Лекция по "Педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 11:02, лекция

Краткое описание

Рабоат содержит лекцию по дисциплине "Педагогика"

Вложенные файлы: 1 файл

Материалы к экзаменам.docx

— 480.14 Кб (Скачать файл)

САМОВОСПИТАНИЕ – выработка человеком у себя таких личностных качеств, которые представляются ему желательными. Наиболее интенсивно самовоспитание осуществляется в подростковом возрасте.

САМОКОНТРОЛЬ – контроль выполненной работы ее исполнителем в соответствии с установленными правилами. Результаты самоконтроля могут использоваться для управления процессом обучения.

САМООБРАЗОВАНИЕ – система внутренней самоорганизации по усвоению опыта поколений, направленной на собственное развитие. Признаки самообразования: осознанность в выборе содержания, методов и форм обучения; добровольность; самостоятельность познавательной деятельности, положительное отношение к ней; индивидуальность процесса познания. Различают научное, профессиональное, политическое и другие виды самообразования.

Тема 3. Содержание образования как фундамент культуры личности

ОБРАЗОВАНИЕ – процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков и обеспечение на этой основе соответствующего уровня развития личности. Служит необходимым  условием подготовки человека к жизни  в обществе, к профессиональной и  трудовой деятельности. Основной путь получения образования – обучение в учебных заведениях под руководством педагогов. Кроме того, значимым оказывается  самостоятельное совершенствование  человека в различных областях знаний (самообразование). Уровень образования  обусловливался требованиями производства, общественными отношениями, состоянием науки, техники и культуры.

Существуют  разные трактовки понятия «содержание  образования». В традиционной педагогике, ориентированной преимущественно  на реализацию образовательных функций  школы, под содержанием образования  понимается педагогически адаптированная система научных знаний, связанных  с ними практических умений и навыков, которыми необходимо овладеть обучающимся. Это так называемый знаниево ориентированный  подход в определении сущности содержания образования, при котором в центре внимания находятся знания как социальные ценности, накопленные в процессе исторического развития человечества. При таком подходе знания заслоняют  собой формирование творческого, самостоятельно мыслящего человека демократического общества.

В последнее  время в свете идеи гуманизации  образования все более утверждается личностно ориентированный подход к определению сущности содержания образования, нашедший отражение в  работах И.Я.Лернера (Исаак Яковлевич), М.Н.Скаткина(Михаил Николаевич), В.С.Леднева (Вадим Семенович), В.В.Краевского (Володар Викторович) и др. Согласно этому подходу учащиеся должны не только овладеть определенным учебным содержанием. У них должны быть сформированы ценностно значимые запросы и намерения, такие личностные качества, как ответственность за свои действия, за судьбу общества и страны, за охрану окружающей среды, нетерпимость к проявлению несправедливости и бездушия, толерантное отношение к инакомыслящим и т. д. Содержание адаптированный социальный опыт во всей его структурной полноте, состоящий из четырех элементов:

- опыта  познавательной деятельности, фиксированной  в форме ее результатов –  знаний (о природе, обществе, технике,  мышлении и способах деятельности);

- опыта  осуществления известных способов  деятельности – в форме умений  действовать по образцу (интеллектуальные  и практические умения и навыки);

- опыта  творческой деятельности – в  форме умений принимать нестандартные  решения в проблемных ситуациях  (усвоение методики эксперимента, участие в художественном, техническом  и социальном творчестве);

- опыта  осуществления эмоционально-ценностных  отношений – в форме личностных  ориентации (отношение к окружающему  миру, к людям, к самому себе, к нормам морали, к мировоззренческим  идеям и т. д.).

Все перечисленные  элементы содержания образования взаимосвязаны  и взаимообусловлены. Усвоение этих элементов социального опыта  позволяет человеку не только быть хорошим исполнителем, но и действовать  самостоятельно, творчески, способным  вносить собственный вклад в  существующую систему отношений.

