Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2012 в 09:50, реферат
Общение – одна из форм активности личности, сущность которой состоит в обмене информацией между участниками учебного процесса. В процессе общения информация кодируется, передается, перерабатывается и расшифровывается. В общении происходит обмен знаниями, духовными ценностями, установками, побуждениями; общение может поднять настроение или испортить его, возбудить или успокоить: оно влияет на эмоциональную, волевую и интеллектуальную сферы личности. В общении проявляются культура человека, уровень его развития, воспитания и образования.
Условно выделяют в общении три аспекта: коммуникативный, интерактивный и перцептивный.
Введение …………………………………………………………………….. 3 стр.
Применение средств интерактивного общения в процессе обучения 4 стр.
Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» (РКМЧП) ……………………………………………………………………. 8 стр.
Технология проведения дискуссий ………………………………………10 стр.
Технология «Дебаты» …………………………………………………….. 14 стр.
Тренинговые технологии ………………………………………………... 19 стр.
Тренинги на уроках права ………………………………………………. 26 стр.
Осваиваем - Овладеваем – Преобразуем …………………………………. 26 стр.
От знания к осознанию …………………………………………………….. 26 стр.
Тренинг «Найти самое главное» ……………………………………………27 стр.
Тренинг «Вопрос - ответ» …………………………………………………...29 стр.
Тренинг «Ответ-слово» ……………………………………………………. 30 стр.
Тренинг «Вопрос-помощник» ………………………………………………30стр.
Тренинг «Составьте уче6ник» …………………………………………… .32 стр.
Интегративные возможности правовых курсов …………………………. .34 стр.
Игра «Международный договор» ………………………………………… .35стр.
Научная конференция по проблеме «Властно ли время над правом?» ... .36стр.
Проект «Тематическая координация учебных предметов» …………….. .36стр.
Ролевая игра "Узнаем друг друга" ……………………………………….. ..36стр.
"Правовой консилиум педагогов" ………………………………………... ..38стр.
Литература ………
Рис. 1. Карточка учёта действий участников дискуссии
Тренинговые технологии
Формально тренинг - это групповое занятие психологической тематики под руководством ведущего, направленное на отработку личностных навыков, лучшее понимание себя и других.
Тренинг позволяет участникам сознательно пересмотреть сформированные заранее стереотипы и решать свои личнocтныe проблемы, закладывает этические и эстетические основы практического поведения. Самое важное – человек не усваивает насильно внедряемые стандарты, а развивает сам себя. В ходе тренинга происходит смена внутренних установок участников, пополняются их психологические знания и появляется определённый опыт позитивного отношения к себе, к окружающим людям и к миру в целом. В ходе тренинга эффективнее решаются вопросы развития личности, успешно формируются коммуникативные компетентности.
Тренинг - это один из специфических способов получения личностного опыта. В тренинге истину - особенно истину о себе самом - нужно добыть. Для этого должны, во-первых, про исходить какие-то события, а во-вторых, участником этих событий должна стать сама личность.
Любой тренинг является интерактивным: он рассчитан на активную субъектную реакцию учащегося (интеллектуальную, эмоциональную, действенно-практическую), на то или иное воздействие на личность.
Классификация тренинговых технологий
Тренинг предполагает получение и реализацию участником позитивных установок; опору на положительные качества собеседника и признание его достоинств.
В самом общем плане все разновидности тренингов направлены на стимулирование того положительного, что заложено в каждом человеке, на выработку жизненных умений и навыков позитивного отношения к себе и своим (и партнёра) возможностям, и достижение на этой основе облегчения процессов общения, ученья и труда.
Поэтому по целевым аспектам тренинги подразделяются на диагностические, обучающие, воспитывающие, развивающие, корректирующие, терапевтические, саморегуляции и т.д.
Различают тренинги ицдивидуальные, межличностные, групповые и межгрупповые; по вpeмeнным масштабам короткие, средние и тренинги-марафоны.
Далее можно выделить следующие виды тренингов:
- по области смежности наук: социально-педагогические, психолого-педагогические и психофизиологические;
- по методическим формам: тренинги-игры, дискуссии, упражнения, экспликация, этюд, психодрама, ситуация, тест и т.д.
-по методическому подходу: манипулятивные, гуманистические, социально-реалистические, трансцендентные, рефлексивные, нерефлексивные.
