Креативность детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 13:54, курсовая работа

Краткое описание

развитие креативности у детей

Вложенные файлы: 1 файл

Развитие креативности у детей. ДИПЛОМ.docx

— 115.36 Кб (Скачать файл)

 

С заданием повторить хлопками ритмический рисунок первой фразы  запева справились лишь 10% учащихся группы.

 

В результате диагностического этапа мы сделали следующий вывод: Уровень креативности у детей на данном этапе можно определить как средний, но резерв возможностей и желание творчески работать у детей высоки.

 

Все виды выше описанных диагностических  работ по определению уровня развития креативности использовались затем на следующих этапах опытно-экспериментальной работы.

 

В данной части работы мы представляем описание серий творческих заданий, связанных с освоением  средств музыкальной выразительности. Как известно, существует достаточно подробная классификация средств  выразительности, но во втором классе мы акцентируем внимание детей на усвоение таких средств музыкальной  выразительности, как темп, динамика, тембр, штрихи, лад, регистр и ритм. Свой выбор мы обосновываем тем, что в первом классе (на базе детского сада) с этими детьми проводилось элементарное ознакомление с такими средствами музыкальной выразительности как темп (быстро, медленно), динамика (громко, тихо), тембр (различные голоса и некоторые инструменты), регистр (высоко, низко) и лад (грустно, весело).

 

   Задачей второго  класса является углубление, дифференциация  знакомых средств музыкальной  выразительности, а также освоение  новых: штрихи, ритм, лад (мажор,  минор).

 

На втором этапе опытно-практической работы нами была выстроена и апробирована программа по изучению и анализу  средств музыкальной выразительности. При этом главной целью для  нас являлось развитие креативности ребенка, то есть таких его творческих навыков, которые бы привели к свободному оперированию муз. ЗУНами, а также активному, уверенному, увлеченному музицированию в самых различных формах.

 

Поэтому, каждая тема, связанная  со средствами музыкальной выразительности (первоначально знакомство с ними произошло в первом классе) была раскрыта нами через специальную  систему творческих заданий.

 

Далее мы даем характеристику и некоторые результаты экспериментального этапа опытно-экспериментальной  работы.

 

Календарно-тематический план.

 

Тема «Музыка осени»

 

Подтемы – варианты:

 

«Осенний дождь» – 1 час (штрихи)

 

«Листопад» - 1 час (динамика)

 

«Осень в красках» - 1 час

 

«Осень – какая она» – 1 час (темп)

 

Культура и быть прошлых  веков – 2 часа

 

«Радость и грусть»  – 2 часа

 

«Антракт» - 1 час

 

II четверть. Ноябрь-Декабрь  (7 часов).

 

Тема «Волшебные звуки  зимы»

 

Подтемы – варианты:

 

«Угадай мелодию. Вспомни» – 1 час. (контраст)

 

«Храм. Музыка в храме» - 1 час (орган)

 

«Музыкальные диалоги» – 2 часа (тембр)

 

«Зимняя сказка» - 2 часа (балет)

 

«Карнавал» - 1 час

 

III четверть. Январь-Февраль-Март (10 часов).

 

Тема «Весенние краски»

 

Подтемы – варианты:

 

«Угадай мелодию. Вспомни» - 1 час. (регистр)

 

«Загадка» – 2 часа. (темп, ритм)

 

«Центральный образ в  церковной музыке» - 1 час. («масленица»)

 

«Хрустальный башмачок»  – 1 час.

 

«Пробуждение природы» – 1 час.

 

«Танцевальная музыка» - 2 часа. (гавот, полонез, вальс, мазурка)

 

«Антракт» – 1 час.

 

IV четверть. Апрель-Май (8 часов).

 

Тема «Давайте дружить!»

 

Подтемы – варианты:

 

«Послушай. Вспомни» – 1 час.

 

«Православленная вера на Руси» – 1 час.

 

«Путешествие с любимыми героями» – 2 часа. (ансамбль)

 

«Музыкальные картинки»  – 2 часа. (образ)

 

«Какого цвета лето?» – 1 час.

 

«Любимая музыка. Песня» – 1 час.

 

2.2 Опытно-практическая работа  во втором классе

 

   Для второго класса  мы определяем следующую основную  задачу по  развитию креативности на уроках музыки: осмысление и усвоение понятий о таких средствах музыкальной выразительности, как интонация, темп, динамика, тембр, штрихи, лад, регистр, ритм – на основе ряда творческих заданий.

