Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2014 в 10:51, курсовая работа
В настоящее время экология превратилась в одну из главенствующих междисциплинарных систематических наук, решающую актуальную проблему современности – изучение взаимоотношений человечества с окружающей средой. Это связано прежде всего с негативными экологическими последствиями воздействия антропогенных факторов на биосферу Земли: парниковый эффект, кислотные дожди, истощение «озонового слоя», обезлесивание, опустынивание, угрожающее загрязнение окружающей среды различными токсинами, обеднение и деградация природных экосистем и т.д.
Глава 2. Формирование системы знаний о природе с использованием дидактических игр.
2.1. Выявление объёма знаний детей.
Анализ программных задач раздела «Человек и природа» для группы
«Почемучки» (растения и животные).
Многообразие живой и неживой природы.
1) формирование у дошкольников представлений о внешнем виде,
характере питания и передвижения животных и растений ближайшего
окружения;
2) целостность животных, растений – одно из основных условий жизни;
3) каждое живое существо
– неповторимо: нет двух
Ветвей; различны и животные.
Как двигаются животные и растения.
1) все
живые существа двигаются по-
2) Растения
также двигаются: поворачивают
листья, стебель, цветы к солнцу,
раскрывают и закрывают
Как питаются животные и растения.
1) формирование представления о том, что всем живым существам необходимо питаться, чтобы жить.
2) животные питаются растениями (растительноядные), мясом (хищники). 3) звери и насекомые, которые не могут найти еды зимой, спя под снегом; птицы улетают туда, где есть корм.
Как животные и растения растут.
1) уточнение представления о внешнем виде, поведении детенышей животных ближайшего окружения.
3) дети получают представление о том, что животные (звери) рождают своих детенышей.
4) родители согревают и защищают малышей, строят для них жилища: волк и лиса - нору, медведь - берлогу, птицы - гнезда.
5) Домашним
животным жилище строит
т.д.
6) маленькие
животные вырастают, у
7) детеныши у животных появляются весной, чтобы им было чем питаться, и они успели вырасти до наступления зимы.
8) Для
роста растению нужна
9) Растения
можно вырастить из семян,
10) У взрослых растений бывают цветы и плоды.
Как животные и растения: « чувствуют».
1) формирование представления о том, что и животные и растения чувствуют окружающий мир, но по-своему. У животных (зверей) есть пять помощников: глаза, нос, язык, кожа, уши.
2) Растения
«чувствуют» приход тепла,
Диагностика.
Эколого – педагогическая работа с детьми в течение всего года дает отчетливые результаты в каждой возрастной группе. Специально проведенная диагностика позволяет более объективно, более обстоятельно и точно зафиксировать сдвиги в экологическом воспитании ребенка.
Диагностика
должна быть направлена на
выявление у детей
Состав уголка природы в средней группе №5
«Воробышек».
Аспарагус
Хлорофитум
Бальзамин
Узумбарская фиалка
Плющ
Душистая герань
Вечноцветущая бегония
Клетка с попугаем
В диагностике
детей были предложены
Вопросы и задания к диагностике.
№ |
Фамилия, имя. |
Вопросы | ||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 | ||
1 |
Алтухов Степан |
+ |
+ - |
- |
+ - |
+ |
+ - |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
2 |
Гасанов Эльбрус |
+ |
+ - |
- |
+ - |
+ |
+ - |
+ |
- |
- |
+ |
+ |
3 |
Кашубо Аня |
+ |
- |
- |
+ - |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
4 |
Кохонов Саша |
+ - |
+ - |
+ - |
+ - |
+ |
- |
- |
- |
+ - |
+ |
- |
5 |
Кохан Алеша |
+ |
+ - |
- |
+ |
+ |
+ - |
+ |
+ |
+ |
+ - |
+ |
6 |
Курчанович Вера |
+ |
- |
+ - |
+ |
+ - |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
- |
7 |
Лакудас Даша |
+ |
+ - |
- |
+ - |
= |
+ - |
- |
- |
+ - |
+ |
+ |
8 |
Лебедев Саша |
+ |
+ |
- |
+ - |
