Компьютерные технологии в обучении детей с интеллектуальной недостаточностью

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Августа 2014 в 19:16, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: выявить эффективность применения компьютерных технологий для коррекции и развития познавательных процессов детей с интеллектуальной недостаточностью.
Задачи:
Проанализировать научную литературу по проблеме использования компьютерных технологий в процессе обучения.
Изучение возможностей компьютерных технологий в коррекционно-развивающей работе.
Раскрыть особенности обучения детей с интеллектуальной недостаточностью с помощью компьютерных технологий.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СПЕЦИАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ…………………………………………………………………4
Компьютерные технологии……………………………………………....4
Компьютерные технологии в специальном образовании……………..7
ГЛАВА 2 КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ ЛИЦ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ………………………….14
2.1. Использование компьютерных технологий в обучении детей с интеллектуальной недостаточностью…………………………………………14
2.2 Применение и использование компьютерных программ……………….19
3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ………………………………………………………………28
3.1. Специализированные компьютерные программы для детей с различными отклонениями в развитии………………………………………..27
3.2. Анализ компьютерной программы «Игры для Тигры»…………………30
3.3. Разработка конспекта урока по математике в 3 классе с использованием компьютерных технологий для детей с интеллектуальной недостаточностью……………………………………………………………….34

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………37
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………………..43

Вложенные файлы: 1 файл

курсач Гриханов.docx

— 102.91 Кб (Скачать файл)

Проникновению ИКТ в различные сферы образовательной деятельности способствуют, как внешние факторы, связанные с повсеместной информатизацией общества и необходимостью соответствующей подготовки специалистов, так и внутренние факторы, связанные с распространением в учебных заведениях современной компьютерной техники и программного обеспечения, принятием государственных и межгосударственных программ информатизации образования, появлением необходимого опыта информатизации у все большего количества педагогов [1, с. 11].

Интенсивно развивающиеся ИКТ имеют огромный потенциал и для поддержки образовательного процесса лиц с особенностями психофизического развития, позволяя осуществлять формирование компенсаторных умений и навыков, обеспечивать равноправный доступ к информационным и образовательным ресурсам, способствуя успешной социализации и интеграции в современный социум лиц с ОПФР [3].

Многие исследователи в области специальной педагогики и психологии считают, что обращение к новым информационным технологиям будет способствовать совершенствованию всех компонентов специального образования (И.В. Больших, В.И. Голод, E.Л. Гончарова, Ю.Б. Зеленская, Ю.Н. Кислякова, Е.Л. Королевская, О.И. Кукушкина, Т.В. Лисовская, Н.Н. Малофеев, И.А. Никольская, Е.А. Стребелева, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Л.Е. Шевчук и др.).

В последнее десятилетие в Республике Беларусь началась активная разработка психолого-педагогических подходов к целенаправленному, поэтапному внедрению компьютерных технологий в качестве новых эффективных мер по улучшению процесса обучения детей с особыми образовательными потребностями. Это направление нашло отражение в нормативных документах: Государственной программе развития специального образования на 2012–2016 годы, инструктивно-методическом письме «Об использовании информационных коммуникационных технологий в образовательном процессе с детьми с особенностями психофизического развития» в 2012/2013 учебном году, рекомендациях Республиканского совещания «Использование информационных коммуникационных технологий при реализации образовательных программ специального образования» от 14.09.2012.

В настоящее время, с целью накопления, обобщения, адаптации и распространения опыта использования ИКТ в подготовке педагогических кадров, проведения научных исследований, разработки научно-методической базы применения ИКТ в образовании и социальной адаптации лиц с особенностями психофизического развития в стране действует учебная лаборатория «Образование без границ».

ИКТ и электронные средства обучения в специальном образовании предполагают использование не только компьютеров, но и всего многообразия современных технических средств обучения, например устройств обработки информации, периферийного компьютерного оборудования, средств связи, средств мультимедиа, а также специальных аппаратных средств для пользователей с особенностями психофизического развития. Приоритет отдается специализированным информационным технологиям обучения, учитывающим общие закономерности и специфические особенности развития детей, логику построения специального обучения и базовые принципы специальной дидактики.

