Лекция по "Педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 11:02, лекция

Краткое описание

Рабоат содержит лекцию по дисциплине "Педагогика"

Вложенные файлы: 1 файл

Материалы к экзаменам.docx

— 480.14 Кб (Скачать файл)

Закон обусловленности результатов  обучения характером образовательной  деятельности учащихся. Результаты обучения зависят прежде всего от активности самой личности, от того, насколько продуктивна их деятельность. На результаты обучения оказывают влияние также применяемые технологии, формы и методы обучения.

Закон целостности и единства образовательного процесса. Данный закон устанавливает необходимость внутреннего согласования между собой всех компонентов образовательного процесса (целей, содержания, средств, методов, форм, технологий и т. д.).

В работах  Ю.К.Бабанского, И.Я.Лернера (Исаак Яковлевич), М.И.Махмутова(Мирза Исмаилович), М.Н.Скаткина (Михаил Николаевич) и др. выделены следующие законы обучения.

Закон социальной обусловленности  целей, содержания, форм и методов  обучения. Он раскрывает определяющее влияние общества через социальный заказ образованию на содержание, цели, масштабы, средства, методы организации учебного процесса.

Закон обусловленности результатов  обучения характером деятельности и  общения учащихся. Этот закон раскрывает влияние формирующих личность процессов, в том числе познавательных, степени самостоятельности и продуктивности деятельности учеников на результаты обучения.

Закон развивающего и воспитывающего влияния обучения на учащихся. И содержание, и стиль общения, и характер заданий – все компоненты обучения непременно влияют на формирование ориентаций, личностных качеств, духовного мира, способностей, черт характера воспитанников.

Закон целостности и единства педагогического  процесса. Он отражает связи части (например, факта) и целого (например, теории, общей научной картины мира), взаимосвязь рационального и эмоционального, репродуктивного и продуктивного, обуславливает необходимость гармонической интеграции предметов, содержательного, мотивационного и операционного компонентов (деятельности), овладения знаниями и развития.

Закон взаимосвязи и единства теории и практики в обучении. Он означает, что любое научное знание прямо или опосредованно служит практике (да и выводится в конечном счете из нее). Отсюда необходимость опоры на общественную практику и жизненный опыт учащихся, конкретизации и применения научных положений на практике, насколько позволяет это специфика материала, подготовленность учащихся и условия обучения.

Закон взаимосвязи и взаимообусловленности  индивидуальной, групповой и коллективной учебной деятельности. Эти виды организации деятельности могут быть разделены во времени или совмещаться, взаимопроникать; какому-то виду деятельности на определенном этапе может отдаваться предпочтение, но они должны не исключать, а предполагать друг друга.

Различают общие и частные (конкретные) закономерности.

Общие закономерности свойственны любому образовательному процессу, они охватывают своим действием  всю систему обучения. К общим закономерностям относятся:

1. Закономерности цели обучения. Цель обучения зависит от: а) уровня и темпов развития общества; б) потребностей и возможностей общества; в) уровня развития и возможностей педагогической науки и практики;

2. Закономерности содержания обучения. Содержание обучения зависит от: а) общественных потребностей и целей обучения; б) темпов социального и научно-технического прогресса; в) возрастных возможностей учащихся; г) уровня развития теории и практики обучения; д) материально-технических и экономических возможностей учебных заведений;

3. Закономерности качества обучения. Эффективность каждого нового этапа обучения зависит от: а) продуктивности предыдущего этапа и достигнутых на нем результатов; б) характера и объема изучаемого материала; в) организационно-педагогического воздействия обучающих; г) обучаемости учащихся; д) времени обучения;

4. Закономерности методов обучения. Эффективность дидактических методов зависит от: а) знаний и навыков в применении методов; б) цели обучения; в) содержания обучения; г) возраста учащихся; д) учебных возможностей (обучаемости) учащихся; е) материально-технического обеспечения; ж) организации учебного процесса;

5. Закономерности управления обучением. Продуктивность обучения зависит от: а) интенсивности обратных связей в системе обучения; б) обоснованности корректирующих воздействий;

6. Закономерности  стимулирования обучения. Продуктивность  обучения зависит от: а) внутренних  стимулов (мотивов) обучения; б) внешних  (общественных, экономических, педагогических) стимулов.

Действие  частных закономерностей распространяется на отдельные стороны системы  обучения. Современной науке известно большое количество частных закономерностей  процесса обучения. К частным закономерностям процесса обучения относятся закономерности:

1. Собственно дидактические (результаты обучения зависят от применяемых методов, средств обучения, профессионализма преподавателя и т. д.);

2. Гносеологические (результаты обучения зависят от познавательной активности учащихся, умения и потребности учиться и т. д.);

3. Психологические (результаты обучения зависят от учебных возможностей учащихся, уровня и стойкости внимания, особенностей мышления и т. Д.);

4. Социологические (развитие индивида зависит от развития всех других индивидов, с которыми он находится в прямом или косвенном общении, от уровня интеллектуальной среды, от стиля общения учителя с учащимися и т. д.);

5. Организационные (эффективность процесса обучения зависит от организации, от того, насколько он развивает у учащихся потребность учиться, формирует познавательные интересы, приносит удовлетворение, стимулирует познавательную активность и т. д.).

Закономерности  обучения находят свое конкретное выражение  в принципах и вытекающих из них  правилах обучения.

Тема 8. Принципы обучения

В современной  дидактике под принципами обучения понимают исходные, руководящие идеи, нормативные требования к организации  и осуществлению образовательного процесса. Принципы обучения определяют деятельность обучающего и характер познавательной деятельности обучаемого.

