Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2014 в 09:32, курсовая работа
Исходя из вышесказанного, целью данной дипломной работы является изучение особенностей адаптации учащихся 1 классов к учебной деятельности и выявление методов и приемов ее оптимизации.
Задачи:
изучить состояние здоровья и особенности физического и психического развития детей, поступающих в первый класс,
разработать программуздоровьесберегающего сопровождения обучения на уроке в 1 классе
изучить влияние здоровьесберегающих условий обучения на уроке на состояние здоровья и особенности физического и психического развития первоклассников.
ВВЕДЕНИЕ 2
Глава 1. Основные подходы к изучению адаптации 5
1.1. Понятие адаптации, дезадаптации, школьной дезадаптации 5
1.2. Уровни адаптации к школе 12
1.3 Психофизиологические особенности организма детей 7-8 лет 18
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 26
2.1. Методы диагностики адаптации детей к учебной деятельности 26
2.2. Организация и этапы исследования 32
2.3. Эмпирические показатели школьной адаптации у детей младшего школьного возраста 41
2.4. Система коррекционно-развивающих занятий, направленных на повышение уровня адаптации к учебной деятельности первоклассников 48
2.5. Динамика показателей школьной адаптации в результате коррекционной работы 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 67
Отмечается снижение личностной адаптации. Это можно объяснить тем, что первоклассники попадают в новую для себя среду - школьного обучения, но в процессе учебы учащиеся адаптируются и личностная тревожность снижается, т. к. в возрасте 7 лет о личностной адаптации еще нельзя говорить как о черте личности, она находится в процессе формирования.
Таким образом, мы видим, что:
По методике Филлипса был определен уровень школьной (ситуативной) адаптации. Результаты тестирования приведены в приложении.
Таблица 5
Общий результат по тесту Филлипса
"ТЕСТ ШКОЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ"
1"А" |
1"Б" |
11,9 |
70,1 |
В данной таблице приведены усредненные показатели первых классов, распределение ситуативной (школьной) адаптации в пределах выборок.
Методика Филлипса позволяет не только выявить общие показатели ситуативной адаптации, но и оценить вклад различных факторов в ее формирование (табл. 6).
Таблица 6
№№ п/п |
Факторы адаптации |
Показатели | ||||
1"А" |
ранг |
1"Б" |
ранг | |||
1. |
Общая школьная адаптация |
12,6 |
8 |
45,1 |
4 | |
2. |
Переживание социального стресса |
16,8 |
6 |
42,1 |
5 | |
3. |
Фрустрация потребности в достижении успеха |
14,6 |
7 |
36 |
7 | |
4. |
Страх самовыражения |
23 |
4 |
42 |
6 | |
5. |
Страх ситуации проверки знаний |
26,1 |
1 |
30 |
8 | |
6. |
Страх не соответствовать ожиданиям окружающих |
24,1 |
3 |
57,7 |
1 | |
7. |
Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу |
18,2 |
5 |
55 |
2 | |
8. |
Проблемы и страхи в отношениях с учителями |
24,8 |
2 |
46 |
3 |
Проранжировав факторы адаптации мы увидели, что у учащихся 1 "А" класса вызывает тревогу фактор проверки знаний, а в 1 "Б" классе - страх не соответствовать ожиданиям окружающих.
Таким образом, мы видим что: факторы адаптации у учащихся 1 "А" и 1 "Б" классов имеют значимые различия; Уровень школьной (ситуативной) адаптации в 1 "А" значимо выше, чем в 1 "Б" классе.
