Коррекционные техники речи пассивного словаря ребенка среднего дошкольного возраста с парааутистическими нарушениями

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2014 в 20:11, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы – изучить особенности развития пассивного словаря ребенка среднего дошкольного возраста с парааутистическими нарушениями.
Задачи:
Определить сущность понятий «парааутизм» и «парааутистическое нарушение развития речи».
Выявить причины, способствующие развитию парааутистических нарушений у детей среднего дошкольного возраста.
Рассмотреть диагностические методики развития речи у детей среднего дошкольного возраста с парааутистическими нарушениями.
Рассмотреть коррекционные техники речи пассивного словаря данных детей.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
1. Теоретические подходы к проблеме развития речи детей с парааутистическими нарушениями…………………………………………….5
1.1. Этиология, патология, классификация парааутистических нарушений у детей среднего дошкольного возраста…………………………………………5
1.2 Особенности развития речи детей среднего дошкольного возраста с парааутистическими нарушениями……………………………………………12
1.3 Особенности пассивного словаря у детей среднего дошкольного возраста с парааутистическими нарушениями……………………………………….…19
2. Диагностические методики развития речи у детей среднего дошкольного возраста с парааутистическими нарушениями……………………………......24
2.1 Диагностические методики развития пассивного словаря у детей с парааутистическими нарушениями……………………………………………24
3. Коррекционные техники речи пассивного словаря ребенка среднего дошкольного возраста с парааутистическими нарушениями……………….28
Заключение……………………………………………………………………..39
Список использованной литературы……………

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 86.11 Кб (Скачать файл)

        Таким образом, можно сделать вывод о том, что каждая из методик имеет свои плюсы и минусы. Методика TEACCH (Обучение детей с нарушениями понимания других людей). Цель методики: формирование и развитие у детей с нарушениями развития навыков и умений по следующим сферам имитация, восприятие, крупная моторика, тонкая моторика, координация глаз и рук и пр. То есть, эта методика исходит из концепции, что взрослые должны создать ребёнку особую среду для комфортабельного личного развития, изъяв из неё все раздражающие факторы. Весь день ребёнка, воспитывающегося по данной системе, подчинён строгому расписанию. Достоинства этой методики - перенос приобретенных речевых навыков и умений в новое место (из школы в дом и наоборот). АВА (методика модификации поведения).25 При этом подходе все сложные навыки, включая речь, творческую игру, умение смотреть в глаза, и др., разбиваются на мелкие блоки – действия. Цель методики: Методика позволяет последовательно развивать ребёнка, вплоть до вывода ребёнка из неадекватного состояния. Методика позволяет использовать практически все известные приёмы работы и заимствовать методы других методик. Согласно данной методике дети социализируются и входят в общество, развивают инициативность. Достоинства этой методики - дети с парааутизмом полностью или практически полностью избавляются от стереотипий. То есть, эта методика наиболее перспективна, если вы хотите добиться, чтобы ребёнок с отклонениями в развитии получил нормальное образование, смог самореализоваться с точки зрения профессии и социализации. Методика «Подвижные игры» (по Л.В. Шапковой)26. Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. По мере овладения ребенком двигательными навыками у него развивается и координация движений. Формирование движений происходит при участии речи. Цель методики: совершенствовать функцию дыхания в процессе выполнения физических упражнений; развивать устную речь при выполнении физических упражнений; формировать фонематический слух при помощи физических упражнений в процессе игры; формировать четкость артикуляции в процессе выполнения физических упражнений. Достоинства методики - создаются благоприятные условия для развития тех способностей, от которых зависит формирование правильной речи. Методика логоритмического воспитания (по Л.Е. Пановой)27. Процесс развития происходит через восприятие музыки, различного настроения, громкости ритма, воспитание соответствующих ассоциаций между звуком и мелодией, улучшает различие звука на слух. Произношение под музыку текста способствует развитию слуха. Достоинства данной методики - способствует воспитанию темпа и ритма, дыхания и речи, улучшение фонематического слуха, коррекция речевых нарушений детей с парааутистическими нарушениями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

        Итак, проведенная нами работа по изучению особенностей развития пассивного словаря у детей среднего дошкольного возраста с парааутистическими нарушениями позволяет нам сделать ряд важных выводов и заключений.

Этиология парааутистических нарушений проявляется в нарушениях общения, недостаточностью коммуникативных функций, сиротстве, обусловливающим дефицит экзогенной сенсорной, когнитивной и эмоциональной стимуляции на раннем уровне развития соответствующих систем организма. Патология парааутистических нарушений состоит в тревоге, неуверенности в себе и окружающем мире, падение психической активности, редукции любознательности.

