Здоровьесберегающие технологии в начальной школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2012 в 00:14, контрольная работа

Краткое описание

Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. В последнее время все очевиднее становится катастрофическое ухудшение здоровья учащихся.

Вложенные файлы: 1 файл

обобщение опыта.docx

— 328.39 Кб (Скачать файл)

 

 

Муниципальное общеобразовательное  учреждение

  средняя общеобразовательная школа  № 6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обобщение опыта на тему:

«Здоровьесберегающие технологии в начальной школе»

(программа)

 

 

 

 

Учителя начальных классов

                                                           высшей квалификационной 

                                                           категории Гуркиной Е.И.             

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Усть - Лабинск

Краснодарского  края

2008 г.

 

 

 

Здоровьесохраняющая среда в школе.

 

  I. Теоретическое обоснование проблемы.

     Здоровье - бесценное достояние не  только каждого человека, но и  всего общества. В последнее время  все очевиднее становится катастрофическое  ухудшение здоровья учащихся. Наряду с неблагоприятными социальными и экологическими факторами в качестве причины признается и отрицательное влияние школы на здоровье детей. Идеи приоритетности и значимости здоровья и здорового образа жизни для развития цивилизации не для всех очевидны. Такие социальные пороки, как бездуховность, алкоголизм, наркомания, преступность, разрастаясь, калечат психическое и физическое здоровье нации и порой сводят на нет все усилия педагогов по  воспитанию подрастающего поколения.

Проблема охраны и укрепления здоровья учащихся очень  многогранна и сложна. Улучшение  их здоровья является одной из самых  перспективных форм оздоровления всего  общества. Поэтому, забота о сохранении здоровья учащихся - важнейшая обязанность  школы, отдельного учителя и самого ребенка. Школьникам, испытывающим проблемы со здоровьем, трудно учиться. И мы, педагоги, должны помочь им справиться с этими трудностями. Здоровье - основа формирования личности, и в этой связи уместно привести слова  замечательного педагога В.А. Сухомлинского: “Опыт убедил нас в том, что  примерно у 85% всех неуспевающих учеников главной причиной отставания в учебе  являются плохое состояние здоровья, какое-нибудь недомогание или заболевание”.

    Здоровые дети это благополучие общества. Без здорового подрастающего поколения у нации нет будущего. Проблема сохранения здоровья – социальная, и решать ее нужно на всех уровнях общества.

     Задача образовательных учреждений  в сфере охраны здоровья учащихся  закреплены в ряде законодательных  и нормативных документов. Значимость  данной работы обозначается двумя  основными положениями, содержащимися  в Законе РФ «об образовании»:

     во-первых, это гуманистический характер  образования, приоритет общечеловеческих  ценностей, жизни и здоровья  человека, свободного развития личности (ст. 2);

     во-вторых, это обязанность образовательного  учреждения создавать условия,  гарантирующие охрану и укрепление  здоровья обучающихся (ст. 51).

     Приоритет данной задачи подчеркивается  так же и в других директивных  документах. Так, в Программе развитие  воспитания в системе образования  России на 2004 – 2006г.г. сказано,  что сохранение здоровья учащихся является одним из основных направлений и принципов организации воспитания во всех образовательных учреждениях.

 

 

 

В рамках по совершенствованию структуры  и содержания

 

  Под здоровьесберегающими технологиями следует понимать систему мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающую важнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка, воздействующие на здоровье

 

 

 II. Актуальность.

     Актуальной  является проблема внедрения  здоровьесберегающих технологий в начальной школе. Одним из необходимых условий ее эффективности является диагностика потребностей учащихся в гигиеническом воспитании и обучении.

