Интерактивные приемы, методы и формы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2012 в 09:50, реферат

Краткое описание

Общение – одна из форм активности личности, сущность которой состоит в обмене информацией между участниками учебного процесса. В процессе общения информация кодируется, передается, перерабатывается и расшифровывается. В общении происходит обмен знаниями, духовными ценностями, установками, побуждениями; общение может поднять настроение или испортить его, возбудить или успокоить: оно влияет на эмоциональную, волевую и интеллектуальную сферы личности. В общении проявляются культура человека, уровень его развития, воспитания и образования.
Условно выделяют в общении три аспекта: коммуникативный, интерактивный и перцептивный.

Содержание

Введение …………………………………………………………………….. 3 стр.

Применение средств интерактивного общения в процессе обучения 4 стр.
Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» (РКМЧП) ……………………………………………………………………. 8 стр.
Технология проведения дискуссий ………………………………………10 стр.
Технология «Дебаты» …………………………………………………….. 14 стр.
Тренинговые технологии ………………………………………………... 19 стр.
Тренинги на уроках права ………………………………………………. 26 стр.
Осваиваем - Овладеваем – Преобразуем …………………………………. 26 стр.
От знания к осознанию …………………………………………………….. 26 стр.
Тренинг «Найти самое главное» ……………………………………………27 стр.
Тренинг «Вопрос - ответ» …………………………………………………...29 стр.
Тренинг «Ответ-слово» ……………………………………………………. 30 стр.
Тренинг «Вопрос-помощник» ………………………………………………30стр.
Тренинг «Составьте уче6ник» …………………………………………… .32 стр.
Интегративные возможности правовых курсов …………………………. .34 стр.
Игра «Международный договор» ………………………………………… .35стр.
Научная конференция по проблеме «Властно ли время над правом?» ... .36стр.
Проект «Тематическая координация учебных предметов» …………….. .36стр.
Ролевая игра "Узнаем друг друга" ……………………………………….. ..36стр.
"Правовой консилиум педагогов" ………………………………………... ..38стр.

Литература ………

Вложенные файлы: 1 файл

Интерактивные приемы, методы и средства + дебаты.doc

— 337.50 Кб (Скачать файл)

 

Рис. 1.  Карточка учёта действий участников дискуссии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тренинговые технологии

 

 

 

Формально тренинг - это групповое занятие психологической тематики под руководством ведущего, направленное на отработку личностных навыков, лучшее понимание себя и других.

Тренинг позволяет участникам сознательно пересмотреть сформированные заранее стереотипы и решать свои лич­нocтныe проблемы, закладывает этические и эстетические основы практического поведения. Самое важное – человек не усваивает насильно внедряемые стандарты, а развивает сам себя. В ходе тренинга происходит смена внутренних ус­тановок участников, пополняются их психологические знания и появляется определённый опыт позитивного отноше­ния к себе, к окружающим людям и к миру в целом. В ходе тренинга эффективнее решаются вопросы развития лично­сти, успешно формируются коммуникативные компетент­ности.

     Тренинг - это один из специфических способов получе­ния личностного опыта. В тренинге истину - особенно исти­ну о себе самом - нужно добыть. Для этого должны, во-пер­вых, про исходить какие-то события, а во-вторых, участником  этих событий должна стать сама личность.

     Любой тренинг является интерактивным: он рассчитан на активную субъектную реакцию учащегося (интеллекту­альную, эмоциональную, действенно-практическую), на то или иное воздействие на личность.

 

 

Классификация тренинговых технологий

 

Тренинг предполагает получение и реализацию участни­ком позитивных установок; опору на положительные качест­ва собеседника и признание его достоинств.

В самом общем плане все разновидности тренингов на­правлены на стимулирование того положительного, что зало­жено в каждом человеке, на выработку жизненных умений и навыков позитивного отношения к себе и своим (и партнёра) возможностям, и достижение на этой основе облегчения про­цессов общения, ученья и труда.

Поэтому по целевым аспектам тренинги подразделяются на диагностические, обучающие, воспитывающие, развиваю­щие, корректирующие, терапевтические, саморегуляции и т.д.

Различают тренинги ицдивидуальные, межличностные, групповые и межгрупповые; по вpeмeнным масштабам ­короткие, средние и тренинги-марафоны.

Далее можно выделить следующие виды тренингов:

     - по области смежности наук: социально-педагогиче­ские, психолого-педагогические и психофизиологические;

- по методическим формам: тренинги-игры, дискус­сии, упражнения, экспликация, этюд, психодрама, ситуация, тест и т.д.

   -по методическому подходу: манипулятивные, гума­нистические, социально-реалистические, трансцендентные, рефлексивные, нерефлексивные.

