труда. В этот период в стране наблюдается явный расцвет профориентации, которой занимались не только профконсультанты, но и педологи в школах. Период НЭПа (20-е гг. прошлого столетия) в России вызвал бурное развитие не только производства, но и образования, здравоохранения, науки, в том числе гуманитарных ее направлений. Иными словами, реальная свобода выбора для многих людей действительно способствовала развитию профориентации.

Постановление ВКП (б) «О педологических извращениях в системе Наркомпроса» от 4 июля 1936 г приостановило процесс профориентации в ее педагогическом варианте. Таким образом, 30-50-е гг. стали для России не самыми демократичными и свобода выбора в этот период скорее провозглашалась, чем имела место в реальности.

Период с конца 50-х до середины 60-х (так называемая «оттепель) характеризовался возрождением некоторых свобод, и именно в это время в России возродилась профессиональная ориентация. Но уже с конца 60-х до середины 80-х гг. в стране вновь стали усиливаться тоталитарно-бюрократические тенденции, что сразу же отразилось на развитии профориентации. Правда, в этот период профориентацию не запрещали (например, в 1970 г. в Ленинграде открылось Бюро индивидуальной психолого-педагогической профориентации), а ограничивали определенными рамками, обусловленными целесообразностью укрепления обороны, развития народного хозяйства и «потребностями общества», но очень часто не потребностями самих людей.

С середины 80-х гг. в России началась так называемая перестройка, когда вновь появились надежды на демократизацию общественной жизни и действительно, свободы стало намного больше. Именно в эти годы (накануне перестройки, в 1984 г.) появилось  постановление «О реформе общеобразовательной и профессиональной школы», которое дало значительный импульс для развития профессиональной ориентации. Основной акцент при этом  был сделан  на школьной профориентации. Было открыто около 60 региональных Центров профессиональной ориентации молодежи, во многих школах появились кабинеты профориентации. Началась активная подготовка профконсультантов. Были сделана попытки перейти от чисто профдиагностической к развивающей помощи самоопределяющимся подросткам [17].

Но уже с 1991-1992 гг. резко сократилось финансирование школьной профориентации, образования и всей культуры в целом: начался новый период — эпоха «демократических реформ», начало которому положила «революция августа 1991 г.». Поскольку для многих людей реально снизилась возможность выбора профессии и места работы, то меньше стало и свободы самоопределения. Здесь  наблюдается взаимосвязь между снижением уровня развития профориентации и снижением свободы в данном обществе.

Но особенность настоящего периода, переживаемого Россией и отечественной профориентацией, заключается еще и в том, что по стране стали активно создаваться региональные службы занятости населения: т.е., если сравнивать работу школьного профконсультанта и профконсультанта в службе занятости, то следует признать, что в школе гораздо больше возможностей для систематической, глубокой профориентационной работы с учащимися, тогда как в службе занятости сложнейшие проблемы самоопределения нередко решаются в спешке и часто в очень прагматичном режиме, когда отчаявшимся безработным клиентам необходимо немедленно найти работу. Практики отмечают, что уровень подготовки профконсультантов службы занятости порой недостаточно высок, в то время как характер работы в школе требует более высокой квалификации. Интересно, что в США для профконсультационной работы в школе требуется степень магистра, тогда как для служб занятости — требования чаще ниже (от сертификата об окончании школы до степени бакалавра и специализации по консультированию, реже — степень магистра, в зависимости от порядков в тех или иных заведениях) [6].

Осознавая необходимость упреждающей работы с выпускниками школ, руководители некоторых служб занятости выделяют некоторых профконсультантов для работы в школах. Однако в целом по стране, по мнению специалистов,  наблюдается явное снижение качества профориентационной работы. Именно поэтому ценностно-нравственные проблемы профессионального самоопределения выдвигаются на первый план, становясь в немалой степени проблемами жизненного и личностного самоопределения.

Если обратиться к опыту других стран, то, например, во Франции развитие профессиональной ориентации проходило через следующие основные этапы:

1) в 20-е  гг. основной упор делался на  непосредственном трудоустройстве  клиентов на работу;

2) в 40-50 гг. – определение профессиональной  пригодности клиентов с помощью  психодиагностических тестов;

3) с 70-х  гг. преобладающим стало направление  работы по воспитанию у самой  молодежи  способности делать  выбор [14].

Информация о работе Деятельность социального педагога по профессиональному самоопределению старшеклассников в условиях общеобразовательного учреждения