 

При этом мы стремимся к  развитию:

 

творческой фантазии;

 

умения сопереживать и  отождествлять себя с действующим  лицом, воспринимать и воплощать  его мысли, чувства, настроения;

 

умения накапливать наблюдения, воплощать их в импровизациях, в  ролевых играх, в музыкальных  диалогах, сценах;

 

навыков сочинения простейших мелодий, напевок, интонаций в определенном ладу, ритме;

 

навыков музыкальной иллюстрации  литературного, живописного произведения;

 

навыков вокально-хорового и  инструментального музицырования;

 

элементарных навыков  репродуктивной ориентации в понятиях;

 

умения воплощать в  словесных, живописных, пластических импровизациях  собственные впечатления о художественном явлении, музыкальном сочинении.

 

умений анализировать  средства художественной выразительности, обращать особое внимание на роль образной детали.

 

Далее мы приводим фрагменты  из конспектов уроков, в которых  предоставлены разнообразные формы, методы и приемы развития креативности детей в процессе усвоения вышеуказанных средств музыкальной выразительности.

 

Работу над выразительными средствами музыки во втором классе мы начинаем с процесса усвоения и творческого  освоения понятия «штрихи».

 

Понятие «штрихи» мы рассматриваем  уже на втором уроке темы «Музыка  осени», рассчитанной на 4 часа. В подтеме «Осенний дождь» знакомим детей с понятием «Staccato». Детям предлагается прослушать пьесу Балтина «Дождь танцует». Во время второго прослушивания детям дается задание легонько постукивать пальцами по поверхности стола в ритме музыки. Цель этого задания – вызвать ассоциативный образ дождя (развитие чувства ритма).

 

   Затем дается задание  на развитие креативности: придумать движение, соответствующее характеру пьесы. С заданием справляются около 30% детей. Лучшим предлагается проиллюстрировать в движении характер данной пьесы. Дети приходят к выводу, что характеру данной пьесы соответствуют подскоки, легкие прыжки.

 

   Следующее творческое  задание:

 

   На доске мелом  отобразить общую графическую  композицию пьесы (особое положение  линий, штрихов). Правильно с этим  задание справляются около 10% детей, рисуя на доске и в  тетрадях точки и легкие штрихи.

 

   Далее следующее  задание репродуктивного типа:

 

   повторить за учителем, записать и запомнить новое  для них понятие «Staccato», то есть отрывисто, коротко.

 

Продолжаем освоение понятий  «Штрихи» и «Staccato», на следующем уроке на примере р.н.п. «Дождик».

 

   После ознакомительного  прослушивания детям предлагается  ответить на вопросы: Знакомо  ли вам это произведение? Не  напоминает ли оно ранее слышанную  музыку? Большинство детей находят  сходство этой песенки с пьесой  «Дождик танцует», мотивируют тем,  что в обоих вариантах отрывистое  звучание напоминает капли дождя. 

 

   Детям задание:  отрывисто и активно пропеть  мелодию этой песни на    «О! О! О!». Смысл этого задания – передать без помощи словесного текста, голосом характерные интонации художественного образа дождя.

 

   Для более глубокого  усвоения понятия «Staccato» предлагается следующее творческое задание: перевести музыкальный образ в пластический, то есть выбрать и изобразить тот персонаж, который больше соответствует данной песне: бабочка, лиса или зайчик.

 

   Изображают прыжки  зайчика 30% детей.

 

   После прочтения  текста детям задается вопрос: как удобнее пропеть эти слова:  слитно или отрывисто (звучать  варианты исполнения на «Staccato» и «Legato»). Дети соглашаются, что логичнее и красивее звучит отрывистое исполнение, оно больше соответствует образу дождя.

 

   Аналогичные творческие  задания на закрепление приема  «Staccato» даются на протяжении всего учебного года.

 

   В подтеме «Осенний листопад» знакомим детей с понятием «Legato».

 

   Дается элементарное  задание: пропеть долгое « О-О-О…»  на одном дыхании, на одной  высоте. Один из учеников графически  изображает звучание на доске,  остальные «рисуют» то же самое  рукой в воздухе. Далее задание  усложняется: пропеть слитно три  звука (Т3) вверх и вниз. Предлагается  изобразить мелодию графически  на доске. Вызываются желающие. В результате поисков на доске  появляется восходящая и нисходящая  дуга.

 

 

   С помощью учителя  дети определяют на слух, что  все звуки сливаются в одну  линию. Учитель сообщает детям,  что этот прием исполнения  называется «Legato».