Таблица 7
Класс Кол-во испыт. |
Методики | |||||||||||
Опросник Ковалевой |
А. Н. Баркан |
Н. Г. Лусканова | ||||||||||
адаптир |
сред. стел. дезод |
Группа риска |
Отсутст шк. мот |
Пол. отн. к школе |
Выс. ур мотив |
Хор. шк мотив |
Привлеч внеуч. гр |
Низк. ур. мот |
Дезод. | |||
А |
В |
низ мот |
выс. мот | |||||||||
1 "А" 26 чел. |
23 чел. 88,5% |
3 чел. 11,5% |
0 |
0 |
0 |
3 чел. 19,2% |
23 чел. 80,8% |
8 чел. 30,8% |
13 чел 50% |
5 чел. 19,2% |
0 |
0 |
1 "Б" 24 чел. |
0 |
2 чел. 14,3% |
3 чел 21,4% |
9 чел 64,3% |
6 чел. 42,8% |
8 чел. 57,1% |
0 |
0 |
0 |
3 чел. 21,4% |
5 чел. 35,7% |
67чел 42,9% |
По методике Ковалевой был определен уровень адаптации учащихся массовых классов и КРО. Результаты тестирования приведены в приложении. Результаты, полученные после проведения опросника Л. М. Ковалевой (таблица 5) показали, что в 1 "А" 9 человек (64,3 %), в 1 "Б" 5 человек (41,6%) относятся к группе риска. В классах 45 человек (90 %) учащихся адаптированы к школе и 5 человек (10 %) имеют среднюю степень дезадаптации. Анализируя полученные данные, мы видим, что значимых различий между учащимися 1 классов нет. По методике Баркан был определен уровень школьной мотивации учащихся массовых классов и КРО. Результаты тестирования приведены в приложении.
Анализируя показатели школьной мотивации по рисуночному тесту А. И. Баркан (таблица № 6) мы видим, что значимых различий между средними результатами учащихся 1 классов нет. По методике Лускановой был определен уровень мотивации и дезадаптации. Результаты тестирования приведены в приложении.
Таблица 8
Сравнительный анализ показателей адаптации и дезадаптации по
F-критерию Фишера
Исследование на определения статистически достоверных различий между выборками F-критерия Фишера |
Наблюдаемое F |
Критическое F0,95 |
Достоверность различий | |
ТЕСТ КОВАЛЕВОЙ 1"А"+1"Б" |
1,2 |
1,73 |
-0,53 |
не дост. |
ТЕСТ КОВАЛЕВОЙ 1"А" и 1"Б" |
4,4 |
2,18 |
2,22 |
дост. |
ТЕСТ А.И.БАРКАН"ШКОЛА" 1"А"+1"Б" |
1,2 |
1,73 |
-0,53 |
не дост. |
ТЕСТ А.И.БАРКАН"ШКОЛА" 1"А" и 1"Б" |
2,6 |
2,35 |
0,25 |
дост. |
ТЕСТ Н.Г.ЛУСКАНОВОЙ "ШКОЛЬНАЯ МОТИВАЦИЯ" 1"А"+1"Б" |
1 |
1,7 |
-0,7 |
не дост. |
ТЕСТ Н.Г.ЛУСКАНОВОЙ "ШКОЛЬНАЯ МОТИВАЦИЯ" 1"А" и 1"Б" |
2,8 |
2,37 |
0,43 |
дост. |
Анализируя полученные результаты (таблица № 8) мы видим, что учащиеся обоих классов имеют хорошую мотивацию; 1 "А" - 50 % учащихся, 1 "Б" - 37,5 %.
Таким образом, как показывает экспериментальное исследование, в исследуемых классах наблюдается положительная динамика в обучении и развитии, дети быстро адаптируются к школе, успешно усваивают новую социальную роль - роль ученика, принимают новые требования, овладевают новой для них деятельностью, учащиеся имеют положительное отношение к школе и высокую мотивацию.
Сопоставляя показатели по всем проведенным методикам адаптации и адаптации,мы видим, что уровень адаптации взаимосвязан с адаптацией учащихся младшего школьного возраста.
Связь между результатами тестирования была установлена посредством коэффициента корреляции Пирсона. Данная статистическая процедура позволяет установить взаимосвязь между показателями разных тестов (таблица 9).
Таблица 9
Коэффициент корреляции по Пирсону между тестами
Классы |
Методики | ||||
Тейлор (Ло) Баркан |
Тейлор (Ло) Лусканова (мотивац) |
Филлипс (сис) Ковалева (дезод) |
Тейлор (Ло) Ковалева (дезод) |
Филлипс-Лусканова (мотив) | |
1 "А" |
- 0,945 |
- 0,959 |
0,97 |
0,95 |
-0,95 |
1 "Б" |
- 0,94 |
- 0,958 |
0,95 |
0,93 |
-0,95 |
Наиболее тесные связи обнаружены между показателями таких тестов как: "Тест школьной адаптации Филлипса" и опросником Ковалевой (дезадап.), методом "Измерения уровня личностной адаптации Тейлора" и опросником Ковалевой.
