Изучение отношений между ребенком-дошкольником и воспитателем детского сада

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2013 в 11:59, реферат

Краткое описание

Проблема познания дошкольниками воспитателя и отношения к нему
Результативность педагогического труда обусловлена не только умением понять ребенка, но и тем, как дети отражают, интерпретируют облик воспитателя, его поведение, как относятся к нему.
Проблеме изучения отношения ребенка к личности воспитателя посвящен целый ряд психологических и педагогических исследований.
А.Г. Рузская выявила виды отношений детей к воспитателю:
приязненное и неприязненное;
доверчивое и недоверчивое;
заинтересованное и равнодушное;

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 108.70 Кб (Скачать файл)
  • личность ребенка формируется постепенно; последовательность периодов развития заложена в нас природой; каждый следующий этап развития зависит от того, каким был этап предыдущий;
  • взаимоотношения ребенка с окружающими зависят от того, в какой среде он живет и воспитывается;
  • эта  среда  помогает ему  правильно развиваться;
  • постоянная и крепкая связь с матерью обеспечивает нормальное физическое развитие ребенка, закладывает фундамент его личности и формирует принципы, по которым будет строиться его общение с другими людьми;
  • с помощью общения ребенок учится заботиться о себе и о других.

. Взаимоотношения воспитателя  и дошкольников.

Среди широкого круга проблем, связанных с подготовкой детей  к школе особое место занимает проблема взаимоотношений воспитателя  и дошкольников.

Прежде всего, воспитателю  в своей работе необходимо учитывать  индивидуальные особенности психики  каждого ребёнка.

Возьмём для примера медлительного  ребёнка, который не сразу включается в занятия, игру. Воспитатель может  избрать для них такую тактику  поведения: чаще давать поручения, требующие  проявления активности, включающие их в коллективный труд; общаться, как  можно быть жизнерадостнее. Таким  образом, воспитание — двусторонний процесс, диалог, который ведут между  собой взрослый и ребёнок. Цель его  — объединить общие усилия, вызвать  у дошкольников встречное желание  учиться, добиваться новых успехов.

Личностный подход педагога к дошкольнику в формировании нравственно-волевых качеств осуществляется в процессе всего воспитательного  процесса и методика его в различных  видах деятельности имеет много  общего. Однако, определяется некоторая  специфика путей индивидуального  подхода к детям в быту, игре, труде, учебной деятельности. Например, на занятиях по конструированию дети должны осознать, что для того чтобы  игрушка была красивой, аккуратной, нужно постараться очень точно  складывать бумагу, ровно смазывать  сгибы клеем. Иными словами, воспитатель  должен находить убедительные доводы, побуждающие детей к напряжению мысли, активной деятельности, преодолению  трудностей.

Плохо, когда педагог проводит занятия без эмоций, по одной и  той же схеме. Активность детей носит  в основном репродуктивный, воспроизводящий  характер. Воспитатель показал, объяснил — ребёнок повторил. В результате такого подхода познавательные интересы и активность детей постепенно снижаются. После занятий дошкольники не пытаются использовать полученные знания и умения в практической деятельности.

Развитие активного мышления дошкольников на занятии достигается  путем отбора соответствующего содержания, методов и приемов, форм организации  учебной деятельности. Задача воспитателя  — вызвать у детей интерес  к занятию, создать у них состояние  увлеченности, умственного напряжения, направить усилия детей на осознанное освоение знаний, умений, навыков. А  это необходимо для того, чтобы  интерес к занятию был связан с тем, понимает ли дошкольник, зачем  ему нужны те или иные знания, видит ли он возможность их применить.

Содержание работы и объём  требований к уровню сформированности навыков чтения и письма в современных  программах различны.

В настоящее время целесообразнее в работе со старшими дошкольниками  осуществлять подготовку к обучению грамоте.

В обязательное содержание работы по подготовке к обучению грамоте  старших дошкольников входит:

- ознакомление детей со  словом, вычленение слова как  самостоятельной смысловой единицы  из потока речи;

- ознакомление с предложением  и его словесным составом;

- деление предложения  на слова и составление из  слов (2-4) предложений;

- членение слов (из 2-3 слов) на части и составление слов  из слогов;

- ознакомление со звуковым  строением слов, формирование навыков  звукового анализа слов;

- знакомство с буквами. 

Главным в этой работе является формирование способности анализировать  звуковой состав слов, так как процесс  чтения и письма связан с переводом  графического изображения фонем  в устную речь и наоборот.

Умение ребёнка узнавать графический образ буквы –  одно из важнейших умений, готовящих  его к чтению. Подготовка ребёнка  к чтению заключается в комплексном  развитии. Это подразумевает, во-первых, развитие фонематического слуха, во-вторых, развитие артикуляции.

Фонематический слух –  это умение выделить в потоке речи определённые моменты.

Фонематическое восприятие – это способность воспринимать звучащее слово как единство отдельных  его компонентов (звуков и слогов).