 

   В следующем творческом  задании детям предлагается пофантазировать  и вспомнить примеры из жизни,  когда какие-то действия или  явления природы «похожи» на  штрихи «Legato» и «Staccato». Дети приводят примеры на «Staccato»: спортивные соревнования по прыжкам в высоту; град; отрывистый лай собаки. На «Legato»: снегопад; убаюкивание малыша или куклы; прогулка на лодке с веслами. Этот творческий прием можно назвать бегом ассоциаций. Он способствует развитию художественно-творческого мышления.

 

   Следующее творческое  задание: 

 

   Прослушивание песни  «Santa Lucia» на языке оригинала.

 

   Цель этого задания:  выяснить, могут ли дети, не зная  итальянского, в мелодике чужого (итальянского) языка через другие  музыкально-выразительные средства  услышать характерные образы. Какие  появляются при прослушивании  ассоциации?

 

   Мы предлагаем здесь  свободное обсуждение, обращаясь  к субъектному опыту детей.  Среди множества предложений  появляется одно очень близкое:  «похоже, как по морю медленно  плывет лодка с парусом, а  вечер тихий-тихий!». Сравнив со  своими ассоциациями, другие дети  соглашаются с этим мнением.  Затем песня исполняется на  русском языке.

 

   Как правило, подобные  приемы творческого типа привносят  в работу очень много положительных эмоций.

 

   Ярким примером  творческих заданий на развитие  креативности является стихотворная загадка:

 

   Зайчик прыгает  легато.

 

   Лодка плавает стаккато.

 

   Верно говорю, ребята?

 

Дети активно «разоблачают»  ошибки и телодвижениями пытаются доказать абсурдность текста.

 

   Лодка плавает легато.

 

   Зайчик прыгает  стаккато.

 

   Верно говорю, ребята?

 

С этим вариантом соглашаются  все. При повторном прочтении  предлагается движениями рук изобразить действия по тексту. Справляются почти  все дети.

 

   В игровой форме  можно проводить и проверочные,  контрольные работы, например, по  теме «Штрихи».

 

   Усвоение и закрепление  штриха «Legato» осуществляется во время разучивания песни «Скворушка Прощается» Т. Понатенко. каждая фраза поется на «Legato».

 

   Тесная межпредметная связь отличает следующее творческое задание на различение штрихов: (использован материал, изучаемый на уроках чтения).

 

   Какое из двух  прозвучавших четверостиший соответствует  штриху «Legato»?

 

Уж небо осенью дышало,

 

Уж реже солнышко блистало,

 

Короче становился день.

 

Лесов таинственная сень

 

С печальным видом обнажалась.

 

                                       А.С. Пушкин

 

  

 

Славная осень! Здоровый, ядреный

 

Воздух усталые силы бодрит;

 

Лед, не окрепший на речке  студеной,

 

Словно как тающий сахар  лежит!

 

Можно предложить детям прослушать стихи в исполнении одноклассников (по желанию). В этом случае цель, преследуемая заданием, достигается быстрее: уже  из самого выразительного исполнения становится ясно, осознал ли ребенок  значение понятий «Legato» и «Staccato», может ли ими практически оперировать. 30% детей логически и практически доказывают соответствие штриха «Legato» стихотворению Пушкина.

 

   Это задание одновременно  преследует цель формирования  представлений во связи различных видов искусства с действительностью и внутренним миром человека.

 

   Среди приемов творческой  работы мы широко использовали  «Музыкальное рисование». Этот метод  широко развивает творческую  фантазию, навыки импровизации. Например, такое задание: придумать интонацию,  музыкальную фразу для изображения  чувства нежности и радости.  Предварительно с детьми происходит  обсуждение: какому настроению больше соответствует «Legato», а какому – «Staccato»? Большинство детей с заданием на справилась, тогда предлагаем проинтонировать две фразы:

 

«милая мама» и вторая из детского стихотворения Д. Хармса «Веселый старичок»:

 

   Жил на свете  старичок 

 

маленького роста,

 

   И смеялся старичок

 

   чрезвычайно просто.

 

Во время дискуссии  дети приходят к выводу, что в  первой фразе звучит нежность, ее лучше  изобразить с помощью штриха «Legato», а в стихотворении – радостный смех, для его изображения соответствует прием «Staccato».

 

   Первые музыкальные  пробы оказались неудачными. Это  признали сами авторы, но, постепенно, входя в образ, дети стали  предлагать достаточно яркие  варианты мелодий на предложенные  фразы, например, такие:

 

 

 

  

 

Все дети, сделавшие попытку  проинтонировать одну из фраз, а это около 40%, даже при неудачной мелодике правильно применили штрихи «Legato» и «Staccato», что говорит об ориентации в изучаемых понятиях и наличии навыков их практического творческого использования.

Информация о работе Креативность детей