Непосредственно-образовательная деятельность как форма организации музыкального развития детей 5-6 лет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2014 в 15:52, курсовая работа

Краткое описание

Из всех видов искусства музыка обладает наибольшей силой воздействия на человека, непосредственно обращаясь к его душе, миру его переживаний, настроений. Её называют языком чувств, моделью человеческих эмоций. Музыкальное искусство играет огромную роль в процессе воспитания у ребенка духовности, культуры чувств, развития эмоциональной и познавательной сторон личности человека. Окружающая нас музыкальная атмосфера далеко не однородна. Наряду с высоким искусством, открывающим перед слушателем новые духовные горизонты, в огромных количествах существует и некачественная музыка, которая не только не развивает, но и засоряет сознание ребенка. Тяжелые последствия этого явления состоят в том, что широкой слушательской аудитории музыка такого рода начинает казаться наиболее современным и естественным языком музыкального общения, обладающим секретом духовных контактов.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основы организации обучения в музыкальном педагогическом процессе ДОУ.
1.1. Развитие музыкального образования в теории и практике детских садов, исторический обзор. Анализ программ ДОУ…………………….……..7
1.2. Непосредственно-образовательная деятельность в детском саду, ее специфика, типы и виды, принципы организации…………………….………31
1.3. Взаимосвязь музыкального руководителя с педагогическим коллективом ДОУ и родителями………………………………………...……..45
Выводы по главе 1………………………………………………….…………...48
Глава 2. Разработка и проверка эффективности системы образовательной деятельности в процессе музыкально-эстетического воспитания.
2.1. Исследование проблемы музыкально-эстетического воспитания детей 5-6 лет…………………………………………………………………….50
2.2. Проведение цикла образовательной деятельности для оптимизации музыкального развития детей 5-6 лет…………………………………...........57
2.3. Результаты заключительного этапа исследования……………….64
Выводы по главе 2………………………………………………...…………...67
Заключение………………………………………………………………….....69
Литература…………………………………………………………………......71

Вложенные файлы: 1 файл

Непосредственно образовательная деятельность как форма организации музыкального развития детей 5-6 лет.doc

— 440.50 Кб (Скачать файл)

Игровые и соревновательные приемы позволяют дифференцировать задания для всей группы, подгрупп, каждого ребенка.

При доминировании игры на музыкальных инструментах помимо обучения детей необходимым навыкам можно расширить их представления о различных музыкальных инструментах (народных и инструментах симфонического оркестра), с помощью грамзаписей познакомить ребят с выразительными возможностями каждого инструмента.

Проводятся также игры по угадыванию тембров инструментов. На таких занятиях уместно оркестровать какое-либо произведение, используя выразительные тембры различных инструментов.

В доминантную НОД с преобладанием детского музыкального творчества можно включить его разновидности — песенное творчество, творчество в музыкально-ритмических движениях, музицирование на музыкальных инструментах.

На доминантной НОД необязательно привлекать все в музыкальной деятельности детей, а отбирать лишь те, которы помогают выполнить поставленные задачи.

Если доминантная НОД посвящена развитию одной из музыкальных способностей и все задания в различных видах деятельности направлены на решение этой задачи, подбираются и соответствующие музыкально-дидактические игры и упражнения.

Доминантная НОД может иметь определенную тему или сюжет. Они проводятся от 3 до 12 раз в квартал.

Тематическая НОД бывает трех видов: собственно-тематическая, музыкально-тематическая, сюжетная – в зависимости от характера избранной темы, наличия сюжета.

Вместо концерта, подготовленного силами детей, педагог на такой образовательной деятельности может рассказывать об интересных событиях из истории, жизни, посвященных праздничной дате, сопровождает повествование музыкой. Произведения звучат и на фортепиано, и в записях. Ребята могут исполнять свои любимые песни, танцы. Такая свободная деятельность сильнее воздействует на детей, чем заученное мероприятие.

На НОД, не связанной с праздничной датой, тема не должна формально объединять материал. Здесь главное – с помощью избранной темы показать возможности музыки, связать ее с жизнью.

Музыкально-тематическая образовательная деятельность – еще одна разновидность тематической НОД. Тема его связана с самой музыкой, позволяет наиболее полно дать детям представления о музыкальном искусстве, выразительных возможностях музыкального языка, познакомить их с инструментами и т.д. Темы могут разными: «Темп в музыке и его выразительное значение», «Тембр в музыке», «Регистр», «Русская народная песня» и т.д.

Сюжетная музыкальная НОД не только объединено общей темой, но и имеет единую сюжетную линию. Сказочный или игровой сюжет придает образовательной деятельности занимательность, увлекательную форму, развивает воображение, дает простор творческой фантазии.

