Результаты
исследования по методике Ганошенко Н.И.,
Юркевич В.С. «Сказка»
Дети экспериментальной
группы показали следующие результаты:
высокий уровень сформированности любознательности
– у 20 % детей; средний уровень – у 30 % испытуемых;
низкий уровень – у 50 % воспитанников.
Дети,
показавшие высокий уровень любознательности,
(20 % детей) для прослушивания выбрали
сказку с незнакомым объектом,
про манго.
Воспитанники
со средним уровнем (30 % детей),
пожелали прослушать сказку со
знакомым объектом: про грушу (3 ребенка),
про сливу (1 ребенок), но при этом
спросили, что такое манго.
Испытуемые
с низким уровнем любознательности
(50 % детей) выбрали для прослушивания
сказку со знакомым объектом:
про яблоко (2 детей), про грушу (3 детей),
про сливу (1 ребенок).
Дети
контрольной группы показали
следующие результаты: высокий уровень
любознательности – у 60 % воспитанников;
средний уровень – у 20 % детей;
низкий уровень – у 20 % испытуемых.
Воспитанники
с высоким уровнем (60 % детей) выбрали
для прослушивания сказку с
незнакомым объектом – про
манго.
Испытуемые,
показавшие средний уровень (20% детей),
для прослушивания выбрали сказки
со знакомым объектом: про яблоко
(1 ребенок), про грушу (1 ребенка), про
сливу (2 ребенок), но спросили у
экспериментатора про манго.
Дети
с низким уровнем (20 % детей), выбрали
для прослушивания сказку со
знакомым объектом: про яблоко (1
ребенок), про грушу (2 ребенка), про
сливу (1 ребенок).
В результате
сказанного выше можно сделать
вывод, что степень любознательности
испытуемых экспериментальной группы
ниже, чем у детей контрольной
группы.
Количественные
результаты представлены в Таблице
3.
Таблица 3
Количественные результаты
исследования по методике Ганошенко Н.И.,
Юркевич В.С. «Сказка»»
№ п/п |
Группы |
Количество детей по уровням сформированности
(%) |
высокий |
средний |
низкий |
1. |
Экспериментальная группа |
20 |
30 |
50 |
2. |
Контрольная группа |
60 |
20 |
20 |
Результаты исследования
направленности интересов детей по методике
«Выбор сюжетно – тематических картинок»
(Н.В. Пророка)
В экспериментальной группе
детей с высоким уровнем сформированности
направленности интересов не наблюдается.
Средний уровень сформированности
направленности интересов характерен
для 36 % дошкольников экспериментальной
группы. Это проявляется в том, что они
чаще всего ограничиваются выбором 2 -
3 предложенных видов деятельности, по
4 картинки выбирают по таким темам, как
игра, творчество и труд.
Низкий уровень сформированности
направленности интересов характерен
для 64 % дошкольников экспериментальной
группы. Эти дети сделали выбор по 1 - 2 видам
деятельности, количество картинок у них
менее трех на выбранную тему.
4 - 6 выбора было отмечено
по игровой или трудовой деятельности,
что говорит о доминировании
мотивов этой деятельности у
данной категории испытуемых.
Высокий уровень сформированности
направленности интересов характерен
для 35 % дошкольников контрольной группы.
Эти воспитанники, в процессе исследования
осуществляли выбор по всем предложенным
видам деятельности, количество выбранных
картинок по темам от 4 до 6.
Средний уровень сформированности
направленности интересов характерен
для 45 % дошкольников контрольной группы.
Помимо видов деятельности выбранных
детьми экспериментальной группы, некоторые
дошкольники предпочитают и учебную деятельность.
Эти дети сделали выбор по 2 - 3 видам деятельности,
количество картинок у них менее трех
на выбранную тему.
В контрольной же группе с низким
уровнем познавательной направленности
наблюдается 20 % воспитанников, они делают
выбор по 2 видам деятельности, но доминирует
у них мотив, какого - то одного из предложенных
нами видов деятельности игровой, трудовой,
учебной или творческой.
У этих детей доминируют мотивы
3 - 4 видов деятельности, предпочтение
отдают трудовой, творческой и учебной
деятельности.
Количественные результаты
по данной методике продемонстрированы
в Таблице 4.
Таблица 4
Количественные результаты
исследования по методике «Выбор сюжетно
– тематических картинок» (Н.В. Пророка)
№ п/п |
Группы |
Количество детей по уровням
сформированности (%) |
высокий |
средний |
низкий |
1. |
Экспериментальная группа |
- |
36 |
64 |
2. |
Контрольная группа |
35 |
45 |
20 |
Таким образом, при анализе
данных исследования по методике «Выбор
сюжетно – тематических картинок» (Н.В.
Пророка) установлено, что:
у дошкольников с задержанным психическим развитием направленность интересов в отличие от нормально развивающихся сверстников характеризуется узостью;
дети делают выбор картинок с сюжетом, связанным с игровой, трудовой, творческой деятельностью, картинки же с учебной деятельностью игнорируют;
в мотивационной сфере воспитанников доминирует мотив игровой деятельности.
Результаты наблюдения
по методике «Оценка вопросительных
проявлений у детей» (Т.М. Серебряковой)
Анализ результатов проведенного
наблюдения по методике показал значительные
различия в развитии познавательной активности
у детей экспериментальной и контрольной
групп.
В экспериментальной
группе выявлен: средний уровень
развития познавательной активности
– у 36 % воспитанников; низкий уровень
– у 64%, высокого уровня развития
познавательной активности у
детей не наблюдается.
