Коррекция профессиональных деструкций у педагогов СПО

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 12:03, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность исследования. Профессиональная деформация личности является сложным и многогранным процессом. Несмотря на достаточно большое количество научных работ, посвященных данной проблематике, очевидной является ее недостаточная разработанность, поэтому требуется более глубокое ее изучение с целью обеспечения необходимой своевременной коррекции негативных личностных новообразований.
Объект исследования – профессиональная деятельность педагога СПО, в частности вопросы, касающиеся коррекции профессиональной деструкции.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕСТРУКЦИИ В ПРОЦЕССЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА
1.1. Понятие профессиональной деструкции. Факторы, влияющие на образование профессиональной деструкции педагогов.
1.2. Требования профессии к личности педагога.

ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
2.1.Методы и методики исследования
2.2. Результаты исследования и их анализ.
2.3.Выводы

ГЛАВА 3. МЕТОДЫ КОРРЕКЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕСТРУКЦИИ У ПЕДАГОГОВ СПО

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

ГОТОВЫЙ.docx

— 199.52 Кб (Скачать файл)

Целью данной программы является формирование условий для создания автономной эго-идентичности посредством развития умений и навыков рефлексии, развития навыков целеполагания и осмысления жизни, повышения уверенности в себе, овладения педагогами приемами снятия психоэмоционального напряжения.

Таким образом, поставленная в программе цель достигается  при последовательном и параллельном решении следующих задач:

- ознакомить участников тренинга с сущностью профессионального выгорания с точки зрения психологии, как результата дисгармоничного прохождения нормативных кризисов развития личности педагогов: причинами, структурными особенностями, проявлениями, и его отрицательным влиянием на личностно-профессиональное развитие, а также негативными последствиями для здоровья и жизнедеятельности педагогов;

- сформировать условия для развития рефлексивных и адаптивных способностей педагогов в процессе овладения ими эффективными приемами помощи самим себе;

- создать условия для  формирования у педагогов ценностных  установок, направленных на сохранение  профессионального здоровья и  восстановление своего потенциала, для повышения уверенности в  себе;

- сформировать условия  для осмысления жизни и когнитивных  стратегий, направленных на решение  проблемы, для развития навыков  целеполагания;

- дать педагогам возможность  освоить эффективные способы выработки системы собственных убеждений и повышения уверенности в себе, способы постановки и достижения целей и планирования будущего, способы снятия психоэмоционального напряжения.

В рамках представленной программы  психологу следует проводить  работу по таким основным направлениям деятельности практического психолога, как психодиагностическая и психокоррекционная деятельность в рамках проблемы профессиональной деструкции педагогов.

Программа коррекции профессиональной деструкции педагогов имеет комплексный характер и представляет собой систему упражнений, направленных на:

- формирование и развитие умений и навыков рефлексии и рефлексивного осмысления и восприятия своей личности, возможностей жизни, изменение убеждений, негативных установок, в том числе профессиональных, продуцирующих развитие профессиональной деструкции у педагогов;

- повышение уверенности в собственных силах;

 - развитие навыков целеполагания и осмысление жизни;

- овладение педагогами  приемами снятия психоэмоционального  напряжения с целью повышения  устойчивости к профессиональной деструкции.

В качестве основополагающих использовались методы формирующего взаимодействия, психологический тренинг, состоящий  из четырех модулей: «Развитие рефлексивны: способностей», «Развитие уверенности  в себе», «Развитие целеполагания», «Развитие навыков снятия психоэмоционального  напряжения», информационные сообщения  по проблеме (мини-лекции).

Разработанная программа  имеет комплекс специфических особенностей, например:

- гибкие стратегии работы помогают эффективному оказанию дифференцированной психологической помощи на каждом этапе профессионального развития педагогов, при любом нормативном кризисе развития;

- коррекционно-развивающая  программа понижает уровень и  особенности проявления профессиональной деструкции;

- программа характеризуется  оперативностью и легко выявляемой  результативностью.

В основу программы положен  принцип поэтапного развития группы, в более осмысленном понимании  каждым участником собственной личности. В ходе реализации программы каждая новая встреча участников тренинга логически вытекает из предыдущей и  служит в содержательном плане основой  для следующей.

