Непосредственно-образовательная деятельность как форма организации музыкального развития детей 5-6 лет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2014 в 15:52, курсовая работа

Краткое описание

Из всех видов искусства музыка обладает наибольшей силой воздействия на человека, непосредственно обращаясь к его душе, миру его переживаний, настроений. Её называют языком чувств, моделью человеческих эмоций. Музыкальное искусство играет огромную роль в процессе воспитания у ребенка духовности, культуры чувств, развития эмоциональной и познавательной сторон личности человека. Окружающая нас музыкальная атмосфера далеко не однородна. Наряду с высоким искусством, открывающим перед слушателем новые духовные горизонты, в огромных количествах существует и некачественная музыка, которая не только не развивает, но и засоряет сознание ребенка. Тяжелые последствия этого явления состоят в том, что широкой слушательской аудитории музыка такого рода начинает казаться наиболее современным и естественным языком музыкального общения, обладающим секретом духовных контактов.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основы организации обучения в музыкальном педагогическом процессе ДОУ.
1.1. Развитие музыкального образования в теории и практике детских садов, исторический обзор. Анализ программ ДОУ…………………….……..7
1.2. Непосредственно-образовательная деятельность в детском саду, ее специфика, типы и виды, принципы организации…………………….………31
1.3. Взаимосвязь музыкального руководителя с педагогическим коллективом ДОУ и родителями………………………………………...……..45
Выводы по главе 1………………………………………………….…………...48
Глава 2. Разработка и проверка эффективности системы образовательной деятельности в процессе музыкально-эстетического воспитания.
2.1. Исследование проблемы музыкально-эстетического воспитания детей 5-6 лет…………………………………………………………………….50
2.2. Проведение цикла образовательной деятельности для оптимизации музыкального развития детей 5-6 лет…………………………………...........57
2.3. Результаты заключительного этапа исследования……………….64
Выводы по главе 2………………………………………………...…………...67
Заключение………………………………………………………………….....69
Литература…………………………………………………………………......71

Вложенные файлы: 1 файл

Непосредственно образовательная деятельность как форма организации музыкального развития детей 5-6 лет.doc

— 440.50 Кб (Скачать файл)

 В процессе данной формы  организации реализуется принцип  интеграции всех образовательных  областей.

Важно  отметить, что для успешной реализации образовательной области «Музыка», необходимо, чтобы задачи музыкального развития детей  решались в тесном сотрудничестве специалистов – педагога (воспитателя группы), музыкального руководителя, инструктора по физическому воспитанию, а также родителей.

 

 

Глава 2. Разработка и проверка эффективности системы образовательной деятельности в процессе музыкально-эстетического воспитания.

2.1. Исследование проблемы  музыкально-эстетического воспитания  детей 5-6 лет.

Экспериментальное исследование проходило в старшей группе ДОУ № 45 «Добринка». В эксперименте участвовало 25 детей (см. Приложение 1). Исследование проходило в течение одного месяца: с 18 марта по 19 апреля.

Цель констатирующего эксперимента: определение уровня музыкально-эстетического развития детей 5-6 лет. На констатирующем этапе эксперимента использовались такие методы реализации заданной цели, как:

1) беседа с детьми

2) беседа с музыкальным руководителем, воспитателем группы;

3) наблюдение анализ различных  типов и видов НОД;

4) анализ уровня музыкально-эстетического  развития.

Изучение практики организации НОД и беседа с музыкальным руководителем показала следующее: большинство из музыкальных руководителей (около 80%) в своей работе применяют общепринятый в практике (традиционный) тип музыкальных занятий – типовая фронтальная НОД. В качестве внешних элементов структуры берутся следующие: репертуар музыкальной деятельности, представленный в следующей последовательности – музыкально-ритмические движения, слушание музыки, пение, музыкальные игры.

Незначительное число педагогов, наряду с традиционной образовательной деятельностью, проводят комплексную непосредственно образовательную деятельность. Однако при планировании допускается ряд недочетов, что приводит к механическому комплексированию различных видов искусств. Необходимо отметить, что музыкальный руководитель ДОУ № 45, в своей работе использовал различные виды НОД.

На первом этапе эксперимента изучалась научная и специальная литература по теме исследования, отражающая проблемы музыкально-эстетического развития детей дошкольного возраста; определялся комплекс диагностических методик для выявления музыкально-эстетических способностей детей 5-7 лет. Также изучались условия для музыкального развития (музыкальный уголок группы, оформление, доступность для детей, использование в повседневной жизни), наблюдение за НОД по музыкально-эстетическому развитию.

Таким образом, в процессе изучения документации, методической литературы было выяснено, что детский сад работает по программе К.В.Тарасовой, Т.В. Нестеренко, Т.Г.Рубан «Гармония», которая делится на разделы по каждому виду музыкальной деятельности и представляет собой отдельное пособие: «Игра на детских музыкальных инструментах», «Пение», «Слушание музыки», «Музыкальная игра драматизация» и т.д.

Необходимо отметить, что в данной группе имеется музыкальный уголок, в котором находятся детские музыкальные инструменты (гитары, гармошки, синтезаторы, свистульки, погремушки, деревянные ложки и т.д.), портреты композиторов, дидактические музыкальные игры не только заводского производства, но и сделанные руками педагогов, различные шумовые инструменты, в том числе и сделанные руками детей, погремушки из подручных материалов. В процессе беседы с воспитателем было выяснено, что детям очень нравилось играть в уголке, но в виду того, что уголок был сделан около 4 месяцев назад, дети потеряли интерес, самостоятельно редко играют в уголке. Ранее дети в свободное время играли на музыкальных инструментах, обыгрывая различные русские народные сказки, под руководством воспитателей. 

