Место гимнастики в педагогической системе физического воспитания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 13:32, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы: воспитание силовых способностей на уроках гимнастики в средних классах.
Для того чтобы раскрыть суть поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
Изучить теоретическую основу воспитания силовых способностей на уроках гимнастики в средних классах.
Провести анализ воспитания силовых способностей на уроках гимнастики в средних классах.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СИЛОВЫХ
СПОСОБНОСТЕЙ НА УРОКАХ ГИМНАСТИКИ В СРЕДНИХ КЛАССАХ..5
Место гимнастики в педагогической системе физического
воспитания…………………………………………………………………………5
Особенности развития силовых способностей у детей среднего
школьного возраста……………………………………………………………...11
1.3 Методы воспитания силовых способностей на уроках гимнастики в
5–6 классах……………………………………………………………………….16
2. АНАЛИЗ ИССЛЕДОВАНИЯ СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ НА
УРОКАХ ГИМНАСТИКИ В СРЕДНИХ КЛАССАХ…………………………20
2.1 Методика проведения силовых способностей на уроках
гимнастики……………………………………………………………………….20
2.2 Анализ результатов проведенной методики у детей среднего
возраста………………………………………………………………………...25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………..30
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………...32

Вложенные файлы: 1 файл

СОДЕРЖАН14.docx

— 244.39 Кб (Скачать файл)

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3

1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ  РАЗВИТИЯ СИЛОВЫХ 

СПОСОБНОСТЕЙ НА УРОКАХ ГИМНАСТИКИ В СРЕДНИХ КЛАССАХ..5

    1. Место гимнастики в педагогической системе физического

воспитания…………………………………………………………………………5

    1. Особенности развития силовых способностей у детей среднего

школьного возраста……………………………………………………………...11

1.3 Методы воспитания силовых  способностей на уроках гимнастики в

5–6 классах……………………………………………………………………….16

2. АНАЛИЗ ИССЛЕДОВАНИЯ  СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ НА 

УРОКАХ ГИМНАСТИКИ В СРЕДНИХ  КЛАССАХ…………………………20

2.1 Методика проведения  силовых способностей на уроках 

гимнастики……………………………………………………………………….20

2.2 Анализ результатов  проведенной методики у детей  среднего 

возраста………………………………………………………………………...25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...28

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………..30

ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………...32

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность. Основной формой организации силовых способностей на уроках гимнастики в средних классах являются уроки физической культуры с гимнастической направленностью. Наряду с этим гимнастические упражнения включаются в физкультурно-оздоровительные занятия в режиме дня (упражнения на больших переменах, физкультминутки, вводная гимнастика, игры и др.), в мероприятия по внеклассной работе по физическому воспитанию: физкультурно-спортивные праздники, внутришкольные и внешкольные спортивные соревнования, занятия в спортивных секциях. [1, с. 45]

Средний школьный возраст является самым благоприятным периодом для развития всех силовых качеств школьников. Развитие силовых качеств зависит от функционального состояния ряда систем организма. В детском, подростковом и юношеском возрасте имеются благоприятные потенциальные возможности для воспитания силовых физических качеств, при условии рационального организационного педагогического процесса. Путём целенаправленного педагогического воздействия можно оказать положительное влияние на двигательную функцию человека.

Сила является основополагающим физическим качеством человека. И  самое замечательное в характеристике силы (согласно законам движения Ньютона) - это их точная количественная форма  оценки. В этой связи можно говорить не только о некотором взаимодействии тел, но можно это взаимодействие измерять. Количественная мера воздействия  тел друг на друга называется в  механике силой.

Сила является основополагающим физическим качеством человека. Ее можно развивать с использованием различных средств. Но, как показали многочисленные исследования, наиболее эффективно она поддается тренировке, когда применяются отягощения, причем отягощения дозированные, т.е. учитывающие физические возможности того или иного атлета. Каждое силовое упражнение характеризуется определенными физиологическими особенностями и оказывает то или иное специфическое воздействие на организм. При выполнении максимальных силовых усилий в сократительный акт кратковременно вовлекаются большое число двигательных мышечных единиц. Мощные сокращения мышц стимулируют не только развитие мускулатуры, но и все функции организма. [2, с. 10]

Занятия на уроках гимнастики приводят детей среднего школьного возраста к стойким прогрессивным структурным изменениям внутренних органов. Это в первую очередь относится к сердцу, поскольку к этому важнейшему органу спортивная деятельность предъявляет особенно высокие требования. В результате тренировки увеличиваются размеры сердца.

