Использование дидактических игр в развитии умственных способностей старших дошкольников с общим недоразвитием речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 14:32, курсовая работа

Краткое описание

Для современной образовательной системы проблема развития умственных способностей очень важна. По прогнозам учёных, третье тысячелетие будет ознаменовано информационной революцией, когда знающие и образованные люди станут цениться как истинное национальное богатство. На первый план выдвигается задача формирования способности к активной умственной деятельности.

Содержание

Введение
1. Развитие умственных способностей старших дошкольников 4
Сущность умственных способностей 4
Развитие умственных способностей 5
Особенности развития умственных способностей у детей дошкольного возраста 6
Взаимосвязь умственного и речевого развития ребенка 9
2. Психолого-педагогическая характеристика детей с общим
недоразвитием речи 11
Понятие ОНР 11
Характеристика дошкольников с ОНР 13
Преодоление ОНР у дошкольников 15
3. Дидактические игры - начальное средство развития старших
дошкольников с ОНР 17
Характеристика и виды дидактических игр 17
Дидактическая игра как средство умственного развития старших дошкольников с ОНР 21
Заключение 26
Список литературы 28

Вложенные файлы: 1 файл

логико матем игры для детей с ОНР курсовка.docx

— 118.96 Кб (Скачать файл)

         Объектом исследования – активный словарь прилагательных у детей старшего дошкольного возраста с ОНР посредством дидактических игр и словесных упражнений.

          Гипотеза – предполагается, что развитие активного словаря прилагательных у детей с ОНР будет протекать быстрее в процессе дидактических игр и словесных упражнений, если будут выполнены следующие условия: – знание особенностей нарушения речи при ОНР; – поэтапность работы над развитием активного словаря детей, с учетом онтогенеза; – учет индивидуального уровня развития речи ребенка.

         Задачи:

1. Изучить теоретические  основы проблемы развития активного  словаря как условия речевого  развития детей старшего дошкольного  возраста с ОНР;

2. Провести экспериментальную  работу по развитию активного  словаря прилагательных у детей  старшего дошкольного возраста  с ОНР.           

            Методологической основой исследования явились основополагающие законы и принципы диалектико-материалистической философии; ключевые теоретические положения, изложенные в концепции Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина, Л.А. Венгера. Кроме того, мы опираемся на материалы исследований таких авторов как Л.П. Ефименкова, Н.С. Жукова, Р.И. Лалаева, Р.Е. Левина, Е.М. Мастюкова, В.И. Селиверстов, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина и др.

          Этапы исследования:

1 этап – определение  проблем и постановка цели  исследования, уточнение гипотезы  и определение задач исследования, анализ психолого-педагогической, методической  литературы по проблеме исследования;

2 этап – проведение  эксперимента – констатирующий, формирующий, контрольный; 

3 этап – обобщение и  оформление данных.

             Организация исследования проводилась на базе МДОУ «Детский сад» группа для детей с нарушением речи, г. Шумерля.

1. Теоретические основы  изучения развития активного  словаря как условия речевого  развития детей старшего дошкольного  возраста в ОНР 

1.1 Проблема изучения речи  детей старшего дошкольного возраста  с ОНР Развитие речи, включающее  умение четко произносить звуки  и различать их, владеть артикуляционным  аппаратом, правильно построить  предложение и т.д., одна из  насущных проблем, стоящих перед  дошкольным учреждением. Из статистических  данных видно и опыт работы  детского сада свидетельствует:  многие дети нуждаются в помощи  логопеда, и большинство старших  дошкольников не владеют звуковой  культурой, не могут внятно  рассказывать. А правильная речь  – один из показателей готовности  ребенка к обучению в школе,  залог успешного освоения грамоты  и чтения: письменная речь формируется  на основе устной. Научные исследования  ряда психологов показали, что  именно дошкольное детство является  особенно сензитивным к усвоению речи. Следовательно, лингвистическое воспитание ребенка должно начинаться рано и в первые годы жизни совершаться исключительно на родном языке. Важнейшим условием полноценного психического развития является своевременное и правильное овладение ребенком речью. Без хорошо развитой речи нет настоящего общения, нет подлинных успехов в учении. Развитие речи – это целенаправленная и последовательная педагогическая работа. Речь является основным средство и формой самовыражения и коммуникации детей, она служит способом регуляции его поведения.

