Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июля 2014 в 17:50, дипломная работа
Цель исследования: выявить методы и формы деятельности социального педагога по профессиональному самоопределению старшеклассников.
Объект исследования: деятельность социального педагога в общеобразовательном учреждении.
Предмет исследования: профессиональное самоопределение старшеклассников в общеобразовательном учреждении.
Гипотеза исследования: деятельность социального педагога по профессиональному самоопределению старшеклассников в условиях общеобразовательного учреждения будет успешна если:
- осуществляется педагогическая поддержка профессионального самоопределения старшеклассников, обеспечивающая принятие школьника как субъекта жизненной ситуации и собственного развития потенциальных возможностей;
- используются профориентационные занятия, обеспечивающие получение знаний о себе, о мире профессионального труда, которые дают школьникам возможность осуществить свободный выбор профессии, раскрыть в ней свое предназначение;
- учитываются психолого-педагогические особенности старшеклассников.
Введение………………………………………………………………
3
Глава1 Теоретические основы профессионального самоопределения старшеклассников
8
1.1Философский и исторический аспекты профессионального самоопределения……………………………………………………………
8
1.2 Профессиональное самоопределение как социально-педагогический феномен……………………………………………………………………….
18
1.3 Психолого-педагогические особенности старшеклассников………...
32
Выводы по по 1 главе………………………………………………………..
42
Глава 2 Деятельность социального педагога по профессиональному самоопределению старшеклассников……………………………………
44
2.1Методы и формы профессионального самоопределения старшеклассников в условиях общеобразовательного учреждения………………………………………………………………..
44
2.2Диагностика профессионального самоопределения старшеклассников…………………………………………………
58
Выводы по 2 главе…………………………………………………………...
67
Заключение………………………………………………………….............
69
Список использованной литературы……………………………
«Очень большое впечатление лично на меня произвели занятия группы, построенные в форме диспутов, дискуссий, где каждый мог раскрыться» (Оля).
Для того чтобы оценить результативность деятельности по профессиональному самоопределению старшеклассников, был проведен комплекс диагностических мероприятий.
Данные первичной диагностики профессионального самоопределения старшеклассников по основным показателям представлены в таблице 3
По данным диагностики выявлено, что старшеклассники имеют общее представление о мире профессий. 15 % из них соответствовали критерию автономность, который проявляется: в стремлении иметь глубокие знания и навыки хотя бы в одной области; общей ориентации на успех; принятии на себя ответственности за собственные действия; собственной активности в получении информации и выборе профессионального пути.
Таблица 3
Результаты диагностирования основных показателей профессионального самоопределения старшеклассников (первичная диагностика)
Показатели профессионального самоопределения |
Количество учащихся (%) |
Автономность |
15 |
Информированность |
35 |
Умение принимать решение |
15 |
Эмоциональное отношение к выбору профессии |
10 |
Планирование |
25 |
Критерию информированность соответствовало 55 % респондентов. Данный критерий проявляется: в положительном отношении к любому виду труда, в определенном уровне осведомленности относительно основных массовых профессий, в умении выделять основные требования профессии к человеку, в стремлении к самооценке в контексте профессионального самоопределения.
Умение принимать решение — 15 %, что проявляется в желании и умении собирать и накапливать информацию, способности соотнести имеющуюся информацию с рассматриваемой проблемой и оценить ее, способности взять на себя ответственность за принятое решение, способности оценить потенциальный риск принятого решения, способности получить в процессе решения проблемы именно тот результат, который планировался.
10 % опрошенных соответствовали критерию эмоциональное отношение к ситуации выбора профессии, который проявляется в общем настрое человека и тесно связан с эмоциональным компонентом зрелости личности в целом, в положительном эмоциональном настроении, жизненном оптимизме, эмоциональной уравновешенности, переносимости неудач. Критерий планирование — 5% опрошенных.
Результаты диагностирования на заключительном этапе свидетельствовали о положительной динамике развития профессиональных качеств старшеклассников. После окончания программы подростки стали осознавать реальную сложность проблемы профессионального самоопределения и более ответственно относиться к своему решению, в частности многие из них отложили окончательное решение о выборе профессии, с тем, чтобы больше узнать об интересующей профессии, проверить свои силы (см. таблицу 4).
Таблица 4
Сравнительный анализ основных показателей
профессионального самоопределения старшеклассников
Показатели профессионального самоопределения |
Первичная диагност., (%) |
Итоговая диагностика, (%) |
Автономность |
15 |
20 |
Информированность |
35 |
40 |
Умение принимать решение |
15 |
20 |
Эмоциональное отношение к выбору |
10 |
15 |
Планирование |
25 |
30 |
Анализ данных таблицы 4 показывает, что участие школьников в программе повысило у них уровень автономности и сформировало умение принимать решение (на 5%). Уровень информированности старшеклассников повысился на (5%). Появилось и закрепилось положительное эмоциональное отношение ребят к различным видам трудовой деятельности, расширился их личный опыт. Повысилась активность старшеклассников, направленная на получение начальной профподготовки к выбранной профессии, участие в практической деятельности, беседы с представителями интересующих профессий.
