Федеральные государственные
требования устанавливают принципиально
иной способ взаимодействия и взаимосвязи
компонентов основных общеобразовательных
программ дошкольного образования – на
основе принципа интеграции образовательных
областей, представляющий собой альтернативу
предметному принципу.
Каждая образовательная область
направлена на развитие какой-либо детской
деятельности (игровая, коммуникативная,
трудовая, двигательная, познавательно-исследовательская,
музыкально-художественная, восприятие
художественной литературы, как особый
вид детской деятельности и продуктивная).
Образовательные задачи, диктуемые
федеральными государственными требованиями,
реализуются в процессе совместной деятельности
ребенка с взрослым (в ходе режимных
моментов; в непосредственно образовательной
деятельности, осуществляемой в процессе
организации детских видов деятельности
и в самостоятельной деятельности детей).
Выделены признаки совместной
деятельности взрослых и детей – наличие
партнерской позиции взрослого и партнерской
формы организации (сотрудничество взрослого
и детей, возможность свободного размещения,
перемещения и общения детей).
Одно из требований программы
- построение образовательного процесса
на адекватных возрасту формах работы
с детьми.
Скоролупова О.А. и Федина Н.В.,
разработчики федеральных государственных
требований, предлагают определенные
формы работы с детьми, соответствующие
условно каждому виду деятельности:
- Двигательная (подвижные дидактические игры; подвижные игры с правилами; игровые упражнения; соревнования);
- Игровая (сюжетные игры; игры с правилами);
- Продуктивная (мастерская по
изготовлению продуктов детского творчества;
реализация проектов)
- Коммуникативная (беседа ситуативный
разговор; речевая ситуация; составление,
отгадывание загадок; сюжетные игры; игры
с правилами);
- Трудовая (совместные действия; дежурство; поручение; реализация проекта);
- Познавательно-исследовательская (наблюдение; экскурсии; решение проблемных ситуаций; экспериментирование; игры с правилами и др.)
- Музыкально-художественная (слушание; исполнение; музыкально-дидактические игры и др.);
- Чтение художественной литературы
(чтение, обсуждение, разучивание) [64].
В федеральных
государственных требованиях указано,
что одним из обязательных разделов программы
любого ДОУ является раздел «Планируемые
результаты освоения детьми основной
общеобразовательной программы дошкольного
образования». В нем описаны такие интегративные
качества, которые ребенок может приобрести
в результате освоения программы. Одним
из интегративных качеств ребенка признается
«любознательность, активность». В соответствии
с данным качеством ребенок-выпускник
ДОУ должен:
- интересоваться новым, неизвестным в окружающей среде (в мире предметов и вещей, в мире отношений) и своем внутреннем мире;
- задавать вопросы взрослому,
- экспериментировать;
- самостоятельно действовать
(в повседневной жизни), осуществлять детскую
деятельность разных видов;
- в случае затруднения обращаться
за помощью к взрослому;
- принимать живое заинтересованное
участие в образовательном процессе [63].
Все вышеперечисленные
параметры отвечают понятию «познавательный
интерес». Поэтому развивая познавательный
интерес у дошкольников, мы реализуем
одну из главных задач современных требований
содержащиеся в Программе ДОУ.
Игровой деятельности, как форме
организации детской деятельности, отводится
особая роль в реализации Программного
содержания. Игра – это ведущая деятельность
ребенка, посредством которой он органично
развивается, познает очень важный пласт
человеческой культуры – взаимоотношение
между взрослыми людьми – в семье, их профессиональной
деятельности и т.д. Игра выступает как
самая важная деятельность, через которую
педагоги решают все образовательные
задачи, в том числе и обучение [10].
Одним
из эффективных путей формирования
познавательных интересов в современной
педагогике признается активное
использование в процессе обучения
дидактической игры, так как при
этом новые знания возникают
в результате активной умственной
деятельности детей, направлены
на решение возникших у них
вопросов и принятых ими самими
учебных задач. Деятельность детей
в такой ситуации направляется
на самостоятельный поиск выводов
и умозаключений [7].
