Логопедическая работа с младшими школьниками с аграмматической формой дисграфии в условиях инклюзивного обучения в общеобразовательны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2014 в 15:47, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность исследования. Одна из приоритетных целей социальной политики России - модернизация образования в направлении повышения доступности и качества для всех категорий граждан. В связи с этим, значительно возрос заказ общества на инклюзивное образование.
В результате воздействия многих неблагоприятных факторов за последние 2 десятилетия резко возросло число детей с различными формами нарушений психического и соматического развития

Содержание

Введение………………………………………………………………………….. 2
Глава 1. Работа с учащимися с ограниченными возможностями здоровья
в условиях общеобразовательной школы……………………………………… 4
1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей с ограниченными
возможностями здоровья и особенности их обучения в условиях
общеобразовательной школы……………………………………………….….. 4
1.2. Создание специальных условий для получения образования детьми
с ограниченными возможностями здоровья………………………………….. 14
1.3. Особенности развития речи детей с ограниченными
возможностями здоровья………………………………………………….…… 17
Глава 2. Исследование речи младших школьников с аграмматической
формой дисграфии................................................................................................ 22
2.1. Организация и методика эксперимента……………………..…….…........ 22
2.2. Анализ результатов эксперимента…………………………….….……..... 24
Глава 3. Логопедическая работа с младшими школьниками с
аграмматической формой дисграфии в условиях инклюзивного обучения
в общеобразовательных школах………………………………………………. 28
3.1. Организационные основы работы……………….…………….…………. 28
3.2. Рекомендации по проведению коррекционных занятий по
преодолению аграмматической формы дисграфии
у младших школьников……………………………………………..………….. 32
Заключение……………………………………………………………………… 48
Список литературы……………………………………………….……………..

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая (1).docx

— 124.58 Кб (Скачать файл)

  Без ударения – кошЕЧКа с брошЕЧКой.

Слова: сестричка, косичка, синичка, табличка.

Шишечка, ложечка, чашечка, блюдечко, семечко, времечко, бумажечка, ручечка, бочечка, точечка, Анечка, Ванечка, Танечка, Колечка, Сонечка.

6. Ласково говорим с  –ОНЬК- и запоминаем.

  Суффикса –ИНЬК- не бывает,

Пишем –ЕНЬК-.

Слова: тихонький, лёгонький, мягонький, сухонький, плохонький.

Рыженький, беленький, черненький, серенький, синенький, жёлтенький, маленький, низенький, весёленький, остренький, кисленький, темненький, вкусненький, слабенький, добренький.

7. Не бывает приставки  ПОТ-,

  Есть только приставка ПОД -:

Подладить, подбросить, подставить, подделать, подлететь, подсмотреть, подвезти, подпилить, подложить, подсказка, подборка, подстилка, подшивка, подстёжка, подснежник, подсвечник, подкопка, подшитый, подрезанный, поджаренный, подкрашенный, подброшенный, подпиленный, подсказанный.

8. Не бывает приставки  ОД,

Есть приставка ОТ-:

Отбросить, отделать, отчистить, отпарить, отгладить, отрастить, отплясать, отплатить, отбежать, отвязать, отгадать, отдать, отослать, откос, отогнать, оторвать, отзыв, отсвет, отделение, отключение, отдаление, откопанный, отдавленный, отдаленный, отведенный.

9. Есть только приставка  ПРЕД-,

Независимо от звучания:

Предотвращать, предполагать, предубеждать, предохранять, предрекать, предстоять, предвещать, предчувствовать, предсказывать, предместье, предплечье, предписание, предвкушение, предприниматель, председатель, предсказатель, предположительный, предложенный, предвиденный.

10. Приставки З- не бывает,

Есть только приставка С-:

Сломать, слизать, связать, смолчать, скосить, сточить, сгореть, слепить, снести, свезти, смещение, стушить, смягчение, сбережённый, сгущенный, сковано, сдержано, стеснённо.

  11. Перед глухими согласными

 Мы пишем приставку  РАС-,

А перед звонкими и перед гласными

Она превращается в РАЗ-.

Распечатать, расплескать, растянуть, раскидать, расколоть, распарить, раскрыть, распутать, распилить, раскусить, раскалить, раскопка, раскачка, распорка, расплетание, расписанный, раскопанный.

Разгрести, разделать, раздеться, разбить, разбавить, разлить, разрушить, разрыть, разрубить, размывание, различение, разделение, разжигание, разбавление, разгорание, разборка, разлив, размер, разведчик.

12. Приставка РАС- и корень  СВЕТ-

Отсюда два С в слове РАССВЕТ.

  Приставка РАС- и корень ЦВЕТ –

Одно только С в слове РАСЦВЕТ.

Рассмотреть, рассчитать, рассекретить, расстегнуть, расстелить, рассудить, расстроить, рассадить, расстояние, расселение, рассердить, рассорить, расстояние, рассовать.

