Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2014 в 16:36, дипломная работа
Актуальность использования прикладных методик, направленных на урегулирование конфликтов среди учащихся и педагогов, обусловлена образовательной ситуацией, которая на сегодняшний день сложилась в российской школе. Взрослые и дети остро нуждаются в практической помощи специалиста-конфликтолога. Отчасти данную функцию выполняет школьная социально-психологическая служба в лице педагога-психолога и социального педагога, но в целом комплексную поддержку в изучении и разрешении конфликтных ситуаций оказать некому.
Таким образом, современное образовательное пространство требует разработки новых подходов к проблеме урегулирования и профилактики конфликтов в учебной среде. Обучение педагогов и учащихся адекватным способам выхода из практически неизбежных в процессе обучения конфликтных ситуаций является сегодня важной задачей в сохранении психологического здоровья и необходимым навыком социального взаимодействия.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ
1.1. Понятие психологической защиты…………………………………….…..7
1.2. Основные способы и механизмы психологической защиты…………..…9
1.3. Виды психологической защиты и возможности их применения……….12
ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА КОНФЛИКТОУСТОЙЧИВОСТИ
. Психологическая устойчивость в трактовке отечественных и
зарубежных конфликтологов……………………………………………..16
. Конфликтоустойчивость как вид психологической защиты……………18
. Стратегия конфликта и проявления конфликтоустойчивости
среди учащихся ……………………………………………………………21
ГЛАВА 3. ИЗУЧЕНИЕ ПРОЯВЛЕНИЙ КОНФЛИКТОУСТОЙЧИВОСТИ
СРЕДИ УЧАЩИХСЯ
Описание методического инструментария и процедуры
исследования………………………………………………………………23
Анализ результатов……………………………………………………….26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….29
ЛИТЕРАТУРА…………………………………………
Одним из самых распространённых механизмов психологической защиты «Я» является рационализация, попытка разумно объяснить своё поведение в тех случаях, в которых оно разумному объяснению не поддаётся. Однако такое «разумное» объяснение всегда ошибочно.
Два других механизма психологической защиты носят название экстернализация и интернализация.
Начнём с экстернализации. Представим себе, что человек робок, нерешителен, застенчив. Ему представляется возможность проявить себя, совершить активное действие. В силу своего характера он сделать этого не может. Каким образом такой человек будет объяснять себе собственную нерешительность? Он скажет, что существуют какие-то внешние причины, которые не позволяют ему проявить самого себя: другие люди против него настроены, кто-то не хочет, чтобы он совершил этот поступок. Причина конфликта переносится изнутри вовне [6; 17; 22].
Интернализация - это обратный процесс («зелен виноград»). Человек по своим способностям и возможностям достоин того, чтобы занять определённое место в жизни. Однако чисто внешние обстоятельства мешают ему реализовать себя. В конечном итоге, не добившись своей цели, человек так или иначе обесценивает её. Таким же образом и человек снимает уровень эмоционального напряжения и возвращает себе душевный покой, несмотря на то, что цель не достигнута.
Рис.1 Основные механизмы психологической защиты
Типичные случаи, после которых проявляются различные виды психологические защиты:
1. Прошлая психологическая травма (например, сильный стресс).
2. Неприятные воспоминания (например, горе от потери).
3. Страх перед любыми неудачами (боязнь возможной неудачи).
4. Страх перед любыми изменениями
(негибкость в адаптации к
5. Стремление к удовлетворению своих детских потребностей (психологический инфантилизм у взрослых).
6. Вторичная психологическая
7. Слишком строгое «жёсткое» сознание, когда оно наказывает человека непрекращающимися страданиями за реальные и мнимые проступки (как правило, результат воспитания).
8. Нежелание менять «удобную» социальную позицию на «неудобную» - быть активным, работать над собой, быть сексуальным, быть социально адаптивным, больше зарабатывать, сменить партнёра и прочее.
9. Повышенный уровень
В зависимости от причины (случая) возникновения психологической защиты выделяются следующие её виды:
1. Канализация агрессии на
2. Вытеснение - выталкивание из сознания болезненных воспоминаний и чувств, импульсов глубоко в бессознательное. Человек просто «забыл», «не успел», «не сделал». Так иногда некоторые изнасилованные женщины через несколько лет искренне «забывают» об этом происшествии.
