Использование дидактических игр в развитии умственных способностей старших дошкольников с общим недоразвитием речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 14:32, курсовая работа

Краткое описание

Для современной образовательной системы проблема развития умственных способностей очень важна. По прогнозам учёных, третье тысячелетие будет ознаменовано информационной революцией, когда знающие и образованные люди станут цениться как истинное национальное богатство. На первый план выдвигается задача формирования способности к активной умственной деятельности.

Содержание

Введение
1. Развитие умственных способностей старших дошкольников 4
Сущность умственных способностей 4
Развитие умственных способностей 5
Особенности развития умственных способностей у детей дошкольного возраста 6
Взаимосвязь умственного и речевого развития ребенка 9
2. Психолого-педагогическая характеристика детей с общим
недоразвитием речи 11
Понятие ОНР 11
Характеристика дошкольников с ОНР 13
Преодоление ОНР у дошкольников 15
3. Дидактические игры - начальное средство развития старших
дошкольников с ОНР 17
Характеристика и виды дидактических игр 17
Дидактическая игра как средство умственного развития старших дошкольников с ОНР 21
Заключение 26
Список литературы 28

Вложенные файлы: 1 файл

логико матем игры для детей с ОНР курсовка.docx

— 118.96 Кб (Скачать файл)

Курсовая работа на тему:           

 

«Использование  дидактических игр в развитии умственных способностей старших дошкольников с общим недоразвитием речи»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

CST, 2009

 

Содержание

 

Введение

1. Развитие умственных способностей старших дошкольников 4

  1. Сущность умственных способностей 4
  2. Развитие умственных способностей 5
  3. Особенности развития умственных способностей у детей дошкольного возраста 6
  4. Взаимосвязь умственного и речевого развития ребенка 9

2. Психолого-педагогическая характеристика детей с общим        
недоразвитием речи 11

  1. Понятие ОНР 11
  2. Характеристика дошкольников с ОНР 13
  3. Преодоление ОНР у дошкольников 15

3. Дидактические игры - начальное средство развития старших             
дошкольников с ОНР 17

  1. Характеристика и виды дидактических игр 17
  2. Дидактическая игра как средство умственного развития старших дошкольников с ОНР 21

Заключение 26

 Список  литературы 28

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Для современной  образовательной системы проблема развития умственных способностей очень важна. По прогнозам учёных, третье тысячелетие будет ознаменовано информационной революцией, когда знающие и образованные люди станут цениться как истинное национальное богатство. На первый план выдвигается задача формирования способности к активной умственной деятельности.

Один  из ведущих специалистов в области  умственного развития дошкольников Н. Н. Поддъяков справедливо подчёркивал, что на современном этапе надо давать детям ключ к познанию действительности, а не стремиться к исчерпывающей сумме знаний, как это имело место в традиционной системе умственного развития.

В «концепции дошкольного образования» так же большое место уделяется проблеме развития умственных способностей детей дошкольного возраста в ходе обучения. Под обучением понимается передача знаний, умений и навыков.

Взрослые  предлагают ребёнку выработанные человечеством  и зафиксированные в культуре средства и способы познания мира, его преобразования и переживания. Овладение ими ведёт к развитию специфических человеческих способностей.

Умственные  способности и их развитие зависят  от комплекса социальных и биологических факторов. В настоящий момент доказана взаимосвязь умственного и речевого развития ребенка. Одним из факторов, влияющих а развитие умственных способностей, можно считать развитие речевых способностей, и наоборот.

Поэтому важно в дошкольном возрасте проводить  мероприятия по развитию умственных способностей детей. Для детей с общим недоразвитием речи (ОНР) данная работа осложняется тем, что развитие умственных способностей необходимо осуществлять с оглядкой на уровень их речевого развития.

В этом случае наиболее подходящим представляется использование дидактических игр на занятиях со старшими дошкольниками с ОНР. Применение дидактических игр способствуют комплексному развитию умственных способностей и преодолению нарушений словообразования старших дошкольников с ОНР.

В первой главе данной работы рассматриваются  определение сущности умственных способностей и развитие умственных способностей у дошкольников, приводится описание взаимосвязи умственного и речевого развития ребенка

Во  второй главе рассматривается вопрос общего недоразвития речи дошкольников и характеристика детей с ОНР.

В третьей  главе данной курсовой работы описываются  виды дидактических игр и приводится анализ их влияния на развитие умственных способностей старших дошкольников с ОНР...

1. Развитие  умственных способностей старших  дошкольников

 

1.1. Сущность умственных способностей

 

Многие  психологи при определении условий  и движущих сил развития умственных способностей придерживались теории двух факторов: наследственности и внешней среды. При этом одни из них считали, что опережающее значение имеет фактор наследственности, другие приписывали ведущую роль среде, наконец, третьи полагали, что оба фактора взаимодействуют...

