Методика орфографии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 13:13, курсовая работа

Краткое описание

Проблема обучения детей грамоте всегда стояла чрезвычайно остро не только в педагогике, но и в социальной жизни, так как грамотность народа – это его оружие в борьбе за культуру. Поэтому достижение высокого качества орфографических навыков по-прежнему остается одной из наиболее сложных задач начального обучения.

Содержание

СОДЕРЖАНИЕ 1

Введение 3

Глава I. Лингвистические основы обучения орфографии в школе 4

1.1. Понятие об орфографии и её разделы 4

1.2. Основные принципы русской орфографии 5

Глава II. Психолого-педагогические основы формирования орфографического навыка у младших школьников. 13

2.1. Психолого-педагогическая характеристика орфографического навыка 13

2.2. Сущность орфографического правила. 18

2.3. Психологические особенности процесса письма у младших школьников 22

Глава III. методика работы над формированием орфографических навыков у младших школьников 25

3.1. Условия формирования орфографических навыков у младших школьников 25

3.2. Типы орфографических ошибок и причины их возникновения у младших школьников 28

3.3. С чего начинать орфографическую работу? 37

3.4. Основные методы, приёмы и виды упражнений, используемые для формирования орфографических навыков у младших школьников на примере темы «Безударные гласные в корне слова» 43

3.5. Использование карточек с выборочным ответом при повторении орфографии на примере темы «Безударные гласные в корне слова» 62

Заключение 65

Библиография 67

Вложенные файлы: 1 файл

халява.docx

— 130.34 Кб (Скачать файл)

Фонетико-графические  написания не вызывают у пишущих  затруднений, поэтому обычно их просто не замечают; но в начальных классах  их роль очень велика. Фонетико-графические  написания не противоречат морфологическому принципу русской орфографии, так  как не ведут к неодинаковому  написанию морфем. Но их опасность в том, что они всё же создают у учащихся иллюзию благополучия, иллюзию соответствия буквы звуку, что на самом деле бывает далеко не всегда.

Случаи  типа «стол», «рука», «лампа» (фонетические написания) отражают фонемный состав этих слов и не противостоят морфологическому принципу орфографии. Итак, фонетический принцип русской орфографии заключается  в том, что в словах пишутся  звуки так, как слышатся, т.е. написание  передаёт звучание слова.

На фонетическом принципе основаны:

1) написание  приставок на з-: без-, воз-, них-, из-, раз-, чрез-, через-. Так, перед корнем, начинающимся глухим согласным  пишется буква с, а в остальных  случаях сохраняется з: бесклассовый, безвредный, известить, испить, ниспадать;

2) написание  ударяемых гласных: дом, лес,  сад;

3) правописание  гласных в приставках раз-, рас-, роз-, рос-: под ударением слышится  О и пишется О; в безударном  положении слышится А и пишется  А: розыск – разыскивать, роспись  – расписка;

4) написание  Ы вместо начального И в  корне после приставок на твёрдый  согласный: играть, но сыграть,  искать, но сыскать, история, но  предыстория;

5) написание  под ударением О и в безударном  положении Е в окончаниях существительных,  прилагательных и наречий после  шипящих: душой, но кашей, большой,  но рыжего, горячо, свежо, но певуче, бойче;

6) написание  под ударением – ОЙ, в безударном положении – ЫЙ в окончаниях прилагательных, причастий и порядковых числительных: большой, но новый, восьмой, но пятый;

7) написание  Ы после Ц: лисицын, синицын,  сестрицын;

8) написание  Ь после мягкого Л: соль, уголь,  сильный.

В системе  орфографических правил есть и такие, которые опираются на фонетический принцип и находятся в резком противоречии с ведущим, морфологическим  принципом. Противоречие состоит в  том, что морфемы (в данном случае – приставки на - -з) пишутся не единообразно, а в зависимости от произношения, отражая позиционное чередование. Приставки из-, ис-, раз-, рас-, вз-, вс-, через-, черес- и другие морфологическому принципу не подчиняются. Согласно правилу, эти приставки пишутся с буквой З перед гласными или звонкими согласными, а в остальных случаях – с буквой С: «безымянный, но «бесконечный». Нетрудно заметить, что написание З- (С- в этом примере соответствует произношению, т.е. подчинено фонетическому принципу.

Поскольку правила, опирающиеся на фонетический принцип, противоречат формирующемуся у детей пониманию системы  русской орфографии и вообще, трудные  для усвоения, то в курсе начальной  школы они не изучаются. Но слова, содержащие такие орфограммы, младшие  школьники встречают в письменной речи и пишут их,  усваивая на практической основе путём запоминания.

Можно подчеркнуть, что случаи, подобные правописанию приставок на –з-, немногочисленны: другие принципы орфографии, в основном не противоречат, а, наоборот, поддерживают морфологический принцип прусской орфографии. Таков третий принцип – традиционный (исторический). Согласно этому принципу  многие слова пишутся по традиции, без проверки правилами.