     В  современных условиях модернизации  российского образования основная  ориентация учителя начальных  классов должна быть связана  с усилением внимания к таким  важным качествам, как:

  - культура поведения,

-  усвоение  этических норм,

-  сформированность ценностных отношений. Но, учитывая слабое состояние здоровья современных детей, актуализируется проблема формирования ценностного отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих людей, так как стрессовые социальные, экологические и психические нагрузки всё чаще приводят к отклонениям нравственного и физического здоровья подрастающего поколения.

Диагностика здоровья учащихся:

1.Анкетирование учащихся, с целью выявления отношения к своему здоровью.

2. Анкетирование родителей, с целью выявления мнения о влиянии режима    школы на здоровье учащихся.

3.Оценка состояния здоровья учащихся.

Анкета  для учащихся: « Мое здоровье»:

1.Есть ли у тебя жалобы на здоровье?

2.Когда ты обращаешься к родителям за помощью, в случае заболевания?

- сразу, если почувствуешь недомогание;

- когда становится очень плохо;

- когда родители сами заметят  твое плохое самочувствие.

3.Следишь ли ты за своей осанкой дома при выполнении домашних заданий?

4.Хорошо ли ты видишь то, что учитель пишет на доске?

5.Что ты делаешь, когда встаешь утром, в первую очередь?:

- чистишь зубы;

- делаешь утреннюю зарядку;

- завтракаешь;

- смотришь телевизор.

6. Знаешь ли ты, что еда всухомятку наносит вред здоровью?

7.Согласен ли ты с тем, что полные люди чаще болеют?

 

 

 

8.Регулярно ли ты моешь руки?  (после посещения туалета, прогулки, перед едой.)

9.Чистишь ли ты зубы?

10.Сколько раз в день ты чистишь зубы?

11.Когда ты обращаешься к зубному врачу?

- при наличии боли;

- для проверки состояния   зубов.

12. Считаешь ли ты, что курение вредно?

13.Считаешь ли ты, что курение опасно для всех?

 

 

Анкета  для родителей:

  1. Выскажите свое мнение о влиянии режима школы на здоровье детей.
  2. Считаете ли вы, что неоходимо формировать культуру здоровья учащихся? (Обучать основам здорового образа жизни.)
  3. Как вы считаете, какова роль семьи в формировании у младших школьников здорового образа жизни?

 

Результаты анкетирования: 
     По результатам анкетирования выявлено, что около 30% учащихся предъявляют жалобы на здоровье, большинство которых связано с учебным процессом и проявляется частыми головными болями, болями в спине, висках, ногах, усталостью глаз. Несмотря  на младший возраст, около 20% учащихся обращаются к родителям за помощью в случае заболевания не сразу, а лишь когда становится очень плохо, или ждут, когда родители сами заметят их плохое самочувствие.

     На вопрос о состоянии осанки  учащихся мы получили следующие  результаты: за письменным столом  или партой всегда стараются  правильно сидеть 58,58%, «иногда» - 7,8%, остальные не следят за своей осанкой, что свидетельствует о высокой степени риска искривления позвоночника.

     Состояние зрения так же вызывает  тревогу. Книгу на расстоянии 35 – 40см. держат 46,4%, 50% - примерно  на расстоянии 15- 20см., остальные  – на расстоянии 45см. и дальше. Около 6% видят плохо, что пишет  учитель на доске. Данный показатель  составляют учащиеся с неправильно  занятым местом в классе.

     Интересными получились данные  о режиме дня учащихся начальной  школы. На вопрос о том, что  ты делаешь, когда встаешь утром, 71% ответили, что пойдут чистить  зубы, 12% - делать утреннюю зарядку, 9% - побегут завтракать, 8% - смотреть  телевизор.

     В отношении следующего важнейшего  компонента режима дня – питания  получены данные, так же иллюстрирующие  наличие проблем. Так, при опросе  учащихся младшего школьного  возраста установлено, что питание  в семьях отличается однообразием. О вреде еды всухомятку  знают 64% опрошенных, не осведомлены на эту тему 28% и отрицательно ответили 8%. Согласно с тем, что полные люди чаще болеют 36%,

 

 

 

остальные либо не согласны, либо не знают ответа.

