Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 13:13, курсовая работа
Проблема обучения детей грамоте всегда стояла чрезвычайно остро не только в педагогике, но и в социальной жизни, так как грамотность народа – это его оружие в борьбе за культуру. Поэтому достижение высокого качества орфографических навыков по-прежнему остается одной из наиболее сложных задач начального обучения.
СОДЕРЖАНИЕ 1
Введение 3
Глава I. Лингвистические основы обучения орфографии в школе 4
1.1. Понятие об орфографии и её разделы 4
1.2. Основные принципы русской орфографии 5
Глава II. Психолого-педагогические основы формирования орфографического навыка у младших школьников. 13
2.1. Психолого-педагогическая характеристика орфографического навыка 13
2.2. Сущность орфографического правила. 18
2.3. Психологические особенности процесса письма у младших школьников 22
Глава III. методика работы над формированием орфографических навыков у младших школьников 25
3.1. Условия формирования орфографических навыков у младших школьников 25
3.2. Типы орфографических ошибок и причины их возникновения у младших школьников 28
3.3. С чего начинать орфографическую работу? 37
3.4. Основные методы, приёмы и виды упражнений, используемые для формирования орфографических навыков у младших школьников на примере темы «Безударные гласные в корне слова» 43
3.5. Использование карточек с выборочным ответом при повторении орфографии на примере темы «Безударные гласные в корне слова» 62
Заключение 65
Библиография 67
Требуется:
Ответы лучше всего читать сверху вниз: так легче обнаружить ошибки. Мысленно вставив предлагаемые в таблице буквы, учащиеся делают вывод, что первый ответ неверен, так как в слове колючий в таблице дается буква а, а следует писать о (колется); в третьем и четвертом ответах также допущены ошибки: третий «подсказывает» написание слова задержаться через и, а надо е (задержится), в четвертом – слово щека таблица «предлагает» писать с и, а надо с буквой е (щёки). Остальные слова в этих ответах таблица «рекомендует» писать так, как этого требует правило. Из разбора таблицы можно сделать вывод, что правильным является второй ответ. Его и следует «выбрать» и выписать: задержаться, колючий, щека.
Задание №3. Выпишите слова с непроверяемыми безударными гласными в корне. Безударные гласные подчеркните. Составьте и запишите с этими словами предложения.
Слова |
Ответы | ||
1 |
2 |
3 | |
барометр доказать иллюстрация капель мизинец спешить тетрадь |
барометр иллюстрация мизинец тетрадь |
доказать капель мизинец спешить барометр |
барометр доказать иллюстрация мизинец тетрадь |
Образец: Правильным является первый ответ. В этих словах безударные гласные в корне написаны верно, но проверить их нельзя. Правописание этих слов нужно запомнить.
Приведём примеры предложений с этими словами: Барометр предсказывает сегодня дождливую погоду. В иллюстрации к сказке художник использовал яркие краски. Мизинец – самый маленький палец на нашей руке. В моей тетради всегда чистота и порядок.
Дети относятся к этим заданиям с большим интересом, выполняют их охотно и успешно.
Значение
русского языка как учебного предмета
определяется социальной функцией языка
в жизни общества: он является важнейшим
средством человеческого
В нашем обществе при широком письменном общении между людьми знание правил русской орфографии и умение их применять приобретает огромное значение. Поэтому становится понятным, почему одним из центральных вопросов школьного преподавания русского языка считается вопрос об орфографической грамотности учащихся. В связи с этим возникает необходимость совершенствовать нашу методическую науку. усиливать поиск новых, более эффективных средств и направлений для решения задач в области обучения орфографии.
В процессе
работы мы познакомились с рядом
новых источников методической и
научной литературы, систематизировали
и углубили знания о лингвистических
основах орфографических
При работе над второй главой мы уяснили, что такое навык, и как он может формироваться. Определили ряд упражнений для формирования навыка. Считаем это главным, так как навыки, заложенные в начальной школе, являются базисом грамотности ребят. Эта основа поможет школьникам в среднем и старшем звене совершенствовать свои знания, развивать интеллект.
