Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 11:51, дипломная работа
Цель исследования – показать роль дидактической игры в совершенствовании процесса обучения грамоте младших школьников.
Задачи исследования:
изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования.
Определить средства развития творческих способностей младших школьников.
Проанализировать УМК для 1 класса с целью выявления возможности использования дидактической игры, как средства развития творческих способностей младших школьников.
Провести опытно-педагогическую работу по использованию дидактической игры, как средства развития творческих способностей на уроках обучения грамоте.
ВВЕДЕНИЕ
…………………………………………………………………
с.
Глава 1.
Психолого-педагогические основы развития творческих способностей младших школьников………………………...
с.
1.1
Сущность понятия «творческие способности». Современное состояние и проблемы развития творческих способностей младших школьников……………………...
с.
1.2
Средства развития творческих способностей младших школьников…………………………………………………..
с.
Глава 2.
Методические основы использования дидактической игры, как средства развития творческих способностей младших школьников на уроках обучения грамоте……………………………………………………….
с.
2.1
Анализ УМК для 1 класса по использованию дидактической игры, как средства развития творческих способностей младших школьников на уроках обучения грамоте………………………………………………………
с.
2.2
Описание и анализ опытно-педагогической работы по использованию дидактической игры, как средства развития творческих способностей младших школьников на уроках обучения грамоте………………………………..
с.
Заключение
………………………………………………………………..
с.
Библиография
………………………………………………………………..
с.
Приложения
………………………………………………………………..
с.
Во многих работах по психологии трактовка способностей дана по Теплову Способности – это синтез свойств и качеств, обуславливающих успешное выполнение определенной деятельности.
А в понимании «Способности есть выявление творческого развития ума, пишет он, - а не простого накопления знаний, следовательно, проявление творческого применения этих знаний, новаторской позиции самого человека в отношении знаний, которые он усваивает, самостоятельности и сознательности. Таким образом, предполагается, что способность не есть простое накопление знаний.(17, 127).
Б.Г. Ананьев конкретизирует положение о том, что способности формируются в деятельности индивида, при этом считает, что в ходе деятельности создаются определенные способы организации психических процессов, которые сказываются и на росте способностей, и на характере человека.
В понимании способностей мы исходим из определения данного психологами, суть которого сводится к следующему: способности – это синтез индивидуально-психологических свойств и качеств личности, которые обуславливают успешность выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей.
Психологами установлено, что способности, являясь выражением психических процессов, как обобщенном виде, выступают как результат развития психических процессов, как обобщенное их выражение, как свойства индивида, личности.
Изучение психологических характеристик различных способностей дает возможность выделить у человека так называемые общие способности и специальные способности.
Таким образом, в современной психологии
различают специальные
Первые и важнейшие открытия в исследовании проблемы воспитания творческих способностей детей сделали психологи С.Л. Рубинштейн и Л.С. Выготский. Они установили специфику детского творчества, заключающуюся в субъективной природе новизны творческой деятельности детей, а также открытия М.С. Берштейна, А.В. Брушлинского, А.Н. Лука, Я.А. Пономарева, которые доказали единство сущности творческого процесса детей и взрослых, установили возможность воспитания и развития творческих способностей детей во всех видах творческой деятельности.
Развитие способностей у ребенка не может происходить без участия взрослого. М. Дулатов пишет: …без воспитания, одаренность ребенка сама по себе не развивается. Необходимо выявлять одаренность и наметить пути ее развития…» (63, 239). А А.С. Макаренко в своих педагогических трудах требовал в воспитательной работе с детьми проектировать развитие личности каждого воспитанника, и умело это делал на основе тщательного изучения их способностей, черт характера.
Таким образом, педагоги, не отрицая
природных задатков и способностей,
облегчающих возможность
Когда говорят о творческих способностях,
то обычно исходят из общепринятого
определения творчества. В специальной
литературе имеются различные подходы
к определению понятия «
В трактовке Т.Г. Евсеева «творчество – форма человеческой деятельности по духовно-практическому освоению мира, содержанием которой является наиболее полная реализация сущностных сил субъекта познания, результаты которой отвечают критериям новизны и социальной значимости».
Г.К. Нургалиева пишет: «творчество – становится качеством личности, чертами ее характера, когда приобретает устойчивость, выраженность, большую значимость, становится характерным для личности». (158,90).А американский психолог Фромм предложил следующее определение понятия детского творчества (креативности): «эта способность удивляться и познавать, умение находить решения в нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта». (161,351).
Из выше сказанного мы можем сделать вывод творческие способности младших школьников – это ничто иное, как совокупность, синтез индивидуально-психологических свойств и качеств личности, которые позволяют осуществлять поиск, используя при этом нестандартные способы действий, догадку, решать интеллектуально-логические, художественно-образные и жизненно-практические задачи с установкой на открытие нового, неизвестного для себя.