     От организации гигиенических  условий обучения, личной гигиены,  гигиены быта, правильности представлений  о гигиенических нормах и правилах  во многом зависит состояние  здоровья. Руки моют регулярно  (после посещения туалета, прогулки, перед едой) только 70% учащихся, вообще  не чистят зубы 4%, каждый третий  чистит зубы один раз в день. Обращаются к зубному врачу  только при наличии боли почти  половина учащихся.

     О вреде курения большинство  учащихся младших классов знает,  но только каждый пятый считает  курение опасно для всех.

 

Оценка состояния здоровья учащихся начальной школы.

 

практически здоровых

детей

(I группа) 40%

(II группа) – 56%

детей с хроническими заболеваниями

(III группа) –4%

(IV группа) –%




 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вышеизложенные факты указывают  на необходимость оздоровления образовательной  среды.

III. Факторы, влияющие на здоровье:

- состояние физического  развития;

- уровень физической  подготовки и воспитания;

- уровень развития физической  культуры;

- состояние лечебно оздоровительной  и внеурочной воспитательной  работы;

- уровень учебной и других нагрузок на организм;

- уровень психологической  помощи;

- состояние внешней социальной  среды;

- состояние микроклимата  в школе и дома.

 

     Следуя  принципу «Здоровье через образование»  и изучив факторы, влияющие на здоровье составлена программа «Здоровьесохраняющая среда в школе».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

IV.   Пути повышения эффективности обучения и воспитания учащихся для сохранения здоровья:


 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

V.  Цель здоровьесберегающих технологий обучения - обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые ЗУН по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. В здоровьесберегающих образовательных технологиях обучения применяются две группы методов: специфические (характерные только для процесса педагогики оздоровления) и общепедагогические (применяемые во всех случаях обучения и воспитания). Только оптимальное сочетание этих методов в соответствии с методическими принципами может обеспечить успешную реализацию комплекса задач здоровьесберегающих технологий обучения.

 

VI. Задачи программы:

- формирование  устойчивой мотивации «на здоровье»  у педагогов, учащихся, родителей;

- обучение  основам здорового образа жизни;

- разработки  и реализации индивидуальных  и коллективных программ оздоровления;

- мониторинга  здоровья;

- разработки  и внедрения педагогических рекомендаций, программ по оптимизации образовательного  процесса на валеологической основе;

- формирование  банка данных здоровья;

- организация  и проведения пропагандисткой  работы по вопросам сохранения  здоровья и здорового образа  жизни;

- формирование  банка данных методических разработок, педагогических технологий.

 

 

 

 

VII. Направления работы.








 


 


 

 

 

 

 

 

 

 

Новизна данного  опыта учителя.

Понятие "здоровьесберегающие технологии" объединяет в себе все направления деятельности учреждения образования по формированию, сохранению и укреплению здоровья учащихся.

Основные  приоритеты для педагогики оздоровления следующие:

1. Здоровый ребенок  - практически достижимая норма  детского развития.

2. Оздоровление - не  совокупность лечебно-профилактических  мер, а форма развития психофизических  возможностей детей.

3. Индивидуально- дифференцированный подход - основное средство оздоровительно-развивающей работы с учащимися.

 

VIII.   Мы рассматриваем здоровье как явление:

З         

Д                   социальное (материальное состояние семьи, социум); 

О


Р               физическое (здоровье не только учащихся, но и родителей, режим дня и


О                      питание, спорт, школьные перегрузки, создание банка данных«Здоровье

В                       детей и педагогов).        

Ь                      психическое (эмоциональная адаптация учащихся, микроклимат в            

Е                        классе, взаимоотношения: педагог – ученик, родители – ребенок;                                 

                           внеурочная деятельность).

Информация о работе Здоровьесберегающие технологии в начальной школе