Цель  современного образования − развитие тех свойств личности, которые  нужны ей и обществу для включения  в социально ценную деятельность. Такая цель образования утверждает отношение к знаниям, умениям  и навыкам как средствам, обеспечивающим достижение полноценного гармоничного развития эмоциональной, умственной, ценностной, волевой и физической сторон личности. Знания, умения и навыки необходимы для применения в жизни усваиваемой  культуры. Поэтому изучение основ  наук и искусства в образовательных  учреждениях – не самоцель, а  средство усвоения методов поиска и  проверки истины, познания и развития прекрасного.

В.С.Леднев считает, что содержание образования  – это содержание процесса прогрессивных  изменений свойств и качеств  личности, необходимым условием которого является особым образом организованная деятельность. В этой связи оно  выступает как содержание триединого целостного процесса образования личности через усвоение опыта, воспитания и  развития.

По мнению Б.М.Бим-Бада (Борис Михайлович) и А.В.Петровского (Арту́р Влади́мирович), подлежащее усвоению учащимися содержание образования, определяя развитие личности, является частью социально-культурного опыта, отобранного в соответствии с целями и процессуальными аспектами обучения. Культура как спрессованный опыт тысячелетий, передаваемый и осваиваемый в процессе обучения, включает в себя культуру поведения, общения, чувств, мышления и практической конструктивной деятельности.

Теории формирования содержания образования

Основные  теории формирования содержания образования  сложились в конце XVIII – начале XIX в. Они получили название материальной и формальной теорий содержания образования.

Первую  еще называют теорией дидактического материализма или энциклопедизма. Ее сторонники считали, что основная цель образования состоит в передаче учащимся как можно большего объема знаний из различных областей науки. Это убеждение еще в XVII столетии разделял Я.А. Коменский, много лет своей жизни посвятивший работе над учебником, в котором он хотел разместить все знания, необходимые для учащихся. Аналогичным образом понимал цель образования и современник Я.А.Коменского английский поэт и историк Джон Мильтон (1608−1674).

 В  «Трактате о воспитании» он  рекомендовал, чтобы в течение  9 лет (от 12 до 21 года жизни) ученик  в широком объеме овладевал  знаниями и умениями в области  таких предметов, как родной  язык, иностранные языки (не менее  пяти), библейская история, история  церкви, право, астрономия, естественная  история, агрономия, география,  всеобщая история, навигация,  архитектура, медицина, этика, политика, риторика и логика. Сторонниками  энциклопедической теории содержания  образования были также многие  известные педагоги XIX столетия. Своих  приверженцев эта концепция имеет  и сегодня, о чем свидетельствует  анализ содержания некоторых  программ и учебников. 

Вторая  ‒ дидактический формализм. Формальная теория содержания образования, или дидактический формализм, рассматривала обучение только как средство развития способностей и познавательных интересов учащихся. Главным критерием поэтому при отборе учебных предметов должна служить развивающая ценность, наиболее сильно представленная в математике и классических языках.

Заслуга представителей формальной теории содержания образования состоит в том, что  они обратили внимание на необходимость  развития способностей и познавательных интересов учащихся, их внимания, памяти, представлений, мышления и т.д. Слабость этой теории была обусловлена тем, что  в программах обучения отражались прежде всего инструментальные предметы (языки, математика). В то же время известно, что нельзя развить интеллект  ученика, если в процессе обучения не используется богатый запас фактов, которыми располагают разные предметы обучения. Последнее получило подтверждение  в результатах исследований Жан Пиаже, который, рассматривая различные виды мышления, например биологическое, математическое и т.д., исходил из существования тесной связи между содержанием и формой, между определенными фактами и обусловленными ими интеллектуальными операциями.

 Следовательно,  подобно тому как познание  фактов (предметов, явлений, событий  и процессов) влияет на формирование  мышления, так и развитие мышления  обусловливает возможность овладения  учеником знаниями фактологического  характера. Эта двусторонняя, диалектическая  зависимость не была достаточно  четко осознана ни представителями  энциклопедизма, определявшими обучение  через его содержание, ни сторонниками  формализма, которые переоценивали  в обучении значение субъективно-процессуальной  стороны. 

