Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 13:54, курсовая работа
развитие креативности у детей
Это творческое
задание, помимо его
особым положением линий дети отражают регистр звучания,
восходящими и нисходящими штрихами показывают направление мелодического движения, темп, характер развития,
нажимом карандаша передают ритмическую пульсацию, развитие динамики.
Мы также предложили детям собрать «ромашку» из «лепестков», на которых обозначены уже известные им музыкальные средства выразительности.
Из анализа детских
работ видим, что на втором
этапе опытно-
При собирании «Ромашки»
дети использовали
Анализируя творческие
дневники (музыкальные впечатления
о прослушанной музыке) и наблюдая
за активностью детей в ходе
интегрированных уроков (англ. язык
+ музыка), мы отметили самостоятельность
в суждениях, оригинальность в
высказываниях, раскрепощенное
Данные о динамике развития креативности детей в течение учебного года приведены нами в таблицах (приложение, таблицы 1 – 3).
Таким образом, все вышеперечисленные данные позволяют сделать вывод о том, что уроки музыки, построенные на системе специальных творческих заданий, существенным образом повлияли на развитие креативности детей.
Таким образом,
перечислим творческие задания,
Ритмопластика (придумать движения).
Звукографика (устная и письменная), графически изобразить штрих, мелодию.
Бег ассоциаций (найти ассоциации):
с природой;
с репродукциями;
со стихотворениями;
с жизненными ситуациями.
Актуализация субъектного опыта (свободно обсудить … , сравнить … , передать впечатления …).
Загадко-творчество (отгадать, сочинить загадку)
Музыкальное рисование (создание словесного портрета).
ИЗО (рисунок).
Интонирование в заданном образе.
Игровые ситуации (музыкально-дидактические игры).
Импровизация на детских музыкальных инструментах.
Театрализация (инсценировка песен, перевоплощение).
Ритмизация текстов.
Досочинение мелодий.
Сочинение текстов к музыкальным фразам.
Игровая импровизация.
Составление художественных коллекций (по эмоциональной общности произведений ритмичных видов искусств).
Ниже мы приводим
данные по заключительной
Анкета (заключительный этап).
Любишь ли ты уроки музыки?
Можешь ли назвать себя любителем музыки?
Какую музыку ты любишь слушать (классическую, современную, русскую, зарубежную)?
Сочиняешь ли ты музыку? (как часто и какую).
Как часто ты рисуешь свои музыкальные впечатления?
Сочиняешь ли ты музыкальные сказки? (на какие темы).
Твои любимые композиторы?
Любимые произведения?
Играешь ли ты на музыкальных инструментах? Каких?
Участвуешь ли в концертах, музыкальных спектаклях?
Что ты больше любишь: слушать музыку, сочинять, исполнять ее?
Какие настроения может передавать музыка?
Какие средства музыкальной выразительности помогают создать яркий образ?
Каким видам деятельности ты отдаешь предпочтение на уроках музыки?
Результаты анкетирования.
Данные заключительной
анкеты свидетельствуют, что
30% детей обобщили свои музыкальные пристрастия, написав, что любят «всякую» музыку.
Среди любимых произведений
и композиторов были
Также среди любимых композиторов были названы Ю. Чичков, В. Шаинский, Е. Крылатов, И. Дунаевский.
Ответы на вопросы, связанные с творческим развитием детей (4, 5, 6, 10, 12), свидетельствуют о впечатляющем росте уровня креативности: 72% сочиняли или пробовали сочинять музыку, 80% считают, что им удается сочинение сказок, стихов на музыкальные темы (особенно популярны такие персонажи, как братья Мажор и Минор, подружки Нотки, друзья Стаккато и Легато), периодически и с удовольствием рисуют свои музыкальные впечатления 90% учащихся.
При тех же 30% реально
обучающихся игре на
Свидетельствуют о возросшем уровне креативности ответы детей на вопрос, что они больше любят: слушать, сочинять или исполнять музыку. В процентном соотношении это выразилось следующим образом: любят «все» 32% детей, лишь 8% предпочитают только слушать. В большинстве же ответов виды деятельности объединялись попарно: исполнять и слушать нравится 27%, исполнять и сочинять – 33% детей.
Из ответов на
вопрос о том, какие
57% детей считают, что
создать яркий музыкальный
Возросший уровень креативности подтверждается и тем, что 70% детей отдали предпочтение творческим видам деятельности: игре на музыкальных инструментах, ритмопластическим этюдам, театрализации песен, цветовому моделированию, рисованию музыкальных впечатлений, музыкальным загадкам. Пение и слушание распределились между остальными 30% учащихся.
Заключение
Анализ психолого-
Существует немало
современных концепций
После проведения
развивающего этапа
Данные о динамике
музыкально-творческого
Полученные результаты
позволяют нам говорить о
Следовательно, задачи,
поставленные в дипломной
Список литературы
Агурова Н.В. Игры песни на английском языке. Пособие для воспитателей детских садов. М.: Просвещение, 1995. – 48с.
Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. Музыка. 1973. – 452с.
Богино Е. Игры – задачи. Для начинающих музыкантов. М.: Музыка, 1974, - 293с.
Бычков. Ю.Н. Проблемы детского музыкального воспитания. Вып. 131. – М.: РАМ им. Гнесеных, 1994, - 120с.
Вендрова Н. Воспитание музыкой. М.: Просвещение. 1991. – 248с.
Вишнякова Н.Ф. Креативная акмеология. Психология высшего образования. Минск.: 1996. – 300с.
Виноградов Л.В. Методическое пособие для учителя М.: Ассоциация педагогов – музыкантов «Элементарное музицирование». Учебно-методический центр. 1990. – 97с.
Горюнова Л. Развитие ребенка как его жизнетворчество. // Искусство в школе. 1993. № 1.
Горюнова Л. Развитие художественно-образного мышления детей на уроках музыки. // Музыка в школе. 1991. № 1.
Готсдинер А.Л. Музыкальная психологогия. – М.: Просвещение, 1993. – 194с.
Гуревич К. Лабиринты развития таланта. // Искусство в школе. 1993. № 1.
Давыдов В.В. Психологические проблемы процесса обучения младших школьников. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. М.: Просвещение, 1991.
Димент А.Л. Тематические вечера на английском языке. М.: Просвещение, 1998. – 64с.
Дорфман Л.Я., Ковалева Г.В. Исследование креативности в науке и искусстве. // Вопросы психологии. 1999. № 2
Духовная культура школы. Составители: Щуркова Н.Е., Мукамбаева М.М., Петрозаводск, 1992. – 90с.
Запевай! /Sing Out!/ Сб. песен на англ. яз. для уч-ся ср. шк. сост. Здорова Б.Б. – М.: Просвещение, 1990. – 192с.
Искусство и школа. Книга для учителя / сост. Василевский А.К. – М.: Просвещение, 1981. – 288с.
Кабалевский Д. Как рассказывать детям о музыке. М.: Просвещение, 1989. – 191с.
Кабалевский Д. Сила искусства. М.: Молодая гвардия, 1984. – 142с.
Калвейт. Резерв успеха – творчество. М.: Педагогика, 1989. – 152с.
Колесникова М.С. Игры на уроках английского языка. Минск: Народная АСВЕТА, 1990.
Колесов Д.В. О психологии творчества. // Психологический журнал. 1992. № 6.
Комплексное использование искусств в эстетическом воспитании. Обзорная информация. – Вып.2. – М.: Педагогика. 1984. – 98с.
Критская Е. Интонационный анализ – творчество учителя и ученика / Искусство в школе. 1993. № 1.
Кудрявцев С. Творческая природа психологии человека. // Вопросы психологии. 1990. № 3
Медведева О.М. Творчество учителя на уроках английского языка. М.: Просвещение, 1992.
Мелик-Пашаев А., Новлянская З. Трансформация детской игры в художественное творчество. – с. 9-18. Искусство в школе № 2. – М. 1994.
Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей. – Ярославль: Академия развития, 1996, - 240с.
Московская С. Педагогика будущего. Синтез искусств. Звук и цвет. – СПб.: 1995. – 96с.
Неменский Б.М. Изобразительное искусство и художественный труд. Книга для учителя. М.: Просвещение, 1991. – 192с.
Немов Р.С. Психология. Книга II. М.: Просвещение, 1994. – 496с.
Нозадзе М.В. Высокое назначение человеческого голоса. // Искусство в школе. 1997. № 5.
Нестеренко А. Страна загадок. Ростов-на-Дону, 1993. – 32с.
Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.: Политиздат, 1984.
Пасынкова Н.Б. Влияние музыкального движения на эмоциональную сферу личности. // Психологический журнал. 1995. № 4.
Психология. Словарь. ред. Петровский А. М.: Политиздат, 1990. – 448с.
Радынова О.П. Музыкальное развитие детей. Учебное пособие. М.:
Роджерс К. Творчество как усиление себя. // Вопросы психологии. 1990. № 1.
Советский энциклопедический словарь. М.: Политиздат. 1977.
Спутник учителя музыки. Сост. Т.В. Челышева. – М.: Просвещение, 1993. – 240с.
Столяр З. Выразительные средства музыки. Кишенев.: Киртя Молдованска, 1990.
Тарасов Г.С. О психологии музыки. // Вопросы психологии. 1995. № 5.
Теплов Н.А. Музыка – детям: Пособие для муз. руководителя. – М.: Просвещение, 1985. – 144с.
Терентьева Н.А. Музыка. Музыкально-эстетическое воспитание. 1 – 4 классы. М.: Просвещение. 1994, - 78с.
Терентьева Н.А. Художественно-творческое развитие младших школьников на уроках музыки в процессе целостного восприятия различных видов искусства. – М.: Прометей, 1990. – 184с.
Футлик Л. Я вхожу в мир искусств. – М.: Всероссийский центр художественного творчества, 1995. – 143с.