В основе тренинга как акта развития и социализации личности лежат те или иные психические процессы и научные механизмы объяснения. При этом направленность психологического воздействия может быть интрапсихической (на внутренний мир личности) или поведенческой (взаимодействие с внешним миром). В соответствии с этим тренинговые технологии делятся на перцептивные, коммуникативные, когнитивные, психоаналитические, гештальт-тренинг, тренинг трансактного анализа, бихевиоральные, интерактивные, трансперсональные и др.
По социальной направленности: коммуникативные, когнитивные и тренинги социализации.
Коммуникативные тренинги. Наиболее распространены в системе образования групповые тренинги общения (коммуникативные). Считается, что большинство эффективных изменений в поведении и установках людей происходят в групповом взаимодействии.
Механизмом изменения человека выступает объективизация поведения. Человек в естественных жизненных ситуациях ведёт себя зачастую неадекватно, то есть не в соответствии с тем смыслом, который имеет данная ситуация, даже не в соответствии со своими же внутренними пожеланиями, с ожиданием партнёра. Групповое влияние может помочь ему осознать неадекватность своего поведения, дать ему ориентировочные основы для развития уровня взаимодействия с другим человеком. Уже выработанные приёмы закрепляются в проигрываемых в группе подобных ситуациях. Считается, что затем они переносятся в контекст реальной жизни, способствуя развитию коммуникативных умений человека.
Разновидностей тренинга коммуникативности довольно много, чаще всего каждый из них решает один из целевых ориентиров по расширению коммуникативной. компетентности личности.
Тренинги сплочения группы (коллективизма) начинаются от «знакомства» до разработки общего «дела»; их цель - научить людей координировать свои действия с действиями коллег.
Тренинги лидерства направлены на демонстрацию вариантов поведения, необходимых руководителям: мотивация подчинённых, делегирование полномочий и др.
Тренинги делового общения концентрируют внимание участников на приёмах установления позитивных контактов во время переговоров.
Тренинг управления конфликтом позволяет скорректировать поведенческие навыки в конфликтной ситуации, осознать и принять стратегию сотрудничества при решении инцидента, увидеть, предупредить конфликт, защитить себя от конфликтной личности. .
Когнитивные тренинги включают упражнения по диагностике, развитию и коррекции разнообразных психических функций (внимания, памяти, воображения, эмпатии и т.д.), формированию общеучебных умений и навыков(ОУУН), предметных учебных умений, сознательной саморегуляции, выработке индивидуального стиля поведения и деятельности.
Можно выделить и группу чисто педагогических (учебных) тренингов, куда войдут практически все упражнения (дидактические и частично воспитательные), предполагающие повторение, закрепление (репродуктивное и творческое) в знаковой и двигательной памяти каких-либо паттернов. Прuмеры: упражнения на формирование навыков чтения, письма, устною счёта, черчения, произношения и т.д.
Когнитивные тренинги совершенствуют механизмы ориентации в смыслах деятельности и отношений, элементы обобщения и категоризации, воображения и идентификации.
Тренинги социализации представляют собой подготовку к встречам с окружающей жизнью (как текущей, так и будущей), направлены на социализацию учащихся. При этом развиваются как адаптационные способности ребёнка (сензитивности, самоопределения, здоровья, защищённости и др.), так и автономизационные (самоутверждения, конкурентоспособности, самовыражения, самовоспитания, саморегуляции и др.).
Социально-ролевые тренинги помогают человеку в освоении принятых в общности социальных норм и считающихся продуктивными способов поведения и взаимодействия. Техники социального тренинга в большей степени направлены на отработку общих проблем и приёмов, чем на раскрытие индивидуальности, то есть чаще ориентированы на развитие рефлективных свойств человека и саморегуляции посредством обратной связи с группой.
В социально-ролевых тренингах часто применяются игровые элементы, способствующие раскрепощению группы, снятию напряжения, созданию доброжелательной атмосферы.
Тренинг уверенности в себе позволяет избавиться от страхов, обрести уверенность в своей уникальности.
Применяются и элементы психодрамы - психотерапевтического метода (Дж. Морено), который использует инсценирование личного опыта через проигрывание ролей в группе. Следует учитывать психотерапевтический характер психодрамы. В случае, когда затрагиваются личностно-значимые для человека жизненные ситуации, конфликты, то это может приводить и к негативным последствиям при не очень чутком и неопытном ведущем. Здесь необходимо руководство опытного психолога. .
Психотерапевтическая деятельность и тренинги, которые впервые возникли в дефектологии применительно к вариантам аномального развития.
Термин «коррекция» подразумевает целенаправленное психологическое воздействие на человека, чтобы привести его психическое состояние в соответствие с нормой. Это означает внешнее, постороннее вмешательство.