  13. Перед глухими согласными

Мы пишем приставку ИС-,

А перед звонкими и перед гласными

Она превращается в ИЗ-.

Испечь, исцелить, исправить, испортить, исполнить, искупить, испугать, исписать, испарить, исполнение, испарение, исхудание, исцеление, истощение, искривление, испытанный, исправленный.

Изгладить, измазать, измерить, изведать, измять, измельчить, излучение, изменение, изложение, извержение, изгнание, издание, изобретать, изучать, изумлять, изобретение, изучение, изобильный, изображение.

14. Приставку ПЕРЕ- знать нам надо

Она поможет преодолеть преграду,

  Переделать сделанное раннее

  И пишется с двумя Е.

Переплыть, перелететь, переползти, переехать, перелезть, перенести, перепрыгнуть, перешагнуть, переодеть, переобуть, перепахать, перелить, перекоп, перелет, пересчитать, перепродать, пересказать, перемена, перевоз, перелом, переход, переключение, перекраска, перенаселение, перевоплощение, перевоспитание, перегретый, переодетый, переплавленный, перевитый, перекрытый, переученный.

15. Если решили ПРИ-близиться

  Нужно ПРИ- писать.

Когда решили путь кому-то ПРЕ-граждать,

  То ПРЕ- приходится писать.

Приближаться, приземляться, приезжать, придвигаться, прибегать, приплывать, приползать, прибивать, пришивать, примеривать, привинчивать, прикручивать, причаливать, припаивать, привязывать, прививать, привозить, пригребать, приносить, приоткрыть, притворить, приезд, приход, прилет, прилив, призыв, привод, прививка, приклейка.

Предавать, превращать, прекращать, пребывать, презирать, пресекать, превосходить, преподавать, преподносить, пренебрегать, претерпевать, препровождать, преуменьшать, превозмогать, преображение, преломление, прекращение, пресыщение, пребывание, преступление, прегрешение, преуменьшение.

16. Можно быть ПРЕ-добрым, ПРЕ-умным,

  Коль качества высшая степень,

  Зато ПРЕ- нам послужит верно:

Превосходный, преспокойный, пребогатый, прелюбезный, преогромный, прекрасный, прескверный, пресветлый, премудрый, престарый, премилый, премногий, предобрый, преострый, преумный, преглупый, пребольшой, пребольной, преплохой, претупой, преродной.

39. Образование имён существительных  при помощи уменьшительных суффиксов.

Ёлка – ёлочка, Чашка – чашечка,

Белка – белочка, Кружка – кружечка,

Галка – галочка, Кошка – кошечка,

Полка – полочка. Ложка – ложечка.

Белочка скачет по ёлочке, У нашей бедной кошечки

Галочка села на полочку. Ни чашечки, ни ложечки.

40. Образование имён прилагательных  при помощи уменьшительных суффиксов.

Беленькое платьице, Серенький мышонок,

Синенький сачок, Рыженький котёнок,

Жёлтенькое креслице, Зелененький листок,

Черненький жучок. Голубенький цветок.

41. Образование относительных  прилагательных.

Ложка из дерева – деревянная, Из картона коробка картонная-

Ложка из олова – оловянная. В неё можно игрушки сложить.

Воротник из меха – меховой, Из бетона стена бетонная,

Шарфик из шерсти – шерстяной. Будет долго она служить.

42. Образование притяжательных  прилагательных.

У ежа ежовые иголки, У волка есть волчий хвост

Чёрненький смешной ежовый нос. И серая волчья шуба.

Можно встретить ёжика у ёлки. Волк – очень опасный гость:

Есть ли у него ежовый хвост? Слишком остры волчьи зубы.

43. Образование наречий  от имён прилагательных.

Реки быстрые – быстро текут, Небо высокое высоко,

Кони дружные – дружно бегут, Звёзды далёкие далеко,

Песни тихие – тихо звучат, Море глубокое глубоко,

Капли частые – часто стучат. Поле широкое широко.

44. Образование глаголов  при помощи приставок.

Птицы улетают, Птицы прилетают,

Рыбы уплывают, Рыбы приплывают,

Звери убегают, Звери прибегают,

Змеи уползают. Змеи приползают.

45. Образование имён существительных  при помощи приставок.

Подосиновики - под осинами, Подоконник у нас под окном,

Подберезовики – под березами. А подушку кладем мы под ушко.

Я любуюсь грибами красивыми, Все задворки всегда за двором.

Жаль, исчезнут они с морозами! Где подполье, скажи мне?

46. Образование сложных  слов.

Что падает при звездопаде, листопаде, снегопаде?

Кого ловят рыболов, зверолов, птицелов, змеелов?

Что чистят зубочисткой, рыбочисткой, картофелечисткой?

Где ходят луноходы, мореходы, вездеходы, пешеходы?

Что делают скоро (быстро) скороварка, скороход, скоросшиватель?

А что такое скороговорка?

