Народная игра как средство воспитания общения младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 07:03, курсовая работа

Краткое описание

Мы живем в современном мире, наука не стоит на месте. Перед детьми открывается огромный мир развлечений. Это телевизор, компьютер, различные игровые приставки и т.д. Но, к огромному сожалению, все эти вещи не развивают эстетические качества. Родители, в силу своей занятости, не могут уделять детям достаточно времени, водить по музеям, выставкам…

Содержание

Введение ………………………………………………………………….. стр. 3
Глава I. Теоретические основы и педагогический потенциал народных игр
1.1. Сущностная характеристика, типология и особенности детской народной игры………………………………………………………………... стр.
1.2. Развивающий и воспитывающий потенциал детских народных игр….
1.3. Анализ категории «культура общения» культуры общения младших школьников…………………………………………………………………………..
Глава II. Практика использования народной игры как средство воспитания культуры общения младших школьников
2.1. Методические особенности организации народной игры с младшими школьниками.
2.2. Разработка кодекса общения младших школьников в процессе народных игр.
2.3.Опыт практической работы по использованию народной игры для приобщения младших школьников к истокам национальной культуры.
Заключение
Литература
Приложение. Русские народные игры……………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая 4 курс.docx

— 102.70 Кб (Скачать файл)

Большинство народных игр  уходит корнями в религиозные  пласты жизни. Например, одной из причин появления подвижных игр являются обрядовые игры, связанные с суевериями, предрассудками. Значительная часть народного русского творчества связана с язычеством. Языческая романтика придавала особую красочность русской народной культуре. 

Игрою пронизаны в разной степени практически все области  устного народного творчества: от песни, которая «играется», и до свадьбы  — своеобразной драматической игры с четко определенным ритуально-игровым  поведением каждого персонажа. Особые формы ритуально-игрового поведения  можно найти в календарных  обрядах и народных игрищах, устраиваемых на Святки, Масленицу, Троицу, в Купальскую ночь и т.д. Игра в это время была не просто досужим развлечением, а способом организации хозяйственной, семейной и общественной жизни человека. Игра учила и наставляла. Игра развивала все человеческие способности: сообразительность, наблюдательность, ловкость, выносливость, пластичность, умение общаться так, как этого требуют обстоятельства. 

Интересным примером игры-обряда, во время исполнения которой пелись песни с обязательным упоминанием  Лады (органического соединения аграрного  божества и покровительницы брака, содержащим имя Лады), может служить  общеизвестная игра «А мы просо сеяли». А вот еще одна игра этого периода жизни русского народа, но уже из детского фольклора — горелки. О происхождении самого название игры — «горелки» — свидетельствует русский историк, известный собиратель народных сказок А. Н. Афанасьев. Вот что он пишет по этому поводу: «На эпическом языке народных песен... поется: 
Не огонь горит, не смола кипит, А горит-кипит ретиво сердце По красной девице... 
Горелки начинаются с наступлением весны, когда славилась богиня Лада, когда сама природа вступает в свой благодатный союз с богом-громовиком и земля принимается за свой род. Очевидно, игре этой принадлежит глубокая древность...». 

Христианизация Руси и  введение новой веры способствовало формированию особого христианского  пантеона святых и созданию христианских праздников на основе языческих. Так, зимние святки были заменены рождественской неделей, а весенние — пасхальной, что отразилось на характере игр  и развлечений как молодежи, так  и малых детей. Например, для святочных  посиделок характерны были подвижные  игры, в частности жмурки. Водящему завязывали глаза и отводили к двери; потом к нему подбегали, хлопали полотенцем, кушаком, рукавицей, ладонью, пока он не поймает себе замену. «Бытовая» — постоянный набор святочных игр. В него входили: «Кострома», «Столб», «Цепочка», «Товар забирать», «Выскочка», «В короли», «Мост мостить». 