При организации  программы были использованы принципы:

- системогенеза (этот принцип подразумевает совокупность взаимодействующих компонентов, единство всех частей в программе);

- соответствия заявленных целей содержанию программы (данный принцип подразумевает последовательность в реализации целей, заявленных в начале осуществления программы);

- объективации (осознания) поведения (данный принцип предполагает переход поведения участников с неосознанно-импульсивного уровня на осознанный);

- исследовательской позиции  (в тренинговой группе создается  креативная среда, побуждающая  участников к самоанализу, поиску  вариантов решения проблем, исследованию  особенностей и закономерностей  межличностного взаимодействия).

Данная структура обязательна  и для всей программы, и для  каждого ее модуля. Проведение программы  осуществляется в соответствии с  моделью коррекции профессионального  выгорания педагогов. Диагностика (входной  контроль) направлена на исследование педагогами самих себя, целью диагностики  является определение уровня профессионального  выгорания, статусов и структуры  эго-идентичности у педагогов.

Необходимо также определить группу педагогов, попадающих в группу риска по личностным свойствам (низкой рефлексивности, конфликтности, агрессивности, личностной тревожности, неуверенности  в себе) и состояниям (тревоги  и депрессии, внутренних конфликтов, истощенности жизненных сил).

Осуществляется отбор  тех параметров, которые в ходе реализации программы должны были подвергнуться  положительным изменениям, определены критерии эффективности программы: повышение рефлексивности, уверенности  в себе, снижение степени истощенности жизненных сил, уровня тревожности, внутриличностных конфликтов, предрешенной и диффузной эго-идентичности, степени профессиональной деструкции.

Педагогов информируют о  результатах психодиагностики и  предлагают участвовать в тренинговой  программе коррекции профессиональной деструкции педагогов.

На следующем этапе  осуществляется психологический тренинг, состоящий из вводной лекции, занятия  «Знакомство» и четырех основных тренинговых модулей: «Развитие  рефлексивных способностей», «Развитие  уверенности в себе», «Развитие  целеполагания», «Развитие навыков  снятия психоэмоционального напряжения».

Психологический тренинг  формирует модель социальной ситуации развития на трех уровнях (объективном, субъективном, рефлексивном) и позволяет  в короткое время, в комфортных условиях при поддержке психолога провести коррекцию отношений к собственной изменяющейся личности (рефлексивный уровень), подвергнуть пересмотру собственные цели, систему ценностей, отношение к собственной личности, к коллегам, мировоззрение (субъективный уровень) и апробировать способы иного взаимодействия (объективный уровень).

Прохождение всех уровней  социальной ситуации развития неизбежно  приведет педагога к достижению автономной эго-идентичности. Для конструирования  автономной эго-идентичности создаются  условия посредством развития умений и навыков рефлексии, повышения  уверенности в себе, развития навыков  целеполагания и осмысления своей  жизни, овладения приемами снятия психоэмоционального  напряжения.

Каждый модуль обладает собственной  целью и задачами и предполагает мини-лекцию и три тренинговых  занятия, при этом каждое занятие  имеет свое назначение и процедурное  обеспечение.

Занятия целесообразно начинать с вводной лекции, на которой участников программы знакомят с понятием профессиональной деструкции как результата дисгармоничного прохождения нормативных кризисов развития личности педагогов, его структурными особенностями, проявлениями и детерминирующими факторами, негативными последствиями для здоровья и жизнедеятельности педагога.

Психологический тренинг  должен состоять из трех этапов:

- организационный этап  представляет собой ориентацию  в специфике тренинга как метода  психологической коррекции; первичную  диагностику ожиданий участников; выявление и коррекцию мотивации  участников; самоопределение членов  группы и определение группой  целей работы; создание в группе  атмосферы, способствовавшей познанию  и проявлению специфики личности  каждого педагога; дестабилизацию  стереотипных представлений о  себе; актуализацию каждым педагогом-участником  своей позиции по отношению  к собственной личности, жизни  и профессиональной деятельности;

- этап проектирования и выбора каждым педагогом-участником эффективных средств снижения профессиональной деструкции; отработка индивидуальных стратегий и тактик достижения автономной эго-идентичности в процессе прохождения нормативного кризиса развития; развитие умений и формирование навыков рефлексии, повышения уверенности в себе, целеполагания, снижения психоэмоционального напряжения;

-  этап переосмысления представлений о собственной личности на основе обратной связи; расширение осознаваемого в понимании своих поступков; осуществления анализа происходящего в группе и рефлексии; присвоение полученного опыта; осознание изменений, происшедших у педагогов – участников группы за время тренинга; прогнозирование будущих жизненных планов участниками группы.