3. Отрицание - намеренное игнорирование болезненных реальностей и такое поведение, будто бы их не существует: «не заметил», «не услышал», «не увидел», «не срочно», «отложу на потом» и т.п. Человек игнорирует очевидную реальность и сочиняет для себя мнимую реальность, в которой неприятностей не существует.
4. Формирование противоположных реакций - преувеличение одного эмоционального аспекта ситуации, чтобы с его помощью подавить противоположную эмоцию. Например, быть предельно пунктуальным, а на самом деле желание быть свободным со временем. Такое случается, например, при неврозе навязчивых состояний (обсессивно-компульсивный невроз).
5. Трансфёр (перенос, перемещение) - смена объекта чувств (перенос с реального, но субъективно опасного объекта на субъективно безопасный). Агрессивная реакция на сильного (например, на начальника) переносится с сильного, которого наказать невозможно, на слабого (например, на женщину, ребёнка, собаку и т.п.). Возможен перенос не только агрессии, но и сексуального влечения или даже одновременно сексуального влечения и агрессии. Типичный пример - перенос сексуального влечения и агрессии в адрес психотерапевта, вместо выражения этих эмоций настоящему объекту, вызвавшему эти чувства.
6. Обратное чувство - изменение импульса, превращение его из активного - в пассивный (и наоборот) - либо смена его направления (на себя с другого, или на другого с себя), например, садизм - может перейти в мазохизм, или мазохизм - в садизм.
7. Подавление (например, при страхах и фобиях) - ограничение мыслей или действий для того, чтобы избежать тех из них, которые могут вызвать тревогу, страхи. Эта психологическая защита порождает различные персональные ритуалы (амулет на экзамен, определённая одежда для уверенности в себе и прочее).
8. Подражание (идентификация с агрессором) - имитация того, что понимается как агрессивная манера внешнего авторитета. Критика детьми своих родителей в их же агрессивной манере. Подражание поведению своего начальника дома со своей семьей.
9. Аскетизм - отказ себе в удовольствиях с видом собственного превосходства.
10. Рационализация, (интеллектуализация) - излишнее умствование как способ переживания конфликтов, долгое обсуждение (без переживания аффекта, связанного с конфликтом), «рациональное» объяснение причин произошедшего, на самом деле не имеющее ничего общего с рациональным объяснением.
11. Изоляция аффекта - почти полное подавление чувств, связанных с какой-то определённой мыслью.
12. Регрессия - психологическое возвращение в ранний возраст (плач, беспомощность, курение, алкоголь и прочие инфантильные реакции)
13. Сублимация - перевод одного вида психической энергии в другой: секс - в творчество; агрессия - в политическую активность; «является механизмом защиты, приносящим человеку реальное, а не иллюзорное удовольствие» [3, С.154].
14. Расщепление - неадекватное разделение позитивного и негативного в оценках себя и других, внутреннего мира и внешней ситуации. Часто происходит резкая смена «+» и «-» оценок себя и других, оценки становятся нереалистичными и нетвёрдыми. Часто они противоположны, но существуют параллельно. «С одной стороны, конечно, ... а с другой стороны, несомненно, ...»
15. Девальвация - сведение важного до минимума и презрительное отрицание этого. Например, отрицание любви.
16. Примитивная идеализация - преувеличение силы и престижа другого человека. Так создаются кумиры.
17. Всемогущество - преувеличение собственной силы. Похвальство своими связями, влиятельными знакомыми и т.п.
18. Проекция - наделение своими собственными психологическими особенностями другого человека. Приписывание другому собственных желаний, эмоций и т.п. Например: «Сейчас любой готов за деньги и власть пройти по трупам!».
19. Проективная идентификация - проекция на другого, над которым человек затем пытается установить контроль. Например, проекция своей враждебности на других и ожидание того же с их стороны.
20. Репрессия - подавление желаний (своих или чужих).
21. Эскапизм - избегание болезненной ситуации. Это может проявляться буквально, т.е. поведенчески человек может физически убегать из ситуации (от общения, от встречи), а может косвенно - избегать определённых тем разговора.
22. Аутизм - глубокий уход в себя (выход из «жизненной игры»).
23. Реактивное образование - замена поведения, или чувства на противоположное поведение или чувство как реакция на сильнейший стресс.
24. Интроекция - некритичное усваивание чужих убеждений и установок.
25. Фанатизм - воображаемое слияние желаемого и действительного.