На основе
анализа и обобщения нашего опыта
и опыта учителей, успешно работающих
над формированием
1. В работе
над формированием
2. Приёмы,
методы, формы, используемые в
ходе этой работы, самые разнообразные:
это выработка фонематического
слуха в результате проведения
звуко-буквенного анализа,
3. Как
показывает практика, учебный материал
по орфографии усваивается
1.Арямова
О.С. Обучение решению
2. Арутюнов
А.Р. Игровые занятия на
3. Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды. – М.: Педагогика, 1989.
4. Бакурина
Т.Н. Упражнения в
5. Богоявленский
Д.Н. Психология усвоения
6. Богоявленский Д.Н. Психологические принципы усвоения орфографии, обучение орфографии// Начальная школа. – 1976, №4.
7. Бондаренко А.А. Парные звонкие и глухие согласные // Начальная школа. – 1986, №9.
8. Бондаренко С.М. Беседы о грамотности. – Изд. «Знание» – М., 1977.
9. Булохов
В.Я. Орфографические ошибки и
пути повышения грамотности
10. Буркова
Т.В. К.Д.Ушинский об
11. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. М.В.Гошезо – М.: Просвещение, 1991.
12. Волина
В.В. Занимательное
13. Гальперин П.Я. и др. Проблемы формирования знаний знаний и умений у школьников // Вопросы психологии, 1963, №5.
14. Грабчикова Е.С. Работа над безударными гласными на уроках русского языка // Начальная школа. – 1988, №3.
15. Двухжилова
Л.В. Обучение правописанию
16. Ераткина
В.В. Работа над
17. Жедек
П.С. Методика обучения
18. Жедек П.С., Тимченко М.И. Списывание в обучении правописанию // Начальная школа. –1989, №8.
19. Журжина
Ш.В., Козлова В.П. Изучение темы.
Правописание безударных
20. Захарова И.В. Работа со словами с непроверяемыми написаниями // Начальная школа. –1993, №11.
21. Иванова
В.Ф. Современная русская
22. Иванова
В.Ф. Трудные вопросы
23. Клопова
А.И. Развитие интереса к
24. Кузьменко
А.С. С чего начинать
25. Купров
В.Д. Словарная работа на
26. Кустарева В.А., Рождественский Н.С. Методика русского языка. – М.: Просвещение, 1982.
27. Кустарева
В.А. Активизация учебной
28. Лаптева
Л.С. Как легче запомнить
29. Леонтьев
А.Н. К теории развития
30. Львов М.Р., Рамзаева Т.Г. Светловская Н. Методика обучения русскому языку в начальных классах. – М.: Просвещение, 1987.
31. Львов М.Р. Обучение орфографии в начальных классах // Начальная школа. –1984, №12
32. Львов М.Р. Правописание в начальных классах. – М.: Просвещение, 1990
33. Мишина
Т.И. Упражнения с выборочным
ответом при повторении
34. Моисеев А.И. Русский язык: Фонетика. Морфология. Орфография. –М.: Просвещение. 1980.
35. Никитина
Л.А. Правописание
36. Одегова В.Д. Развитие орфографической зоркости // Начальник школа. – 1989, №6.
37. Поль
Е.С. Приём списывания как
38. Работу учащихся I-III классов по русскому языку.
39. Разумовская Л.И. Обучение орфографии в восьмилетней школе. – М., 1974.
40. Разумовская
Л.И. Методика обучения
41. Рождественский Н.С. Обучение орфографии в начальной школе. – М., 1960.
42. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б., Теленкова М.А. Современный русский язык. – М.: Высш.шк. 1991.
43. Рубенштейн С.А. Основы общей психологии. – М., 1978.
44. Русский язык. Учеб. для студентов пед. ин-та / Под ред. Л.Ю.Максимова. – М.: Просвещение, 1989.
45. Савинова
З.А. Виды работ по
46. Селезнёва
М.С. Работа по развитию
47. Соловейчик М.С. Русский язык в начальных классах. Теория и практика обучения. – М., 1993