Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2013 в 22:20, реферат
Цель работы: роль интегративных качеств в развитии дошкольника и как на их формирование оказывают влияние дидактические игры.
Задачами работы являются:
рассмотреть в целом систему дошкольного образования;
изучить проблемы дошкольного образования на современном этапе;
рассмотреть новые требования к процессу дошкольного образования;
выявить роль дидактической игры в процессе развития интегративных качеств детей дошкольного возраста.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Дошкольное образование: проблемы и перспективы 5
1.1. Проблемы дошкольного образования на современном этапе 5
1.2. Готовность к школе как объект образовательной политики 10
1.3. ФГТ – принципиально новые требования к процессу дошкольного образования 11
ГЛАВА 2. Развитие интегративных качеств детей дошкольного возраста посредством дидактической игры 20
2.1. Обеспечение качества и условий – задача ДОУ 20
2.2. Вариативность дошкольного образования. Основные направления программ для ДОУ 22
2.3. Дидактические игры, как средство развития интегративных качеств детей дошкольного возраста 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ 41
Приложение 45
Исследования показывают, что скорость и характер развития детей необычайно разнообразны. С момента рождения отмечается высокая вариативность по всем основным характеристикам развития: вес, время и ритм сна, количество потребляемой пищи, моторика, время и характер созревания тех или иных функций. Высокая степень вариативности с самого рождения у детей наблюдается в потребности в сне, возрасте первых шагов, локомоторном и психическом развитии, а также различии в уровне развитости разных функций у одного ребенка. Приведем лишь один наглядный пример (рис. 1).
Рисунок 1. Потребность в сне
Средняя линия (50%) выражает среднее значение в потребности в сне. Линии 3% и 97% выражает потребность в сне тех детей, которые спят мало или, наоборот, много.
Исследования показали, что наиболее частая причина нарушений сна у детей - неправильные ожидания взрослых. Попытки приучить детей спать по заранее заданному режиму вредны. Установить одинаковые возрастные нормы для всех невозможно. Эти данные отражаются на требованиях к программам, а также на формулировках стандартов качества педагогической работы детских садов. При помощи наблюдения и бесед с родителями нужно выяснить индивидуальную потребность детей и действовать в соответствии с этим.
Попытки обучать детей ползать и вставать, то есть формировать локомоторное развитие по нормативу, могут также привести к нарушениям в развитии, что также убедительно показано в исследованиях. Дети не только ползают и встают самостоятельно, учатся ходить сами, с разной скоростью, но и то, когда и как они это делают, очень индивидуально.
К возрасту семи лет разница в уровне психофизиологического развития детей, обусловленная индивидуальной скоростью развития, то есть не вызванная качеством образовательной среды, может достигать более трех лет! Дети отличаются не только между собой, но и по степени развития разных функций у одного ребенка. Ребенок может быть одарен, уметь читать и считать, в то время как его другие характеристики, например эмоциональная стабильность или физиологическая зрелость, могут отставать. и то и другое - важные характеристики готовности к школе.
В марте 2010 г. Приказом Министерства образования и науки РФ № 655 от 23.11.2009 были введены в действие Федеральные государственные требования к структуре общеобразовательной программы дошкольного образования.
Новый нормативный документ определяет основу образовательной программы российского детского сада и выдвигает в качестве основной цели педагогической работы - развитие каждого ребенка.
ФГТ являются вместе с «Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении» пока единственным основополагающим документом нормативной правовой базы системы дошкольного образования, обязательным для исполнения во всех типах и видах образовательных учреждений, ориентиром развития системы дошкольного образования, а также инструментом обеспечения и основой системы государственной оценки его качества.
Данные требования, как и требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования, безусловно, являются необходимыми и своевременными, прежде всего для обеспечения преемственности с начальным общим образованием.
Дети, которые сегодня посещают подготовительные группы, должны готовиться к школе в соответствии с новыми стандартами, которые предполагают сформированность у них предпосылок универсальных учебных действий.