Наиболее  распространенным является типовая НОД. Она состоит из трех частей. Первая часть осуществляет задачи активизации внимания, его сосредоточения на звучании музыки, внесения организованности в работу, создания рабочего настроения. Начинается эта часть образовательной деятельности с ходьбы детей, которая должна согласовываться с характером, формой и средствами выразительности музыкального произведения. Обычно для ее проведения используются бодрые марши. По ходу даются задания на совершенствование основных движений: ходьбы, бега, подскоков, прыжков и различных перестроений. (Ни в коем случае нельзя вводить детей под звучание марша из-за двери, ибо в этом случае многие дети не начинают движение одновременно со звучанием музыки.) Так как основой жизнедеятельности организма является движение, то в первой части занятия идет обучение музыкально-ритмическим и двигательным навыкам в процессе какого-либо одного вида упражнений: образного, подготовительного, композиционного.   

Во  второй части НОД педагог  переходит к пению или слушанию (в зависимости от интенсивности  движений первой части), учитывая при  этом этапы разучивания произведения. В старшей группе дети поют три песни, перед которыми проводятся упражнения по развитию слуха в виде распевания специально подобранных попевок, исполняемых подгруппами или индивидуально. Для слушания музыки детям предлагается специальный репертуар, указанный в программе или дополнительный. Это может быть и музыкальный материал песен, игр, плясок, которые в дальнейшем будут разучиваться с детьми. Обычно дети слушают и анализируют одно произведение, но можно - для сравнения по сходству или контрасту - исполнить два уже знакомых произведения. После пения или слушания, когда уровень внимания падает, с детьми проводится хорошо разученная ранее игра или пляска (в младших группах возможно их соединение.) В них совершенствуются музыкально-ритмические умения и навыки, ведется работа над выразительностью исполнения. Многократно повторяя игру или пляску, дети начинают выполнять ее непринужденно, придумывать варианты образных движений в играх, фигур в танцах.    

После игры или пляски (без перерыва) начинается третья часть НОД, одной из задач  которой является приведение возбужденного организма  к нормальному состоянию, снижение физической нагрузки. Музыкальный  руководитель играет марш спокойного характера, дети идут, постепенно выстраиваясь в колонну, останавливаются с  окончанием звучания марша. Проводится оценка занятия. У старших детей  спрашивают, а младшим говорят, чем  они занимались и как, чтобы закрепить  полученные ими знания. После этого педагог высказывает необходимые замечания по поводу участия детей в занятии, их поведения (если это необходимо).

Методика  проведения типовых занятий разработана  с достаточной полнотой, однако для  повышения эффективности обучения педагог должен относиться к их построению творчески. В зависимости от сложности  репертуара, степени его усвоения, особенностей поведения детей музыкальный  руководитель может, например, исключить  слушание музыки или ритмические упражнения, танец, игру, остановиться на более углубленном разучивании только одной песни и т. д.

Таким образом, планируя музыкальную деятельность с детьми, необходимо использовать различные типы и виды образовательной деятельности для более эффективной работы, так как у каждой НОД своя специфика и особенности проведения, несмотря на то, что в процессе любой НОД решается главная задача – музыкально-эстетическое воспитание детей 5-6 лет, формирование у них музыкальных способностей во всех доступных для них видах деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3. Взаимосвязь музыкального руководителя с педагогическим коллективом ДОУ и родителями.

В дошкольном образовательном учреждении специфика реализации образовательной области «Музыка», в отличие от других образовательных областей, связана с тем, что задачи музыкального развития и воспитания детей решаются в тесном сотрудничестве специалистов – педагога (воспитателя группы) и музыкального руководителя. Традиционно организатором процесса музыкального воспитания и развития ребёнка в детском саду является музыкальный руководитель при участии воспитателя-помощника. Музыкальный руководитель занимается музыкально-педагогическим просвещением коллег, оказывает им соответствующую поддержку в развитии музыкальной культуры. В то же время музыкальный руководитель должен доверять педагогам в вопросах музыкального воспитания и развития детей, прислушиваться к исходящей от них оценке музыкальности ребёнка и описанию индивидуальных детских музыкальных проявлений. Так как воспитатель хорошо знает своих воспитанников, ежедневно общается с ними в течение нескольких лет, владеет индивидуально-дифференцированным подходом.

Музыкальный руководитель осуществляет музыкальное воспитание детей непосредственно во время образовательной деятельности, а воспитатель продолжает эту работу при проведении режимных моментов. [18]. Но музыкальный руководитель, выполняя воспитательные функции, должен обладать организаторскими, коммуникативными и конструкторскими способностями.

Кроме проведения НОД по музыке, в обязанности музыкального руководителя входит планирование и проведение:

1.регулярных занятий-практикумов  с воспитателем каждой возрастной  группы;

2.консультаций по организации музыкальных зон в группах, подбор музыкально-дидактических игр;

3.вечеров досуга и развлечений;

4.музыкально-дидактических игр (включая  изготовление дидактических игр  и пособий);

5.праздничных утренников.

