Инклюзивное образование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 00:04, реферат

Краткое описание

Инклюзивное образование — процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями. Инклюзивное образование стремится развить методологию, направленную на детей и признающую, что все дети — индивидуумы с различными потребностями в обучении. Инклюзивное образование старается разработать подход к преподаванию и обучению, который будет более гибким для удовлетворения различных потребностей в обучении. Если преподавание и обучение станут более эффективными в результате изменений, которые внедряет Инклюзивное Образование, тогда выиграют все дети (не только дети с особыми потребностями).

Вложенные файлы: 1 файл

Об инклюзии.docx

— 71.60 Кб (Скачать файл)

 

 

Последняя редакция федерального закона США «Об образовании  людей с ограниченными возможностями  здоровья» поддерживает практику инклюзии. Новый закон об образовании ратует за включение детей с ограниченными  возможностями в образовательную  среду, за прохождение ими общеобразовательной  программы. Он поощряет преподавателей и специалистов разных профилей работать вместе на благо учащихся с особенностями  развития. Заключение консультативной  комиссии, которое прилагалось к  новому закону при передаче в Конгресс США, следующим образом объяснило  цели и задачи законодателей: инклюзия есть «принятие каждого ребенка  и гибкость в подходах к обучению».

 

Являются  ли понятия «инклюзия» и интеграция одинаковыми?

 

Ответ на этот вопрос будет отрицательным. Инклюзия отличается от интеграции, которая  стала попыткой вернуть учащихся с особыми потребностями в  систему общего образования. Следует  отметить, что такие учащиеся успешно  адаптировались к данным условиям. Нельзя не принять во внимание существование  разногласий по поводу «переноса» специализированной помощи и поддержки, которую учащиеся получали в предназначенных для  них классах, в общие классные комнаты. На самом же деле специализированная помощь и поддержка не покинули пределы  отдельных классов.

 

Приоритетом практики интеграции было перемещение  учащихся из специализированных школ в школы по месту жительства. Обычно такие дети учились в отдельных  классах. Когда данный метод не принес практических результатов и «обычные»  школьники не стали чаще общаться с детьми с ограниченными возможностями, представители метода интеграции решили определить учащихся с особыми потребностями  в общеобразовательные классы. Однако этого оказалось недостаточно для  повышения уровня мотивации и  улучшения учебных результатов  детей с особыми образовательными потребностями. Преподаватели должны были организовать процесс обучения таким образом, чтобы учитывались  индивидуальные потребности каждого  ребенка. Когда им не удавалось этого  сделать, школьники не участвовали  в учебном процессе, и им приходилось  ждать специализированной помощи. Исключение из процесса обучения обычно означало, что они не принимали реального  участия в жизни класса.

 

Таким образом, можно сделать вывод, что перемещение  учащихся с особыми потребностями  в общеобразовательную школу  не являлось верным решением в данной ситуации. Так, если дети с ограниченными  возможностями пойдут в массовую школу, это еще не означает, что  они успешно освоят ее программу. Следует также сказать об отсутствии в акцентировании внимания на обучение детей тому, что является важным и полезным для них и что  поможет им занять активную жизненную  позицию в будущем. Приняв во внимание данные факты, учителя изменили систему  преподавания и стали применять  индивидуальный подход к учащимся, позволяющий учитывать их способности  и интересы и цели обучения.

 

В основе практики инклюзивного обучения лежит идея принятия индивидуальности каждого отдельного учащегося и, следовательно, обучение должно быть организовано таким образом, чтобы удовлетворить особые потребности  каждого ребенка.

 

Ранее существовавшая система специализированного обучения показала на практике, что индивидуальный подход применялся лишь в случае необходимости. В школах будущего каждый ребенок  должен быть обеспечен психологической  поддержкой, вниманием, необходимыми условиями, которые помогут ему достичь  лучших результатов в учебе. Действительно, наши школы должны быть инклюзивными школами, в которых ведется инклюзивное  обучение.

Новая общеобразовательная  программа должна предполагать создание условий и внесение изменений, необходимых  для успешного ее освоения детьми с особыми потребностями.