Использование ИКТ и электронных средств обучения при реализации образовательных программ специального образования позволяет:

– совершенствовать методы и технологии отбора и формирования содержания образования;

– вводить и развивать новые специализированные предметные области,учебные предметы, направления коррекционных занятий, связанные синформатикой и информационными технологиями;

– повышать эффективность обучения за счет его большей индивидуализации и дифференциации, использования дополнительных мотивационных рычагов;

– организовывать новые формы взаимодействия в процессе обучения;

– изменять содержание и характер деятельности обучающего иобучаемого;

– совершенствовать механизмы управления системой образования;

– снижать затраты на организацию и проведение учебных мероприятий засчет переноса части повседневных рутинных функций с педагогов насредства компьютерной поддержки процесса обучения;

– повышать мотивацию учащихся, расширять сферы их самостоятельнойдеятельности;

– обеспечивать доступность в восприятии учебного материала и т.д.

Таким образом, ИКТ позволяют создать новые модели обучения, дают возможность наполнить единое образовательное пространство новым содержанием. Однако при всей значимости и необходимости использования ИКТ необходимо отметить, что активным творческим началом на уроке остается учитель, компьютер лишь «поддерживает» использование оптимальных приемов и методов обучения [7, с. 4].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы:

Включение современных информационных технологий в образовательный процесс создает реальные возможности повышения качества образования.

Современные компьютерные технологии являются составной частью мультимедиа технологий. Эти технологии рассматриваются нами как информационные технологии обучения, интегрирующие аудиовизуальную информацию любых форм (текст, графика, анимация и др.), реализующие интерактивный диалог пользователя с системой и разнообразие форм самостоятельной деятельности по обработке информации. Они представляют огромный диапазон возможностей для совершенствования учебного процесса и системы образования в целом.

Аналитический обзор исследований отечественных и зарубежных ученых в области специальной педагогики и психологии, свидетельствует о том, что информационно-компьютерные технологии занимают важное место в современном обществе и могут выступать в качестве уникального средства, использующегося для решения развивающих и коррекционных задач обучения детей с ОПФР.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2 КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ ЛИЦ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ

2.1. Использование  компьютерных технологий в обучении  детей с интеллектуальной недостаточностью

Для обеспечения мотивационного компонента урока необходимо сочетание общих усилий, стимулирующих желание школьников учиться, их активность с использованием разнообразных педагогических средств, развивающих у детей интерес и умение учиться.

Сегодня в педагогике вообще и в коррекционной педагогике в частности идет поиск методов и средств, активизирующих познавательный интерес обучающихся. В ситуации, когда учащихся ежедневно и ежечасно окружают телевидение, кино, красочные журналы, перед учителем встает задача вызвать интерес к учебному материалу такими средствами, которые могли бы по силе своего эмоционального воздействия сравниться со средствами массовой информации. Этот факт заставляет серьезно относиться к использованию на уроках информационных технологий (ИТ), не ломая существующую систему обучения, но включая задачу усовершенствования отдельных ее звеньев.

Эффект применения ИТ зависит в наибольшей мере от профессиональной компетенции педагога, его изучения возможностей компьютера, умения анализировать учебную деятельность детей, выявлять трудности в ее формировании, анализировать и отбирать для работы компьютерные программы, определять их место, роль, способы включения в учебный процесс, иметь ясные представления о возможном коррекционном эффекте. Условием эффективного использования компьютерных технологий является специальная подготовка учителей и наличие специализированных программ для решения учебных и коррекционных задач в разных содержательных областях обучения.

Решая вопрос о форме, в которой учащимся с нарушением интеллекта подается учебная информация, необходимо учитывать  их индивидуальные особенности (тип восприятия, памяти и мышления), специфику изучаемой дисциплины, и главное, этап усвоения. 

При использовании ИТ при обучении детей с нарушением интеллекта необходимо помнить, что к компьютерной программе, как к любому наглядному средству обучения существует ряд дефектологических требований:

  • Эстетичность
  • Соответствие действительности (научность)
  • Практическая нагрузка (не развлечение и не пассивное созерцание)
  • Доступность восприятия
  • Эмоциональная положительность

К преимуществам использования компьютеров при обучении детей с интеллектуальной недостаточностью относятся:

  1. Индивидуализация обучения  (уровень сложности изучаемого материала, количество заданий, время, отведенное на выполнение заданий, система оценки).
  2. Оперирование большими объемами информации - в одной обучающей программе представлены справочный материал, проверочные, игровые  и задания для самостоятельной работы.
  3. Комплексное воздействие на каналы восприятия - при восприятии материала задействованы все органы чувств.
  4. Неограниченное количество обращений к заданиям.
  5. Конфиденциальность - результаты деятельности ученика известны только ему.
  6. Возможность адаптации к условиям и потребностям конкретного учебного заведения.
  7. Увеличение уровня наглядности на уроке.
  8. Повышение производительности труда учителя и учащихся.

