Моделирование как средство организации трудового воспитания в ДОУ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 20:43, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования - спроектировать, теоретически обосновать и апробировать технологическую деятельность воспитателя для полноценного (эффективного) развития трудовых умений и навыков детей старшего дошкольного возраста.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...2
Глава I Теоретические основы проблемы организации трудового воспитания детей старшего дошкольного возраста.
1.1. Известные педагогические концепции и подходы по моделированию для трудового воспитания в ДОУ………………………………………….........7
1.2. Задачи трудового воспитания в ДОУ как предмет
моделирования………………………………………………………………...22
1.3. Дидактическая многомерная технология как средство моделирования задач трудового воспитания в ДОУ………………………….35
Выводы по I главе ………………………………………………………............50
Глава II Дидактическое планирование и моделирование содержания и технологий трудового воспитания (на примере занятий по ручному труду и конструированию).
2.1. Организация и проведение диагностики по выявлению уровня владения трудовыми навыками……………………………………..52
2.2. Проектирование экспериментальных занятий. Проведение, описание и анализ экспериментального занятия…………………...56
Выводы по II главе ……………………………………………………………..66
Заключение……………………………………………………………………...68
Список литературы ……………………………………………………………..71
Глоссарий………………………………………………………………………..76
Персоналий……………………………………………………………………...79

Вложенные файлы: 1 файл

Моделирование как средство организации трудового воспитания в ДОУ2.doc

— 383.50 Кб (Скачать файл)


                                          Оглавление

    Введение…………………………………………………………………………...2

 

Глава I Теоретические основы проблемы организации трудового воспитания детей старшего дошкольного возраста.

 

  1.1.    Известные педагогические концепции  и подходы по моделированию для трудового воспитания в ДОУ………………………………………….........7

    1. Задачи трудового воспитания в ДОУ как предмет

моделирования………………………………………………………………...22

    1.3.     Дидактическая многомерная технология  как средство моделирования задач  трудового воспитания в ДОУ………………………….35

Выводы по I главе ………………………………………………………............50

Глава II Дидактическое планирование и моделирование содержания и технологий трудового воспитания (на примере занятий по ручному труду и конструированию).

    1. Организация и проведение диагностики по выявлению уровня владения трудовыми навыками……………………………………..52
    2. Проектирование экспериментальных занятий. Проведение, описание и анализ экспериментального занятия…………………...56

Выводы по II главе ……………………………………………………………..66

Заключение……………………………………………………………………...68

Список литературы ……………………………………………………………..71

Глоссарий………………………………………………………………………..76

Персоналий……………………………………………………………………...79

Приложения

 

 

     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                      ВВЕДЕНИЕ

 

             Великий педагог и гуманист А.С. Макаренко говорил, что в нашей стране, только тот человек будет полноценным, потребности и желания которого есть потребности и желания активиста.

Ему, пока еще маленькому человеку, в  дальнейшем предстоит жить и трудиться в коллективе – в школе, в институте, на производстве. Будет ли он хорошим товарищем или эгоистом, как он станет относиться к своим обязанностям, к окружающим, станет ли он строить отношения с позиции собственного «я», «моё» или «мы», «наше» - над этим вопросом стоит задумываться еще в период дошкольного детства.

Показать  детям необходимость постоянного  труда в повседневной жизни, радость  труда в коллективе, использовать его возможности для нравственного  воспитания дошкольников – одна из наиболее важных задач педагога [3].

Большое значение трудовому воспитанию дошкольников придавали Н.К. Крупская, А.С. Макаренко.

В.А. Сухомлинский писал, что труд становится великим воспитателем, когда он входит в духовную жизнь наших воспитанников, дает радость дружбы и товарищество, развивает пытливость и любознательность, рождает волнующую радость, преодоление трудностей, открывает все новые и новые красоты в окружающем мире, пробуждает первое гражданское чувство – чувство созидателя материальных благ, без которых невозможна жизнь человека.

Систематическое, углубленное изучение проблемы трудового  воспитания, овладения начальными формами  коллективной трудовой деятельности, вели Р.С. Буре, Т.А. Маркова, В.Г. Нечаева, Г.Н. Година и другие. Именно они определили содержание, формы и методы организации труда, какое место занимает  труд в воспитательном процессе, какое значение имеет в развитии личности ребенка.