Развитие интеллектуальных способностей детей средствами математики


Министерство образования  и науки Российской Федерации  Федеральное агентство по образованию  Государственное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования Тобольский государственный педагогический институт имени Д.И. Менделеева Кафедра теории и методики дошкольного образования Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста средствами математики Выпускная квалификационная работа по теории и методике развития математических представлений у детей дошкольного возраста Выполнила: студентка 42 группы ПФ специальности «педагогика и методика дошкольного образования» Шеверда Е.В. (подпись) К защите допускаю: Зав. Кафедрой (подпись) Научный руководитель: Торохова Г.Н. (подпись) Рецензент: Работа защищена в ГАК « » 2009 г. с оценкой Председатель ГАК Члены ГАК Тобольск – 2009 СОДЕРЖАНИЕВведение Глава I. Теоретические основы развития интеллектуальных способностей детского дошкольного возраста 1.1 Психолого-педагогические особенности развития интеллектуальных способностей детей 1.2 Особенности и закономерности развития интеллекта у детей 1.3 Средства математики, способствующие развитию интеллектуальных способностей ребенка Выводы по первой главе Глава II. Методика развития интеллектуальных способностей ребенка средствами математики 2.1 Анализ программ по математике 2.2 Опытно-поисковые исследования по развитию интеллектуальных способностей средствами математики Выводы по второй главе Заключение Список использованной литературы Приложение Введение Актуальность проблемы. Одним из важнейших показателей социально-экономического благополучия общества является состояние интеллектуального развития детей, поскольку дети составляют важнейший резерв страны, который будет определять уровень ее экономического и духовного развития, состояние науки и культуры. Поэтому проблема интеллекта занимает особое место в психологической науке. С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования к детям: неуклонно растет объем знаний, которые им нужно передать; педагоги хотят, чтобы усвоение этих знаний было не механическим, а осмысленным. В ряду задач, стоящих перед дошкольным учреждением, важное место занимает задача подготовки детей к школе. Одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению является развитие интеллектуально-познавательных способностей. Часто бывает так, что читающий, считающий и пишущий ребенок, начиная учиться, испытывают затруднения при выполнении заданий на логическое мышление. Поэтому в дошкольном возрасте важно сформировать у ребенка внимательность, умение рассуждать, анализировать и сравнивать, обобщать и выделять существенные признаки предметов, развить познавательную активность. Работа основана на теоретических и практических трудах в области педагогики таких исследователей, как Н.К. Крупской, П.П. Блонского, А.С. Макаренко, Л.А. Венгера, в области психологии таких, как Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина, Р.С. Немова и других. Объект исследования - процесс формирования интеллектуальных способностей у детей 6-7 лет. Предмет исследования - средства математики, влияющие на развитие интеллектуальных способностей старших дошкольников.

