Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2014 в 16:36, дипломная работа
Актуальность использования прикладных методик, направленных на урегулирование конфликтов среди учащихся и педагогов, обусловлена образовательной ситуацией, которая на сегодняшний день сложилась в российской школе. Взрослые и дети остро нуждаются в практической помощи специалиста-конфликтолога. Отчасти данную функцию выполняет школьная социально-психологическая служба в лице педагога-психолога и социального педагога, но в целом комплексную поддержку в изучении и разрешении конфликтных ситуаций оказать некому.
Таким образом, современное образовательное пространство требует разработки новых подходов к проблеме урегулирования и профилактики конфликтов в учебной среде. Обучение педагогов и учащихся адекватным способам выхода из практически неизбежных в процессе обучения конфликтных ситуаций является сегодня важной задачей в сохранении психологического здоровья и необходимым навыком социального взаимодействия.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ
1.1. Понятие психологической защиты…………………………………….…..7
1.2. Основные способы и механизмы психологической защиты…………..…9
1.3. Виды психологической защиты и возможности их применения……….12
ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА КОНФЛИКТОУСТОЙЧИВОСТИ
. Психологическая устойчивость в трактовке отечественных и
зарубежных конфликтологов……………………………………………..16
. Конфликтоустойчивость как вид психологической защиты……………18
. Стратегия конфликта и проявления конфликтоустойчивости
среди учащихся ……………………………………………………………21
ГЛАВА 3. ИЗУЧЕНИЕ ПРОЯВЛЕНИЙ КОНФЛИКТОУСТОЙЧИВОСТИ
СРЕДИ УЧАЩИХСЯ
Описание методического инструментария и процедуры
исследования………………………………………………………………23
Анализ результатов……………………………………………………….26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….29
ЛИТЕРАТУРА…………………………………………
Волевой компонент конфликтоустойчивости понимается как способность личности к сознательной мобилизации сил в соответствии с ситуацией взаимодействия, к сознательному контролю и управлению собой, своим поведением и психическим состоянием. Именно волевой компонент позволяет регулировать своё эмоциональное возбуждение в конфликтной ситуации. Во многом волевой компонент обеспечивает толерантность, терпимость к чужому мнению, несогласию с другим, самообладание и самоконтроль.
Познавательный компонент - это устойчивость функционирования познавательных процессов личности, невосприимчивость к провокационным действиям оппонента. Он включает:
- умение определить начало предконфликтной ситуации;
- анализ причин возникновения конфликта;
- умение сводить к минимуму искажение восприятия конфликтной ситуации и личности оппонента, а также своего поведения;
- умение дать объективную оценку конфликта, прогнозировать его развитие и возможные последствия;
- способность быстро принимать правильные решения;
- способность выделять главную проблему конфликта, выдвигать и обосновывать альтернативные решения проблемы;
- способность к аргументации и цивилизованной полемике в условиях спора.
Мотивационный компонент - состояние внутренних побудительных сил, способствующих оптимальному поведению в трудной ситуации взаимодействия. Обеспечивает адекватность побуждений складывающейся ситуации, их направленность на совместный поиск путей разрешения противоречия, устремлённость на решение проблемы, возможность корректировки отстаиваемых интересов в зависимости от изменения обстановки и расстановки сил [21, С.27-28].
Психомоторный компонент обеспечивает правильность действий, их четкость и соответствие ситуации. Заключается в умении владеть своим телом, управлять жестикуляцией и мимикой, контролировать свои позы, положения рук, ног, головы, дрожания голоса, нарушений координации и скованности движений.
Высокий уровень конфликтоустойчивости предполагает психологически грамотные действия и поведение в проблемах и предконфликтных ситуациях, оптимизацию взаимодействия с оппонентом в конфликте, недопущение втягивания себя в его эскалацию, сосредоточение усилий на конструктивном разрешении конфликта.
Д.Г. Почебут и В.А. Чикер выделяют составляющие «конфликтоустойчивости группы»:
- статическая устойчивость - предполагает неизменность внешних форм, условий функционирования (это организация, трудовой коллектив, семья и другие группы, существование которых определено формальными характеристиками);
- динамическая устойчивость - характеризуется инвариантностью эмоциональных, деловых, нравственных норм функционирования. Группа тем более динамически устойчива, чем более она сплочена (сплочённость рассматривается как упорядоченность, согласованность и устойчивость межличностных связей, обеспечивающих стабильность и преемственность жизнедеятельности группы);
- активно-вариабельная
2.3. Стратегия конфликта и проявления конфликтоустойчивости
среди учащихся
Существуют три вида психологических детерминант конфликтности учащихся:
- детерминанты, связанные с психофизиологическими особенностями развития (перенесённые травмы мозга или инфекции, наследственные болезни, отставание умственного развития, особенности нервной системы, в частности, процессов возбуждения и торможения);
- собственно психологические детерминанты - особенности личности (половозрастные особенности, ситуация внутрисемейного развития, уровень самооценки, акцентуации характера);
- социальные детерминанты - факторы микро- и макросреды.