Музыкальный руководитель проводит работу, связанную с тем, чтобы музыка постоянно присутствовала в повседневной жизни детского сада (в процессе НОД по развитию речи, физкультурных прогулках и т.д.)

В группах детского сада воспитатель является активным участником педагогического процесса. Он помогает музыкальному руководителю в проведении образовательной деятельности. Функции воспитателя в каждой возрастной группе различны, а степень активности обусловлена возрастом детей и конкретными задачами, которые заданы в процессе НОД. Наибольшая роль воспитателю отводится в тех частях образовательной деятельности, что связаны с музыкально-ритмической деятельностью: упражнения, танцы, игры. Он поет вместе с детьми, играет с ними, водит хороводы, помогает при выполнении различных действий, воспитатель привлекается для показа движений в упражнениях и танцах. Меньшая – в процессе слушания музыки. В своей работе воспитатель действует только по указанию музыкального руководителя (при знакомстве с инструментальной музыкой проводит беседу по картине, при пении может исполнить отдельный куплет или фразу, при разучивании игры, выбирает ведущего, помогает распределить роли, т.е не участвует, а только организует).

Навыки и умения, полученные детьми в процессе НОД по музыке, необходимо закреплять, а это значит, что музыка должна звучать и во время индивидуальной работы, утренней гимнастики, подвижных игр, проведения дидактических игр, в вечерние часы досуга, стать иллюстрацией к рассказу, сказке и т.д.

Воспитатель должен осуществлять преемственность между музыкальной образовательной деятельностью и другими звеньями процесса музыкального воспитания и развития детей. В задачи воспитателя по музыкальному развитию детей вне НОД входит: исправление, закрепление навыков и умений, расширение музыкальных представлений, кругозора, выявление и формирование склонностей и музыкальных интересов каждого ребенка; развитие музыкальных способностей и самостоятельных способов действия.

В индивидуальной работе воспитателю необходимо учитывать особенности ребенка, его способности к музыке и движению, степень усвоения им музыкального материала, активизировать пассивных детей. Для решения этих задач воспитатель-педагог должен обладать определенным объемом музыкально-эстетических знаний. А подбирая музыкальное сопровождение к различной НОД, следует продумывать содержание произведений и их эмоциональное воздействие.

Очень важен контакт музыканта-педагога с родителями: проведение консультаций, помощь в организации домашней фонотеки, рекомендации по подбору и использованию детских музыкальных инструментов, по прослушиванию музыки, просмотру телепередач и т.д.

Большое значение имеет создание условий, способствующих возникновению музыкальной деятельности детей по их собственной инициативе – музыкальной зоны, атрибутов, пособий и т.д.

Таким образом, основные вопросы музыкального развития дошкольников решает музыкальный руководитель, а воспитателю отводится роль его помощника, но эти отношения характеризуются единством цели, в качестве которой выступает музыкальное развитие ребенка как главного объекта педагогических отношений.

 

 

 

 

Выводы по главе 1.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что музыка самый мощный и эмоциональный вид искусства, именно она обогащает восприятие произведений живописи, литературы, способствует пониманию их содержания, развивает эстетические чувства. Образы искусства, вызывая резонанс в душе ребенка, формируют представление о добре, красоте, духовных ценностях.

В работах наиболее известных педагогов-музыкантов конца XIX и начала XX века (А. Пузыревский, А. Маслов, А. Карасев, С. Миропольский), а также в исследованиях современных педагогов (Ш.Майгарановой, К.Аймагамбетовой) показано, что музыка является одним из самых основных, значимых средств в формировании эстетического воспитания дошкольников.

В ходе изучения психолого-педагогической литературы было выявлено, что музыка – величайший источник эстетического и духовного наслаждения. Она сопутствует человеку на протяжении всей его жизни, вызывает эмоциональный отклик, взволнованность, стремление к действию. Музыкальное искусство, непосредственно и сильно воздействующее на человека уже в первые годы его жизни, занимает большое место в его общем культурном развитии. Музыка – постоянный спутник человека во всей его жизни [17].

Необходимо отметить, что до недавних времен основной формой организации музыкальной деятельности считались занятия, однако, в настоящее время в соответствии с утверждением и введением в действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования [27], Федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования [28] воспитательно-образовательный процесс в детском саду претерпевает изменения. Занятиям, которые считались ведущей формой образовательного процесса, отводится второстепенная роль, основное место занимает непосредственно образовательная деятельность детей, значение которой в области «Музыка» велико: осуществляется систематическое и планомерное музыкальное развитие каждого ребенка, формируется его эстетическое отношение к окружающему, к искусству [4].

Информация о работе Непосредственно-образовательная деятельность как форма организации музыкального развития детей 5-6 лет