По мнению
многих авторов (Катаевой А.А., Стребелевой
Е.А. и др.), дидактическая игра – одна из
форм обучающего воздействия взрослого
на ребенка. И в то же время игра – основной
вид деятельности детей. Таким образом,
дидактическая игра имеет две цели: одна
из них обучающая, которую преследует
взрослый, а другая игровая, ради которой
действует ребенок. Важно, чтобы эти две
цели дополняли друг друга и обеспечивали
усвоение программного материала [24; с.
23].
Дидактические игры дают прекрасные
возможности для коррекции и развития
высших психических функций. Они активизируют
мыслительную деятельность: учат анализировать,
сравнивать, обобщать, классифицировать,
выделять лишнее, пополняется словарный
запас у детей, развивается произвольное
внимание, вырабатывается настойчивость,
усидчивость; увлеченный игрой ребенок
доводит начатое дело до конца.
Во время игры на занятиях создается
хороший эмоциональный настрой, быстро
снимается усталость. У детей вырабатывается
бережное отношение к играм, раздаточному
материалу, они стараются не испортить
их, потому что не смогут играть на последующих
занятиях [5; с. 6].
В дошкольной педагогике сложилось
традиционное деление дидактических игр
на: игры с предметами; настольные (настольно-печатные)
игры; словесные (вербальные) игры, в зависимости
от использованного материала [22; с. 211].
- Игры с предметами дают возможность
решать различные воспитательно – образовательные
задачи: расширять и уточнять знания детей,
развивать мыслительные операции, совершенствовать
речь, воспитывать произвольность поведения,
памяти, внимания. В качестве дидактических
материалов используются игрушки, реальные
предметы (предметы обихода, орудия труда,
произведения декоративно – прикладного
искусства и др.), объекты природы (овощи,
фрукты, шишки, листья, семена).
- Настольно –
печатные игры помогают уточнять и расширять
представления детей об окружающем мире,
систематизировать знания, развивать
мыслительные процессы. Среди дидактических
игр для дошкольников преобладают игры,
в основе которых лежит парность картинок,
подбираемых по сходству, а также лото,
домино, игры типа «Лабиринт», игры устроенные
по принципу разрезных картинно, складных
кубиков.
- Словесные игры отличаются тем,
что процесс решения обучающей задачи
осуществляется в умственном плане, на
основе представлений и без опоры на наглядность.
Условно можно выделить несколько
типов дидактических игр, сгруппированных
по виду деятельности детей [19; с. 21]:
- Игры-путешествия
имеют сходство со сказкой, ее развитием,
чудесами. Игра-путешествие отражает реальные
факты или события, обычное раскрывает
через необычное, простое через загадочное,
трудное через преодолимое, необходимое
через интересное. Все это происходит
в игре, в игровых действиях, становится
близким ребенку, радует его. Цель игры-путешествия
усилить впечатление, придать познавательному
содержанию чуть-чуть сказочную необычность,
обратить внимание детей на то, что находится
рядом, но не замечается ими.
- Игры-путешествия обостряют
внимание, наблюдательность, осмысление
игровых задач, облегчают преодоление
трудностей и достижение успеха.
- Игры-поручения
имеют те же структурные элементы, что
и игры-путешествия, но по содержанию они
проще и по продолжительности короче.
В основе их лежат действия с предметами,
игрушками, словесные поручения. Игровая
задача и игровые действия в них, основаны
на предложении, что-то сделать: «Помоги
Буратино найти гласные буквы», «Проверь
домашнее задание у Незнайки» и др. [19;
с. 35].
- Игры-предположения «Что
было бы...?» или «Кем бы хотел
быть и почему?», и др. Иногда
началом такой игры может послужить
картинка. Дидактическое содержание
игры заключается в том, что
перед детьми ставится задача
и создается ситуация, требующая
осмысления последующего действия.
Игровая задача заложена в
самом названии («Что было бы…?»
или «Что бы я сделал»). Игровые
действия определяются задачей
и требуют от детей целесообразного
предполагаемого действия в соответствии
с поставленными условиями или созданными
обстоятельствами. Дети высказывают предположения,
констатирующие или обобщенно-доказательные.
