Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2013 в 11:59, реферат
Проблема познания дошкольниками воспитателя и отношения к нему
Результативность педагогического труда обусловлена не только умением понять ребенка, но и тем, как дети отражают, интерпретируют облик воспитателя, его поведение, как относятся к нему.
Проблеме изучения отношения ребенка к личности воспитателя посвящен целый ряд психологических и педагогических исследований.
А.Г. Рузская выявила виды отношений детей к воспитателю:
приязненное и неприязненное;
доверчивое и недоверчивое;
заинтересованное и равнодушное;
. Взаимоотношения воспитателя и дошкольников.
Среди широкого круга проблем, связанных с подготовкой детей к школе особое место занимает проблема взаимоотношений воспитателя и дошкольников.
Прежде всего, воспитателю в своей работе необходимо учитывать индивидуальные особенности психики каждого ребёнка.
Возьмём для примера медлительного ребёнка, который не сразу включается в занятия, игру. Воспитатель может избрать для них такую тактику поведения: чаще давать поручения, требующие проявления активности, включающие их в коллективный труд; общаться, как можно быть жизнерадостнее. Таким образом, воспитание — двусторонний процесс, диалог, который ведут между собой взрослый и ребёнок. Цель его — объединить общие усилия, вызвать у дошкольников встречное желание учиться, добиваться новых успехов.
Личностный подход педагога
к дошкольнику в формировании
нравственно-волевых качеств
Плохо, когда педагог проводит занятия без эмоций, по одной и той же схеме. Активность детей носит в основном репродуктивный, воспроизводящий характер. Воспитатель показал, объяснил — ребёнок повторил. В результате такого подхода познавательные интересы и активность детей постепенно снижаются. После занятий дошкольники не пытаются использовать полученные знания и умения в практической деятельности.
Развитие активного мышления дошкольников на занятии достигается путем отбора соответствующего содержания, методов и приемов, форм организации учебной деятельности. Задача воспитателя — вызвать у детей интерес к занятию, создать у них состояние увлеченности, умственного напряжения, направить усилия детей на осознанное освоение знаний, умений, навыков. А это необходимо для того, чтобы интерес к занятию был связан с тем, понимает ли дошкольник, зачем ему нужны те или иные знания, видит ли он возможность их применить.
Содержание работы и объём требований к уровню сформированности навыков чтения и письма в современных программах различны.
В настоящее время целесообразнее в работе со старшими дошкольниками осуществлять подготовку к обучению грамоте.
В обязательное содержание работы по подготовке к обучению грамоте старших дошкольников входит:
- ознакомление детей со
словом, вычленение слова как
самостоятельной смысловой
- ознакомление с предложением и его словесным составом;
- деление предложения на слова и составление из слов (2-4) предложений;
- членение слов (из 2-3 слов) на части и составление слов из слогов;
- ознакомление со звуковым строением слов, формирование навыков звукового анализа слов;
- знакомство с буквами.
Главным в этой работе является формирование способности анализировать звуковой состав слов, так как процесс чтения и письма связан с переводом графического изображения фонем в устную речь и наоборот.
Умение ребёнка узнавать графический образ буквы – одно из важнейших умений, готовящих его к чтению. Подготовка ребёнка к чтению заключается в комплексном развитии. Это подразумевает, во-первых, развитие фонематического слуха, во-вторых, развитие артикуляции.
Фонематический слух – это умение выделить в потоке речи определённые моменты.
Фонематическое восприятие – это способность воспринимать звучащее слово как единство отдельных его компонентов (звуков и слогов).
Артикуляция (в языкознании) работа (подготовка) органов речи для произнесения звуков.
Традиционное содержание работы по подготовке детей к обучению грамоте включает в себя три направления:
Связной считается такая речь, которая организована по законам логики и грамматики, представляет единое целое, систему, обладает относительной или менее значимые части, связанные между собой.
В дошкольном детстве ребёнок овладевает прежде всего диалогической речью, которая имеет свои специфические особенности, проявляющиеся в использовании языковых средств, допустимых в разговорной речи, но не приемлемых в построении монолога.
Владение связной
При обучении детей построению развёрнутого высказывания необходимо формировать у них элементарные знания о структуре текста (начало, середина, конец) и представления о способах связи между предложениями и структурными частями высказывания.
В старшем дошкольном возрасте рационально упражнять детей в классификации. Освоение родовых обобщений даёт возможность показать им разные варианты классификации: посуда-столовая, кухонная, чайная; одежда- летняя, зимняя, верхняя и т.д.
Словарная работа с детьми старшего дошкольного возраста предполагает также освоения новых (переносных) значений известных слов. Оно связано с освоением средств языковой выразительности: метафор, сравнений, олицетворений.
При подготовке к обучению чтения детей старшего дошкольного возраста стоит основная задача – формирование у детей общей ориентировки в звуковой системе языка, обучение их звуковому анализу слова.
Под звуковым анализом слова понимается определение порядка следования звуков в слове, установление различительной роли звука, основных качественных характеристик звука.
В подготовительной к школе группе решаются следующие задачи:
- продолжается работа по звуковому анализу слова;
- детей учат вычленять
и обозначать словесное
- проходит знакомство со всеми буквами русского алфавита;
- дети усваивают некоторые правила орфографии;
- учатся анализу и синтезу
предложений разной
Ведущей задачей на занятиях остается формирование устной речи детей, обогащение словарного запаса, развитие коммуникативных способностей на основе общения.
Подготовка к обучению письму.
Письмо – сложный навык
и в полном объёме недоступен дошкольнику.
Анализ методик по подготовке к обучению
письму показал, что данной проблеме
уделяется недостаточное
Подготовка к обучению
письму требуют особого
Работу по подготовке дошкольников к обучению письму следует осуществить по четырём основным направлениям:
- развитие руки;
- подготовка к технике письма;
- аналитико-синтетическая деятельность;
- формирование элементарных графических умений.
Каждое направление имеет свои задачи и учебное содержание.
Особое внимание воспитателю следует уделить развитию рук и ребёнка.
1.Сформировать правильный
захват орудия письма: карандаш
держат тремя пальцами –
Для развития щёпоти используют пальчиковые игры (особенно для большого и указательного пальцев), упражнения с карандашом («Покрути карандаш двумя пальцами, тремя пальцами»), игровое упражнение типа «Посолим суп».
Ежедневное проведение воспитателем
с детьми пальчиковой гимнастики
помогает развитию мелкой моторики. Очень
хорошо, когда пальчиковая гимнастика
проводится в стихотворно-игровой
форме. Воспитатель читает стихотворение
в сопровождении чёткого
Споры о том, учить или не учить дошкольников навыкам чтения и письма, остались в прошлом. Никто уже, ни специалисты, ни родители, не сомневаются в том, что работать с ребёнком необходимо буквально с момента рождения.
Информация о работе Изучение отношений между ребенком-дошкольником и воспитателем детского сада