Факты, говорящие  в пользу инклюзивного образования

Инклюзивное образование так или иначе  делает акцент на персонализации процесса обучения. Необходимо избегать:

объяснения  заданий, которые следует выполнить  во время урока, в форме лекций;

пассивности учащихся;

излишней  строгости при установлении тишины в классе во время занятия; о заполнения занятий следующими видами деятельности: работа с упражнениями, в которых  нужно вставить пропущенное слово/предложение, работа с учебными тетрадями и  другие виды так называемой «сидячей работы»;

чрезмерной  направленности на чтение текстов из учебника;

объяснения  нового материала в большом объеме в один прием;

излишней  концентрации на фактах и деталях;

стресса, связанного с оцениванием;

разделения  школьников в группы «по способностям»;

частого использования  стимулирующих методик;

стандартизированного  тестирования.

В процессе обучения нужно:

применять экспериментальные, стимулирующие активность методы обучения;

применять активные методы обучения, включая дискуссии, общение;

уделять больше внимания на усвоение ключевых понятий  того или иного предмета;

применять способы  поэтапного усвоения нового материала;

уделять больше времени чтению художественной литературы;

давать учащимся понять, что они ответственны за выполнение заданий;

предоставлять учащимся большую свободу выбора;

внедрять  принципы демократических отношений  в школе;

уделять больше внимания эмоциональным потребностям и изменяющейся манере поведения  каждого учащегося;

использовать  объединяющие виды деятельности, которые  содействуют сплочению класса;

исходить  из индивидуальных потребностей учащихся, применяя индивидуализированных видов  деятельности, но не делить класс на группы, например, исходя из способностей учеников;

оказывать специализированную помощь учащимся с особыми потребностями, которые обучаются в общеобразовательной  школе;

привлекать  к сотрудничеству преподавателей, родителей, администрацию школы и другие заинтересованные организации и  общественность;

опираться на оценку преподавателем успехов учащихся, включая оценку прогресса в обучении.

 Сильной  стороной специализированного обучения  всегда считалась концентрация  внимания на индивидуальности  каждого учащегося. С приходом  в общеобразовательную школу  учащихся с особыми образовательными  потребностями преподаватели стали  сознавать важность общения с  каждым ребенком как с личностью.  Педагоги, занимающиеся специальным  образованием, признают, что система  общего образования зарекомендовала  себя как эффективная для учащихся  с ограниченными возможностями.  Преподаватели общеобразовательной  школы в свою очередь обращаются  к системе специального образования  в поисках новых методик, позволяющих  улучшить результаты учащихся  с особыми потребностями.

---------

 Заимствовано  с сайта: http://school.msk.ort.ru/

Мифы об инклюзивных  школах

 

По материалам национального института по развитию городского образования (США)  http://www.inclusiveschools.org (перевод О. Дроздовой)

 

Мы убеждены в том, что инклюзия — это не просто проект «из доброй воли». Инклюзия — это подход и философия, которая  предполагает, что все ученики (и  с инвалидностью, и без инвалидности) получают больше возможностей и в  плане социальном, и в плане  учебы. Инклюзия — это не значит просто собрать всех детей «в кучу», а наоборот, она способствует тому, чтобы каждый ученик чувствовал себя принятым, чтобы его способности  и потребности учитывались и  были оценены.

Свернуть 

Первый миф: Инклюзия — это красивое название системы, при которой все ученики  свалены «в одну кучу»

Инклюзия  — это подход, при котором учитывается  разнообразие учеников, при котором  учебные планы и цели подстраиваются под их способности и потребности. В этом процессе важна роль учителей и специальных педагогов, которые  привносят свой опыт и знания для  того, чтобы каждый ребенок мог  учиться с наибольшей для себя пользой.

Второй миф: Инклюзивное образование означает, что все ученики, которые имеют  специальные образовательные потребности  и нуждаются в какой-то поддержке, не будут этого получать в должной  мере.

Это не так. Инклюзивный подход означает, что  учителя оказывают индивидуальную поддержку всем ученикам, но при  этом какие-то группы учеников не отделены от других. Дети получают знания во многих местах и разными путями. Инклюзивные  школы — очень гибкие в этом смысле, так как позволяют учителям и ученикам получать доступ к необходимой  поддержке и услугам, тогда и  там, где это необходимо. Гибкое расписание, работа с родителями, взаимодействие с общественными организациями, совместная внеклассная работа —  вот несколько способов, которые  помогают педагогам лучше подстраиваться под интересы и нужды детей, способствовать тому, чтобы дети с инвалидностью  получали необходимые услуги и поддержку.

Третий миф: Инклюзия означает, что все ученики  должны проводить все учебное  время в классе.