В любом случае перечисленные виды психологической защиты не освобождают человека от психологической проблемы, а только временно защищают, дают возможность «психологически выжить» в критической ситуации.
ГЛАВА 2.ХАРАКТЕРИСТИКА КОНФЛИКТОУСТОЙЧИВОСТИ
2.1. Психологическая устойчивость в трактовке отечественных и
зарубежных конфликтологов
Психологическая устойчивость представляет собой модель взаимовлияния способностей, навыков, умений человека удерживать эмоциональные, когнитивные, конативные (поведенческие) процессы, а также процессы деятельности в равновесных состояниях. В подростковом возрасте психологическая устойчивость проходит стадию формирования; её компоненты не имеют чёткого соотношения друг с другом, а их интенсивность обладает тенденцией к резким, скачкообразным изменениям. В зрелом возрасте психологическая устойчивость выступает как единое качество личности, её компоненты чётко выстроены по отношению друг к другу, при этом её показатели изменяются плавно, за счёт прошлого жизненного опыта.
В описании психологической устойчивости В.Д. Шадриков и др. подчеркивают, что она составляет совокупность качеств личности, а, по мнению А.О. Прохорова, А.В. Петровского и др., - равновесные психические состояния. Психологическая устойчивость описывается также в понятийной базе синергетики с позиций междисциплинарного подхода в категориях нелинейных, открытых систем. Описание психологической устойчивости как характеристики личности присутствует в исследованиях психологической безопасности, которая проявляется во взаимодействии между отдельными людьми или группой лиц и психологической культуры как составляющей духовно-нравственного воспитания [5, С.112].
В жизни человека психологическая устойчивость представляется способностями, умениями и навыками адаптировано реагировать на длительные нагрузки, удерживать ровное, спокойное настроение, вести плодотворную деятельность. Психологическая устойчивость позволяет своевременно реагировать на возникающие трудности, частые изменения путём оптимального снижения страха, тревоги, напряжения во всех сферах жизнедеятельности.
Психологическая устойчивость многогранна, её содержание свидетельствует о масштабности и фундаментальности этого качества личности. Психологическая устойчивость обладает характером открытой системы с собственными структурными и функциональными составляющими; формируется в подростковом возрасте, когда помимо психофизиологического, эмоционального, когнитивного, поведенческого аспекта закладывается характер прообраза профессиональной деятельности.
Психологическую устойчивость можно представить как подсистему психологической безопасности, которая дает возможность каждому психологическому процессу преобразовываться, совершенствоваться, не нарушая единства всей деятельности и развития человека, и способствует накоплению опыта в процессе деятельности. У взрослого человека эти уровни находятся во взаимной преемственности и взаимном соотношении.
Психологическую устойчивость можно рассматривать как новообразование личности в подростковом возрасте, когда начинает возникать и укрепляться устойчивость в деятельности, что можно подтвердить феноменами самостоятельности и саморегуляции в учебной деятельности учащихся, которая является прообразом будущей профессиональной деятельности.
Показатели психологической устойчивости:
- снижение социальной напряжённо
- становление конструктивного планирования;
- увеличение ответственности
- повышение активности в
- формирование продуктивного
- повышение самодисциплины.
Конфликтоустойчивость - «специфическое проявление психологичес-кой устойчивости, которое рассматривается как способность человека адекватно и бесконфликтно решать проблемы социального взаимодействия» [2, С.327]. «Конфликтоустойчивость личности является специфическим проявлением психологической устойчивости. Она рассматривается как способность человека оптимально организовать своё поведение в трудных ситуациях социального взаимодействия, бесконфликтно решать возникшие проблемы в отношениях с другими людьми» [21, С.27].
Как вид психологической устойчивости конфликтоустойчивость имеет свою структуру, которая включает в себя: эмоциональный, волевой, познавательный, мотивационный и психомоторный компоненты [10, С.125].
Рис.2 Компоненты конфликтоустойчивости
Эмоциональный компонент конфликтоустойчивости отражает эмоциональное состояние личности в ситуации взаимодействия, уровень и характер возбудимости психики и её влияние на успешность общения в трудной ситуации. Заключается в умении управлять своим эмоциональным состоянием в предконфликтных и конфликтных ситуациях, способности открыто выражать свои эмоции без оскорбления личности оппонента, не переходить в депрессивные состояния в случае затяжного конфликта или проигрыша в нём.
Информация о работе Конфликтоустойчивость как вид психологической защиты учащихся