Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2012 в 09:50, реферат
Общение – одна из форм активности личности, сущность которой состоит в обмене информацией между участниками учебного процесса. В процессе общения информация кодируется, передается, перерабатывается и расшифровывается. В общении происходит обмен знаниями, духовными ценностями, установками, побуждениями; общение может поднять настроение или испортить его, возбудить или успокоить: оно влияет на эмоциональную, волевую и интеллектуальную сферы личности. В общении проявляются культура человека, уровень его развития, воспитания и образования.
Условно выделяют в общении три аспекта: коммуникативный, интерактивный и перцептивный.
Введение …………………………………………………………………….. 3 стр.
Применение средств интерактивного общения в процессе обучения 4 стр.
Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» (РКМЧП) ……………………………………………………………………. 8 стр.
Технология проведения дискуссий ………………………………………10 стр.
Технология «Дебаты» …………………………………………………….. 14 стр.
Тренинговые технологии ………………………………………………... 19 стр.
Тренинги на уроках права ………………………………………………. 26 стр.
Осваиваем - Овладеваем – Преобразуем …………………………………. 26 стр.
От знания к осознанию …………………………………………………….. 26 стр.
Тренинг «Найти самое главное» ……………………………………………27 стр.
Тренинг «Вопрос - ответ» …………………………………………………...29 стр.
Тренинг «Ответ-слово» ……………………………………………………. 30 стр.
Тренинг «Вопрос-помощник» ………………………………………………30стр.
Тренинг «Составьте уче6ник» …………………………………………… .32 стр.
Интегративные возможности правовых курсов …………………………. .34 стр.
Игра «Международный договор» ………………………………………… .35стр.
Научная конференция по проблеме «Властно ли время над правом?» ... .36стр.
Проект «Тематическая координация учебных предметов» …………….. .36стр.
Ролевая игра "Узнаем друг друга" ……………………………………….. ..36стр.
"Правовой консилиум педагогов" ………………………………………... ..38стр.
Литература ………
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Башкирский Государственный Педагогический Университет
им. М.Акмуллы»
Институт профессионального образования и информационных технологий
Кафедра педагогики и психологии ПО
Интерактивные приемы,
методы и формы
Выполнила: студентка
4 курса, 31 группы
Сальманова Эльза
Проверила: Исламова З.И.
Уфа
2006
Содержание
Введение …………………………………………………………………….. 3 стр.
Применение средств интерактивного общения в процессе обучения 4 стр.
Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» (РКМЧП) ……………………………………………………………………. 8 стр.
Технология проведения дискуссий ………………………………………10 стр.
Технология «Дебаты» …………………………………………………….. 14 стр.
Тренинговые технологии ………………………………………………... 19 стр.
Тренинги на уроках права ………………………………………………. 26 стр.
Осваиваем - Овладеваем – Преобразуем …………………………………. 26 стр.
От знания к осознанию …………………………………………………….. 26 стр.
Тренинг «Найти самое главное» ……………………………………………27 стр.
Тренинг «Вопрос - ответ» …………………………………………………...29 стр.
Тренинг «Ответ-слово» ……………………………………………………. 30 стр.
Тренинг «Вопрос-помощник» ………………………………………………30стр.
Тренинг «Составьте уче6ник» …………………………………………… .32 стр.
Интегративные возможности правовых курсов …………………………. .34 стр.
Игра «Международный договор» ………………………………………… .35стр.
Научная конференция по проблеме «Властно ли время над правом?» ... .36стр.
Проект «Тематическая координация учебных предметов» …………….. .36стр.
Ролевая игра "Узнаем друг друга" ……………………………………….. ..36стр.
"Правовой консилиум педагогов" ………………………………………... ..38стр.
Литература ………………………………………………………………… 41стр.
Общение – одна из форм активности личности, сущность которой состоит в обмене информацией между участниками учебного процесса. В процессе общения информация кодируется, передается, перерабатывается и расшифровывается. В общении происходит обмен знаниями, духовными ценностями, установками, побуждениями; общение может поднять настроение или испортить его, возбудить или успокоить: оно влияет на эмоциональную, волевую и интеллектуальную сферы личности. В общении проявляются культура человека, уровень его развития, воспитания и образования.
Условно выделяют в общении три аспекта: коммуникативный, интерактивный и перцептивный.