Цель исследования - выявить  эффективность применения математических средств при развитии интеллектуальных способностей детей. В основу исследования была выдвинута следующая гипотеза: развитие интеллектуальных способностей старших дошкольников будет происходить более эффективно, если применять средства математики с учетом возрастных особенностей и закономерностей детского мышления. Задачи исследования: Изучить психологическую, педагогическую, методическую литературу по проблеме исследования; Выявить уровни развития интеллектуальных способностей у детей 6-7 лет; Разработать комплекс заданий, способствующих развитию интеллектуальных способностей детей 6-7 лет; В опытно-поисковой деятельности обосновать эффективность использования математических средств. Методы исследования: теоретический (анализ психолого-педагогической, методической литературы по проблеме исследования); социолого-педагогический (наблюдение, тестирование и анализ диагностики); экспериментальный (проведение констатирующего этапа с целью установления фактического уровня интеллектуально-познавательных способностей детей, формирующий и контрольный этапы). Научная новизна исследования. Научно обосновывается и экспериментально доказывается эффективность применения средств математики для развития интеллектуальных способностей у детей 6-7 лет. Теоретическая значимость исследования. На основе проведенного научно-практического исследования определено эффективное влияние средств математики на развитие интеллектуальных способностей. Практическая значимость исследования. Разработаны разнообразные упражнения, игры, направленные на развитие интеллектуальных способностей, которые могут быть использованы воспитателями непосредственно в практической работе, студентами во время педагогической практики, родителями при подготовке ребенка к обучению в школе. База исследования. Опытно-экспериментальной базой исследования явился МДОУ детский сад №16 «Белочка», города Ханты - Мансийска. В ходе эксперимента участвовали воспитанники детского сада, посещающие подготовительные группы, в количестве 27 человек. Сроки проведения экспериментального исследования: октябрь 2007г. – апрель 2008г. Структура дипломной работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения. ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТСКОГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 1.1 Психолого-педагогические особенности развития интеллектуальных способностей детей Интеллект (от латинского слова i ellec us – разумение, понимание, постижение) в психологической науке рассматривается как «относительно устойчивая структура умственных способностей индивида» . В психологической науке выделяют ряд теоретических подходов к трактовке природы интеллекта, одним из них является тестологический подход. Тестологичекий подход – название довольно условно, потому что конструирование психодиагностических методик, их использование в практике опирается на определенные представления о закономерностях развития и функционирования психики. Метод тестов был разработан в рамках концепции бихевиоризма .

Но затем он получает быстрое  и широкое распространение, что  было обусловлено, прежде всего, направленностью  тестологии на оперативное решение практических задач. Наиболее распространенными психодиагностическими методиками становятся «тесты интеллекта», предназначенные для измерения возрастного интеллектуального развития человека. Под интеллектом как объектом измерения понимается общая врожденная способность, определяющая успешность выполнения любых задач. Показателем интеллектуального развития выступает коэффициент интеллектуальности IQ, а интеллект, измеряемый с помощью системы тестовых заданий, получает название «тестового» или «психометрического» интеллекта . Структура психометрического интеллекта исследовалась факторным анализом. Факторные модели интеллекта могут быть одноуровневые и иерархические. Одноуровневые модели предполагают множество первичных независимых интеллектуальных факторов (способностей) . Например, Л. Терстоун выделил 12 независимых факторов, среди которых словесное понимание, пространственный фактор, ассоциативная память, скорость восприятия и т. д. Т. Келли относил к основным интеллектуальным факторам пространственное мышление, вычислительные способности, вербальные способности, память, скорость реакции. Иерархические модели являются многоуровневыми, объединяя факторы интеллекта разного уровня обобщенности умственных способностей (Ч. Спирмен, Ф. Вернон, П. Хамфрейс, Д. Векслер, Р.Б. Кэттелл). Факторы взаимозависимы: уровень развития общего фактора связан с уровнем развития частных факторов. На вершине модели Ч. Спирмена находится генеральный G-фактор, общая способность. G-фактор определяется как общая «умственная энергия», которой в равной мере наделены люди и которая в той или иной степени влияет на успех выполнения любой деятельности. Далее следуют «групповые факторы интеллекта», представляющие механические, арифметические и вербальные способности. В основании модели находятся S-факторы – специальные способности, специфические для конкретной деятельности. Аналогично модель Д. Векслера включает уровень общего интеллекта, уровень «групповых» факторов – невербального и вербального интеллекта и уровень специфических факторов, соответствующих отдельным субтестам . В ряде теорий уровень интеллектуальных способностей связывается с особенностями организации индивидуальной базы знаний (Р. Глезер, М. Чи, Дж. Кэмпион). Система знаний – структура семантических данных (“семантические сети”), посредством которых субъект строит свои собственные представления о происходящем, а также правила, при помощи которых субъект использует имеющиеся у него сведения. Для объяснения интеллектуальной продуктивности важным является способы хранения и воспроизведения знаний . Например, процесс решения задачи опосредуется качеством репрезентации проблемы, что, в свою очередь, обусловлено имеющимися у субъекта знаниями и способами, которыми это знание организовано. Показателем уровня организации базы данных являются их легкодоступность и пригодность к применению. В качестве критерия развития интеллекта выступает компетентность, проявляющаяся в уровне понимания проблемы, опытности при выполнении сложных действий, эффективности суждений и оценок .