Соответственно определению понятия «конфликтность» эти детерминанты включают социальный опыт учащегося: социальную некомпетентность (недостаточный уровень способов социального реагирования), педагогический менеджмент и, возможно, тип учебного заведения.
Конфликтная ситуация - это трудная для человека ситуация социального взаимодействия. К конфликту приводит сама неподготовленность человека к эффективным действиям в подобных ситуациях. Он может не знать о том, что существует несколько способов и десятки приёмов бесконфликтного выхода из предконфликтных ситуаций без ущерба для собственных интересов. Человек может иметь представление об этих приёмах и способах, но не иметь навыков и умений их применения на практике. Кроме того, он может не обладать достаточной психологической устойчивостью к отрицательному воздействию на психику стрессовых факторов социального взаимодействия. Поэтому важнейшим направлением разрешения межличностных конфликтов является содержательная и психологическая подготовка людей к оптимальным действиям в предконфликтных и конфликтных ситуациях [21, С.32].
Помимо низкой конфликтоустойчивости типичной личностной причиной конфликтов выступает плохо развитая у человека способность к эмпатии, т. е. пониманию эмоционального состояния другого человека, сопереживанию и сочувствованию ему. Недостаточность эмпатийных личностных качеств приводит к тому, что человек ведёт себя неадекватно ситуации социального взаимодействия, поступает не так, как этого ожидают партнёры по общению. Оценка поведения человека, который не понимает эмоций и чувств партнёра по взаимодействию, как нежелательного или недопустимого может вызвать конфликтную реакцию.
Завышенный или заниженный уровень притязаний также конфликтогенен. Уровень притязаний характеризует, во-первых, уровень трудности, достижение которого является общей целью, среди будущих действий (идеальная перспективная цель); во-вторых, выбор субъектом цели очередного действия, формирующейся в результате успеха или неудачи прошлых действий; в-третьих, желаемый уровень самооценки личности (А.В. Петровский).
Человек нередко переживает внутриличностные конфликты, связанные с завышенными желаниями и недостаточными возможностями для их удовлетворения [21, С.33]. Завышенная самооценка обычно вызывает негативную реакцию со стороны окружающих. Заниженная оценка имеет следствием повышенную тревожность, неуверенность в своих силах, тенденцию избегать ответственности и т.д.
ГЛАВА 3. ИЗУЧЕНИЕ ПРОЯВЛЕНИЙ КОНФЛИКТОУСТОЙЧИВОСТИ СРЕДИ УЧАЩИХСЯ
Исследование проводилось на базе МОУ СОШ №15 втечение
Испытуемыми были 16 учащихся-старшеклассников (6 юношей и 10 девушек) в возрасте 15-16 лет.
В качестве эмпирических методов исследования были использованы:
- опросник на определение
- тест-опросник К.Томаса (в адаптации Н.В. Гришиной) [8].
Тексты методик размещены в Приложении 1.
Первый опросник позволяет выявить основные стратегии поведения в потенциальной зоне конфликта - межличностных спорах и косвенно определить уровень конфликтоустойчивости личности.
Испытуемым предлагалась следующая инструкция: «Внимательно прочитайте и оцените каждое из десяти полярных суждений, указанных в бланке, которые в большей мере свойственны вашему поведению. Для этого сначала определите, какое из двух крайних суждений подходит вам, а затем оцените его по 5-балльной системе. Помните, что промежуточная графа 3 означает равнозначное присутствие обоих качеств. Крайние же значения 4-5 и 1-2 характеризуют либо уклонение от споров, либо непринуждённое участие в разрешении спорных моментов».
Обработка и интерпретация данных теста проводилась по следующему алгоритму:
- 40-50 баллов - высокий уровень конфликтоустойчивости;
- 30-40 баллов - средний уровень конфликтоустойчивости, свидетель-ствующий об ориентации личности на компромисс, стремлении избегать конфликта;
- 20-30 баллов - низкий уровень конфликтоустойчивости, свидетель-ствующий о выраженной конфликтности;
- 1-19 баллов - очень низкий уровень конфликтоустойчивости. Данный уровень свойствен конфликтным людям.