Таким образом, проведенное
исследование позволяет
Выводы по второй главе
Активное привлечение подростков к освоению профессиональной культуры при осуществлении конструктивных шагов на уровне государства в сфере молодежных проблем, занятости населения, осуществления обоснованной социально-экономической политики создаст условия для становления активного трудоспособного и социально компетентного населения.
База исследования являлась МОУ СОШ № 1 п. Переволоцикй Оренбургской обл.
В данной школе осуществляется одногодичный курс по профессиональному самоопределению «Выбор профессии», который рассчитан на оказание помощи в выборе профессиональной деятельности, выборе профиля обучения с углубленным изучением ряда предметов для успешного освоения этой деятельности в будущем.
В процессе курса «Выбор профессии» использовались разнообразные формы организации и методы обучения: комбинированный урок, конференция, «круглый стол», пресс-конференция, индивидуальные и групповые беседы; ролевые игры; демонстрация кино- и видеофильмов, семинары, описание профессий, встреча с представителями отдельных профессий, диспут, конкурс, составление и решение профессиональных кроссвордов и др.
Деятельность социального педагога включала анализ материалов СМИ, знакомством с реалиями рынка труда и рынка образовательных услуг; с проблемой профессиональных притязаний человека; с технологией вербализации и анализа факторов, влияющих на выбор профессиональный старшеклассников.
Процесс самоопределения может носить благоприятный характер при осуществлении со стороны взрослых профориентационной поддержки, которая служит решению задач профессионального самоопределения, содействует процессу ценностного и профессионального выбора. Эта поддержка включает в себя:
Заключение
Выбор профессионального пути выпускников школы является одним из важнейших событий его личностного и жизненного самоопределения. Этот выбор в настоящее время осложнен экономическими и социальными обстоятельствами. Исследования социальных целей и ценностей старшеклассников в области труда и образования свидетельствуют о том, что работа по профессиональному самоопределению на этапе ранней юности должна проводиться интенсивно, чтобы помочь молодым людям сделать достойный жизненный выбор.
Исходя из этого, нами была определена следующая тема исследования: «Деятельность социального педагога по профессиональному самоопределению старшеклассников в условиях общеобразовательного учреждения».
Цель исследования заключалась в выявлении методов и форм организации деятельности социального педагога по профессиональному самоопределению старшеклассников и экспериментальном их апробировании.
В соответствии с целью были определены и решены следующие задачи исследования.
Первая задача содержала анализ философской, социально-педагогической, психологической литературы по исследуемой проблеме, который показал, что вопросы профессионального самоопределения в центре внимания многих отечественных и зарубежных исследователей. Профессиональное самоопределение это сущностная сторона процесса развития личности: непрерывное взаимодействие субъекта с внешним миром; активный поиск себя, своей возможности роли в профессиональной деятельности. Профессиональное самоопределение предполагает выработку собственной позиции в ситуации, характеризующейся большой степенью неопределенности. Чтобы определиться в проблемно-ориентационной ситуации, личности нужно соотнести свои потребности, позиции, интересы, мечты с собственными возможностями: подготовленность, способностями, эмоционально-волевыми качествами, состоянием здоровья. Возможности, в свою очередь, необходимо соотнести с требованиями профессионального учебного заведения, профессии, специальности, конкретной трудовой функции. Целью профессионального самоопределения является формирование у учащихся старших классов внутренней готовности самостоятельно и осознанно планировать, корректировать и реализовывать перспективы своего развития (профессионального, жизненного и личностного).
Профессиональное самоопределение- последовательный выбор профессиональной деятельности, обеспечивающий полноценную самореализацию личности в конкретных социальных условиях. Профессиональное самоопределение предполагает самостоятельную, активную позицию личности в освоении профессии, и поэтапную реализацию стратегии профессионального самоопределения (самообразование, самопознание, самореализация).
В соответствии со второй задачей исследования, были определены психолого-педагогические особенности старшеклассников в общеобразовательной школе.
Основными психолого-педагогическими особенностями старшеклассников являются:
1. Принятие собственной
Построение системы
ценностей и этического сознани
В соответствии с третьей задачей были реализованы разнообразные методы и формы социально-педагогической деятельности по профессиональному самоопределению старшеклассников: комбинированный урок, конференция, «круглый стол», пресс-конференция, индивидуальные и групповые беседы; ролевые игры; демонстрация кино- и видеофильмов, семинары, описание профессий, встреча с представителями отдельных профессий, диспут, конкурс, составление и решение профессиональных кроссвордов и др.
Исследование показало, что деятельность социального педагога по профессиональному самоопределению старшеклассников в условиях общеобразовательного учреждения будет успешна если: осуществляется педагогическая поддержка профессионального самоопределения старшеклассников, обеспечивающая принятие школьника как субъекта жизненной ситуации и собственного развития потенциальных возможностей; используются профориентационные занятия, обеспечивающие получение знаний о себе, о мире профессионального труда, которые дают школьникам возможность осуществить свободный выбор профессии, раскрыть в ней свое предназначение.