Методика орфографии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 13:13, курсовая работа

Краткое описание

Проблема обучения детей грамоте всегда стояла чрезвычайно остро не только в педагогике, но и в социальной жизни, так как грамотность народа – это его оружие в борьбе за культуру. Поэтому достижение высокого качества орфографических навыков по-прежнему остается одной из наиболее сложных задач начального обучения.

Содержание

СОДЕРЖАНИЕ 1

Введение 3

Глава I. Лингвистические основы обучения орфографии в школе 4

1.1. Понятие об орфографии и её разделы 4

1.2. Основные принципы русской орфографии 5

Глава II. Психолого-педагогические основы формирования орфографического навыка у младших школьников. 13

2.1. Психолого-педагогическая характеристика орфографического навыка 13

2.2. Сущность орфографического правила. 18

2.3. Психологические особенности процесса письма у младших школьников 22

Глава III. методика работы над формированием орфографических навыков у младших школьников 25

3.1. Условия формирования орфографических навыков у младших школьников 25

3.2. Типы орфографических ошибок и причины их возникновения у младших школьников 28

3.3. С чего начинать орфографическую работу? 37

3.4. Основные методы, приёмы и виды упражнений, используемые для формирования орфографических навыков у младших школьников на примере темы «Безударные гласные в корне слова» 43

3.5. Использование карточек с выборочным ответом при повторении орфографии на примере темы «Безударные гласные в корне слова» 62

Заключение 65

Библиография 67

Вложенные файлы: 1 файл

халява.docx

— 130.34 Кб (Скачать файл)

 

Требуется:

  • вставить пропущенные буквы сначала мысленно (в уме);
  • объяснить, почему в данном слове надо вставить ту, а не иную букву;
  • выбрать правильный ответ и обосновать свой выбор (отсюда и его название – «выборочный ответ»).

Ответы  лучше всего читать сверху вниз: так легче обнаружить ошибки. Мысленно вставив предлагаемые в таблице  буквы, учащиеся делают вывод, что первый ответ неверен, так как в слове  колючий в таблице дается буква а, а следует писать о (колется); в третьем и четвертом ответах также допущены ошибки: третий «подсказывает» написание слова задержаться через и, а надо е (задержится), в четвертом – слово щека таблица «предлагает» писать с и, а надо с буквой е (щёки). Остальные слова в этих ответах таблица «рекомендует» писать так, как этого требует правило. Из разбора таблицы можно сделать вывод, что правильным является второй ответ. Его и следует «выбрать» и выписать: задержаться, колючий, щека.

Задание №3. Выпишите слова с непроверяемыми безударными гласными в корне. Безударные гласные подчеркните. Составьте  и запишите с этими словами  предложения.

 

Слова

Ответы

1

2

3

барометр

доказать

иллюстрация

капель

мизинец

спешить

тетрадь

барометр

иллюстрация

мизинец

тетрадь

доказать

капель

мизинец

спешить

барометр

барометр

доказать

иллюстрация

мизинец

тетрадь


Образец: Правильным является первый ответ. В  этих словах безударные гласные в  корне написаны верно, но проверить  их нельзя. Правописание этих слов нужно  запомнить.

Приведём  примеры предложений с этими  словами: Барометр предсказывает сегодня  дождливую погоду. В иллюстрации  к сказке художник использовал яркие  краски. Мизинец – самый маленький  палец на нашей руке. В моей тетради  всегда чистота и порядок.

Дети  относятся к этим заданиям с большим  интересом, выполняют их охотно и  успешно.

 

Заключение

Значение  русского языка как учебного предмета определяется социальной функцией языка  в жизни общества: он является важнейшим  средством человеческого общения.

В нашем  обществе при широком письменном общении между людьми знание правил русской орфографии и умение их применять  приобретает огромное значение. Поэтому  становится понятным, почему одним  из центральных вопросов школьного  преподавания русского языка считается  вопрос об орфографической грамотности  учащихся. В связи с этим возникает  необходимость совершенствовать нашу методическую науку. усиливать поиск  новых, более эффективных средств  и направлений для решения  задач в области обучения орфографии.

В процессе работы мы познакомились с рядом  новых источников методической и  научной литературы, систематизировали  и углубили знания о лингвистических  основах орфографических навыков. Этот материал можно рекомендовать  для ознакомления как начинающим педагогам, так и опытным учителям.

При работе над второй главой мы уяснили, что  такое навык, и как он может  формироваться. Определили ряд упражнений для формирования навыка. Считаем  это главным, так как навыки, заложенные в начальной школе, являются базисом  грамотности ребят. Эта основа поможет  школьникам в среднем и старшем  звене совершенствовать свои знания, развивать интеллект.

На основе анализа и обобщения нашего опыта  и опыта учителей, успешно работающих над формированием орфографических  навыков у младших школьников и изучения лингвистических и  психолого-педагогических основ изучения орфографии в школе, можно сделать  следующие выводы:

1. В работе  над формированием орфографических  навыков у младших школьников  необходимо опираться на знание  основных принципов орфографии  в школе, а так же учитывать  возрастные и психологические  особенности детей, особенности  изучаемой темы и т.д.

2. Приёмы, методы, формы, используемые в  ходе этой работы, самые разнообразные:  это выработка фонематического  слуха в результате проведения  звуко-буквенного анализа, решение  орфографических задач методом  запоминания и другие; систематическая  и целенаправленная работа над  орфографическими ошибками.

3. Как  показывает практика, учебный материал  по орфографии усваивается лучше,  прочнее детьми тогда, когда  он подается не в «сухой»  форме правила из учебника, а  посредством обыгрывания ситуации, занимательности, наглядности. Такие  приёмы имеют успех и достигают  своей цели – сознательного  усвоения даже самых трудных  правил и понятий.