 

1.2. Развитие умственных способностей

 

. Становление  умственных способностей активно  начинается уже в дошкольном детстве и ускоренными темпами продолжается в школе, особенно в младших и средних классах. Поначалу развитию этих способностей помогают различного рода игры детей, затем существенное влияние на них начинает оказывать учебная и трудовая деятельность. В играх детей первоначальный толчок к развитию получают многие двигательные конструкторские, организаторские, художественно-изобретательные, иные творческие способности. Занятия различными видами творческих и дидактических игр в дошкольном детстве приобретают особое значение для формирования умственных способностей у детей.

Итак, первое условие успешного развития умственных способностей -ранее начало, например, никто не задумывается, когда учат ребёнка разговаривать. С ним просто разговаривают со дня его рождения. То есть условия для овладения речью были обеспечены заранее, они опережали развитие речи. То есть нужно самим родителям предлагать своим детям с младенчества благоприятные условия для развития.

Второе, чрезвычайно важное условие - условие  успешного развития творческих способностей вытекает из самого характера творческого  процесса, который требует максимального напряжения сил. Это условие осуществляется, тогда, когда ребёнок уже ползает, но ещё не говорит. В это время малыш вынужден заниматься творчеством, решать многие для него новые задачи, самостоятельно и без предварительного обучения.

Третье, важное условие: ребёнку нужно предоставить большую свободу в выборе деятельности, в чередовании дел. Это представленная свобода не только не исключает, а  наоборот предполагает ненавязчивую, умную помощь взрослых - вот последнее (четвёртое) условие успешного развития творческих способностей. Самое сложное здесь заключается в том, чтобы не превратить свободы в безнаказанность, а помощь в подсказки. Нельзя делать за ребёнка то, что он сам может сделать; думать за него, когда он сам может додуматься. К сожалению, подсказка - распространённая форма, помощи детям, но они только вредят.

1.3. Особенности развития умственных способностей у детей 
дошкольного возраста а

 

K cтapшeмy дошкольному вoзpacтy дeти пpиoбpeтaют cпocoбнocть 
cвязывaть мeждy coбoй, cиcтeмaтизиpoвaть имeющиecя y ниx мнoгoплaнoвыe 
знaния, что cвидeтeльcтвyeт об oвлaдeнии ими oбщecтвeннo выpaбoтaнными 
cpeдcтвaми пoзнaния. Taкими cpeдcтвaми являются в oблacти вocпpиятия - 
ceнcopныe этaлoны, в oблacти мышлeния - ^глядные мoдeли и знaчeния, 
выpaжeнныe в знaкoвoй фopмe. Oвлaдeниe этими cpeдcтвaми пoзнaния 
пpoиcxoдили в дeятeльнocти peбёнкa, нaпpaвляeмoй нa peшeниe 
пoзнaвaтeльныx зaдaч...  

Уpoвeнь paзвития yмcтвeнныx cпocoбнocтeй пoвышaeтcя в пpaктичecкиx видax деятельности, доступных детям: cpaвнeниe, пpeoбpaзoвaниe, peinefflie paзвивaющиx зaдaч и головоломок. Эти виды деятельности xapaктepны для мaтeмaтичecкoгo paзвития peбeнкa. Пoзнaниe peбeнкoм мнoгooбpaзия мaтeмaтичecкиx отношений объектов ocyщecтвляeтcя caмocтoятeльнo чepeз вocпpиятиe и ocмыcлeниe их в обыденной пpaктичecкoй дeятeльнocти, чepeз ocвaивaeмыe ими игpы, игpoвыe отношения, peшeниe лoгичecкиx и apифмeтичecкиx зaдaч и головоломок, дидактические игpы.         

 

1.4. Взаимосвязь умственного и речевого развития ребенка

 

. В  формировании высших психических  функций у ребенка как личности речь играет исключительную, ни с чем не сравнимую роль. Выполняя функцию общения ребёнка со взрослым, она является базой для развития мышления; обеспечивает возможность планирования и регуляции поведения ребёнка, организации всей его психической жизни, влияет на развитие личности в целом.

Онтогенетический  путь речевого развития ребёнка, сначала  в виде речевых реакций, претерпевает существенные изменения, которые относятся как к обогащению словарного запаса и совершенствованию структуры речи, так и к усложнению взаимодействия её с другими высшими психическими функциями. .

 

2. Психолого-педагогическая  характеристика детей с общим  недоразвитием речи.

 

2.1. Понятие  ОНР

Под общим  недоразвитием речи у детей с  нормальным слухом и первично сохранным интеллектом следует понимать такую форму речевой аномалии, при которой нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся как к звуковой, так и к смысловой стороне речи.