Обе теории были подвергнуты глубокой критике  К.Д.Ушинским. Он писал, что «формальное  развитие рассудка есть несущественный признак, что рассудок развивается  только в действительных реальных знаниях» (Ушинский К. Д. Собр. соч. - Т. 8. - С. 661). Школа, по его мнению, должна обогащать  человека знаниями и в то же время  приучать его пользоваться этим богатством. Однако, поскольку она имеет дело с растущим человеком, знания которого будут расширяться, она должна не только удовлетворять потребности  настоящей минуты, но и делать запас  на будущее. К.Д.Ушинский заложил идею единства дидактического материализма и дидактического формализма, развиваемую  в российской педагогике.

Надо  заметить, что споры между сторонниками этих теорий продолжаются и по сей  день. При этом большинство склоняется к тому, что необходимо заботиться прежде всего о развитии интеллектуальных сил: неважно, чему учить, важно, как  учить.

В педагогической теории нашли признание принципы формирования содержания общего образования, разработанные В. В. Краевским (Володар Викторович).

Прежде  всего, это принцип соответствия содержания образования во всех его элементах и на всех уровнях конструирования требованиям развития общества, науки, культуры и личности. Он требует включения в содержание общего образования как традиционно необходимых знаний, умений и навыков, так и тех, которые отражают современный уровень развития социума, научного знания, культурной жизни и обеспечивают личностный рост.

Принцип единой содержательной и процессуальной стороны обучения при отборе содержания общего образования отвергает одностороннюю предметно-научную его ориентацию. Он предполагает учет педагогической реальности, связанной с осуществлением конкретного учебного процесса, вне которого не может существовать содержание образования. Это означает, что при проектировании содержания общего образования необходимо учитывать принципы и технологии его передачи и усвоения, уровни последнего и связанные с ним действия.

Принцип структурного единства содержания образования на разных уровнях его  формирования предполагает согласованность таких составляющих, как теоретическое представление, учебный предмет, учебный материал, педагогическая деятельность, личность учащегося.

В последние  годы в связи с переходом от знаниево ориентированного к личностно  ориентированному образованию наметились тенденции становления таких  принципов отбора содержания общего образования, как гуманитаризация  и фундаментализация.

Принцип гуманитаризации содержания общего образования связан прежде всего с созданием условий для активного творческого и практического освоения школьниками общечеловеческой культуры. Для этого гуманитарная культура должна проникать в самую «ткань» содержания общего образования, во все учебные предметы. В свою очередь, это требует изменения взаимоотношения и взаимодействия гуманитарных и естественнонаучных дисциплин, в основе которого должен лежать поворот к личности. Речь идет о качественной реорганизации содержания конкретных учебных предметов (в том числе гуманитарных), которым недостает именно человека в его действительном (социальном и природном, объективном и субъективном) бытии. Особенно это относится к обществоведческим дисциплинам.

Принцип гуманитаризации содержания общего образования имеет много аспектов, связанных как с мировоззренческой  подготовкой школьников, так и  с формированием, исходя из современной  ситуации развития общества, наиболее приоритетных компонентов гуманитарной культуры (культура жизненного самоопределения; экономическая культура и культура труда; политическая и правовая культура; интеллектуальная, нравственная, экологическая, художественная и физическая культура; культура общения и семейных отношений).

Преодолеть  дегуманизацию общего образования  позволяет принцип фундаментализации его содержания. Он требует интеграции гуманитарного и естественнонаучного знания, установления преемственности и междисциплинарных связей, опоры на осознание учащимися сущности методологии познавательной и практической преобразующей деятельности. Обучение в этой связи предстает не только как способ получения знания и формирования умений и навыков, но и как средство вооружения школьников методами добывания новых знаний, самостоятельного приобретения умений и навыков. Фундаментализация содержания общего образования обусловливает его интенсификацию и, следовательно, гуманизацию процесса обучения, так как учащиеся освобождаются от перегрузки учебной информацией и получают возможность для творческого саморазвития.

Информация о работе Лекция по "Педагогике"