Обучение на современном  этапе развития предъявляет высокие  требования педагогам при организации  учебно-воспитательного процесса. Для всестороннего развития личности ребёнка необходима комплексная реализация всех сторон воспитания (умственной, трудовой, физической, нравственной, эстетической).

Главные тенденции современного обучения (гуманистическая развитость и усиление целостности формируемой картины мира) требует системных педагогических технологий, ориентированных на познание, переживание и оценку осваиваемых знаний. Рост общей культуры педагога и культуры педагогической деятельности в целом необходим для генерации продуктивных педагогических идей, совершенствования обучения на основе синтеза педагогического искусства и технологии (Бенин В.Л., Кузнецов В.В., Соколов Л.Б…) [38].

Технология - это труд высокой культуры и эффективности, который опирается на совершенные методики и инструменты, образы и стандарты, на знание механизмов развития и функционирования систем.

Развитие перспективных  обучаемых технологий, в частности  формирующего типа, сталкивается с  противоречиями между необходимостью совершенствования методик обучения и ограниченностью традиционных подходов. Существующие одномерные механизмы передачи знаний деформирует  исходный многомерный материал. На смену одномерности объективно приходит "многомерность".

Многомерность - новая категория дидактики, она определяет наиболее полную реализацию многогранности и, одновременно, визуальности представления знаний; дополняет категорию "системность" и первично по отношению к ней.

Вышеизложенное обусловило постановку и разработку проблемы создания дидактических многомерных инструментов и, соответственно, дидактических многомерных технологий.

Проектирование дидактических  многомерных технологий необходимо начинать с начального этапа целостной  системы обучения, то есть с дошкольного  обучения. В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким  навыком, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу, телевизионные и радиопередачи и т. д. Это и определило актуальность исследуемой проблемы.

Цель исследования - спроектировать, теоретически обосновать и апробировать технологическую деятельность воспитателя для полноценного (эффективного) развития трудовых умений и навыков детей старшего дошкольного возраста.

Объект исследования -  процессы подготовительной и совместной деятельности воспитателя и детей старшего дошкольного возраста, в ходе которых решается педагогическая задача.

Предмет исследования – новые дидактические элементы модельного типа для создания педагогических условий улучшающих формирование трудовых умений и навыков детей старшего дошкольного возраста.

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что повысить уровень трудовых умений можно, если использовать в качестве инструментального обеспечения логико-смысловые модели, выполняющие функции ориентировочных основ действий для предметной и познавательной

деятельности детей  старшего дошкольного возраста

          Задачи исследования:

      1. Анализировать психолого-педагогическую литературу по формированию и развитию трудовых умений и навыков.
      2. Выявить наиболее эффективные средства, способствующие формированию понятий.
      3. Освоить проектирование логико-смысловых моделей для представления учебного материала и учебного процесса.
      4. Апробировать технологические модели обучения детей старшего дошкольного возраста в системе трудового воспитания.
      5. Обобщить и систематизировать данные исследования, разработать  рекомендации.

 

          Методологическая основа исследования

 Исследование опиралось  на диалектико-материалистическую  теорию познания и всеобщей связи явлений, на методологическое положение о взаимосвязи педагогической науки и практики, на теорию трудового воспитания (А.С. Макаренко, Н.К. Крупская,  В.Г. Нечаева, Р.С. Буре, Т.А. Маркова), на «Концепцию дошкольного воспитания».

В качестве научно-методической основы исследования нами использована методика Л.В. Куцаковой по трудовому воспитанию дошкольников, дополненная логико-смысловыми моделями (В.Э. Штейнберг).

         База исследования

       ДОУ № 56 г. Салавата. Исследованием были охвачены дети старшего дошкольного возраста в количестве 20 человек.

          Методы исследования

       Теоретические методы: анализ психолого-педагогической литературы, построение, моделирование.

        Эмпирические методы: экспериментально – опытная работа, наблюдение, беседа, анализ экспериментальных технологизированных  уровней.

         Математические методы: количественный  анализ полученных данных, построение  диаграмм.

          Теоретическая значимость.

      В ходе исследования была проанализирована психолого-педагогическая литература по проблеме трудового воспитания, обобщены подходы к проектированию логико-смысловых моделей, изучена методическая литература по реализации проектно – технологического подхода.