 

Библиография

1.Арямова  О.С. Обучение решению орфографических  задач // Начальная школа. – 1988, №4.

2. Арутюнов  А.Р. Игровые занятия на уроках  русского языка. – М.: Русский язык, 1987.

3. Бабанский  Ю.К. Избранные педагогические  труды. – М.: Педагогика, 1989.

4. Бакурина  Т.Н. Упражнения в правописании  слов с безударными гласными  в корне // Начальная школа. – 1997, №2.

5. Богоявленский  Д.Н. Психология усвоения орфографии. – М., 1966

6. Богоявленский  Д.Н. Психологические принципы  усвоения орфографии, обучение орфографии// Начальная школа. – 1976, №4.

7. Бондаренко  А.А. Парные звонкие и глухие  согласные // Начальная школа. – 1986, №9.

8. Бондаренко  С.М. Беседы о грамотности. – Изд. «Знание» – М., 1977.

9. Булохов  В.Я. Орфографические ошибки и  пути повышения грамотности учащихся // Начальная школа. – 1991, №1.

10. Буркова  Т.В. К.Д.Ушинский об упражнениях  при обучении грамматике и  правописанию // Начальная школа.-1991, №11.

11. Возрастная  и педагогическая психология / Под ред. М.В.Гошезо – М.: Просвещение, 1991.

12. Волина  В.В. Занимательное азбуковедение.  – М.: Просвещение, 1991.

13. Гальперин  П.Я. и др. Проблемы формирования  знаний знаний и умений у  школьников // Вопросы психологии, 1963, №5.

14. Грабчикова  Е.С. Работа над безударными  гласными на уроках русского  языка // Начальная школа. – 1988, №3.

15. Двухжилова  Л.В. Обучение правописанию безударных  гласных в корне слов //Начальная школа. – 1988, №2.

16. Ераткина  В.В. Работа над непроверяемыми  написаниями // Начальная школа. – 1989, №6.

17. Жедек  П.С. Методика обучения орфографии/ Теоретические основы обучения  русскому языку в начальных  классах//Под ред. М.С.Соловейчик. – М.: Просвещение. 1992.

18. Жедек  П.С., Тимченко М.И. Списывание  в обучении правописанию // Начальная школа. –1989, №8.

19. Журжина  Ш.В., Козлова В.П. Изучение темы. Правописание безударных гласных  в корне слов во 2 классе. – М., 1977.

20. Захарова  И.В. Работа со словами с  непроверяемыми написаниями // Начальная школа. –1993, №11.

21. Иванова  В.Ф. Современная русская орфография. – М., 1991.

22. Иванова  В.Ф. Трудные вопросы орфографии. – М., 1982.

23. Клопова  А.И. Развитие интереса к изучению  русского языка // Начальная школа. – 1988, №11.

24. Кузьменко  А.С. С чего начинать орфографическую  работу в 1 классе? // Начальная школа. – 1992, №9-10.

25. Купров  В.Д. Словарная работа на уроке  русского языка // Начальная школа. –1990, №3.

26. Кустарева  В.А., Рождественский Н.С. Методика  русского языка. – М.: Просвещение, 1982.

27. Кустарева  В.А. Активизация учебной деятельности  школьников и их речевая культура // Начльная школа. 1993, №5.

28. Лаптева  Л.С. Как легче запомнить слова  с непроверяемым написанием // Начальная школа. – 1994, №8.

29. Леонтьев  А.Н. К теории развития психологии  ребенка. – М., 1974.

30. Львов  М.Р., Рамзаева Т.Г. Светловская  Н. Методика обучения русскому  языку в начальных классах.  – М.: Просвещение, 1987.

31. Львов  М.Р. Обучение орфографии в  начальных классах // Начальная школа. –1984, №12

32. Львов  М.Р. Правописание в начальных  классах. – М.: Просвещение, 1990

33. Мишина  Т.И. Упражнения с выборочным  ответом при повторении орфографии // Начальная  школа. – 1996, №9.

34. Моисеев  А.И. Русский язык: Фонетика. Морфология. Орфография. –М.: Просвещение. 1980.

35. Никитина  Л.А. Правописание непроизносимых  согласных в корне слова // Начальная школа. – 1987, №5.

36. Одегова  В.Д. Развитие орфографической  зоркости // Начальник школа. – 1989, №6.

37. Поль  Е.С. Приём списывания как средство  формирования орфографического  навыка // Начальная школа. – 1997, №1.

38. Работу  учащихся I-III классов по русскому языку.

39. Разумовская  Л.И. Обучение орфографии в  восьмилетней школе. – М., 1974.

40. Разумовская  Л.И. Методика обучения орфографии  в школе: Кн. для учителя 2-е  изд., доп. – М.: Просвещение, 1996.

41. Рождественский  Н.С. Обучение орфографии в  начальной школе. – М., 1960.

42. Розенталь  Д.Э., Голуб И.Б., Теленкова М.А.  Современный русский язык. – М.: Высш.шк. 1991.

43. Рубенштейн  С.А. Основы общей психологии. – М., 1978.

44. Русский  язык. Учеб. для студентов пед.  ин-та / Под ред. Л.Ю.Максимова. – М.: Просвещение, 1989.

45. Савинова  З.А. Виды работ по формированию  орфографической зоркости // Начальная школа. – 1996, №1.

46. Селезнёва  М.С. Работа по развитию орфографической  зоркости // Начальная школа. – 1997, №1.

47. Соловейчик  М.С. Русский язык в начальных  классах. Теория и практика  обучения. – М., 1993




Информация о работе Методика орфографии