+ |
+ |
- |
- |
+ - |
- |
- |
9 |
Макракова Юля |
+ - |
+ - |
+ |
+ - |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
+ - |
+ - |
10 |
Малиновский Тихон |
+ - |
+ - |
- |
+ |
+ |
+ - |
+ |
- |
- |
+ - |
+ |
11 |
Мицкевич Женя |
- |
+ |
- |
- |
+ - |
- |
+ |
- |
+ - |
- |
+ - |
12 |
Насточкин Илья |
+ |
+ |
+ - |
+ |
+ - |
+ - |
- |
+ |
+ - |
+ |
+ |
13 |
Осипенко Даша |
+ - |
+ |
+ - |
- |
+ - |
+ |
- |
+ - |
+ |
+ - |
- |
14 |
Папилишвили Никита |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ - |
+ |
+ - |
+ - |
15 |
Прокопович Алеша |
+ |
+ - |
- |
+ - |
+ |
+ - |
- |
+ - |
- |
+ |
- |
16 |
Росса Артем |
+ - |
+ - |
+ |
+ - |
- |
+ - |
+ - |
- |
+ |
- |
+ |
17 |
Савицкий Паша |
- |
+ |
+ - |
+ - |
+ |
+ |
+ - |
- |
+ - |
+ |
+ - |
18 |
Тюпина Настя |
- |
+ |
+ - |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ - |
+ |
- |
+ |
19 |
Шиболович Катя |
+ |
- |
+ |
- |
+ - |
+ - |
+ |
- |
- |
+ |
+ |
20 |
Юшкевич Настя. |
+ |
- |
+ |
- |
- |
+ |
+ |
+ - |
+ |
+ |
+ |
+ - + - |
12 |
7 |
5 |
6 |
13 |
9 |
11 |
5 |
9 |
8 |
11 | |
3 |
4 |
9 |
4 |
2 |
2 |
7 |
10 |
5 |
7 |
5 | ||
5 |
9 |
6 |
10 |
5 |
9 |
2 |
5 |
6 |
5 |
4 |
+ полный ответ
+ - не полный ответ
- нет ответа
Анализ
Проведя диагностику и обработав данные, видно, что у детей не сформированы полные, глубокие знания об обитателях уголка природы. Знания детей поверхностны, недостаточно полны, а часто вопрос вообще отсутствует.
2.2. Коррекционная работа. Педагогические рекомендации.
Диагностика
имеет большое значение для
педагога дошкольного
Проведя
диагностику, необходимо сплани
1. Использование в
повседневной жизни
Для обогащения знаний о диких и домашних животных:
«Кто чем питается?»
«Найди свой дом»
«Лес - дом для животных»
«Найди детеныша»
Для пополнения знаний об овощах и фруктах:
«Что где растет?»
подвижно - дидактическая игра «Огурцы»
«Опиши, мы отгадаем»
«Угадай, что съел»
Для расширения знаний о деревьях:
«Такой листок, лети ко мне»
подвижно-дидактическая игра « Плодово-ягодний сад»
По обогащению знаний о комнатных растениях:
«Загадай, мы отгадаем»
«Поможем растению»
«Опишите, я отгадаю»
2. Проведение индивидуальной
работы с использованием
Педагогические рекомендации для родителей.
Уважаемые родители, помните, что дошкольное детство - это период игры. Игра доставляет ребенку большую радость, потому что дает ему возможность активно действовать. Очень нравятся дошкольникам игры в семейном кругу. Старшие братья и сестры охотно включаются в них. Взрослые члены семьи могут быть прямыми или косвенными участниками игр ребенка. Во всех случаях происходит приятное общение и проникновение в мир интересов дошкольника.
Если родители
активно приобщают ребенка к
природе, то
колхозной фермой и т.д. Во всех случаях игра может быть тактично поддержана взрослыми. В семье можно широко использовать различные дидактические игры природоведческого содержания. Игры помогают запомнить названия растений и животных. Кроме этого, со старшими дошкольниками можно свободно рассмотреть карточки лото, вместе вспомнить, где такие растения видели, где встречали таких животных, поговорить об их особенности и образе жизни.
В домашних
условиях с дошкольниками
Нередко бывает, что мама или бабушка заняты приготовлением пищи, а ребенок находится рядом и не знает, чем заняться.
- Давай с тобой поиграем, - говорит бабушка внуку. - Я буду загадывать тебе вкусные загадки, а ты должен отгадать их. Ну-ка, закрой глаза и открой рот.
Она кладет
ему в рот кусочек морковки.
Внук хрустит ею, улыбается и,
конечно сразу отгадывает, что
это, а бабушка как бы
Аналогичным
образом ребенку можно
Важной особенностью
словесно-дидактических игр
- Хочешь узнать, что
я буду покупать? - спрашивает
мама и, получив
Информация о работе Использование дидактических игр в экологическом воспитании дошкольников