           Практическая значимость работы определяется тем, что полученные в ходе исследования материалы по проблеме моделирования, как средства организации трудового воспитания, могут быть использованы воспитателем для организации соответствующей работы в детском саду, также для педагогических советов, «круглых столов», консультаций и рекомендаций.

           Структура работы.

          Выпускная работа включает в себя: введение, две главы, выводы, заключение, список используемой литературы, глоссарий, персоналий и приложения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

1.1. ИЗВЕСТНЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ  И ПОДХОДЫ ПО МОДЕЛИРОВАНИЮ ДЛЯ ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ В ДОУ

Большое значение трудовому воспитанию детей  придавали многие зарубежные педагоги. Одним из первых педагогов оказавшим своими идеями и опытом практической деятельности огромное влияние на всё последующее развитие мировой педагогической мысли, был швейцарский педагог Иоган Генрих Песталоцци.

Свой  идеал народной школы И.Г. Песталоцци попытался реализовать еще в  «Учреждении для бедных» в Нейгофе, где его воспитанники «естественным путем» готовились к своему будущему социальному положению. Наряду с обучением чтению, письму, арифметике и пению они получали трудовую подготовку: занимались сельским хозяйством, работали в прядильной ткацкой мастерских под руководством опытных ремесленников. Трудовая деятельность использовалась и для развития их способности к самостоятельным суждениям, упражнения внимания, умения сосредоточиться, а также для выработки таких личностных качеств, как трудолюбие, скромность, уважение к человеческому достоинству и т.д.

Наблюдая  за трудом детей в своем воспитательном учреждении, И.Г. Песталоцци пришел к  выводу, что сам по себе выполняемый  труд педагогически нейтрален, первостепенное же значение имеет воспитательное воздействие личности педагога. Многосторонняя деятельность детей в процессе обучения – основа совершенствования внутренних сил, целостного развития их «ума, сердца и руки».

И.Г. Песталоцци полагал, что обучение детей  особенно первоначальное, должно строиться с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, для чего следует пристально изучать самого ребенка. Он справедливо утверждал, что ребенка можно хорошо воспитывать только при условии, если мы понимаем его внутренние ощущения, к чему он способен, чего он хочет.

Представленные  в творчестве И.Г. Песталоцци идеи положили начало перевороту в педагогике, осуществление  которых в последующие десятилетия  были связаны с именами таких  выдающихся педагогов, как И.Ф. Гербарт, А. Дистервег, и К.Д. Ушинский [33].

Наиболее  яркими представителями педагогической мысли в первые десятилетия XIX века в Западной Европе были, несомненно, французы К.А. Сен-Симон, Ф.М.Ш. Фурье, а также англичанин Р. Оуэн, в их сочинениях появилось осознание необходимости распространения всеобщего образования и его связи с организацией общественного труда. Рациональное чередование физических и умственных занятий, связь обучения с трудом, науки с производством рассматривались ими не только как средство воспитания здорового поколения, но и как непременное условие преодоления старого разделения труда.

Ф.М.Ш. Фурье оценивал традиционный для  того времени отрыв школьного  образования от практики как «бессмысленный ход воспитания», и, напротив, связь  воспитания с практикой с трудом представлялась ему основой материального процветания общества. Он считал целесообразным организацию для детей с самого раннего возраста участия в трудовых объединениях взрослых, в виде разнообразных, непродолжительных по времени и сменяющих друг друга трудовых занятий, своеобразных трудовых игр. В качестве «приманок» детей к трудовым занятиям рекомендовалось использовать «маленькие орудия» и «маленькие мастерские», размер которых предлагалось увеличивать сообразно возрасту детей. Моральное воздействие на детей предлагал осуществлять в форме поощрений и в форме товарищеских испытаний при переводе ребенка из одной возрастной группы в более старшую.

Всестороннее  развитие умственных и физических сил  каждого ребенка и формирование у детей наибольшей способности  к труду они относили к ведущим факторам, способствующим проявлению всех способностей человека.  Аналогичные мысли высказывались и позднее, когда научно-технический процесс стал рассматривать в качестве основы переустройства общества на разумной основе [23].

Информация о работе Моделирование как средство организации трудового воспитания в ДОУ