Эти игры требуют умения соотнести знания
с обстоятельствами, установления причинных
связей. В них содержится и соревновательный
элемент: «Кто быстрее сообразит».
- Игры-загадки. Основным
признаком загадки является замысловатое
описание, которое нужно расшифровать
(отгадать и доказать). Главной
особенностью загадок является
логическая задача. Способы построения
логических задач различны, но
все они активизируют умственную
деятельность ребенка. Необходимость
сравнивать, припоминать, думать, догадываться,
доставляет радость умственного труда.
Разгадывание загадок развивает способность
к анализу, обобщению, формирует умение
рассуждать, делать выводы, умозаключения.
- Игры-беседы (диалоги). В основе
игры-беседы лежит общение педагога с
детьми, детей с педагогом и детей друг
с другом. Это общение имеет особый характер
игрового обучения и игровой деятельности
детей. В игре-беседе воспитатель часто
идет не от себя, а от близкого детям персонажа
и тем самым не только сохраняет игровое
общение, но и усиливает радость его, желание
повторить игру. Воспитательно-обучающее
значение заключено в содержании сюжета
темы игры, в возбуждении интереса к тем
или иным аспектам объекта изучения, отраженного
в игре. Ценность игры-беседы заключается
в том, что она предъявляет требования
к активизации эмоционально-мыслительных
процессов: единства слова, действия, мысли
и воображения детей. Игра-беседа воспитывает
умение слушать и слышать вопросы учителя,
вопросы и ответы детей, умение сосредоточивать
внимание на содержании разговора, дополнять
сказанное, высказывать суждение. Основным
средством игры-беседы является слово,
словесный образ, вступительный рассказ
о чем-то. Результатом игры является удовольствие,
полученное детьми [25; с. 233 - 249].
Перечисленными типами игр
не исчерпывается, конечно, весь спектр
возможных игровых методик. Однако на
практике наиболее часто используются
указанные игры, либо в “чистом” виде,
либо в сочетании с другими видами игр:
подвижными, сюжетно-ролевыми и др. Руководя
игрой, педагог воспитывает активное стремление
делать что-то, узнавать искать, проявлять
усилие, и находить, обогащает духовный
мир детей. А это все содействует умственному
и общему развитию дошкольников.
Таким
образом, включая дидактические
игры в процессе реализации
образовательной задачи по «Формирование
целостной картины мира, расширение
кругозора детей» содержание
образовательной области "Познание",
которой направлено на достижение
целей развития у детей познавательных
интересов, позволит нам более эффективно
реализовать эти цели.
Выводы по 1 главе:
- Познавательный интерес – важнейшее
образование личности, которое складывается
в процессе жизнедеятельности человека,
формируется в социальных условиях его
существования. Познавательный интерес
характеризуется стремлением к знанию,
которое соединяется с радостью познания
и побуждает человека как можно больше
узнать нового, выяснить непонятное о
качествах, свойствах предметов, явлений
действительности, в желании проникнуть
в сущность, найти имеющиеся между ними
связи и отношения.
- Интенсивное
развитие познавательного интереса приходится
на дошкольный период. Это проявляется
в том, что на фоне активно развивающихся
познавательной, эмоциональной, волевой
сфер ребенок стремится познать окружающий
его мир, длительное время сосредотачивает
свое внимание на интересующим его объекте
или явлении, доводит начатое до конца,
задает множество вопросов взрослому,
вступает с ним в диалог, приобретенные
им новые знания сопровождаются яркими
эмоциями (радость, удивление и т.д.).
- Работы
современных исследователей и анализ
психолого-педагогической литературы
свидетельствуют о наличии специфики
познавательных интересов у старших дошкольников
с задержкой психического развития.
Они характеризуются бедностью, односторонностью,
поверхностью содержания, это объясняется
недостаточной сформированностью представлений
о предметах и явлениях окружающего мира,
а также особенностями развития психических
процессов детей с задержкой психического
развития. Полученные данные об особенностях
развития познавательных интересов детей
с задержкой психического развития представляются
нам неполными, что вызывает необходимость
организации и проведения экспериментального
исследования, позволившего изучить их
специфику.