Чем раньше и массивнее будет воздействие депривационного фактора, тем более выражены и его последствия. Чем раньше по срокам начата психокоррекционная работа, тем оптимистичнее прогноз при парааутизме.

Среди особенностей развития речи детей среднего дошкольного возраста с парааутистическими нарушениями можем выделить следующие:

1. Первые  слова не симпрактические, то есть не связаны с ближайшим окружением ребенка

2. В экспрессивной речи употребляются немногочисленные слова (или фразы) – штампы

3. Значительная задержка и нарушение (инверсия) употребления личных местоимений

4. Нарушения звукопроизношения: это нечеткость произнесения многих звуков, замены одних звуков другими, пропуски звуков

6. Дети малодоступны контакту, стремятся его избежать, не устанавливают прямого глазного контакта

7. Крайний консерватизм проявляется в так называемом «феномене тождества» - стремлении к сохранению постоянства в окружающем мире.

      Особенностями пассивного словаря у детей среднего дошкольного возраста с парааутистическими нарушениями является малый запас слов в пассивном словаре, не верное и не корректное употребление слов, так же наблюдается несформированность структуры значения слова. Данные особенности в большей мере зависят от  того, что дети пассивны, замкнуты в себе, у них нет интереса к окружающему миру, дети не любопытны, снижена потребность в контактах, нет познавательной активности.

Необходимо проводить работы по развитию речи детей, необходимо правильно и точно подбирать методики работы опираясь в первую очередь на каждого, отдельно взятого ребенка. Используемыми методами являются в первую очередь наблюдение и игровые приемы. Эффективность работы по развитию речи в значительной степени зависит от комплексности применяемых в работе методов и их постоянности.

Каждая из методик имеет свои плюсы и минусы. Методика TEACCH (Обучение детей с нарушениями понимания других людей) - достоинства этой методики - перенос приобретенных речевых навыков иумений в новое место (из школы в дом и наоборот). АВА (методика модификации поведения) - достоинства этой методики - дети с парааутизмом полностью или практически полностью избавляются от стереотипий. Методика «Подвижные игры» (по Л.В. Шапковой) - достоинства методики - создаются благоприятные условия для развития тех способностей, от которых зависит формирование правильной речи. Методика логоритмического воспитания (по Л.Е. Пановой) - достоинства данной методики - способствует воспитанию темпа и ритма, дыхания и речи, улучшение фонематического слуха, коррекция речевых нарушений детей с парааутистическими нарушениями.

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

 

  1. Атякшева Т.В.  Педагогическая диагностика развития детей перед поступлением в школу  – Ярославль: «Академия развития» - 2006.
  2. Бессонова, Т.П., Грибова, О.Е. Дидактический материал по обследованию речи детей. Ч.2: Словарный запас и грамматический строй детей с парааутистическими нарушениями - М.: Аркти, 1998.
  3. Волкова, Г.А. Методика психолого-педагогического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики: учебно-методическое пособие  – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010.
  4. Выготский Л.С. Мышление и речь // Психология. - М., 2000.
  5. Катан Г., Седок Б. Аутизм. Первазивные расстройства // Клиническая психиатрия. М., 1994.
  6. Лебединская К.С., Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М., Ульянова Р.К., Морозова Т.И. Дети с нарушением общения.- М.,1989.
  7. Лебединская К.С., Никольская О.С. Диагностика раннего детского парааутизма.- М.,1991.
  8. Левченко, И.Ю. Психолого-педагогическая диагностика. Уч.пособие. 4-е изд.,стер.  – М.: Изд-во «Академия», 2010.
  9. Морозова Т.И. Отклонения в речевом развитии при детском парааутизме и принципы их коррекции. // Аутизм: методические рекомендации по коррекционной работе / Под ред. С.А.Морозова. – М., 2008
  10. Никольская О.С. Особенности психического развития и психологической коррекции детей с ранним аутизмом. - М.,1985.
  11. Оклендер В. Руководство по детской психотерапии. Окна в мир ребенка. М., 1997.
  12. Оудосхоорн Д. Социальная и клиническая психиатрия. Схема взаимодействия с ребенком. М., 1992.
  13. Ремшмидт Х. – Детская и подростковая психиатрия. Москва. Эксмо-Пресс. 2011
  14. Седых Н.А. Воспитание правильной речи у детей. Практическая логопедия, М., 2011.
  15. Ушакова О.С. Придумай слово. - М.: ТЦ Сфера, 2012.
  16. Фотекова, Т.А., Ахутина, Т.В. Диагностика речевых нарушений дошкольников: метод. пособие  – М.:  Айрис-пресс, 2007.
  17. Психология развития. Словарь / Под. ред. А.Л. Венгера // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. — М.: ПЕР СЭ, 2011
  18. Научно- теоретический журнал «Педагогика» № 4, 2012
  19. Методический журнал «Мы вместе»» № 2, 2013
  20. Портал Библиотека МГУ имени М.В. Ломоносова. Режим доступа: http://www.lib.msu.su-
  21. Портал «О особых детях». Режим доступа: http://www.kidsunity.org
  22. Электронная библиотека «Библиофонд». Режим доступа: http://www.bibliofond.ru
  23. Портал «Логопед». Режим доступа: http://www.logoped-sfera.ru
  24. Портал «Семейный доктор». Режим доступа: family-doctor.com 
  25. Портал «Искра Надежды». Режим доступа: http://www.helpautism.ru
  26. Портал «Проблемы развития и бытия личности». Режим доступа: http://rl-online.ru