После проведения тренинга должна проводиться диагностика  изменений (выходной контроль), происшедших  у педагогов-участников тренинга.

Работа по программе предполагает следующие результаты:

• развитие компетентности педагогов по проблеме коррекции возникновения профессиональной деструкции;

• формирование позитивного профессионального имиджа педагога;

• самостоятельное оказание профилактической помощи, позитивно влияющей на эмоциональное состояние педагогов;

• получение педагогами знаний, умений, навыков для сохранения своего здоровья и овладение здоровьесберегающими технологиями;

• формирование здорового жизненного стиля, высокофункциональных стратегий поведения и жизненных ресурсов, препятствующих возникновению профессиональной деструкции у педагогов;

• осознание и развитие имеющихся личностных ресурсов, способствующих формированию здорового жизненного стиля и высокоэффективного поведения большинства педагогов;

• создание в педагогическом коллективе ситуации успеха, бесконфликтного поведения.

Предлагаемая программа  носит обобщенный характер. Реализация ее в рамках конкретного учреждения позволяет разнообразить содержательную часть за счет подбора музыкальных  произведений для восприятия, расширения спектра двигательных образов, вариативности  музыкально-медитативных упражнений в  зависимости от характера эмоциональных  проблем участников группы.

Программа может быть востребована не только психологами, но и руководителями образовательных учреждений, педагогами для повышения эффективности  их педагогического труда.

Проведение занятий осуществляет педагог-психолог, педагог, владеющий  способами музыкального выражения  – игрой на музыкальном инструменте и умением петь. При отсутствии таких умений для обеспечения музыкального оформления привлекается музыкальный руководитель.

Для реализации основных принципов  программы перед участниками  выдвигаются конкретные правила  работы в группе.

Правило «здесь и теперь»: главным является то, что происходит сейчас, какие чувства каждый из участников испытывает в данный момент, т. к. только через актуальные переживания, через групповой опыт человек  может познать себя. На занятиях можно пользоваться только той информацией, которую участник предоставляет  о себе сам за время групповой  работы. Прошлый опыт общения не обсуждается и не может предъявляться  на занятиях в качестве аргумента. Во время занятий нельзя что-либо записывать, зачитывать, а также выходить за дверь.

Правило «круга»: во время  работы участники должны видеть друг друга. Каждый участник должен находиться в равном положении относительно любого другого участника.

Правило инициативы участников: на занятиях обсуждается любая тема, соответствующая внутреннему запросу  присутствующих. Первоочередной является тема, наиболее актуальная (как в  экстренной хирургии: в первую очередь  оперируют не того, кого раньше привезли, а по жизненным показаниям). «Жизненные показания» на занятиях соответствуют  неосознанной личностной иерархии ценностей  участников.

Правило включенности: на занятиях нет супервизоров, наблюдателей, «оценщиков».

Правило эмоциональной открытости: если участник что-то думает или чувствует  «здесь и сейчас», то ему надо сказать  об этом, выразить свои чувства, чтобы  они стали достоянием группового опыта.

Правило «СТОП»: каждый имеет  право сказать «У меня есть чувство, но я не хочу о нем говорить, мне  больно». Это переживание также  становится частью группового опыта, что вызывает новые чувства и новые перспективы групповой работы.

Правило искренности: говорить следует только о реальных чувствах, а не о тех, которые успокоили  бы, оправдали или, наоборот, обидели. Если давать партнеру по общению искаженную обратную связь, то это может повлечь  за собой формирование ошибочного мнения как о себе, так и о других.

Не давать советы: совет, пусть даже необходимый и правильный, трудно выполним, но не потому, что он плохой или нереальный, а потому, что совет – это, во-первых, индивидуальный способ действия, не подходящий для  другого человека; а во-вторых, он ограничивает свободу личности, что  может вызвать неосознаваемую агрессию на советчика.

Правило «я – высказывания»: в группе важным является то, что  каждый участник любую фразу произносит только от своего имени, т. к. только говоря что-либо от своего имени, можно говорить искренно о своих мыслях и чувствах.

Информация о работе Коррекция профессиональных деструкций у педагогов СПО