Готовность к школе заключается не в том, чтобы научиться читать, считать и т.п., а прежде всего в освоении ведущей в этом возрасте сюжетно-ролевой игровой деятельности. Только в игре, а не на занятиях школьного типа закладываются предпосылки будущей учебной деятельности (интегративные качества). Сегодняшним дошкольникам некогда играть ни в детском саду, ни дома. До появления требований, при отсутствии стандартов дошкольного образования детские сады или сами родители готовили детей к школе каждый по-своему. В свою очередь, школы выставляли неоправданные требования готовности ребенка к школе. Некоторые школы до сих пор выставляют требование, по которому будущий первоклассник должен читать со скоростью не менее 25, а в некоторых школах и до 75 слов в минуту. Заметим, что по новым стандартам начального общего образования минимальная скорость чтения в конце первого класса, позволяющая перейти во второй класс, составляет 15 слов в минуту при условии, что, читая с такой скоростью, ребенок понимает прочитанное.
В требованиях, в разделе «планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования» указывается на то, что результаты должны описывать интегративные качества ребенка, которые он может приобрести в результате освоения программы, а не пресловутые зуны (количественный показатель). Последние не могут рассматриваться в качестве главных, ключевых результатов освоения образовательной программы для детей дошкольного возраста, однако это не означает, что они должны быть отвергнуты полностью. Просто из категории цели (результата) они переходят в категорию средств, способствующих развитию ребенка.
Решение о включении в ФГТ «портрета» ребенка, т.е. того, каким мы хотели бы его видеть перед поступлением в школу, является на сегодняшний день большим шагом вперед. Потому ФГТ как раз и призваны упорядочить процесс подготовки детей к школе, а точнее, преемственности между процессом развития интегративных качеств дошкольников и процессом развития универсальных учебных действий на начальной ступени общего образования.
Если говорить о принципиально новом в содержании дошкольного образования, то это обязательность его соответствия заявленным в ФГТ принципам и прежде всего принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка, принципу интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей, которые, в свою очередь, должны основываться на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса, а также предусматривать решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей. Внешне это принципиально новое заключается в том, что занятия в привычном для всех виде могут появиться только в подготовительной группе. И именно это новое становится сегодня камнем преткновения.
Если говорить о том, как понимается вариативность дошкольного образования сегодня, то однозначного ответа нет. А понимать ее надо однозначно. понятие «вариативность»4 не всегда применяется правильно. то, что в последнее время подразумевается под этим понятием относительно программ дошкольного образования (комплексных и парциальных), правильнее было бы называть плюрализмом5.
альтернативные по своей сути программы (относящиеся к разным образовательным моделям: либо к учебно-дисциплинарной, либо к личностно ориентированной) относят к вариативным. аналогично в число вариативных развивающих программ начального образования попадали традиционные программы, строящиеся на совершенно других концептуальных основах. в последнее время программы, строящиеся на учебно-дисциплинарной модели, пытаются замаскироваться под личностно ориентированные, особенно с появлением ФГТ.
Вариативными могут, а точнее, должны являться сегодня все те программы, которые соответствуют личностно-ориентированной развивающей модели и отвечают ФГТ. так, на наш взгляд, должна пониматься вариативность дошкольного образования в современных условиях.
Готовы ли работать в новых условиях педагоги? Однозначно ответить на этот вопрос невозможно. Безусловно, есть педагоги, которые уже давно работают по программам развивающего дошкольного образования. Для них особых сложностей не будет. Другая часть, скорее всего большая, к работе в новых условиях не готова. Это можно объяснить, во-первых, тем, что в вузах до последнего времени педагогические кадры для дошкольного образования готовили к работе по традиционной учебно-дисциплинарной модели. И подготовленных по-новому специалистов еще придется подождать. А во-вторых, для того, чтобы перейти к освоению внедрения новшеств, необходима смена педагогического мышления, что является наиболее трудной составляющей данного процесса.
Педагогам дошкольного образования необходима очень серьезная помощь, выраженная в создании разнообразных условий для полноценной реализации ФГТ. Это относится и к радикальному изменению характера подготовки, переподготовки и повышению квалификации педагогических кадров, и к финансированию дошкольного образования в целом, и к перестройке системы управления, и ко многому другому.