Цель курсовой работы: воспитание силовых способностей на уроках гимнастики в средних классах.

Для того чтобы раскрыть суть поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:

  1. Изучить теоретическую основу воспитания силовых способностей на уроках гимнастики в средних классах.
  2. Провести анализ воспитания силовых способностей на уроках гимнастики в средних классах.

Объект исследования: силовые способности детей среднего школьного возраста.

Предмет исследования: силовые способности на уроках гимнастики.

Методы исследования: наблюдение, изучение и обобщение передового тренерского и преподавательского опыта, теоретический анализ научно-методической литературы.

Гипотеза исследования: предположим что, занимаясь на уроках гимнастики, повышается уровень развития силовых способностей у детей среднего школьного возраста.

 

1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СИЛОВЫХ  СПОСОБНОСТЕЙ НА УРОКАХ ГИМНАСТИКИ  В СРЕДНИХ КЛАССАХ

 

1.1 Место гимнастики в педагогической системе физического воспитания

Гимнастика – одно из действенных и универсальных  средств физического воспитания, применяемое с целью образования, спортивной подготовки, оздоровления, восстановления, лечения, приобретения жизненно необходимых навыков прикладного, производственного или оборонного значения. Она является хорошим средством для укрепления здоровья и играет существенную роль в оздоровлении людей разного возраста и пола, разного уровня физической подготовленности, спортсменов и начинающих заниматься спортом.

Гимнастические упражнения оказывают положительное влияние  на показатели деятельности жизненно важных органов и систем, активизируют обмен веществ, развивают нервно-мышечный аппарат, улучшают кондиции (силу, выносливость, гибкость, координацию) и фигуру (путем снижения количества жира, исправления осанки, изменения пропорций тела). Средства гимнастики благотворно влияют на формирование личности.

В соответствии с целями физического воспитания возможны следующие  направления применения гимнастических упражнений:

  • использование гимнастических упражнений в процессе общего физического развития человека;
  • применение средств гимнастики для формирования жизненно важных навыков, необходимых в трудовой и повседневной практике;
  • освоение сложных гимнастических упражнений в процессе интенсивной физической подготовки и спортивной практики.

В качестве основных средств  воспитания силовых способностей на уроках гимнастики применяют упражнения, характеризующиеся высокой мощностью мышечных сокращений. Иначе говоря, для них типично такое соотношение силовых и скоростных характеристик движений, при котором значительная сила проявляется в возможно меньшее время. Такого рода упражнения принято называть силовыми. [3, с. 75]

Состав силовых упражнений, предусматриваемых программами  физического воспитания, широк и  разнообразен. В него входят различные  рода прыжки, метания, толкания, броски и быстрые поднимания спортивных снарядов или других предметов, скоростные перемещения циклического характера, ряд действий в играх и единоборствах, совершаемых в короткое время  с высокой интенсивностью. Из этого  обширного комплекса упражнений для строго регламентированного  воздействия на силовые способности  выбирают преимущественно те, которые  удобно регулировать степени отягощения. Большую часть таких упражнений применяют с нормированными внешними отягощениями, периодически варьируя степень отягощения, поскольку многократное повторение движений со стандартным  отягощением, даже если они выполняются  с максимально возможной скоростью, постепенно приводят к стабилизации уровня мышечных напряжений, что лимитирует развитие силовых способностей.

Особую группу составляют специальные упражнения с мгновенным продолжением ударно-воздействующего  отягощения, которые направлены на увеличение мощности усилий, связанных  с наиболее полной мобилизацией реактивных свойств мышц. Самой большой проблемой  при дозировании силовых нагрузок является выбор отягощения.

В процессе развития силовых  способностей внешние отягощения должны находится в пределах 30% от индивидуального  максимума. Применяются упражнения с незначительными внешними отягощениями (мяч, граната). Обязательными методическими  условиями при развитии силовых  качеств являются выполнение каждого  повторения с максимально возможным результатом, то есть коэффициент напряжённости при выполнении должен быть как можно ближе к первому результату.

