Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июля 2014 в 17:50, дипломная работа
Цель исследования: выявить методы и формы деятельности социального педагога по профессиональному самоопределению старшеклассников.
Объект исследования: деятельность социального педагога в общеобразовательном учреждении.
Предмет исследования: профессиональное самоопределение старшеклассников в общеобразовательном учреждении.
Гипотеза исследования: деятельность социального педагога по профессиональному самоопределению старшеклассников в условиях общеобразовательного учреждения будет успешна если:
- осуществляется педагогическая поддержка профессионального самоопределения старшеклассников, обеспечивающая принятие школьника как субъекта жизненной ситуации и собственного развития потенциальных возможностей;
- используются профориентационные занятия, обеспечивающие получение знаний о себе, о мире профессионального труда, которые дают школьникам возможность осуществить свободный выбор профессии, раскрыть в ней свое предназначение;
- учитываются психолого-педагогические особенности старшеклассников.
Введение………………………………………………………………
3
Глава1 Теоретические основы профессионального самоопределения старшеклассников
8
1.1Философский и исторический аспекты профессионального самоопределения……………………………………………………………
8
1.2 Профессиональное самоопределение как социально-педагогический феномен……………………………………………………………………….
18
1.3 Психолого-педагогические особенности старшеклассников………...
32
Выводы по по 1 главе………………………………………………………..
42
Глава 2 Деятельность социального педагога по профессиональному самоопределению старшеклассников……………………………………
44
2.1Методы и формы профессионального самоопределения старшеклассников в условиях общеобразовательного учреждения………………………………………………………………..
44
2.2Диагностика профессионального самоопределения старшеклассников…………………………………………………
58
Выводы по 2 главе…………………………………………………………...
67
Заключение………………………………………………………….............
69
Список использованной литературы……………………………
Подростковый и ранний юношеский возраст (старшеклассник 14-15 –17 лет) – это время личностного и профессионального самоопределения. Старшеклассник вступает в новую социальную ситуацию развития сразу же при переходе из средней школы в старшие классы или в новые учебные заведения – гимназии, колледжи, училища. Решает (старшеклассник) проблемы, которые принято считать вечными: жизненного, профессионального, эмоционально – ценностного выбора. В ранней юности возрастающая активность процесса самоопределения личности обусловлена потребностью занять внутреннюю позицию взрослого человека в связи с приближающимся окончанием школы, когда будущее приобретает осязаемые черты [5].
Юношескому возрасту свойственно болезненное внимание к росту тела, его размеру, массе, пропорции, к прическе, лицу, поведению и движениям, которые независимо от конкретного человека различаются в разных культурах. Эта повышенная чувствительность может вызывать конфликтные реакции или даже хронические психические нарушения невротического характера. Восприятие себя становится причиной психологической самооценки. Наблюдается значительное снижение самооценки и чувства собственной значимости. Частым поводом к снижению самооценки служат широко распространенные в юношеском возрасте угри. Юноши положительно и спокойнее оценивают свои внешние и физические данные, девушки в этом плане уязвимее, чаще считают себя некрасивыми и непривлекательными или стыдятся собственного тела.
Социальная адаптация старшеклассников получает импульс к развитию в школьном классе. Продолжаются адаптация, интеграция и индивидуализация. При этом социализация в классном коллективе приобретает все более осознанный характер. Старшеклассники осознают двойственную природу класса как коллектива. По выводам, которые сделала Л. И. Новикова, класс, с одной стороны, проектируется и формируется взрослыми, а с другой — развивается спонтанно. Часто учителя не придают этому явлению большого значения, что либо усиливает, либо ослабляет характер взаимодействия двойственной структуры коллектива: формальной, определяемой функциями коллектива в школе, и неформальной, складывающейся в процессе свободного общения детей [9].
По этим причинам создаются группы и подгруппы. Одни группы объединяют подростков, обладающих особо ценными, престижными вещами, которых нет у других: у них свои жизненные планы, уровни притязаний и особые способы их достижения. Другие группы складываются по особой школьной иерархии, основанной на официальном статусе ученика («актив»), достижениях в учебной деятельности (отличники, троечники, традиционно неуспевающие). В третью — объединяются так называемые «звезды», «отвергнутые» или «изолированные». Разумеется, это условное деление, могут быть другие критерии и другие группы, но речь идет о том, что статус старшеклассника в группе оказывает сильнейшее влияние на его поведение, самосознание и самооценку.