Артикуляция (в языкознании) работа (подготовка) органов речи для  произнесения звуков.

Традиционное содержание работы по подготовке детей к обучению грамоте включает в себя три направления:

  1. развитие связной речи;
  2. подготовка к обучению чтения;
  3. подготовка к обучению письму.

Связной считается такая  речь, которая организована по законам  логики и грамматики, представляет единое целое, систему, обладает относительной  или менее значимые части, связанные  между собой.

В дошкольном детстве ребёнок  овладевает прежде всего диалогической  речью, которая имеет свои специфические  особенности, проявляющиеся в использовании  языковых средств, допустимых в разговорной  речи, но не приемлемых в построении монолога.

Владение связной монологической речью является высшим достижением  речевого воспитания дошкольников. Оно  вбирает в себя освоение звуковой стороны языка, словарного состава, грамматического строя речи. Формирование связной речи включает развитие умения строить высказывания разных типов: описание (мир в статике), повествование (динамика событий в движении и времени), рассуждение (установление причинно-следственных связей).

При обучении детей построению развёрнутого высказывания необходимо формировать у них элементарные знания о структуре текста (начало, середина, конец) и представления о способах связи между предложениями и структурными частями высказывания.

В старшем дошкольном возрасте рационально упражнять детей  в классификации. Освоение родовых обобщений даёт возможность показать им разные варианты классификации: посуда-столовая, кухонная, чайная; одежда- летняя, зимняя, верхняя и т.д.

Словарная работа с детьми старшего дошкольного возраста предполагает также освоения новых (переносных) значений известных слов. Оно связано с освоением средств языковой выразительности: метафор, сравнений, олицетворений.

При подготовке к обучению чтения детей старшего дошкольного  возраста стоит основная задача –  формирование у детей общей ориентировки в звуковой системе языка, обучение их звуковому анализу слова.

Под звуковым анализом слова  понимается определение порядка  следования звуков в слове, установление различительной роли звука, основных качественных характеристик звука.

В подготовительной к школе  группе решаются следующие задачи:

- продолжается работа  по звуковому анализу слова;

- детей учат вычленять  и обозначать словесное ударение;

- проходит знакомство  со всеми буквами русского  алфавита;

- дети усваивают некоторые  правила орфографии;

- учатся анализу и синтезу  предложений разной конструкции.

Ведущей задачей на занятиях остается формирование устной речи детей, обогащение словарного запаса, развитие коммуникативных способностей на основе общения.

Подготовка к обучению письму.

Письмо – сложный навык  и в полном объёме недоступен дошкольнику. Анализ методик по подготовке к обучению письму показал, что данной проблеме уделяется недостаточное внимание. Рекомендации даются лишь по некоторым  направлениям работы (например, развитие мелкой моторики при проведении пальчиковых  игр, на занятиях по ручному труду, в  упражнениях по штриховке) и часто  без учёта возрастных особенностей дошкольников.

Подготовка к обучению письму требуют особого педагогического  воздействия, выстроенного в систему  специальных игр, упражнений и заданий. Это должна быть не механическая тренировка, а осознанная творческая деятельность ребёнка под руководством и при  помощи взрослого.

Работу по подготовке дошкольников к обучению письму следует осуществить  по четырём основным направлениям:

- развитие руки;

- подготовка к технике  письма;

- аналитико-синтетическая  деятельность;

- формирование элементарных  графических умений.

Каждое направление имеет  свои задачи и учебное содержание.

Особое внимание воспитателю  следует уделить развитию рук и ребёнка.

1.Сформировать правильный  захват орудия письма: карандаш  держат тремя пальцами – большим,  указательным и средним (щёпоть). При этом карандаш лежит на  левой стороне среднего пальца. Большой палец поддерживает карандаш  слева, а указательный - сверху. Верхний  конец карандаша направлен в  правое плечо. При правильном  захвате указательный палец должен  легко приподниматься, при этом  карандаш не падает.

Для развития щёпоти используют пальчиковые игры (особенно для большого и указательного пальцев), упражнения с карандашом («Покрути карандаш двумя  пальцами, тремя пальцами»), игровое  упражнение типа «Посолим суп».

Ежедневное проведение воспитателем с детьми пальчиковой гимнастики помогает развитию мелкой моторики. Очень  хорошо, когда пальчиковая гимнастика проводится в стихотворно-игровой  форме. Воспитатель читает стихотворение  в сопровождении чёткого движения пальцев, кистей рук. Эмоционально- образное восприятие в стихотворной форме  помогает детям чётко выполнять  пальчиковую гимнастику.

Споры о том, учить или  не учить дошкольников навыкам чтения и письма, остались в прошлом. Никто  уже, ни специалисты, ни родители, не сомневаются  в том, что работать с ребёнком необходимо буквально с момента  рождения.


Информация о работе Изучение отношений между ребенком-дошкольником и воспитателем детского сада