Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 12:03, дипломная работа
Актуальность исследования. Профессиональная деформация личности является сложным и многогранным процессом. Несмотря на достаточно большое количество научных работ, посвященных данной проблематике, очевидной является ее недостаточная разработанность, поэтому требуется более глубокое ее изучение с целью обеспечения необходимой своевременной коррекции негативных личностных новообразований.
Объект исследования – профессиональная деятельность педагога СПО, в частности вопросы, касающиеся коррекции профессиональной деструкции.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕСТРУКЦИИ В ПРОЦЕССЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА
1.1. Понятие профессиональной деструкции. Факторы, влияющие на образование профессиональной деструкции педагогов.
1.2. Требования профессии к личности педагога.
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
2.1.Методы и методики исследования
2.2. Результаты исследования и их анализ.
2.3.Выводы
ГЛАВА 3. МЕТОДЫ КОРРЕКЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕСТРУКЦИИ У ПЕДАГОГОВ СПО
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
– Да здравствует сказочная Королева лесного торжества! – слышится внизу переливающимся многоголосием.
– Будь счастлива, Лесная Королева! – И этой здравице вторит эхо: "Будь счастлива! Будь счастлива! Будь счастлива!" (Повторяйте за мной.)
"Я БУДУ СЧАСТЛИВА!
Я СЧАСТЛИВА! Я СЧАСТЛИВА
После релаксации психолог расспрашивает каждого из участников группы об ощущениях. Обязательно выясняет, возникал или нет образ, предложенный им. Представления, всплывающие в сознании участников группы, могут частично или полностью не совпадать с образами, предлагаемыми психологом. Важно выяснить, какие они (приятные или неприятные) и как влияют на самочувствие каждого участника.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Работа педагога образовательного учреждения среднего специального образования разнопланова и многогранна. Каждый педагог создает в своем образовательном учреждении собственную модель социально-психологического сопровождения образовательного процесса. Эта модель включает в себя создание благоприятного социально-психологического климата в коллективе; оказание социально-психологической поддержки всем субъектам образовательного процесса; обеспечение социально-психологических условий, наиболее благоприятных для личностного развития каждого студента в течение всего срока обучения.
На этапе модернизации
системы образования мы можем
наблюдать рост интереса к проблеме
профессиональных деструкций педагогов
и способам их коррекции в образовательном
учреждении. Объясняется это как объективными
факторами, связанными с социально-профессиональной
средой и влияющими на личность педагога
(изменениями социально-экономической
ситуации, учебно-пространственной среды,
профессионально-
Профессиональный труд педагогов отличается высокой степенью эмоциональной напряженности, требует постоянного проявления качеств моральной и социальной ответственности, альтруистической установки по отношению к ученикам. Постоянное переживание стрессов в профессиональной деятельности педагога ведет к негативным личностным изменениям, неудовлетворенности в работе, усталости. При этом нарастание равнодушия, формализма, редукции профессиональных обязанностей, факты вербальной и физической агрессии по отношению к детям мы должны изначально рассматривать как проявления механизмов психологических защит педагога, средств порой безуспешной адаптации психики к длительному стрессовому напряжению.
В психологии профессиональные
деструкции понимаются как изменения
сложившейся структуры
1. Авторитарность. Проявляется
в использовании
2. Педагогическая агрессия.
Проявляется во враждебном
3. Социальное лицемерие
педагога. Обусловлено необходимостью
оправдывать высокие
4. Педагогическое равнодушие.
Характеризуется эмоциональной
сухостью и развивается с
5. Выученная беспомощность.
Формируется тогда, когда
6. Педагогический догматизм.
Возникает вследствие частого
повтора одних и тех же
7. Ролевой экспансионизм.
Обнаруживается в жестком
8. Монологизм. Это процесс
с угасания способности к
9. Формализм. Развивается формальное отношение к работе, отсутствие творчества, фантазии, выполнение работы по принципу «лишь бы отстали».
10. Некомпетентность. Отсутствие
развития личности, профессионального
роста приводит к постепенному
снижению уровня
Педагог – особая профессия, необыкновенно нужная, востребованная, творческая и в то же время очень напряженная и сложная. Специфические особенности педагогической деятельности способствуют психоэмоциональному и физическому истощению.
Любая деятельность оказывает влияние на личность, а работа педагога среднего профессионального образовательного учреждения – особенно: это постоянная активность, повышенная нагрузка на зрительный, слуховой и голосовой аппараты, необходимость быть всегда «в форме», невозможность выбора партнеров по общению, большое количество контактов и т.д. При такой работе день за днем уровень напряженности накапливается, и результатом является профессиональная деструкция в той или иной степени.
Проведенный нами анализ показывает, что эффективным средством коррекции профессиональной деструкции является использование способов саморегуляции и восстановления себя.
На психологических семинарах и тренингах педагоги оказывают друг другу методическую помощь; совершенствуют свое профессиональное мастерство; изучают и осваивают новые инновационные технологии, направленные на повышение качества профессиональной компетентности; обмениваются опытом работы в ссузе.
Социально-психологический
тренинг, на наш взгляд, является наиболее
эффективным способом работы психолога
с профессионально
1) высокая степень охвата
педагогического коллектива
2) формирование и поддержка
благоприятного морально-
3) положительный эффект
воздействия группы на
4) возможность применения
широкого спектра групповых
Организация социально-психологических
тренингов должна осуществляться в
общей системе профилактики эмоционального
выгорания и профессиональных деструкций
личности педагога, которая включает
диагностическое, просветительское и
психокоррекционное направление деятельности
педагога-психолога
На этапе подготовки к
тренингу желательно провести просветительскую
работу в форме лекции, презентации,
видеоролика в отношении
Комплексный подход к организации педагогического тренинга по профилактике профессиональных деструкций означает, что программа тренинга должна включать упражнения различных уровней воздействия на личность.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Информация о работе Коррекция профессиональных деструкций у педагогов СПО