Педагогический процесс должен строиться на системе мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения программы. Мониторинг должен обеспечивать комплексный подход к оценке итоговых и промежуточных результатов освоения программы, позволять осуществлять оценку динамики достижений детей. В процессе мониторинга исследуются физические, интеллектуальные и личностные качества ребенка. Мониторинг должен включать психолого-педагогическое обследование детей дошкольного возраста, задачей которого является получение возможно более полной информации об индивидуальных особенностях развития детей, на основании которой могут быть разработаны рекомендации для воспитателей, психологов, родителей для подготовки детей к школьному обучению и выбора оптимальных форм дальнейшего обучения на этапе начального общего образования.
Главное же, что необходимо изменить, так это наполнить педагогический процесс жизнью. А жизнью для детей дошкольного возраста является игра! Ребенок дошкольного возраста должен играть до 8 часов в день, для того чтобы игра стала действительно основной формой организации жизни детей, необходимо обеспечить игровое пространство с игровым материалом и время, свободное от каких-либо запланированных занятий. Это уже относится к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования, требования к которым должны быть в скором времени утверждены.
ФГТ являются необходимыми и своевременными. В условиях разнообразия комплексных программ, в которых даже некоторые направления воспитания были упущены (например, трудовое воспитание), не говоря об объеме содержания каждого направления, они просто необходимы, прежде всего для обеспечения преемственности с начальным общим образованием.
Уже давно назрела необходимость изменить в детских садах организацию образовательного процесса. Не секрет, что даже двухлетних детей некоторые воспитатели пытаются посадить на занятиях за столы и при этом требуют от них «примерного» поведения. Безусловно, развитие ребенка должно идти в игровой деятельности, особенно в раннем и младшем дошкольном возрасте. Но как перестроить мышление педагогов, кто поможет перестроить образовательный процесс и научит новым формам работы?
К сожалению, учебно-дисциплинарная модель дошкольного образования еще имеет место в дошкольных учреждениях, хотя в настоящее время наметился перелом в сознании педагогов ДОУ и постепенный переход на личностно ориентированную модель общения педагога с детьми.
Сейчас необходимо
отказаться от учебно-дисциплинарной
модели образовательного процесса - отказ
от специально организованной деятельности.
Ведущими видами детской деятельности
должны стать: игровая, коммуникативная,
двигательная, познавательно-
Однако отказ от занятий, использование принципиально других форм, методов и приемов для решения образовательных задач на первом этапе будет наиболее сложным для педагогов.
После выхода требований педагоги находятся в растерянности: должны ли все дошкольные учреждения работать теперь по единой примерной общеобразовательной программе, разработанной в соответствии с требованиями, или имеют право работать по комплексной программе, взяв ее за основу образовательной программы дошкольного учреждения, приведя в соответствие с ФГТ, учитывая региональной компонент.
Для реализации федеральных государственных требований, внедрения новшеств необходима смена педагогического мышления и сознания, что является наиболее сложным на сегодняшний день.
На наш взгляд, это достаточно сложный и длительный процесс, так как большинство воспитателей ДОУ - педагоги предпенсионного и пенсионного возраста, которым необходима помощь методических служб. Как правило, в муниципалитетах такие службы отсутствуют.
Выпускники вузов не всегда готовы работать по новой личностно ориентированной образовательной модели.
Педагогам дошкольных учреждений необходима серьезная помощь, направленная на радикальное изменение характера подготовки и переподготовки, повышение квалификации педагогических кадров, перестройку работы методических служб и системы управления.
На федеральном уровне необходимо организовать систему переподготовки специалистов системы управления ДОУ.
Перспектива реформирования дошкольного образования вселяет надежду на качественные изменения в данной сфере, но для того чтобы эти изменения были в лучшую сторону, необходим план поэтапного перехода дошкольных образовательных учреждений к реализации ФГТ. С момента введения в действие последних «Требований к содержанию и методам воспитания и обучения»6 прошло 16 лет. Изменился государственный заказ на портрет выпускника дошкольного учреждения, социальные условия, кроме того, усиливается общемировая тенденция к стандартизации образования. однако принятие данного документа вызывает на практике ряд вопросов.