Не проверяемые  правилами слова весьма многочисленны: в тексте, характерном для письменной речи  младших школьников, их число  достигает 20% (многие из таких слов позднее, в старших классах, станут для  учащихся проверяемыми). По преимуществу это заимствованные из других языков слова. Многие из них вошли в русский  язык сравнительно недавно: «ванна»  – немецк., «чемодан» - персидск., иные в давние времена: «арбуз», «балык», «тулуп» – тюркск. и др.

На традиционно-историческом принципе основано:

1) написание  Г в род.п., ед.ч. прилагательных, причастий, неличных местоимений, порядковых числительных мужского и среднего рода: молодого (произносится – во), пятого (произносится – во). Написание Г сохранилось с тех далёких эпох, когда эти формы произносились с [г].;

2) по  традиции пишется буква И после  шипящих Ж и Ш. Эти согласные  были в древнерусском языке  мягкими, поэтому после них  было закономерным писать И, Е, Ё, Ю, Я, как слышится, но к 13 в. эти согласные отвердели, но написание И продолжается по традиции, хотя произносятся согласные твёрдо и слышится Ы, а не И: жить, шить;

3) по  традиции пишется Ь в окончаниях  глаголов настоящего и будущего  времени во 2 л. ед.ч.: читаешь, играешь;

4) по  традиции пишется, а никак не  объясняется написание с непроверяемыми  безударными гласными: гончар, болван, корабль, собака, вокзал;

5) суффиксы  -еньк, -тель, -очк, -ечк, -енн, -оват, -еват.

Итак, традиционно-исторические написания – это такие написания, которые не зависят ни от морфем, ни от произношений, а сохраняется  письмо по традиции.

С развитием  фонологии, с введением в научный  обиход понятия фонемы, был предложен  новый, фонематический принцип, который  некоторые ученые-лингвисты определяют как основной принцип русской  орфографии. Но, как говорилось выше, ведущая роль в проверке орфограмм принадлежит морфологическому подходу: необходимо знать, в корне, суффиксе, приставке или окончании находится орфограмма. И без морфологического подхода фонемный способ проверки слеп и применим лишь в простейших, очевидных случаях типа «вода» - «воды» или «луг» – «луга».

Невозможно  проверить написание слов [р  шот], [длиный], [шыт ] и множество других орфограмм, если не прибегать к морфологическому анализу. Морфологический принцип  все эти случаи объясняет; иными  словами, морфологический принцип  шире фонематического, он охватывает значительно  большее количество орфограмм, чем  фонетический. Авторы большинства учебных  пособий для вузов рассматривают  морфологический и фонематический принципы в тесной связи, но однако не равноправными, так как фонетический принцип есть часть морфологического.

 

Глава II. Психолого-педагогические основы формирования орфографического навыка 
у младших школьников.

2.1. Психолого-педагогическая  характеристика 
орфографического навыка

В учебном  процессе обеспечивается ускоренный темп познания явлений действительности. Процесс обучения строится с учетом возрастных особенностей учащихся, в  связи с чем соответственно изменяются формы и методы познавательной деятельности. Многие виды знаний приобретаются учащимися  не путём созерцания изучаемых объектов, а опосредованным путем, т.е. через  рассказ учителя, описания, различную  информацию.

Русский язык – один из самых трудных  школьных предметов. С одной стороны, знание родного языка дается ребенку  с детства, он овладевает им так же естественно, как дышит и растёт. С другой стороны, - это сложная  школьная дисциплина, требующая большого труда, источник бесчисленных неудач и  огорчений. Чтобы хорошо усваивать  правила русского языка и быстро и точно применять их, школьник должен овладеть целым рядом общих  умений и навыков. В педагогической психологии, общей дидактике и  частных методиках много внимания уделяется проблемам формирования у учащихся навыков и умений. В  связи с требованиями подготовки детей к труду, к жизни, к активному  участию в ней этот вопрос в  современной школе приобретает  особую актуальность.

Что же называется навыком?

Навыки  – автоматизированные компоненты деятельности, которые входят в ту или иную целенаправленную активность человека как средство достижения этой деятельности. По мере выработки  навыка лишние движения и операции устраняются, отдельные операции и  движения сливаются в одно сложное  действие, сознание все больше направляется не на способы действия, а переносится на его результаты, операции (двигательные, интеллектуальные) начинают осуществляться быстрее, улучшается самоконтроль.

Особой  разновидностью речевого навыка является орфографический навык. Орфографический навык – это навык письменной речи. Когда человек пишет письмо или книгу, он задумывается над содержанием того, о чём пишет, а не над орфографией каждого слова. Актуально осознает то, что находится в светлой точке сознания, т.е. является целью деятельности.