50. Образование однокоренных  слов.

Морозно морозной зимой, Мы с соседями рядом живем,

По морозцу спешу я домой, К нам соседский повадился кот,

Замерзли и уши и нос - Присоседился, ходит к нам в дом

Ведь не шутит зимою мороз. И соседство своё признаёт.

Дети, детки, детвора! Мы маму часто мамочкой зовем,

В детский сад давно пора. Мамулей называем иногда,

В детстве любят все играть, И мамины все вещи бережем,

Бегать, прыгать и скакать. И слушаем совет её всегда.

51. Единственное и множественное  число имён существительных.

Мы любим моря и озёра, Здесь деревья росли в тишине,

Мы любим сады и поля, Но остались от них только пни.

Равнины, высокие горы - Птицы любят летать в вышине

Красавица наша Земля! И особенно – в ясные дни.

52. Употребление имён существительных  с предлогами.

Берёзка у ёлки, Белка на ёлке,

Куст перед ёлкой, Ворона над ёлкой,

Грибочек под ёлкой, Лиса идет к ёлке,

А заяц – за ёлкой. А ёжик – от ёлки.

Кушать садятся за стол, Ваза стоит на столе,

Выходят из-за стола. Люстра висит над столом,

Нож уронили под стол, Стулья стоят у стола,

Достали из-под стола. Дети сидят за столом.

53. Изменение глаголов  по временам, числам и родам.

Вчера мы играли, Вчера мы читали,

Сегодня играем Сегодня читаем

И завтра будем играть. И завтра будем читать.

Жук летал, и пчела летала, Наступило утро,

Жук жужжал, и пчела жужжала, Наступил вечер,

Жук устал, и пчела устала. Наступила ночь.

Видно, летали они немало.

  54.Согласование имён прилагательных с существительными в роде и числе.

Кофта большая, Синее небо,

Платье большое, Прохладный вечер,

Свитер большой. Звездная ночь.

Травка степная, Доброе утро,

Раздолье степное, Ласковый ветер,

Ветер степной. Милая дочь.

  55. Согласование имён существительных с числительными.

Купили мы двадцать ложек, Кукуют десятки кукушек,

Пять чайников, шесть кастрюль, Квакают сотни лягушек,

Семь сковородок, пять плошек. Сотни жужжат комаров

Сложим ли всё в один куль? И где-то мычат пять коров.

Две девочки, Два тюленя, Четыре муравья,

Две белочки, Два оленя, Четыре соловья,

Три мальчика, Три ежа Двое теплых тапок,

Три зайчика. И тир ужа. Четверо перчаток.

56. Игра «Четвертый лишний».

- борьба, борец, бороться, воевать;

- вражда, враг, противник, вражеский;

- смешной, смех, смешать, смешить;

- ветер, вихрь, ветерок, безветрие;

- сосна, дерево, деревцо, деревянный.

В Приложении приведен пример логопедического занятия по устранению аграмматической дисграфии во 2-м классе на тему "Дифференциация предлогов -в и -на (со значением местонахождения)".

Выводы по третьей главе. Основными составляющими организации эффективного инклюзивного обучения в общеобразовательных школах детей с нарушением письменной речи являются: создание благоприятной психологической атмосферы для адаптации детей с аграмматической формой дисграфии; организация специального психолого-педагогического сопровождения для удовлетворения особых образовательных потребностей. Работа по этим двум основным направлениям проводится коллективом педагогов и специалистов, работающих в школе, где реализуются принципы инклюзивного обучения.

В качестве рекомендаций по проведению коррекционных занятий по преодолению аграмматической формы дисграфии у младших школьников можно дать следующие. Исследование показало, что аграмматическая дисграфия проявляется в нарушении грамматического строя речи. Соответственно, можно рекомендовать такие основные направления работы: уточнение структуры предложения, развитие функции словоизменения и словообразования, морфологический анализ состава слова, однокоренные слова.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Дети с ограниченными возможностями здоровья - это дети с нарушением психофизического развития, нуждающихся в специальном (коррекционном) обучении и воспитании. К основным категориям детей с ОВЗ относятся: дети с задержкой психического развития; дети с нарушениями интеллекта; дети с нарушениями слуха; дети с нарушениями зрения; дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата; дети с нарушениями речи; дети с расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения; дети с множественными нарушениями; дети с тяжелыми хроническими соматофизическими болезнями. В зависимости от характера и степени тяжести первичного нарушения, последствий в виде ограничения функционирования органов и систем организма они имеют специфические образовательные потребности. Специфические образовательные потребности детей различны и зависят от возраста, характера, степени тяжести первичного нарушения здоровья, а зачастую и его структуры, выраженности их последствий. Именно их наличие определяет объективную потребность в использовании других, не традиционных, а специальных способов педагогического воздействия.

Информация о работе Логопедическая работа с младшими школьниками с аграмматической формой дисграфии в условиях инклюзивного обучения в общеобразовательны