Интерактивный аспект общения представляет собой взаимодействие людей друг с другом в процессе межличностных отношений. Действие является одним из главных компонентов общения. Интерактивная сторона общения проявляется не только через обмен информацией, но и через усилия людей по организации совместных действий, позволяющих партнерам организовывать какую-либо совместную деятельность. Например, классный руководитель предлагает учащимся своего класса принять участие в озеленении территории школы, а затем вместе с учениками включается в работу: привозит саженцы, высаживает их в землю, поливает.
Интерактивные методы позволяют оценить общение как язык образования, научить слушать, передавать и структурировать информацию. Моделирование различных процессов дает возможность создать среду, в которой участники учатся понимать друг друга даже при разных уровнях подготовки. Такой игровой прием, как игра “Роботы” показывает сложность процесса управления ученическим коллективом. Игра “Конструктор”, или, как иногда ее называют - “Лего”, формирует умения и навыки передачи информации. Большое значение имеют упражнения, направленные на установление обратной связи, выработку умений корректировать свои действия при поступлении как положительной, так и отрицательной обратной связи.
Игры помогают в принятии решений, моделировании педагогических ситуаций и в нахождении ответов, выходящих за общепринятые рамки поиска решений.
Проектное обучение позволяет реализовать творческие возможности личности, развивает умения логического мышления и формирует основы корпоративной деятельности.
Применение средств интерактивного общения в процессе обучения
С развитием информационных технологий и постепенным внедрением их в процесс обучения через поэтапную компьютеризацию школ происходит облегчение жизни как обучаемых, так и обучающих. В частности помочь этому может применение средств интерактивного общения. Использование таких программ преследует несколько целей:
1) разработка мелкой моторики рук и получение навыков свободного ориентирования в клавиатуре;
2) усвоение правил этики сетевого общения, что в дальнейшем пригодится ученикам при работе в сети Интернет;
3) происходит упрощение работы учителя с теми учениками, которые не до конца усваивают материал, путем преодоления психологического барьера через индивидуальный подход;
4) использование таких средств позволяет решить проблему наглядности преподаваемого материала, ведь не все учебные заведения оборудованы web-проекторами, организацией сетевого вещания.
Средства интерактивного общения представляют собой комплекс программ, которые могут быть использованы как по отдельности, так и в комплексе, что дает возможность одновременного использования нескольких средств. Все приведенные ниже программы пригодны для использования в стандартных классах вычислительной техники, оборудованных операционной системой Windows и, желательно, пакетом программ Microsoft Office. Существенным требованием является объединение компьютеров, на которых будут использованы средства интерактивного общения в локальную сеть.
В качестве средств интерактивного общения предлагается использовать следующие программы:
1. Outlook Express
2. Ichat
3. NetMeeting
Следует отметить, что программа NetMeeting является базовой из-за ее максимальной интеграции в программы пакета Office, простоты управления, доброжелательности интерфейса и относительной надежности. Учитывая все вышесказанное, предлагаем заострить внимание именно на этой программе.
NetMeeting позволяет выполнять четыре функции:
рассылка необходимых файлов конкретно определенным пользователям или группе пользователей;
участие в разговоре (в режиме чата);
создание и редактирование общих рисунков;
организация сетевого вещания через открытие общего доступа к приложениям.
Рассылка файлов происходит при активизации диалогового окна «Передача файлов» нажатием одноименной кнопки в главном окне NetMeeting. Окно имеет пять кнопок, назначение которых довольно легко можно определить интуитивно. По порядку слева направо: добавление файла, удаление файла, отправка, остановка процесса, список полученных файлов. Есть также выпадающий список, в котором следует выбрать получателя. Применение этой компонента программы для рассылки файлов по локальной сети представляется нам нецелесообразным, организация FTP-сервера может снять эту проблему.
Функция «Разговор» работает по принципу чата. Окно разделено на две части: общее окно сообщений и окно отправки сообщения. Внизу присутствует строка с выпадающим списком, что позволяет выбрать нам конкретного получателя или отправить сообщение всем. При выборе конкретного участника происходит отправка сообщения в режиме private, то есть остальные участники этого сообщения не видят. В связи с тем, что учитель также является участником встречи, возможность отправки сообщения сохраняется и для него.
Таким образом, если ученик не имеет возможности или не желает задать свой вопрос вслух, то он может задать его в письменной форме, отправив личное сообщение учителю. Учитель, соответственно, может ответить в том же порядке, а может, если это заслуживает особого внимания, ответить в общем эфире. Данная функция позволяет ученикам раскрепоститься и решить возникшие вопросы, не выходя из кабинета.