Современное обучение учащихся с отклонениями в развитии позволяет исходить из того, что компьютер есть, интернет есть - и это сегодняшний день и день завтрашний, и надо думать над  тем, как минимизировать то возможное вредное воздействие на ребенка, которое они могут оказать. Компьютер развивает множество интеллектуальных навыков. Но есть одно «но». Нельзя забывать о золотой середине. Нужно помнить, что компьютер – это не волшебная палочка, которая за один час игры сделает школьников умными и развитыми. Как и любые занятия, занятия с использованием компьютерных средств требуют времени, правильного применения, терпения и заботы со стороны взрослых.

Наглядные  опоры  помогают  коррекции и развитию  основных познавательных процессов у детей с умственной отсталостью: мышления, памяти и внимания. Информационные технологии очень эффективны для проведения коррекционной работы,  поскольку  выполнение практических  заданий  может  осуществляться  в индивидуальном темпе, упражнения могут быть разного уровня сложности с учетом психофизических особенностей учащихся, кроме  того,  презентационный  экран  можно  использовать  для подачи  яркого,  запоминающегося  демонстрационного материала.

  Именно поэтому в современных условиях учебно-воспитательный процесс в коррекционной школе уже немыслим без применения новых компьютерных технологий. Оптимальное сочетание компьютерных методов с традиционными, определяют эффективность использования информационных технологий в коррекционной работе.

Дети с ограниченными возможностями - это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения. Компьютер значительно расширяет возможности предъявления учебной информации, позволяет усилить мотивацию ребенка, активизировать их познавательную деятельность, дает возможность формировать коммуникативную и информационную компетенции у обучающихся. Дети становятся активными участниками урока.

Современные информационные компьютерные технологии предоставляют для обучения принципиально новые возможности. Компьютер может использоваться на всех этапах обучения: при объяснении нового материала, при контроле знаний, при закреплении, при обобщении и систематизации материала.

Применение компьютерных технологий позволяет сделать занятие привлекательным, современным, осуществлять индивидуализацию обучения. Компьютерные технологии дают широкие возможности для развития творческого потенциала школьника. При помощи компьютерных технологий можно совершить виртуальную экскурсию в музей, пройти контрольное тестирование, сделать эффектную презентацию, таблицу, график и не только. Благодаря использованию информационных технологий у детей зрительное восприятие и слуховое внимание обостряются, что ведет к положительному результату обучения и развития данной категории детей.

Использование презентаций позволяет педагогу привнести эффект наглядности в уроки и помогает ребенку, нуждающемуся в коррекционном обучении, усвоить материал в полном объёме. Создание мультимедийных презентаций на сегодняшний день весьма актуально, поскольку именно здесь учитель имеет возможность учесть специфику конкретного класса и учебной темы. Эта программа дает учителю неограниченные возможности для творчества в использовании информации в любой форме представления, в компоновке материала в соответствии с целями, задачами конкретного урока в данном классе.

Наглядное отображение информации способствует повышению эффективности любой деятельности человека. Но в специальном образовании оно приобретает особенно большую значимость. Использование современных графических и мультимедиа средств, диагностических датчиков и приборов позволяет создавать выразительные и эффективные динамические модели, позволяющие не только определить состояние той или иной функции ребенка, но и увидеть объективные трудности, возникающие у ребенка, преодолеть их доступными средствами.

Введение информационных технологий во все области специального образования подчинено задаче максимально возможного развития ребенка, преодоления уже имеющихся и предупреждения новых отклонений в развитии. Уроки с использованием ИКТ имеют большой потенциал для проведения коррекционной работы, направленной на концентрацию внимания, развитие мышления, воображения, мелкой моторики руки. Они решают следующие задачи:

Информация о работе Компьютерные технологии в обучении детей с интеллектуальной недостаточностью