Это тоже не так. Практика инклюзивного образования  показывает, что дело не в месте, а в самом участии и практике сотрудничества. Каждый получает знания в разных местах, и традиционный класс — только одно из этих мест. Есть еще библиотека, лаборатории, компьютерные классы, игровые площадки, спортзал, школьный двор и др. Неважно, где  находятся ученики, главное, чтобы  они находились среди сверстников. Иногда для учебы нужно, чтобы  ученик был со всем классом, иногда — в небольшой группе, а иногда — даже наедине с учителем.

Четвертый миф: Дети-инвалиды в классе — это  изгои. Над ними издеваются одноклассники.

Исследования  показывают, что, наоборот, между обычными детьми и детьми-инвалидами в инклюзивных  классах складываются вполне прочные  и длительные дружеские отношения. Эта дружба поможет им лучше относиться к разнообразию. Ученики чувствуют  себя более комфортно и не боятся общаться с людьми, которые отличаются от них. Они на другом уровне общаются со своими сверстниками-инвалидами. Инклюзивный  класс — это место, где студенты с инвалидностью и без инвалидности находятся в атмосфере доброжелательности, справедливости и терпимости. Конечно, дети и подростки дразнят —  даже жестоко и обидно — это  обычное дело в их среде. Но в инклюзивных  классах ученики с инвалидностью  получают свою порцию насмешек не больше и не меньше всех остальных.

Пятый миф: Учителя  не знают, как учить детей с  инвалидностью и боятся, что если они сделают какую-то ошибку или  эти дети не будут учиться, на них  будут жаловаться.

Учителя используют учебный план как инструмент, с  помощью которого они учат своих  учеников вещам, которые пригодятся им в жизни. Некоторые дети усваивают  материал медленнее остальных. Поскольку  учителя отдают себе отчет в том, что все ученики не могут в  полной мере и одновременно усвоить  все компоненты программы, они пытаются учитывать индивидуальные особенности  учеников, чтобы материал был понят  в наиболее полной мере. Инвалидность — это одна из возможных особенностей, и, вопрос о том, как учить именно таких детей, на самом деле, не вопрос. Педагог оценивает способности и потребности учеников, что помогает ему работать с ними, в том числе, с учениками-инвалидами. И если учитель будет стараться приблизить учебные задачи к потребностям ученика, даже нежелающего учиться, риск того, что на него будут жаловаться, минимален.

Шестой миф. Обычные ученики будут отвлекаться  в то время, как учитель будет  заниматься с учениками-инвалидами, и им будет уделяться меньше внимания.

Любой учитель  скажет вам, что в его классе все  ученики разные — по национальной, классовой принадлежности, выходцы  из разной культурной среды и пр., а также отличаются по своим способностям. Это разнообразие вынуждает педагогов  искать индивидуальный подход к ученикам. В инклюзивном классе к детям  без инвалидности, так же, как  к детям-инвалидам, будет применяться  индивидуальный подход. При этом важно, чтобы соблюдались следующие  факторы:

сотрудничество  учителей: ни один педагог не может  хорошо учить всех своих учеников, если не будет получать помощь и  советы коллег;

приспособление  программ под индивидуальные нужды  учеников. Учителя используют разные подходы для обучения детей с  разными способностями, потребностями, предпочтениями;

педагог должен убедиться, что все ученики имеют  доступ к информации, знаниям и  навыкам;

педагог должен верить в успехи своих учеников. Для всех учеников, независимо от их особенностей, должны быть высокие  ожидания;

Седьмой миф: Когда ученики с инвалидностью  находятся в классе со всеми, уровень  преподаваемых знаний снижается, чтобы  приспособиться к способностям инвалидов.

При инклюзивном  подходе выигрывают все ученики, поскольку он делает образование  более индивидуализированным. Когда  педагог планирует урок, используя  эту стратегию, ему не надо снижать  планку, ему надо учитывать все  особенности своих учеников. Задания  на уроке, например, истории, для каждого  ученика могут быть разными: кто-то может написать работу в несколько  абзацев, кто-то — целое сочинение  или исследование, кто-то может выполнить  коллективную работу, а кто-то —  сделать устный доклад. Важно понимать, что на уроке все выучат не одно и то же, а то, что отвечает их особенностям. Ученик должен соответствовать основным требованиям и стандартам программы, но достичь этого соответствия можно  разными способами и в разной степени.

Информация о работе Инклюзивное образование