Создание и редактирование рисунков дает возможность развития чувства коллективизма у учеников и навыков работы в команде. Доступ к этой функции происходит выбором значка «Доска», интерфейс которой схож с интерфейсом стандартной программы Paint. Отличительной особенностью является кнопка «Блокировать содержимое», при нажатии на которую изменение содержимого «Доски» становится невозможным. Доступ к этой кнопке имеет любой подключенный пользователь. В качестве задания группе учеников можно предложить нарисовать картинку на определенную тематику, например, «Новогодняя ночь».
Особое внимание следует обратить на функцию «Общие приложения». Использование данной функции возможно только тогда, когда организована встреча. Выбор этого компонента программы приводит к открытию диалогового окна, основной задачей которого является определение приложений, к которым будет открыт общий доступ. Приложения, имеющие такой доступ, помечаются галочкой. Результирующим эффектом активации этой компоненты программы NetMeeting является отображение выбранного приложения на всех компьютерах, участвующих во встрече, при этом все изменения, которые будет вводить организатор встречи, также фиксируются на остальных компьютерах. «Мышки» пользователей, кроме организатора встречи, блокируются.
Общее подключение к программе можно провести двумя способами:
1. введением в соответствующую строку в основном окне NetMeeting IP-адреса компьютера учителя, либо его имени;
2. организацией встречи учителем (меню «Вызов», команда «Начать встречу») с возможностью установки дополнительных ограничений.
Программа NetMeeting интегрирована во все программы Microsoft Office (меню «Сервис», команда «Совместная работа»), что делает ее практически незаменимой в изучении этого пакета – учитель имеет возможность показать всем ученикам одновременно необходимую информацию, например, расположение основных элементов окна Word.
Следует указать на одну ошибку, заложенную в программе, исправить которую не удается: при работе в сети возможны сбои в отображении шрифтов. Частично эту проблему решает применение шрифтов Unicode.
Программа Ichat является стандартным чатом с минимальным количеством настроек, а также с отсутствием возможности модерирования происходящего разговора. Указанная программа предусмотрена для работы исключительно в локальной сети. Применение нами показало, что ее возможно использовать только для изучения этики сетевого общения. Программа распространяется freeware с сайта www.download.ru
Последняя из рассматриваемых программ – средств интерактивного общения – Outlook Express. Основное предназначение: получение и отправление сообщений по электронной почте. Требует непродолжительной дополнительной настройки на уже существующую учетную запись электронной почты (что не всегда возможно, так как доступ школ к Интернету ограничен), либо установка с указанного выше источника программного обеспечения, позволяющего создать почтовый сервер на базе локальной сети (на наш взгляд, предпочтительный вариант). Таким образом, ученики получают навык настройки учетных записей, учатся с помощью программы получать и отправлять письма своим товарищам, не задействуя Интернет.
Рассмотренные средства интерактивного общения позволяют организовать коллективную и индивидуальную работу учеников на основе доверительных открытых отношений с учителем. Создание общих приложений в NetMeeting открывают дополнительные возможности перед учителями – предметниками, которые легко могут организовать презентации по своим предметам, что, в свою очередь, обеспечивает большую загруженность классов вычислительной техники согласно последним указаниям министра образования.
Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» (РКМЧП)
Особенности организации
Технология РКМЧП - надпредметная, проникающая, она применима в любых программе и предмете.
В основу технологии положен 6азовый дидактический цикл, состоящий из трёх этапов (стадий).
Каждая фаза имеет свои цели и задачи, а также набор характерных приёмов, направленных сначала на активизацию исследовательской, творческой деятельности, а потом на осмысление и обобщение приобретённых знаний.
Первая стадия - «вызова», во время которой у учащихся активизируются имевшиеся ранее знания, пробуждается интерес к теме, определяются цели изучения предстоящего учебного материала.
Вторая стадия - «осмысление» - содержательная, в ходе которой и происходит непосредственная работа ученика с текстом, причём работа направленная, осмысленная. Процесс чтения всегда сопровождается действиями ученика (маркировка, составление таблиц, ведение дневника), которые позволяют отслеживать со6ственное понимание. При этом понятие «текст» трактуется весьма широко: это и письменный текст, и речь преподавателя, и видеоматериал.
Третья стадия – стадия «рефлексии» - размышления. На этом этапе ученик формирует личностное отношение к тексту и фиксирует eгo либо с помощью собственного текста, либо своей позиции в дискуссии. Именно здесь происходит активное переосмысление собственных представлений с учётом вновь приобретённых знаний.