А вот на Масленицу распространено было катание молодежи с ледяных  гор. В Юрьевском уезде Владимирской губернии (информация 1893 г.) молодежь каталась на Масленице с горы на скамьях  и буках — низеньких соломенных корзинах, специально подмороженных. Во многих русских селениях Тверской губернии всю зиму катались с естественных гор только дети-мальчики. 
Весной и летом бытовали разные игры с мячом. Одним из примеров такой игры была лапта. В.Г. Григорьев пишет, что без этой подлинно народной игры трудно представить себе жизнь мальчишек и девчонок послевоенной поры и многих более старших поколений. Упоминание об этой игре есть уже в древних русских летописях. Да и среди предметов, найденных при раскопках древнего Новгорода, есть немало мячей и сама лапта (палка-бита), давшая название игре. Значит, более тысячи лет живет эта игра в народе! Поэт Валентин Берестов вспоминает в своем стихотворении «Лапта»:

О, радость жизни, детская  игра!

Век не уйти с соседского двора.

За мной являлась мать. Но даже маме

В лапту случалось заиграться с нами.

Чего ж ей, великанше, делать тут?

В нее ж мячом всех раньше попадут.

Кидать — кидали, да не попадали...

И к ужину обоих долго  ждали. 

О значении лапты очень  метко сказал знаменитый русский  писатель А. И. Куприн. Он отмечал, что  эта народная игра — одна из самых  интересных и полезных игр... В лапте нужны: находчивость, изворотливость, глубокое дыхание, верность своей партии (команде), внимательность, быстрый бег, меткий глаз, твердость удара рук и вечная уверенность в том, что тебя не победят. 

Одной из увлекательнейших детских народных подвижных игр  с мячом, живущих до наших дней, является штандер. Эта игра очень старая, в нее играли еще в прошлом веке. Играли в нее на улице, под открытым небом, играли мальчики и девочки вместе, возраст не имел значения. 
В простонародье чаще всего мячи для этой игры делали из тряпок и тряпками их набивали. В северных губерниях мячи плели из лыка — ремешков, сделанных из коры липы, березы или ивы. Внутри такие мячи были пустые и набивались песком. В некоторых областях мячи делали из овечьей шерсти. Клок шерсти сначала скатывали, старались придать ему круглую форму. Когда комок хорошо укатывался, бросали его в кипяток и оставляли там на полчаса. Затем вынимали из воды, вновь катали и просушивали. Такой мяч был легким и мягким, а своей упругостью не уступал резиновому. 

На вечерках, на гуляниях игрались такие игры, как: «Я по травке шла», «Заинька», «Репка», «Редька», «Водяной», «Дедушка Мазай» и другие. В таких играх, начиная с Фомина воскресенья вплоть до Петрова дня, радостно участвовали все, от мала до велика. Это была истинная школа народной игры: синтез ловкого и сильного движения, драматического ролевого действия, пения. А подспудно давалась масса сведений о том, что, допустим, редьку надо сеять, полоть, следить за всходами, а потом, как вырастет, рвать «с конца, да не сорвать с кореньца», чтобы не повредить.

 

Детские народные игры отражали не только обрядовые традиции, носили не только отголоски религиозных  верований, а также показывали социальную жизнь различных слоев населения.

 

Замечательные игры «Красочки», «В горшки» являются ролевой имитацией  купли-продажи на ярмарке, в торговой лавке, где разворачивается диалог покупателя и продавца, и финалом  игры, как правило, является бег.

 

А вот любимая детская  игра «Я садовником родился» открывает  совсем другую жизнь. В ней — влюбленность. Она, видимо, пришла из города не раньше чем в XVIII в., когда с Петровских ассамблей пошла мода на галантность, совсем иного типа ритуальность «светских» отношений. Но и эти игры детям пришлись кстати, так как построены на любимых ими принципах: диалогичность и динамика, комичность воображаемых ситуаций, необходимость быстрой и верной реакции.