Если речь идёт о тренингах развития самосознания или личностного роста, то смысл психологических игр в этом случае иной. Тренинг развития самосознания ориентирован на помощь людям через игру.
Тренинг личностного роста предлагает обучающую среду, в которой через упражнения в ощущениях участник может раскрыть и осознать те глубинные установки и интерпретации, которые непосредственно влияют на результаты, создаваемые им в жизни.
-
Этапы тренинга
В каждом тренинге различают три этапа: 1) подготовительный; 2) основной (собственно тренинг), 3) рефлексивный.
Подготовительный этап тренинга необходим, чтобы создать атмосферу доверия, взаимоуважения, а также мотивацию учащихся на предстоящую работу. Для создания благоприятного психологического климата используются различные способы: музыкальное оформление, соответствующий теме визуальный ряд, интерьер, знаки внимания и т.д. Важно, чтобы всё это было новым, необычным, значимым для учащихся. Ведущий предупреждает о возможных неудачах, выражает надежду на успех («У вас всё получится... Если возникнут трудности, мы раз6еремся вместе...» ).
Необходимо снять все физические и психологические зажимы, обеспечить психологическую раскованность всех участников занятия.
На подготовительном этапе тренинга более активен учитель (экстраактнвный режим). Работа строится в форме беседы, диалога. Хорошо, если в речи учителя будут звучать визуальные, аудиальные, кинестетические фразы, это сделает речь ясной, звучащей, живой, позволит достичь взаимопонимания, вызовет интерес к теме.
От ведущего требуются большая психологическая гибкость, внимание и готовность переключаться на различные режимы межличностнoго взаимодействия. Должны быть созданы условия, когда каждый член группы окружен человеческим вниманием и душевным теплом, он имеет возможность искренне заботиться о других участниках тренинга, помогать им в случае необходимости и вправе рассчитывать на их помощь и поддержку.
Оценка ребёнка ведущим должна поднять каждого участника в собственных глазах, укрепить положительную репутацию в коллективе одноклассников.
На основном этапе тренинга инициатива постепенно переходит к школьникам (возрастает интерактивность).
Тренинговая программа не имеет однозначного алгоритма ввиду вариативности её содержательного исполнения, но психологически состоит из трёх взаимосвязанных фаз.
Первая фаза направлена на осознание участниками своих личностных особенностей и оптимизации отношения к себе. Она содержит упражнения, ориентированные на то, чтобы сфокусировать внимание участников тренинга на собственной личности, на своих представлениях о самом себе, переживаниях, мыслях, привычных способах поведения.
Вторая фаза направлена на осознание участниками себя в системе делового и личностного общения и оптимизацию межличностных отношений с окружающими (друзьями, коллегами, администрацией, членами семьи и т.д.). Особое внимание уделяется развитию психологических возможностей
личности, её социально-перцептивных и коммуникативных способностей, осознанию привычных способов общения, анализу ошибок в межличностном взаимодействии.
Роль ведущего на этой фазе - направляющая, поддерживающая, корректирующая. Он наблюдает за самостоятельной работой ребят, анализирует успехи и неудачи в их общении, оказывает поддержку. При работе учащихся в паре, в четвёрке возможны микроконфликты, которые могут отрицательно повлиять на дальнейшую деятельность группы. По
этому важно контролировать ситуацию, вовремя прийти на помощь, подвести ребят к компромиссу, взаимной уступке, апеллируя к их достоинствам, призывая к совместному поиску выхода из ситуации.
Третья фаза ориентирована на осознание участниками себя в системе деятельности и оптимизацию отношений к этой системе. На этой фазе основной упор делается на закрепление новых поведенческих паттернов, отработку умений самоанализа своей деятельности, а также на способы высвобождения своего творческого потенциала.
На заключительном этапе (этапе рефлексии, интpaактивности) учитель и учащиеся анализируют и оценивают результаты работы.
В тренингах большее значение имеет не сам игровой процесс, дарящий участникам массу положительных эмоций и открывающий каналы творческой инициативы и спонтанности, а осмысление, рефлексия происходящего после игры.
-
Формы тренинговых процедур
Игры, игровые ситуации
Существует глубокая связь между тренинговыми процедурами и детскими играми. Их объединяют не только формы(инструкции ведущего, правила, соревновательный характер, непредсказуемость итога, приоритет процесса над результатом и т.д.), но и глубинный духовный смысл творческого проживания, порождающего новый опыт.