Испытуемые
из экспериментальной группы
с низким уровнем сформированности
познавательной активности 64 % в течение
часа задавали не более трех вопросов.
Настойчивости в получении ответа на вопросы
не проявляли. Вопросы дошкольников в
основном направлены на выяснение названия
предметов, например Захар Р.: «Как это
называется?», (показывая на картинку с
изображение клумбы).
Выявлены
дети, не задавшие ни одного
вопроса, их оказалось 29 % .
36 % дошкольников
со средним уровнем сформированности
познавательной активности задают вопросы,
направленные на выяснение качественных
характеристик предметов. Например: Никита
Н.: «Почему одуванчик желтый?», или на
получение конечного результата. Например:
Максим Т. «Как построить замок из песка?».
В речи дошкольников редко встречаются
цепочки вопросов, а если и встречаются,
то состоят из одного – двух вопросов.
Например: Саша С. «А почему птиц стало
много? А что они кушают?». Ответы взрослых
многие дети воспринимают заинтересованно,
но они не стимулирует их к дальнейшим
рассуждениям. Встречаются испытуемые,
которые к ответу на вопрос относятся
равнодушно, последующих вопросов у них
не наблюдается. Выявлено личностное взаимодействие
ребенка с взрослым в процессе проведения
занятия.
Иная
картина обнаруживалась в процессе
наблюдения за проявлением познавательной
активности у дошкольников контрольной группы: высокий
уровень – у 45 % детей; средний уровень
– у 40 %; низкий уровень – у 15 % .
Детей
контрольной группы задают больше
вопросов, в течение часа в
основном от трех до пяти. Детей
задают вопросы на установление
причинно – следственных связей
и закономерностей. Например, Артем
Щ.: «Как называется цветок?» (показывая
на мать и мачеху). «Почему его так назвали?»,
вопросы – рассуждения, например, Диана
О.: «Мы будем собирать цветы для гербария?
А какие цветы мы будем собирать? А сколько
они будут сохнуть? Когда они засохнут,
мы сможем из них сделать поделку?»
Нами выявлено, что в речи испытуемых
контрольной группы присутствуют цепочки
из 1-2 - 3 - 4х вопросов, например, Оля В.: «А
какие еще бабочки есть?», «Чем питаются
бабочки?», «А кого они боятся?»
Единичные вопросы встречаются
редко, они касаются в основном качественных
характеристик предметов. Например, Алина
П.: «Как одуванчик превращается в белый
шарик?».
Дошкольники проявляют высокую
познавательную активность, и самостоятельность
при разрешении вопроса, вступают в активное
его обсуждение, настойчиво добиваются
разрешения поставленного вопроса.
У многих испытуемых контрольной
группы наблюдается стремление к дальнейшему
взаимодействию с взрослым, они задают
взрослым ряд вопросов по интересующей
их информации. Например: После получения
ответа на вопрос: «Это тюльпан?» Игорь М. задает ряд вопросов:
«А кто его сюда посадил?»
Количественные результаты
продемонстрированы в Таблице 5.
Таблица 5
Количественные результаты
исследования по методике «Оценка вопросительных
проявлений у детей» (Т.М. Серебряковой)
№ п/п |
Группы |
Количество детей по уровням
сформированности (%) |
Высокий |
Средний |
Низкий |
1. |
Экспериментальная группа |
- |
36 |
64 |
2. |
Контрольная группа |
45 |
40 |
15 |
Результаты анализа
документации учителя-дефектолога
Анализируя общую образовательную
программу ДОУ, было выявлено, что программа
построена в соответствии с федеральными
государственными требованиями. Образовательная
область «Познание» по задачам и содержанию
психолого-педагогической работы интегрируется
со следующими образовательными областями:
«Коммуникация», «Чтение художественной
литературы», «Здоровье», «Социализация»,
«Труд», «Безопасность», «Музыка» и «Художественное
творчество»; по средствам организации
и оптимизации образовательного процесса
– «Чтение художественной литературы»,
«Музыка» и «Художественное творчество».
Работа по развитию познавательных интересов
отражена.
Тематическое
планирование выстроено в соответствии
с программой. Однако, анализируя перспективное
планирование по реализации данной образовательной
области, было выявлено, что задача по
развитию познавательных интересов ставится,
но интеграция образовательных областей
отсутствует, что не соответствует основной
общеобразовательной программе ДОУ. Конспекты
непосредственной образовательной деятельности
у учителя-дефектолога отсутствовали.
Результаты наблюдения
за учителем-дефектологом в процессе реализации
образовательной области «Познание»,
направленной на «Формирование целостной
картины мира, расширение кругозора детей»
В ходе наблюдения было выявлено,
что работа по развитию познавательных
интересов детей ведется. Педагог использовал
и игры, и завлекательные моменты, но их
применение было очень редким и недостаточно
эффективным. Одним из средств развития
познавательных интересов являлись дидактические
игры, однако их применение было недостаточным
и носило второстепенный характер. Многие
дидактические игры носили однообразный,
повторяющий характер, что не позволяло
привлечь внимание детей и сохранить их
интерес к информации на протяжении
реализации образовательной деятельности.
Также отмечалась низкая сосредоточенность
на игре, дети не желали преодолевать встречающиеся
трудности, у некоторых детей отмечалось
равнодушие к происходящему. Все это приводило
к тому, что материал усваивался детьми
поверхностно и недостаточно четко. Использованные
игры соответствовали возрастным, индивидуальным,
психологическим и интеллектуальным возможностям
детей. Познавательная активность детей
поощрялась, но всегда.