 

Отражение повседневной трудовой жизни крестьян мы видим в таких  играх, как «Удочка» и «Рыбаки  и рыбки». Русские деревни стояли обычно по берегам рек и речушек, озер, поэтому удочки были у каждого  уважающего себя мальчишки. С интересом  наблюдали ребята за ловлей рыбы большими сетями-неводами. Так как же было им не придумать игру, где можно  половить рыбу удочкой или сетями? 

Детская фантазия безгранична. Из поколения в поколение, от старших  к младшим передавались подвижные  игры и таким образом дошли  до наших дней. Но кроме этого  каждое поколение детей придумывало  свои игры, которые можно было бы определить как современный детский  игровой фольклор, например, игра в  «Резиночку», в «Банки» и др.

 

 

    1. Анализ категории «культура общения»

Культура общения - совокупность знаний, умений и навыков, обеспечивающих целенаправленное взаимодействие людей  на основе адекватного выбора и использования  средств общения, а также умение прогнозировать воздействие высказываний на собеседников, извлекать информацию в условиях устной и письменной речи.

Культура общения как  одно из выражений нравственно-эстетического  самосознания и социальной сущности человека возникла лишь на определенной ступени развития человеческого  общества и носит, следовательно, исторический характер.

Соответственно человек  становится мерилом всех жизненных  отношений. Человек, человечество, человечность - глобальная триада прошедшего, настоящего и будущего. "Естественный ход жизни такой, - писал Л.Н.Толстой, - сначала человек ребенком, юношей только действует, потом, действуя, ошибаясь, приобретая опытность, познает и потом уже, когда он узнал главное, что может знать человек, узнал, что добро, начинает любить это добро: действовать, познавать, любить. Дальнейшая жизнь (также и наша теперешняя жизнь, которая есть продолжение предшествовавшей) есть прежде деятельность во имя того, что любишь, потом познавание нового, достойного любви. В этом круговорот всей жизни". В становлении и развитии человека важную роль играют конкретные социальные факторы, ситуации и примеры. Персонификация процесса воспитания предполагает наличие конкретных примеров, фактов, ситуаций. Так оно и есть в народной педагогике, и с этой конкретностью мы встречаемся на каждом шагу. В связи с этим все большее значение приобретает правильная постановка проблемы формирования культуры межличностного общения у подрастающего поколения в контексте новых социальных явлений.

В наше время проблема развития и воспитания человека, то есть формирование личности выдвинулась в ряд наиболее важных и злободневных вопросов. Интерес  к этой проблеме проистекает из потребностей приспособить человека нового времени  к структуре и организации  общества. В формировании культуры общения нового человека решающую роль играют воспитание творческого отношения  к труду, обеспечение общекультурного  и нравственного развития, социальной активности, политической сознательности, понимание и целей задач общественного  производства, всей нашей жизни, демократизма и гуманизма. Вместе с тем мы рассматриваем  это как неразрывную часть многофакторного процесса воспитания, уходящего своими корнями в самую сердцевину человеческой цивилизации, основой которой является нравственность. Она - добрый знак природы, признак потрясений, перенесенный в наши дни.

В известных словарях, например, В.И.Даля, С.И.Ожегова, Д.Н.Ушакова значение существительного "формирование" приведено в контексте значений глаголов "формировать" и "формироваться" в следующем виде: 1) придавать  чему-либо определенную форму и вид в результате развития и роста; 2) приобретать законченность, определенность, устойчивость в результате развития и изменений; 3) придавать чему-нибудь установленную, принятую форму в результате воздействия; 4) создавать, составлять, организовывать чего-либо; 5) физически развиваться, приобретая зрелый вид и др. Конечно, понятие "формирование" в широком смысле представляет собой обширную область знаний и действий как в быту, так и в научной сфере. Учитывая и имея в виду эти обстоятельства, мы обратили внимание на употребление в педагогической литературе понятий "формирование" и "воспитание" как равнозначные. Между тем диалектика их отношений позволяет утверждать, что второе из них является частью первого. Исторически граница между понятиями "воспитание" и "формирование" менялась, меняется и будет меняться. Понятие "формирование" шире понятия "воспитание" настолько, насколько участвует в становлении личности окружающая среда и общественная практика человека по преобразованию, в частности, самого себя, общества и природы.