Общее недоразвитие речи возникает при  наиболее сложных, системных нарушениях речи — алалии и афазии. Общее  недоразвитие речи может также отмечаться при фонационных расстройствах, когда диагностируется не только нарушения фонетической стороны речи, но одновременно и недостаточность фонематического восприятия и лексико-грамматической стороны речи.

 

2.2. Характеристика дошкольников с ОНР

 

Для характеристики дошкольников с ОНР обычно применяют  описание на основе клинической и  психолого-педагогической типологии.

Клиническая типология дошкольников с ОНР  основана на взаимосвязи физических недостатков детей и нарушений  речи.

Довольно  часто причиной общего недоразвития речи является слабость акустико-гностических процессов. В этих случаях при  сохранном слухе наблюдается пониженная способность к восприятию речевых звуков. Прямой результат нарушения слухового восприятия — недостаточное различение акустических признаков, характерных для каждой фонемы, вторично при этом страдает произношение звуков и воспроизведение структуры слова.

Общее недоразвитие речи часто возникает  вследствие нарушений, связанных с органическими поражениями или недоразвитием определенных отделов центральной нервной системы.

ОНР может  быть вызвано и социальными причинами (двуязычие, многоязычие, воспитание ребенка глухими взрослыми), а также физической ослаб-ленностью ребенка, частыми заболеваниями, недоношенностью. В таких случаях говорится о задержке речевого развития.

 

2.3. Преодоление ОНР у дошкольников

 

Коррекционная работа при общем недоразвитии речи должна проводиться систематически, последовательно, целенаправленно, методы и приемы по формированию звуковой культуры речи и фонематического восприятия должны зависеть от уровня речевого развития ребенка — от тяжести проявления недостатков звукопроизношения и от степени снижения фонематических процессов.

 

3. Дидактические  игры - начальное средство развития  старших дошкольников с ОНР

 

3.1. Характеристика  и виды дидактических игр

 

Основная  особенность дидактических игр  определена их названием: это игры обучающие. Они создаются взрослыми в  целях воспитания и обучения детей. Но для играющих детей воспитательно-образовательное  значение дидактической игры не выступает открыто, а реализуется через игровую задачу, игровые действия и правила.

Дидактические игры относятся к "рубежным играм", представляя собой переходную форму  к той неигровой деятельности, которую они подготавливают. Эти игры способствуют развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций, представляющих собой основу обучения. Для дидактических игр характерно наличие задачи учебного характера - обучающей задачи.

При подборе  игр важно учитывать наглядно-действенный  характер мышления младшего школьника. Необходимо также помнить и о  том, что игры должны содействовать  полноценному всестороннему развитию психики детей, их познавательных способностей, речи, опыта общения со сверстниками и взрослыми, прививать интерес к учебным занятиям, формировать умения и навыки учебной деятельности, помогать ребенку овладевать умением анализировать, сравнивать, абстрагировать, обобщать. В процессе проведения игр интеллектуальная деятельность ребенка должна быть связана с его действиями по отношению к окружающим предметам.

Для успешного  обучения математике в процессе игры необходимо применять как предметы, окружающие школьника, так и их модели.

 

3.2. Дидактическая  игра как средство умственного  развития старших дошкольников  с ОНР

 

Дидактическая игра является игровой формой обучения, в которой одновременно действуют два начала: учебное, познавательное и игровое, занимательное. Это обусловлено потребностью смягчения перехода от одной ведущей деятельности к другой, а также тем, что в процессе игры дети с ОНР легче усваивают знания, получают представления об окружающей жизни. В отличие от учебных занятий, в дидактической игре учебные, познавательные задачи ставятся не прямо, когда педагог объясняет, учит, а косвенно — учащиеся овладевают знаниями, играя. Обучающая задача в таких играх как бы замаскирована на первом плане для играющего, мотивом ее выполнения становится естественное стремление ребенка играть, выполнять определенные игровые действия.

Отбор познавательных задач для дидактических  игр осуществляется в соответствии с разделами программы обучения и воспитания, с учетом возрастных особенностей детей. Формами реализации игрового действия могут выступать: 1) разнообразные игровые манипуляции с предметами и игрушками — подбор, складывание и раскладывание их, нанизывание, прокатывание; 2) «зачин», который создает у детей игровое настроение (используется в виде сказки, песенки, рассказа, внесения волшебной игрушки, секретного письма); 3) осуществление поиска и находки нужной игрушки, предмета, числа, звука, слова; 4) загадывание и отгадывание загадок; 5) выполнение определенной роли; б) соревнование (индивидуальное или коллективное); 7) особые игровые движения, такие как хлопки в ладоши, прыжки, проговари-вание вслух, имитация действий.

Информация о работе Использование дидактических игр в развитии умственных способностей старших дошкольников с общим недоразвитием речи