В юношеские годы усиливается потребность в свободном, нерегламентированном общении. Это нормальная тенденция, которая дает юношам возможность самовыражения, установления новых человеческих контактов, из которых постепенно выкристаллизовывается что-то интимное, исключительно свое. Экстенсивное поведение подростков уступает место принадлежности к компании, а в ней происходит проверка на самоутверждение
Этот период характеризуется развитием следующих видов потребностей:
- потребность в безопасности (причем ищут ее не в семье, а скорее, в группе ровесников);
- потребность в независимости возникает в связи с наступлением зрелости, усиливается благодаря когнитивным способностям и часто связывается с родительскими ограничениями и ожиданиями. Выражается в форме противодействия навязываемым мнениям, отрицания авторитетов, сомнения в общественных нормах и обычаях;
- потребность в привязанности (любви). Отдаление от родительского дома, чувство непонятности, стремление к независимости, а также новые когнитивные способности часто приводят к сильной изоляции молодых людей, что повышает их потребность в любви и привязанности. Этому способствует половое созревание и как следствие его потребность в сексуальной активности, а наряду с этим в нежности и взаимопонимании;
- потребность в успехе (мотивация достижения). Она сильна в юности у тех, кто в предыдущем детстве привык добиваться успеха, а во время дальнейшей учебы в школе не испытывал жесткого внешнего контроля, место которого заняло собственное стремление к высоким результатам. В юношеском возрасте мотивация достижения может существенно ослабеть под влиянием референтной группы ровесников;
- потребность в самореализации
и развитии собственного «Я». Связана с мотивацией
достижения и перекликается с потребностью
в признании и принятии как члена общества.
Эта потребность в значительной мере
коррелирует с формированием благоприятного
представления о себе самом [8].
Значение упомянутых потребностей и мотивов неодинаково в разные периоды взросления. В подростковом возрасте сильна потребность в конформизме, в юности она ослабевает, сменяясь потребностью в самореализации и индивидуальности.
Возникающая на рубеже подросткового и юношеского возраста потребность в самоопределении (Л.И. Божович) не только влияет на характер учебной деятельности старшеклассника, но иногда и определяет ее. Это относится, прежде всего, к выбору учебного заведения, классов с углубленной подготовкой, игнорированию предметов того или иного цикла: гуманитарного или естественнонаучного. «Мне математика не интересна, я не буду заниматься математикой, физикой никогда, я люблю историю, и это то, что мне понадобится при продолжении учебы», - часто утверждают старшеклассники.
С одной стороны, это выражение направленности личности проецирование себя в будущее, профессиональная ориентация, но, с другой - это невыполнение требований общей образовательной программы учебного заведения, основа недовольства и претензий со стороны учителей, родителей, почва для конфликтов. В целом такая установка более «взрослая», но нередко при этом проявляется довольно примитивный практицизм и техницизм, в частности недооценка гуманитарных дисциплин, так как они «в дальнейшем не понадобятся» [10, 84].
Основным предметом учебной деятельности старшеклассника, т.е. тем, на что она направлена, является структурная организация, комплексирование, систематизация индивидуального опыта, за счет его расширения, дополнения, внесения новой информации. Развитие самостоятельности, творческого подхода к решению, умение принимать такие решения, анализировать существующие и критически конструктивно их осмысливать так же составляет содержание учебной деятельности старшеклассника.
У старшеклассника складывается «особая форма учебной деятельности». Она включает элементы анализа, исследования, в общем, контексте некоторой, уже осознанной либо осознаваемой как необходимости профессиональной направленности, личностного самоопределения. «Важнейшее психологическое новообразование данного возраста – умение школьника составлять жизненные планы, искать средства их реализации» (Д.И. Фельдштейн) определяет специфику содержания учебной деятельности старшеклассника [49].
Готовность учащегося к профессиональному и личностному самоопределению включает систему ценностных ориентаций, явно выраженные профессиональную ориентацию и профессиональные интересы, развитые формы теоретического мышления, овладение методами научного познания, умение самовоспитания [7].
Приведенные выше примеры свидетельствуют о том, что у школьников старшего возраста ведущей деятельностью становится учебно-профессиональная. Они направляют свои усилия в основном на те виды учебной деятельности, которые в дальнейшем будут связаны с их профессиональной деятельностью. Поэтому нужно способствовать увеличению и углублению знаний и умений, связанных с будущей профессией [14].
Расширение социального пространства жизнедеятельности, предстоящее вождение в послешкольный социум, необходимость адаптироваться к изменениям внешних условий, поиск и выбор путей построения собственной жизни, определение перспектив получения дальнейшего образования – все это создает стрессовую ситуацию напряжения, энергетических затрат и возможных разочарований. В условиях общей нестабильности обостряется вероятность принятия спонтанных, непродуманных решений проблем экзистенциального характера. Считают, что без способности сделать осознанный выбор, должной готовности к жизненному и профессиональности самоопределению человек теряет возможность обрести культуру, реализовать себя как существо самобытное и активно преобразующее общественную жизнь.