Формирование личности как  процесс становления происходит в результате интеллектуального, нравственного, физического развития, а также - в  результате трудового, эстетического, патриотического воспитания. Оно  включает в себя как организованное воздействие воспитания, так и  влияние макро- и микросреды, которые  в значительной мере действуют стихийно. Специальный воспитательный процесс  выступает перед нами как закономерный, необходимый и значимый для личности и общества. Его социальное значение состоит в том, что здесь формируется  личность, и происходит это на основе важнейших социальных форм жизни  человека - его деятельности и общения. Для осмысления сущности понятий "формирование" и "воспитание" необходимо выявить  новое и стимулировать его - это  означает размышление над прошлым, настоящим и будущим в рамках философии бытия. Как утверждают материалисты, бытие определяет сознание. Новые тенденции осмысления роли современной ситуации жизни людей в развитии общества и перспектив философского познания проблем человека, гуманизма основополагаются на социальной потребности. Нравственная философия нового человека - человека с "высокой душой" (А.С.Пушкин) - включает все основные принципы морали, исходящей из общечеловеческого идеала.

Воспитание - одно из основных функций общества. В ходе процесса воспитания передается и усваивается  опыт поколений, внедряются в сознание и поведение людей моральные нормы, принятые в данном обществе. Под воспитательным процессом понимается процесс, в котором в соответствии с целями и задачами общества совершается организованное воспитательное влияние, конечным своим результатом предусматривающее формирование личности, нужной и полезной обществу.

Школьные годы могут оказать  значимое влияние в определении  жизненных ценностей молодого поколения. Особенно учащиеся в младшем школьном возрасте отличаются любознательностью, доверчивостью, стремительностью, романтичностью, способны не только много и быстро усваивать новые, но и интенсивно развивать свои нравственные качества.

Игра, как явление, ставящее личность в позицию субъекта деятельности, приобретает особое значение в младшем школьном возрасте. С.А. Шмаков говорит об "игровом дефиците", который испытывают дети. Т.Е. Конникова, Е.С. Махлак утверждают, что существует "вторичный" взлет игровых интересов у подростка. Л.И. Божович объясняет такой взлет возросшим значением коллектива в подростковом возрасте. Многие авторы единодушно признают наиболее "игровым" младший подростковый возраст.

В качестве исходных позиций  исследования принимы следующие психолого-педагогические идеи об особенностях младшего школьного возраста в формировании культуры общения: у ребят младшего подросткового возраста формируется относительно устойчивая система отношений к окружающим и к самим себе, возрастает интерес к собственной личности, стремление разобраться в своих качествах, поступках, формируется самооценка; появляются и становятся существенными новые условия развития личности, а именно - собственные требования к себе, к своей культуре общения; в центре внимания в этот период становятся вопросы, связанные с нормами и правилами взаимоотношений между людьми. Складываются моральные взгляды и оценки,

- заметно проявляется  стремление к самостоятельности  и независимости, которые, в  силу различных обстоятельств,  может приносить "отрицательный  характер" (грубость, упрямство и  т.д.);

- важным фактором развития  является коллектив сверстников,  значение коллективных отношений,  расположение к нему товарищей,  их оценка его поступков;

- важна роль игры. Дети  этого возраста любят подвижные,  творческие, сюжетные игры. В играх  и в жизни их привлекают  нравственно-психологические качества: смелость, решимость, выдержка, верность  другу. Игра помогает детям  справиться с переживаниями, беспокойством,  страхом, неуверенностью в себе, скованностью в общении, неспособностью  контролировать свои чувства  и поступки, которые препятствуют  их нормальному самочувствию  и общению со сверстниками. Игра  дает возможность каждому проявить  себя, добиваться лучших результатов  во всех отношениях, т.е. игра - для всех и во благо всем.

Информация о работе Народная игра как средство воспитания общения младших школьников