В классической дидактике наиболее общепризнанными  считаются следующие дидактические  принципы: научности, наглядности, доступности, сознательности и активности, систематичности  и последовательности, прочности, связи  теории с практикой. Рассмотрим их и  отметим некоторые правила, обеспечивающие реализацию этих принципов.

Принцип научности обучения предполагает соответствие содержания образования уровню развития современной науки и техники, опыту, накопленному мировой цивилизацией. Данный принцип требует, чтобы для усвоения обучаемым предлагались подлинные, прочно установленные наукой знания (объективные научные факты, концепции, теории, учения, законы, закономерности, новейшие открытия в разных областях человекознания) и при этом использовались методы обучения, по своему характеру приближающиеся к методам изучаемой науки.

Правила реализации требований принципа научности:

- использование  логики и языка изучаемой науки;

- изложение  основных понятий и теорий  должно быть максимально приближенным  к уровню современного понимания  данных вопросов наукой;

- использование  методов конкретной науки;

- изучение  объектов в развитии, раскрытие  диалектики общественных и природных  явлений и формирование диалектического  склада мышления;

- обеспечение  правильного восприятия изучаемых  объектов на основе выделения  их существенных сторон;

- использование  в обучении научных методов  познания природных и общественных  явлений.

Принцип доступности требует, чтобы содержание, объем изучаемого и методы его изучения соответствовали уровню интеллектуального, нравственного, эстетического развития учащихся, их возможностям усвоить предлагаемый материал.

При слишком  усложненном содержании изучаемого материала у учащихся понижается мотивационный настрой на учение, быстро ослабевают волевые усилия, резко падает работоспособность, появляется чрезмерное утомление. Вместе с тем  принцип доступности не означает, что содержание обучения должно быть упрощенным, предельно элементарным. Исследования и практика показывают, что при упрощенном содержании снижается  интерес к учению, не формируются  необходимые волевые усилия, не происходит желаемого развития учебной работоспособности. В процессе обучения слабо реализуется  его развивающая функция.

Чтобы реализовать  на практике принцип доступности, надо соблюдать ряд правил:

- в обучении  идти от легкого к трудному, от известного к неизвестному, от простого к сложному, от  близкого к далекому;

- объяснять  простым, доступным языком;

- управлять  познавательной деятельностью учащихся: плохой педагог сообщает истину, оставляя ее недоступной для  понимания, хороший – учит  ее находить, делая доступным  процесс нахождения;

- учитывать  различия в скорости восприятия, темпе работы, доминирующих видах  деятельности, интересах, жизненном  опыте, особенностях развития  разных учеников;

- использовать  аналогию, сравнение, сопоставление,  противопоставление и другие  приемы;

- введение  каждого нового понятия должно  не только логически вытекать  из поставленной познавательной  задачи, но быть подготовлено  всем предшествующим ходом обучения;

- доступность  связана с работоспособностью: развивая  и тренируя работоспособность,  необходимо приучать учащихся  осуществлять все более длительную  и интенсивную мыслительную деятельность.

Принцип сознательности и активности в обучении требует осознанного усвоения знаний в процессе активной познавательной и практической деятельности. Сознательность в обучении – это позитивное отношение обучаемых к обучению, понимание ими сущности изучаемых проблем, убежденность в значимости получаемых знаний. Сознательное усвоение знаний обучаемыми зависит от ряда условий и факторов: мотивов обучения, уровня и характера познавательной активности, организации учебного процесса, применяемых методов и средств обучения и т. д. Активность обучаемых – это их интенсивная умственная и практическая деятельность в процессе обучения. Активность выступает как предпосылка, условие и результат сознательного усвоения знаний, умений и навыков.

Для реализации на практике принципа сознательности и активности надо соблюдать ряд  правил:

- добиваться  четкого понимания обучаемыми  целей и задач предстоящей  работы;

- использовать  увлекательные факты, сведения, примеры;

- применять  наглядные пособия, использовать  технические средства;

- вовлекать  учащихся в практическую деятельность  по применению теоретических  знаний;

- использовать  активные и интенсивные методы  обучения;

- учить  учащихся находить причинно-следственные  связи;

- поддерживать  оптимизм учащихся и уверенность  в успехе.

Принцип наглядности. Установлено, что эффективность обучения зависит от степени привлечения к восприятию всех органов чувств человека. Чем более разнообразны чувственные восприятия учебного материала, тем более прочно он усваивается. Эта закономерность давно нашла свое выражение в дидактическом принципе наглядности.

Наглядность в дидактике понимается более  широко, чем непосредственное зрительное восприятие. Она включает в себя и восприятие через моторные, тактильные, слуховые, вкусовые ощущения.

Принцип наглядности в обучении реализуется  путем демонстрации изучаемых объектов, иллюстрации процессов и явлений, наблюдений за происходящими явлениями  и процессами в кабинетах и  лабораториях, в естественных условиях, в трудовой и производственной деятельности.

Правила, раскрывающие применение принципа наглядности:

- наглядность  должна отражать сущность изучаемых  предметов и явлений, ярко и  образно показывать то, что необходимо  усвоить;

- лучше  один раз увидеть, чем сто  раз услышать;

- наглядность  использовать не как цель, а  как средство обучения;

- не перегружать  учащихся конкретно-образным восприятием  изучаемых закономерностей, чтобы  не задерживать абстрактно-логическое  мышление;

- наглядность  использовать не только для  подтверждения достоверности изучаемых  предметов и явлений, но и  как источник знаний;

- по мере  взросления детей необходимо  больше использовать символической  наглядности взамен предметной;

- использовать  различные виды наглядности в  меру, так как чрезмерное их  количество рассеивает внимание  и мешает восприятию главного;

- наглядность  должна эстетически воспитывать;

- учитывать  возраст учащихся в процессе  использования разнообразных средств  наглядности.

Информация о работе Лекция по "Педагогике"