В основе тренинга как акта развития и социализации личности лежат те или иные психические процессы и науч­ные механизмы объяснения. При этом направленность пси­хологического воздействия может быть интрапсихической (на внутренний мир личности) или поведенческой (взаимо­действие с внешним миром). В соответствии с этим тренин­говые технологии делятся на перцептивные, коммуникатив­ные, когнитивные, психоаналитические, гештальт-тренинг, тренинг трансактного анализа, бихевиоральные, интерактив­ные, трансперсональные и др.

По социальной направленности: коммуникативные, когнитивные и тренинги социализации.

Коммуникативные тренинги. Наиболее распростране­ны в системе образования групповые тренинги общения (коммуникативные). Считается, что большинство эффектив­ных изменений в поведении и установках людей происходят в групповом взаимодействии.

Механизмом изменения человека выступает объективи­зация поведения. Человек в естественных жизненных ситуа­циях ведёт себя зачастую неадекватно, то есть не в соответст­вии с тем смыслом, который имеет данная ситуация, даже не в соответствии со своими же внутренними пожеланиями, с ожиданием партнёра. Групповое влияние может помочь ему осознать неадекватность своего поведения, дать ему ориентировочные основы для развития уровня взаимодействия с другим человеком. Уже выработанные приёмы закрепляются в проигрываемых в группе подобных ситуациях. Считается, что затем они переносятся в контекст реальной жизни, спо­собствуя развитию коммуникативных умений человека.

Разновидностей тренинга коммуникативности доволь­но много, чаще всего каждый из них решает один из целевых ориентиров по расширению коммуникативной. компетентно­сти личности.

Тренинги сплочения группы (коллективизма) начина­ются от «знакомства» до разработки общего «дела»; их цель - научить людей координировать свои действия с дей­ствиями коллег.

Тренинги лидерства направлены на демонстрацию вари­антов поведения, необходимых руководителям: мотивация подчинённых, делегирование полномочий и др.

Тренинги делового общения концентрируют внимание участников на приёмах установления позитивных контактов во время переговоров.

Тренинг управления конфликтом позволяет скорректи­ровать поведенческие навыки в конфликтной ситуации, осо­знать и принять стратегию сотрудничества при решении ин­цидента, увидеть, предупредить конфликт, защитить себя от конфликтной личности.              .

Когнитивные тренинги включают упражнения по диа­гностике, развитию и коррекции разнообразных психичес­ких функций (внимания, памяти, воображения, эмпатии и т.д.), формированию общеучебных умений и навыков(ОУУН), предметных учебных умений, сознательной само­регуляции, выработке индивидуального стиля поведения и деятельности.

Можно выделить и группу чисто педагогических (учеб­ных) тренингов, куда войдут практически все упражнения (дидактические и частично воспитательные), предполагаю­щие повторение, закрепление (репродуктивное и творчес­кое) в знаковой и двигательной памяти каких-либо паттер­нов. Прuмеры: упражнения на формирование навыков чтения, письма, устною счёта, черчения, произношения и т.д.

Когнитивные тренинги совершенствуют механизмы ори­ентации в смыслах деятельности и отношений, элементы обобщения и категоризации, воображения и идентификации.

Тренинги социализации представляют собой подготовку к встречам с окружающей жизнью (как текущей, так и будущей), направлены на социализацию учащихся. При этом раз­виваются как адаптационные способности ребёнка (сензи­тивности, самоопределения, здоровья, защищённости и др.), так и автономизационные (самоутверждения, конкуренто­способности, самовыражения, самовоспитания, саморегуля­ции и др.). ­

   Социально-ролевые тренинги помогают человеку в ос­воении принятых в общности социальных норм и считаю­щихся продуктивными способов поведения и взаимодейст­вия. Техники социального тренинга в большей степени на­правлены на отработку общих проблем и приёмов, чем на раскрытие индивидуальности, то есть чаще ориентированы на развитие рефлективных свойств человека и саморегуля­ции посредством обратной связи с группой.

В социально-ролевых тренингах часто применяются игро­вые элементы, способствующие раскрепощению группы, сня­тию напряжения, созданию доброжелательной атмосферы.

Тренинг уверенности в себе позволяет избавиться от страхов, обрести уверенность в своей уникальности.

Применяются и элементы психодрамы - психотерапев­тического метода (Дж. Морено), который использует инсце­нирование личного опыта через проигрывание ролей в груп­пе. Следует учитывать психотерапевтический характер пси­ходрамы. В случае, когда затрагиваются личностно-значи­мые для человека жизненные ситуации, конфликты, то это может приводить и к негативным последствиям при не очень чутком и неопытном ведущем. Здесь необходимо руководство опытного психолога.              .

Психотерапевтическая деятельность и тренинги, кото­рые впервые возникли в дефектологии применительно к ва­риантам аномального развития.

Термин «коррекция» подразумевает целенаправленное психологическое воздействие на человека, чтобы привести его психическое состояние в соответствие с нормой. Это оз­начает внешнее, постороннее вмешательство.