Изучая и анализируя работы ведущих психологов можно выделить два вида творческих способностей: общие творческие способности и специальные творческие способности. Таким образом, мы считаем возможным, рассматривать общие творческие способности, как универсальную способность личности. Универсальность названной способности, на наш взгляд, раскрывается в том, что сформировавшиеся ее компоненты в каком-то одном виде творчества, например техническом, игровом и т.д. могут проявлять и получать свое дальнейшее развитие в учебно-познавательной деятельности творческого характера. По мнению педагогов, основание рассматривать общие творческие способности, как универсальную способность обуславливается ролью и значением творчества в развитии внутреннего потенциала личности. По мнению Л.А. Левшина, «Путь к всестороннему развитию человека лежит не через простое арифметическое увеличение числа специальных способностей и умений человека, а прежде всего через развитие его общих способностей, его общей одаренности, то, что мы называем развитием, есть единая гармоническая система способностей, целостно выражающая мыслящую, творческую природу человека». (108, 22). Л.С. Выготский считал, что способности важны именно как выражение творческой «целостности человека, как личность». Воспитывать творческую личность – это значит полностью раскрыть ее общие способности.
В связи с выше сказанным возникает вопрос, какие свойства и качества личности школьника способствуют проявлению творчества, на формирование каких индивидуально-психологических особенностей личности должно быть направлено воспитание детского творчества?
Решение данного вопроса предусматривает анализ структуры, характеристик компонентов творческих способностей.
Данный вопрос подвергался всевозможным разноплановым исследованиям. Этот вопрос рассматривался в процессе изучения специальных творческих способностей, определяющих успешность в конкретных видах творческой деятельности. Это исследования Б.М. Теплова о психологии музыкальных способностей, А,А. Мелик-Пашаева, В.И. Кириенко, З.Н. Новлянской о психологии изобретательных способностей, В.П. Ягунковой о литературных способностях, Ф.Н. Гоноболина и Н.В. Кузьминой о педагогических способностях и т.д.
В исследованиях психологов и педагогов называется целый ряд отдельных способностей, которые характеризуют творческую личность, указывается на необходимость выявления уровня развития, что позволяет целенаправленно формировать и прогнозировать творческие возможности и потенциала в будущем.
Анализируя выводы ученых, мы пришли к заключению, что теоретической основой формирования творческих способностей детей в педагогической деятельности могут служить исследования общих умственных способностей, проявление которых в детские годы является творческим (Н.С. Лейтес, 119).
По мнению И.Я. Лернера, такими процессуальными
чертами или содержанием
Несколько иной состав компонентов творческих способностей мы прослеживаем в работах А.Н. Лука. Он выделяет три основные подгруппы творческих способностей:
Над проблемой творческих способностей
работали также и зарубежные психологи
и педагоги. В своих исследованиях
известные американские педагоги и
психологи М. Карне, С. Линнемайер, Ц.
Дентон-Айд к компонентному
Л.Б. Ермолаевой-Томиной удалось обобщить по зарубежным источникам основные фундаментальные признаки творческих проявлений, которые отмечаются большинством зарубежных психологов и педагогов, как мыслительной деятельности, так и в целостной структуре творческой индивидуальности. И выделить характеристики основных признаков, качеств и свойств креативности:
Все выше перечисленные первичные признаки творческих способностей тесно переплетаются между собой.
Для того чтобы развить данные качества интеллектуальной деятельности, зарубежные психологи и педагоги считают, что необходимо знать природу различия в стиле мышления. Все ученые сходятся в одном, в том, что различные типы мыслительной деятельности формируются благодаря тому, что их обуславливают и обслуживают разные по своим качествам психические процессы: восприятие, фантазия, воображение.
Таким образом, анализ подходов известных педагогов и психологов к определению творческих способностей, к пониманию их компонентного состава свидетельствуют о том, что, несмотря на разно плановость приведенных точек зрения, намечаются общие подходы к рассмотрению проблемы.
Каждый из выделенных компонентов творческих способностей является существенным фактором в формировании общих способностей к творчеству. Однако в одном исследовании невозможно решить столь значительный комплекс проблем. Так как у большинства ученых в качестве точки отсчета творческих способностей выступают интеллектуальные и мотивационные компоненты, мы остановились на изучении двух интеллектуально-личностных качествах, которые на наш взгляд, могут выступать опорой в педагогической деятельности и интегративно представлять общие творческие способности. Речь идет о способности к творческому мышлению и интерес к творчеству. Наш выбор обусловлен как спецификой творческого процесса, так и возрастными особенностями младших школьников.
По словам Я.А. Пономарева: «в своем развитии деятельность человека дифференцируется на внешнюю и внутреннюю. Первая слагается из специфических для человека действий с реальными предметами, осуществляемая путем движения рук, ног, пальцев и речевыми указаниями. Вторая происходит «в уме» посредством «умственных действий», с опорой на динамическую мозговую модель. Внутренняя деятельность планирует внешнюю, она возникает на основе внешней и через нее реализуется (171, 75).
Основы к творческому мышлению
закладываются значительно
Все выше сказанное позволяет нам связывать формирование творческих способностей младших школьников связывать с развитием способности к творческому мышлению.
А теперь рассмотрим следующий компонент творческой способности для детей младшего школьного возраста – интерес к творческой деятельности.
Как показывает анализ психологической литературы, интерес младших школьников к творческой деятельности, как формирование познавательной мотивации, является «пусковым механизмом», стимулирующим протекание творческого процесса. Интерес проявляется как стремление, желание детей познать, открыть в действительности что-то новое, неизвестное.
Интерес мы рассматриваем как своеобразное
выражение направленности личности,
тесно связанное с
Для воспитания интереса младших школьников
к творчеству благоприятную почву
создает такая деятельность, содержание
которой характеризуется