Важное значение, имеет количество повторений в серии. Считается, что развитие силовых способностей продолжается до тех пор, пока снижение результатов не будет 10% от максимального, то стоит прекратить выполнение упражнения. В противном случае, если продолжить выполнение упражнений, то будет развиваться силовая выносливость. Интервалы отдыха между сериями силовых упражнений должны быть достаточными для полного восстановления. Начиная следующую серию, занимающийся должен показать максимальный результат. Упражнения силовой направленности необходимо проводить в начале основной части занятий. [4, с. 86]

Для развития силовых способностей применяют следующие методы:

  • методы строго регламентированного упражнения;
  • соревновательный метод;
  • игровой метод.

Наиболее распространёнными  методами развития силовых способностей являются методы повторного выполнения упражнения и круговой тренировки. Метод повторного выполнения упражнения позволяет избирательно развивать  определённые мышечные группы (например, метание набивного мяча от груди  развивает преимущественно мышцы  плеча). Метод круговой тренировки обеспечивает комплексное воздействие на различные  группы мышц. Упражнения подбирают  таким образом, чтобы каждая последующая  серия включала в работу новую  мышечную группу, позволяла значительно  повысить объём нагрузки при строгом  чередовании работы и отдыха. Во время выполнения упражнений отягощение может быть либо постоянным, либо меняющимся. Примером постоянного отягощения является всё тело школьника в упражнениях  с приседаниями или подтягиваниями.

В последнее время большую  популярность получил так называемый ударный метод развития силовых  способностей. Примером его является прыжок вниз с возвышения с дальнейшим выпрыгиванием (прыжок в глубину). Максимальный эффект при этом достигается в результате феномена меостатического эффекта, то есть предварительное растяжение мышц, создающего условия для более мощного последующего их сокращения.

Очень эффективным в подростковом возрасте является игровой метод  развития силовых способностей. Известно, что в подростковом возрасте дети стремятся к настоящему соревнованию, поэтому применять на уроках различные  игровые упражнения с проявлением  силовых способностей очень целесообразно. При этом упражнения выполняются  очень эмоционально, без излишних напряжений. Кроме того, данный метод  обеспечивает широкую вариативность  действий, препятствующую образованию  «скоростного барьера».

Все гимнастические упражнения условно можно разделить на 8 групп. Подобное группирование средств гимнастики облегчает подбор необходимых упражнений для решения тех или иных задач.

Строевые упражнения – несложные двигательные действия служебного характера, используемые для организованного проведения занятий, рационального размещения занимающихся во время выполнения упражнений. Самостоятельное значение имеют при приобретении навыков ритмичных согласованных действий при ходьбе и беге под счет или музыкальное сопровождение, навыков правильной осанки.

Общеразвивающие упражнения (ОРУ) – координационно-несложные движения, которые применяются для всестороннего развития организма, для развития функциональных возможностей, для воспитания «школы движений» и т.п. ОРУ можно выполнять без предметов, с предметами и отягощениями, на снарядах и тренажерах, на месте и в движении, одному или вдвоем. [5, с. 87]

Акробатические  упражнения – весьма действенное средство развития двигательных способностей, координации, ловкости, воспитания решительности и смелости. Различные движения и положения тела, в том числе и переворачивания через голову, оказывают специфическое воздействие на внутренние органы, повышая их функциональную устойчивость. Доступность акробатических упражнений и возможность их беспрерывного усложнения позволяет использовать их в общей и прикладной физической подготовке, в различных видах спорта с целью специальной подготовки. К акробатическим упражнениям относят прыжки, балансирования, вольтижные элементы, выполняемые индивидуально, в парах, втроем, вчетвером, а также групповые пирамиды (фигурные построения с поддержками).

Прыжки в гимнастике делятся на простые (неопорные) и опорные и характеризуются выраженной фазой полета. Опорные прыжки представляют собой движения, целью которых является преодоление препятствия с промежуточной опорой руками. Прыжки служат прекрасным средством формирования прикладных умений и навыков (напрыгивание, спрыгивание, перепрыгивание (преодоление) препятствий); развития ловкости, прыгучести, быстроты; воспитания волевых качеств личности – смелости, настойчивости, целеустремленности, силы воли. [17, с. 87]

Информация о работе Место гимнастики в педагогической системе физического воспитания