Если речь идёт о тренингах развития самосознания или личностного роста, то смысл психологических игр в этом случае иной. Тренинг развития самосознания ориентирован на помощь людям через игру.

Тренинг личностного роста предлагает обучающую сре­ду, в которой через упражнения в ощущениях участник мо­жет раскрыть и осознать те глубинные установки и интерпре­тации, которые непосредственно влияют на результаты, со­здаваемые им в жизни.

 

 

 

Этапы тренинга

 

    В каждом тренинге различают три этапа: 1) подготовитель­ный; 2) основной (собственно тренинг), 3) рефлексивный.

Подготовительный этап тренинга необходим, чтобы создать атмосферу доверия, взаимоуважения, а также моти­вацию учащихся на предстоящую работу. Для создания бла­гоприятного психологического климата используются раз­личные способы: музыкальное оформление, соответствую­щий теме визуальный ряд, интерьер, знаки внимания и т.д. Важно, чтобы всё это было новым, необычным, значимым для учащихся. Ведущий предупреждает о возможных неуда­чах, выражает надежду на успех («У вас всё получится... Если возникнут трудности, мы раз6еремся вместе...» ).

Необходимо снять все физические и психологические за­жимы, обеспечить психологическую раскованность всех уча­стников занятия.

На подготовительном этапе тренинга более активен учи­тель (экстраактнвный режим). Работа строится в форме бе­седы, диалога. Хорошо, если в речи учителя будут звучать ви­зуальные, аудиальные, кинестетические фразы, это сделает речь ясной, звучащей, живой, позволит достичь взаимопони­мания, вызовет интерес к теме.

От ведущего требуются большая психологическая гиб­кость, внимание и готовность переключаться на различные режимы межличностнoго взаимодействия. Должны быть со­зданы условия, когда каждый член группы окружен челове­ческим вниманием и душевным теплом, он имеет возмож­ность искренне заботиться о других участниках тренинга, по­могать им в случае необходимости и вправе рассчитывать на их помощь и поддержку.

Оценка ребёнка ведущим должна поднять каждого участ­ника в собственных глазах, укрепить положительную репута­цию в коллективе одноклассников.

На основном этапе тренинга инициатива постепенно пе­реходит к школьникам (возрастает интерактивность).

Тренинговая программа не имеет однозначного алгорит­ма ввиду вариативности её содержательного исполнения, но психологически состоит из трёх взаимосвязанных фаз.

Первая фаза направлена на осознание участниками сво­их личностных особенностей и оптимизации отношения к се­бе. Она содержит упражнения, ориентированные на то, что­бы сфокусировать внимание участников тренинга на собст­венной личности, на своих представлениях о самом себе, пе­реживаниях, мыслях, привычных способах поведения.

Вторая фаза направлена на осознание участниками себя в системе делового и личностного общения и оптимизацию межличностных отношений с окружающими (друзьями, кол­легами, администрацией, членами семьи и т.д.). Особое внимание уделяется развитию психологических возможностей

личности, её социально-перцептивных и коммуникативных способностей, осознанию привычных способов общения, анализу ошибок в межличностном взаимодействии.

Роль ведущего на этой фазе - направляющая, поддержи­вающая, корректирующая. Он наблюдает за самостоятель­ной работой ребят, анализирует успехи и неудачи в их обще­нии, оказывает поддержку. При работе учащихся в паре, в четвёрке возможны микроконфликты, которые могут отри­цательно повлиять на дальнейшую деятельность группы. По­

этому важно контролировать ситуацию, вовремя прийти на помощь, подвести ребят к компромиссу, взаимной уступке, апеллируя к их достоинствам, призывая к совместному поис­ку выхода из ситуации.

Третья фаза ориентирована на осознание участниками себя в системе деятельности и оптимизацию отношений к этой системе. На этой фазе основной упор делается на за­крепление новых поведенческих паттернов, отработку уме­ний самоанализа своей деятельности, а также на способы вы­свобождения своего творческого потенциала.

На заключительном этапе (этапе рефлексии, интpa­активности) учитель и учащиеся анализируют и оценивают результаты работы.

В тренингах большее значение имеет не сам игровой процесс, дарящий участникам массу положительных эмоций и открывающий каналы творческой инициативы и спонтанности, а осмысление, рефлексия происходящего после игры.

 

 

Формы тренинговых процедур

 

Игры, игровые ситуации

     Существует глубокая связь между тренинговыми процедурами и детскими играми. Их объединяют не только формы(инструкции ведущего, правила, соревновательный харак­тер, непредсказуемость итога, приоритет процесса над ре­зультатом и т.д.), но и глубинный духовный смысл творчес­кого проживания, порождающего новый опыт.

Информация о работе Интерактивные приемы, методы и формы