Наличие высокого уровня обратнопропорциональной связи наблюдается между результатами таких тестов, как: метод "Измерения уровня Ло адаптации Тейлора" и пиктографическим тестом. "Школа" Баркан, методом "Измерения уровня Ло адаптации Тейлора" и анкетой для оценки уровня школьной мотивации Лускановой, "Тестом школьной адаптации Филлипса" и анкетой для оценки уровня школьной мотивации Лускановой.
Результаты исследования показывают, что, безусловно, связь существует между показателями адаптации и адаптации. Более того, она достаточно высокая.
Таким образом, мы видим, что:
Таким образом, можно сказать, что наша общая и две рабочие гипотезы получили экспериментальное подтверждение, т.е. уровень адаптации действительно связан с успешностью адаптации, а также, что дети с повышенным уровнем адаптации с большим трудом адаптируются к школьному обучению и условия обучения, несомненно, влияют на характер адаптации и уровень адаптации учащихся.
С целью повышения уровня адаптации у учащихся экспериментальных классов была проведена коррекционно-развивающая программа.
Методологической основой формирующего эксперимента послужили методические рекомендации авторов книг: Н.В.Клюевой, Р.В.Касаткиной "Учим детей общению", Р.В.Овчаровой "Практическая психология в начальной школе" и В.В.Петрусинского "Игры, обучение, тренинг, досуг".
Формирующая работа имела несколько направлений.
Первое направление включало в себя работу с педагогическим коллективом МОУСОШ № 68 г. Ульяновска, непосредственно занимающихся с детьми 1 классов. На педагогическом совете учителям были прочитаны доклады:
В ходе изложения материала учителям была показана значимость рассматриваемой проблемы, т.е. был сделан основной акцент на том, что в младшем школьном возрасте одной из основных причин возникновения неадекватного поведения ребенка является тревожность. Далее была показана роль адаптации. Для плодотворной работы, для полноценной гармонической жизни определенный уровень адаптации необходим.
Тот уровень, который не изматывает ребенка, а создает тонус его деятельности называется конструктивной тревогой. В свою очередь деструктивная тревога вызывает состояния паники, уныния. Она дезорганизует не только учебную деятельность, но и разрушает личностные структуры. Была сделана попытка показать учителям, что основная цель помощи взрослого ребенка - сделать так, чтобы ребенок почувствовал уверенность в своих силах, научился уважать свою индивидуальность.
В процессе проведения педагогического совета учителя были ознакомлены с результатами констатирующего эксперимента. Педагоги имели возможность задавать вопросы, связанные с особенностями работы с учащимися, а также им были даны рекомендации, улучшающие эффективность работы с детьми, способствующие уменьшению адаптации и помогающие им строить свое поведение адекватно той ситуации, в которой они находятся.
Второе направление представляло собой проведение системы коррекционно-развивающих занятий, проходило в условиях специально смоделированных коллективных упражнений и включало три этапа:
Каждый этап предполагает работу по основным блокам:
Программа направлена также на развитие средств самопознания детей, на повышение представлений о собственной ценности, на развитие мотивов межличностных отношений, на развитие уверенности в собственных силах, а также способности наиболее успешно реализовать себя в поведении и взаимодействии. Это необходимо для того, чтобы обеспечить ребенка средствами, позволяющими ему наиболее эффективно вступать во взаимодействия, решать встающие перед ним каждодневные задачи. Младший школьный возраст является благоприятным периодом для такой работы, т.к. мотивационно-смысловая система еще не сформирована и открыта позитивным изменениям, возможность для которых создается в групповой психотерапии. Проблемы, которые анализировались детьми в ходе групповых занятий, являются достаточно типичными для данного возраста.
Информация о работе Методы диагностики адаптации детей к учебной деятельности