Грамотное письмо – речевая деятельность; каждый акт письма – сложное действие, в основе которого лежит наша речь; каждое написание так или иначе  отражает строй языка. Говоря о психофизиологической природе орфографического навыка, нужно  иметь в виду не только зрительные и рукодвигательные ощущения и представления, но и слуховые и речедвигательные (артикуляционные). Пишущий всегда отправляется от слышимого слова, различает в  нем основные звуки (фонемы), правильно  их произносит, и это в значительной мере обеспечивает правильный графический  образ слова. То есть, если ученик хорошо слышит слово, то и правильно его  пишет. Собственное произнесение слова  учеником помогает пишущему: проясняет  звуко-буквенный состав слова, регулирует процесс записи, содействует самопроверке написанного.

Два пути овладения навыками давно описаны  в литературе сторонниками грамматического  и антиграмматического направления  в методике обучения правописанию. Одним из безусловных достижений педагогической науки является безоговорочное признание положения, согласно которому наилучшие условия для обучения правописанию создаются тогда, когда  вначале это действие складывается как полностью осознаваемое. Особая заслуга в обосновании этого положения принадлежит психологам Л.И.Божович, Д.Н.Богоявленскому, С.А. Жуйкову, а также учёным-методистам А.М.Пешковскому, Л.Н.Гвоздеву, С.Н.Рождественскому и другим.

Под сознательным письмом понимается письмо на основе орфографических правил, в которых  обобщены фонетические, лексические  и другие особенности слов. Было доказано, что успешность обучению правописанию зависит от того, насколько  своевременно, глубоко и правильно  осознают ученики особенности слова  как языковой единицы.

Однако  одна из заслуг К.Д. Ушинского состоит в том, что он разработал теорию орфографических навыков, согласно которой сознательность и автоматизм не противопоставляются, не исключают друг друга, а являются различными стадиями образования навыка. Заметим, что К.Д. Ушинский допускал и возможность обучения орфографии механическим путем, каким обычно усваивали правописание писари, но принципиально он был против такого пути овладения правописанием.

Автоматизация действия, понимаемая как отсутствие преднамеренности и сознательности при его выполнении, не означает невозможности при определённых условиях и в случае необходимости  вновь сделать его сознательным. Это положение полностью относится  к орфографическому навыку. Орфографические  действия автоматизируются медленно. Время автоматизации зависит  от сложности орфограммы. Автоматизация  сознательных действий включает: во-первых, постепенное уменьшение роли осознавания  своих действий, во-вторых, свёртывание  умственных операций за счёт обосновывающих, а затем и оперативных суждений, в-третьих, объединение и обобщение частных действий в более крупные действия, в-четвертых, усовершенствование приёмов выполнения действий, отбор более рациональных способов решения орфографических задач и в конце концов автоматизирование действий, при котором учащиеся пишут по правилу, не осознавая самого правила, т.е. без всяких рассуждений.

В исследованиях  психологов Д.Н.Богоявленского, Л.М.Божович, Г.Г.Граник и др. раскрывается сам  механизм формирования орфографического навыка как образования временных  связей. Так, при формировании навыков правописания морфем слова эта же цепь ассоциаций имеет в своем составе несколько звеньев:

1) слухо-артикуляционное восприятие слова или предложения;

2) осмысливание  смыслового и грамматических  значений, морфемного состава слова;

3) зрительное  представление – реакция письма.

В школе  формируются следующие виды орфографических  умений и навыков:

  • нахождение в слове орфограмм;
  • написание слов с изученными видами орфограмм, в том числе слов с непроверяемыми написаниями;
  • обоснование орфограмм;
  • нахождение и исправление орфографических ошибок.

Условия, необходимые для формирования орфографических  навыков, таковы:

  • высокий научный уровень преподавания орфографии;
  • связь между формирование орфографических навыков и развитием речи;
  • знание орфографических правил;
  • знание схемы применения правил (схемы орфографического разбора) и умение производить орфографический разбор, способствующий применению правил;
  • упражнения, отрабатывающие умения применять орфографическое правило.

Причём  следует подчеркнуть, что упражнения и правильно понятая тренировка – это не повторение одного и  того же первично произведённого движения или действия, а повторное разрешение одной и той же задачи, в процессе которой первоначально движение (действие) совершенствуется и качественно  видоизменяется.

Как формируются  навыки? Как организовать быстрое, безошибочное и прочное овладение учащимися  навыками?

Умения  и навыки формируются на основе выполнения определенной системы упражнений, совершенствуются и закрепляются в процессе творческого  их применения в изменяющихся ситуациях.

Что же следует  понимать под термином «упражнение»?

В психологии упражнением называют многократное выполнение определённых действий или  видов деятельности, имеющее целью  их основание, опирающееся на понимание  и сопровождающееся сознательным контролем  и корректировкой. В этом определении  подчёркивается целенаправленность упражнений, которые осуществляются на основе понимания  и тщательно продуманного педагогического  руководства.

Информация о работе Методика орфографии