Развитие математических способностей у детей 5-6 лет


Тема: &quo ;&quo ; План1. Психолого-педагогическая характеристика детей 5-6 лет 2. Специфика развития математических способностей 3. Требования к подготовленности воспитателя осуществляющего деятельность по развитию математических способностей 4. Роль дидактической игры в деятельности по развитию математических способностей 5. Особенности развития в математической деятельности 6. Учебные пособия по развитию математических способностей 7. Критерии оценки математических умений детей 5-6 лет 8. Индивидуальный подход в процессе деятельности по развитию математических способностей 9. Вовлечение родителей в деятельность по развитию математических способностей 10. Рекомендации, задания, упражнения по развитию математических способностей Использованная литература 1. Психолого-педагогическая характеристика детей 5-6 лет Ребенок шестого года жизни продолжает совершенствоваться через игру, рисование, общение со взрослыми и сверстниками, но постепенно, важнейшим видом деятельности становится учение. С пяти лет ребенка необходимо готовить к будущему школьному обучению. Интеллектуальное развитие ребенка пяти-шести лет определяется комплексом познавательных процессов: внимания, восприятия, мышления, памяти, воображения. Внимание ребенка этого возрастного периода характеризуется непроизвольностью; он еще не может управлять своим вниманием и часто оказывается во власти внешних впечатлений. Проявляется это в быстрой отвлекаемости, невозможности сосредоточиться на чем-то одном, в частой смене деятельности. Важнейшими характеристиками внимания являются: устойчивость внимания, как способность к более длительному сохранению концентрации, переключение внимания, как способность быстро ориентироваться в ситуации и переходить от одной деятельности к другой, и распределение внимания - возможность сосредоточения одновременно на двух или большем числе различных объектов. Отчетливо сказывается на развитии внимания роль эмоциональных факторов (интереса), мыслительных и волевых процессов. Все свойства внимания хорошо развиваются в результате упражнений. Восприятие у ребенка развивается буквально с первых месяцев жизни. К пяти-шести годам ребенок обычно хорошо различает цвета и форму предметов (он называет различные геометрические фигуры). Ребенок хорошо ориентируется в пространстве и правильно использует многообразные обозначения пространственных отношений: &quo ;Надо спуститься вниз, повернуть направо, дойти до угла, повернуть налево, перейти на другую сторону&quo ;. Более трудным для ребенка является восприятие времени - ориентация во времени суток, в оценке разных промежутков времени (неделя, месяц, время года, часы, минуты). Ребенку еще трудно представить себе длительность какого-либо дела. На основании наглядно-действенного мышления, которое особенно интенсивно развивается у ребенка с трех-четырех лет, формируется наглядно-образное и более сложная форма мышления - словесно-логическое. Различные игры, конструирование, лепка, рисование, чтение развивают у ребенка такие мыслительные операции, как обобщение, сравнение, абстрагирование, установление причинно-следственных связей.

Информация о работе Использование дидактических игр в развитии умственных способностей старших дошкольников с общим недоразвитием речи