Методика Томаса имеет целью определение стиля поведения, изучение личностной предрасположенности к конфликтному поведению. С целью разрешения возникающих конфликтов, управления конфликтной ситуацией необходимо определить, какие формы поведения характерны для индивидуумов, какие из них являются наиболее продуктивными, какие деструктивными, каким образом можно стимулировать продуктивное поведение.
В основании типологии конфликтного поведения К. Томаса два стиля поведения: это кооперация, связанная с вниманием человека к интересам других людей, вовлечённых в конфликт, и напористость, для которой характерен акцент на защите собственных интересов.
Соответственно этим двум основным измерениям К. Томас выделяет следующие способы регулирования конфликтов:
а) соревнование (соперничество) наименее эффективный, но наиболее часто используемый способ поведения в конфликтах, выражается в стремлении добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому;
б) приспособление, означающее, в противоположность соперничес-тву, принесение в жертву собственных интересов ради другого;
в) компромисс, как соглашение между участниками конфликта, достигнутое путём взаимных уступок;
г) избегание (уход), для которого характерно как отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тенденции к достижению собственных целей;
д) сотрудничество, когда участники ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон.
К. Томас считает, что при избегании конфликта ни одна из сторон не достигает успеха, в случаях конкуренции, приспособления и компромисса либо один из участников оказывается в выигрыше, а другой проигрывает, или оба проигрывают, так как идут на компромиссные уступки. И только в ситуации сотрудничества обе стороны оказываются в выигрыше.
Опросник состоит из 60 суждений, сгруппированных в 30 пар. Чтобы определить, к какому типу склоняется испытуемый, ему предлагается, внимательно прочитав каждое из двойных высказываний, выбрать то из них, которое является наиболее типичным для характеристики его поведении.
Инструкция: «Предлагаемый вашему вниманию опросник состоит из двойных высказываний: А и Б. Внимательно прочитав каждое высказывание, выберите то, которое в большей степени соответствует тому, как вы обычно поступаете и действуете».
Полученные в результате исследования данные соотносятся с ключом и подсчитывается частота проявления каждого типа поведения.
Количество баллов, набранных индивидом по каждой шкале, даёт представление о выраженности у него тенденций к проявлению соответствующих форм поведения в конфликтных ситуациях.
В соответствии с требованиями психодиагностической этики данные об испытуемых приведены под шифром.
Результаты диагностики по опроснику на определение уровня конфликтоустойчивости показал, что два человека (номер шифра 2 и 4) имеют очень низкий уровень конфликтоустойчивости (число набранных баллов равно соответственно 19 и 18), что составило 12,5% от количества испытуемых (см. таблицу 1 Приложения 2).
Четыре старшеклассника показали низкий уровень конфликтоустойчивости (номер шифра 1, 3, 5, 6), набрав 27, 23, 27 и 22 балла соответственно. Это уже 25,0% от количества испытуемых.
Шесть человек по количеству набранных баллов (от 32 до 38) относятся к среднему уровню конфликтоустойчивости (номера шифра 7, 8, 11, 13, 14, 15), что составило 37,5% от количества испытуемых.
Наконец, ещё четверо старшеклассников показали высокий уровень конфликтоустойчивости (номера шифра 9, 10, 12, 16), набрав от 44 до 46 баллов. Это каждый четвёртый испытуемый, или 25,0%.
В целом распределение результатов испытуемых по уровням конфликтоустойчивости представлено на рис.3:
Рис.3 Распределение результатов испытуемых по уровню конфликтоустойчивости
Таким образом, в сумме результаты со средним и высоким уровнем конфликтоустойчивости дают цифру в 62,5%, то есть более половины испытуемых всё-таки достаточно толерантны в общении и не являются конфликтогенными в поведении. Тем не менее почти каждый третий испытуемый имеет низкий или очень низкий уровень конфликтоустойчивости.
Индивидуальные профили испытуемых представлены также в Приложении 2.
Качественный анализ результатов показал, что испытуемые, по самооценке, менее склонны считать спор крайней формой выяснения отношений; чаще не стремятся уступить в споре или пойти на компромисс; не всегда выдерживают корректный тон в споре, бывают тактичны; примерно в половине случаев стремятся уклониться от спора; имеют скорее завышенную, нежели адекватную самооценку; тем не менее стараются не поддаваться на провокации, прислушиваться к мнению других, относиться к собеседнику без предвзятости; при этом испытывают чувство вины, если не смогли уступить в споре.
Информация о работе Конфликтоустойчивость как вид психологической защиты учащихся