 

 

 

1 Катан Г., Седок Б. Аутизм. Первазивные расстройства // Клиническая психиатрия. М., 1994.

2 Психология развития. Словарь / Под. ред. А.Л. Венгера. — М.: ПЕР СЭ, 2011

3 Портал «Проблемы развития и бытия личности». Режим доступа: http://rl-online.ru

 

4 Бессонова, Т.П., Грибова, О.Е. Дидактический материал по обследованию речи детей. Ч.2: Словарный запас и грамматический строй детей с парааутистическими нарушениями - М.: Аркти, 1998.

5 Электронная библиотека «Библиофонд». Режим доступа: http://www.bibliofond.ru

 

6 Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998.

 

7 Лебединская К.С., Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М., Ульянова Р.К., Морозова Т.И. Дети с нарушением общения.- М.,1989.

 

8 Портал «Искра Надежды». Режим доступа: http://www.helpautism.ru

9 Морозова Т.И. Отклонения в речевом развитии при детском парааутизме и принципы их коррекции. // Аутизм: методические рекомендации по коррекционной работе / Под ред. С.А.Морозова. – М., 2008

 

10 Портал «Семейный доктор». Режим доступа: family-doctor.com

11 Выготский Л.С. Мышление и речь // Психология. - М., 2000.

 

12 Электронная библиотека «Библиофонд». Режим доступа: http://www.bibliofond.ru

 

13 Седых Н.А. Воспитание правильной речи у детей. Практическая логопедия, М., 2011

14 Портал «Логопед». Режим доступа: http://www.logoped-sfera.ru

15 Научно- теоретический журнал «Педагогика» № 4, 2012

 

16 Портал Библиотека МГУ имени М.В. Ломоносова. Режим доступа: http://www.lib.msu.su

17 Ушакова О.С. Придумай слово. - М.: ТЦ Сфера, 2012

 

18 Портал «О особых детях». Режим доступа: http://www.kidsunity.org

19 Морозова Т.И. Отклонения в речевом развитии при детском парааутизме и принципы их коррекции. // Аутизм: методические рекомендации по коррекционной работе / Под ред. С.А.Морозова. – М., 2008

 

 

20 Левченко, И.Ю. Психолого-педагогическая диагностика. Уч.пособие. 4-е изд.,стер.  – М.: Изд-во «Академия», 2010.

 

21 Портал «О особых детях». Режим доступа: http://www.kidsunity.org

22 Седых Н.А. Воспитание правильной речи у детей. Практическая логопедия, М., 2011.

23 Шапкова Л.В. Коррекционные подвижные игры и упражнения для детей с нарушениями в развитии / Под общей ред. проф. Шапковой Л.В— М.: Советский спорт, 2002

24 Седых Н.А. Воспитание правильной речи у детей. Практическая логопедия, М., 2011.

25 Портал «О особых детях». Режим доступа: http://www.kidsunity.org

26 Шапкова Л.В. Коррекционные подвижные игры и упражнения для детей с нарушениями в развитии / Под общей ред. проф. Шапковой Л.В— М.: Советский спорт, 2002

27 Седых Н.А. Воспитание правильной речи у детей. Практическая логопедия, М., 2011.

 


 



Информация о работе Коррекционные техники речи пассивного словаря ребенка среднего дошкольного возраста с парааутистическими нарушениями