Мышление у детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2014 в 07:00, дипломная работа

Краткое описание

Дошкольное детство - это пора жизни, когда перед ребёнком открывается окружающий его мир человеческой действительности. В своей деятельности, прежде всего в своих играх, ребёнок овладевает предметным миром. Игра является ведущим видом деятельности в дошкольном детстве. Именно в игре у дошкольников совершенствуются и развиваются такой психический процесс как мышление. Проблема развития интеллектуальных способностей актуальна и на современном этапе психологических знаний. Социокультурные, экономические и иные преобразования, происходящие в современном обществе, предполагают обновление содержания образования детей разного возраста, включая и систему образования дошкольников.

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 653.00 Кб (Скачать файл)

Учить детей сравнивать результат с образцом, пользоваться планом-схемой, тренировать пространственное восприятие можно при помощи игры «Найди ошибку». Детям предлагаются неправильно собранные бусы. Они сличают их с образцом, пытаясь найти ошибку (объясняют, какого цвета не хватает или какой цвет лишний). Далее  дается схема, по которой они собирают бусы. Результат постоянно сравнивают с образцом «испорченных» бус.  Дети получают план-схему, запоминают ее. А затем словесно сравнивают с готовыми «испорченными» бусами.

На развитие способности «читать» и создавать схемы объектов может быть использована игра «Прогноз погоды». Существует 2 ее варианта: взрослый, как ведущий, сообщает детям по «рации», какая будет погода (ветреная, дождливая, пасмурная), а они по очереди находят соответствующие карточки и вывешивают их на стенде «Информация для лётчиков и моряков»; дети самостоятельно рассказывают о погоде по схематичным изображениям, диктором телевидения становится один из детей, а другой ребенок - метеорологом, который показывает диктору карточки.

Игра «Собери картинку» учит создавать образы на основе схематического изображения. Детям предлагается 2 одинаковые картонные картинки с изображением бабочки, разрезанные на 9 равных частей. Одна целая картинка размером не меньше альбомного листа (для образца). Воспитатель предлагает ребятам разделиться на две команды, в каждой из которых должно быть одинаковое количество мальчиков и девочек. Затем ребятам показывается картинка, на которой изображена бабочка и наборы небольших карточек. Именно из них необходимо собрать такой же рисунок.

В игру «Начерти планкарту» лучше играть только после того, как ребенок сможет успешно справляться с заданиями игры «Где сидит попугай?». Цель игры — научить ребенка создавать планкарту знакомого ему пространства. Можно предложить малышу составить планкарту групповой комнаты. Пусть ребенок выберет те предметы, которые, на его взгляд, должны быть отражены на планкарте, а также условные обозначения, которые будут использоваться для отображения этих предметов (при выборе обозначений можете оказать малышу помощь). Когда все это будет сделано, можно приступать к чертежу.

Игра «Нарисуй схему» поможет научить детей создавать схематические изображения. Для игры опять понадобится строительный конструктор, состоящий из деталей разной формы (например, как в игре «Стройка»). Нужно собрать из деталей какую-нибудь конструкцию  и предложить детям изобразить эту конструкцию в виде трех схем — вид спереди, вид сбоку и вид сверху.

Упростить задание можно, если вместе с собранной конструкцией дать малышу ее контурное изображение. В этом случае задание должно состоять в том, чтобы завершить создание схемы путем дорисовки иконки элементов внутри заданного контура.

В ходе игры «Зашифруй сказку» детям читается логически связный текст, после чего им нужно создать простейшую графическую план схему событий из текста.

Система занятий:

Таблица 10

Система занятий для старших дошкольников по развитию мышления

Занятие 1

«Головоломка с палочками»

«Придумай сам»

Занятие 2

«Головоломка с палочками»

« Придумай сам»

«Разные дома»


 

 

 

Продолжение таблицы 10

Занятие 3

«Где сидит зайчик?»

«Разные дома»

«придумай свой орнамент»

Занятие 4

«Придумай свой орнамент»

«Где сидит зайчик?»

«Дорисуй, что забыл нарисовать художник»

Занятие 5

«Где сидит бельчонок?»

«Дорисуй, что забыл нарисовать художник»

«Стройка»

Занятие 8

« Головоломка с палочками»

« Где сидит попугай?»

 «Найди все тропинки»

Занятие 9

«Где сидит попугай?»

«Найди все тропинки»

«Найди животных по изображенным частям»

Занятие 10

«Стройка»

«Найди животных по изображенным частям»

«Определи недостающую часть фигуры»

Занятие 11

«Определи недостающую часть фигуры»

«Где спрятался жучок?»

«Шахматная доска»

Занятие 12

«Шахматная доска»

«Где мишка?»

«Созвездия»

Занятие 13

«Созвездия»

«Дорисуй, что забыл нарисовать художник»

«Найди ошибку»

Занятие 14

«Шахматная доска».

«Найди все тропинки»

 «Прогноз погоды»

Занятие 15

«Прогноз погоды»


Продолжение таблицы 10

 

«Найди ошибку»

«Начерти планкарту»

Занятие 16

<span class="dash041e_0431_044b_0447_043d_0430_044f_0020_0442_0430_0



Информация о работе Мышление у детей старшего дошкольного возраста