Реалии окружающей действительности и наши представления о ней таковы, что попадание человека в ситуацию неопределенности, поиска, отсутствия ответов на многие вопросы становится нормой, проблема выбора (жизненного, профессионального, личностного характера) как никогда актуальной.
По оценкам специалистов, старшеклассники становятся критичнее, самостоятельнее, прагматичнее, амбициознее. Ничего не воспринимают на веру, не спешат соглашаться с чужими мнениями, суждениями, оценками, требуют доказательности. Современные старшеклассники более пессимистично относятся к возможностям своего вклада в изменении социальных процессов, но более оптимистично смотрят на свое будущее, веря в возможность своего личного успеха в жизни [5].
Таким образом, именно для подросткового и раннего юношеского возраста характерен процесс личностного и профессионального самоопределения, который вызван потребностью личности занять внутреннюю позицию взрослого человека. В этом возрасте школьники старших классов приобретают определенное положение в семье, школе и обществе, и поэтому существенно меняется содержание мотивов поведения юношей и девушек. В семье старший школьник начинает занимать положение взрослого, он разбирается во внутрисистемных отношениях, осознает общественное и материальное положение семьи. В школе юноша и девушка полностью овладевают своими умственными процессами. Важнейшим психологическим новообразованием данного возраста является умение школьника составлять жизненные планы. Ведущая деятельность – учебно-профессиональная. Особенно серьезно юноши и девушки изучают учебные предметы, которые соответствуют будущей профессии.
Жизненный план — явление одновременно социального и этического порядка. Вопросы «кем быть» (профессиональное самоопределение) и «каким быть» (моральное самоопределение) первоначально, на подростковом этапе развития, не различаются. Зачастую, подростки (порой и юноши) называют жизненными планами весьма расплывчатые ориентиры и мечты, которые никак не соотносятся с их практической деятельностью. Так, почти все опрошенные старшеклассники на вопрос анкеты, имеются ли у них жизненные планы, ответили утвердительно. Hо у большинства, эти планы сводятся к намерению учиться, заниматься в будущем интересной работой, иметь верных друзей и много путешествовать. Подросток пытается предвосхитить свое будущее, не задумываясь о средствах его достижения. Его образы будущего отличаются тем, что они ориентированы на результат, а не на процесс развития: подросток может в деталях представлять свое будущее общественное положение, не задумываясь над тем, что для этого нужно сделать. Отсюда и характерная завышенность уровня притязаний, потребность видеть себя непременно выдающимся, великим [29]
Очень важен также уровень информированности старшеклассников как о будущей профессии, так и о самих себе. Юноши и девушки недостаточно хорошо знают круг профессии, из которого им предстоит выбирать, и конкретные особенности каждой профессии, что делает их выбор в значительной мере случайным. Нередко эта неинформированность сохраняется даже на вузовской скамье. По мнению В.Т. Лисовского, чем младше человек в момент выбора профессии, тем вероятнее, что его выбор несамостоятелен и совершается не на основе его собственной системы ценностей, а по чьей-то подсказке и на базе недостаточной информации [26].
Выбор профессии отражает определенный уровень личных притязаний. Он включает оценку своих объективных возможностей (человеку, который в детстве не учился музыке, трудно поступить в консерваторию) и оценку своих способностей. Кроме того, на него влияет часто не осознаваемый самим субъектом уровень требований, предъявляемых им к профессии. У 15—17-летних юношей и девушек уровень притязаний часто завышен. Это нормально и даже полезно, так как стимулирует человека к росту и преодолению трудностей. Гораздо хуже если уровень притязаний занижен, и юноша ни к чему осознанно не стремится, довольствуясь тем, что само идет к нему в руки.
Основные параметры профессиональной зрелости:
Автономность- вычленение себя из мира окружающих людей, умение отделить свои цели от целей родителей и других значимых лиц. Понимание целостности своей личности, социальной общности, к которой принадлежит человек. Стремление реализовать возможность в практических действиях, иметь глубокие знания и навыки хотя бы в одной области. Накопление опыта. Инициатива и изобретательность в реализации возможностей.
Информированность - значительный объем информации на двух уровнях:
Умение принимать решение - последовательные этапы: сбор возможных вариантов решения, сбор информации по каждому варианту решения, исследование шансов успешности в каждой альтернативе, связь каждой альтернативы с целями и ценностями человека, разработка конкретного плана действий и определение факторов, способствующих или препятствующих данному варианту решения проблемы, формулировка плана действий для новых возможностей и развития.