На основе анализа психолого-педагогической литературы для определения музыкальных способностей был взят методико-диагностический комплекс, разработанный О.П. Радыновой [21], в процессе которого выявился уровень

- музыкально-слуховых представлений  – пение малознакомой мелодии  без сопровождения, подбор по слуху хорошо знакомой попевки;

- чувство ритма – воспроизведение  в хлопках, в притопах ритмического  рисунка мелодии, выразительность  движений и соответствие их  характеру музыка с малоконтрастными  частями; соответствие  ритма движений  ритму музыки (с использованием смены ритма);

-  ладовое чувство – просьба  повторить, наличие любимых произведений; эмоциональная активность во  время звучания музыки; высказывание  о музыке с контрастными частями; узнавание знакомой мелодии по  фраменту; определение окончания мелодии.

Оценивание уровня развития музыкальных способностей проходило по трехбалльной системе: 3 балла – высокий уровень (ребенок самостоятельно справился со всеми заданиями); 2 балла – средний уровень (справился с заданием при поддержке взрослого); 1 балл – низкий уровень (ребенок не справился с заданием).

Ф.И. ребенка

Ладовое чувство

Музыкально-слуховые представления

Чувство ритма

Средний балл

1

Анфимова Даша

3

3

2

3

2

Асланов Андрей

2

1

2

2

3

Девятник Юра

2

2

2

2

4

Кутырева Валерия

3

3

2

3

5

Лычагина Марина

3

3

3

3

6

Мещанинов Максим

1

2

1

1

7

Моисеева Диана

2

2

2

2

8

Мороз Камила

1

2

1

1

9

Нургатина Алина

3

3

2

3

10

Панов Кирилл

1

1

2

1

11

Полякова Диана

2

2

1

2

12

Разина Марина

2

2

1

2

13

Русакова Кира

2

2

2

2

14

Сельментова Кира

2

1

2

2

15

Сигалаев Андрей

2

2

1

2

16

Симонова Ира

2

2

2

2

17

Скребнев Илья

2

1

2

2

18

Сорокин Артем

1

2

1

1

19

Сухова Настя

2

2

1

2

20

Хаймурзина Диана

2

2

1

2

21

Халиль Виталина

3

2

3

3

22

Цыфаркин Влад

2

1

2

2

23

Чекменев Слава

2

1

2

2

24

Шеленков Артем

2

3

2

2

25

Ямщикова Яня

2

2

1

2




 

Таким образом, данная методика показала, что:

- на высоком уровне музыкального  развития – 20%, 

- на среднем уровне музыкального  развития – 64%,

- на низком уровне музыкального  развития – 16% детей.

Это свидетельствует о том, что большая часть группы находится на среднем уровне музыкального развития.

Далее, в процессе наблюдения за детьми в ходе образовательной деятельности и беседы с самими детьми, были выявлены следующие данные:

 

Ф.И. ребенка

Особенности поведения

Музыкальные способности

1

Анфимова Даша

общительная, подвижная, веселая, любит играть в куклы, настольные игры

на образовательную деятельность по музыке ходит с удовольствием, внимательно слушает музыку, любит танцевать

2

Асланов Андрей

общительный, веселый, не конфликтует с другими мальчиками, любит играть в машинки, конструктор, шашки, в больницу

на образовательную деятельность по музыке ходит с удовольствием, внимательно слушает музыку, выполняет все требования музыкального руководителя

3

Девятник Юра

общительный, веселый, не нарушает дисциплину, любит играть в настольные дидактические игры, шахматы

на образовательную деятельность по музыке ходит с удовольствием, внимательно слушает музыку

4

Кутырева Валерия

тихая, спокойная, но общительная, веселая, любит рисовать, играть в тихие и спокойные игры

на музыкальные занятия ходит с удовольствием, любит петь, профессионально занимается вокалом, любит слушать музыку

5

Лычагина Марина

активная, подвижная, общительная, веселая, любит как подвижные, так и спокойные игры в куклы

на музыкальные занятия ходит с удовольствием, любит петь, профессионально занимается вокалом, любит слушать музыку, танцевать

6

Мещанинов Максим

мальчик шумный, вспыльчивый, иногда нарушает дисциплину в группе, любит играть в сказочных героев –  роботов; собирать конструктор

на музыкальные занятия ходит с удовольствием, любит петь, но слушает музыку не внимательно

7

Моисеева Диана

общительная, спокойная, любит играть в куклы, настольные игры

на музыкальные занятия ходит с удовольствием, любит петь

8

Мороз Камила

активная, шумная, часто нарушает дисциплину, постоянно сменяет игры, сложно доиграть в одну игру

на музыкальные занятия ходит с удовольствием, любит петь, музыку слушает не внимательно

9

Нургатина Алина

активная, подвижная, общительная, веселая, любит как подвижные, так и спокойные игры в куклы

на музыкальные занятия ходит с удовольствием, любит петь, профессионально занимается вокалом

10

Панов Кирилл

спокойный, тихий, общительный, любит играть в спокойные игры, машинки

на музыкальные занятия ходит с удовольствием, внимательно слушает музыку, выполняет все указания воспитателя

11

Полякова Диана

активная, общительная, веселая, любит играть в настольно-дидактические игры, куклы, в больницу

на музыкальные занятия ходит с удовольствием, внимательно слушает музыку, любит петь

12

Разина Марина

тихая, спокойная, общительная, любит рисовать, играть в тихие и спокойные игры

на музыкальные занятия ходит с удовольствием, любит петь, внимательно слушает музыку

13

Русакова Кира

активная, подвижная, общительная, веселая, любит играть в куклы, сюжетно-ролевые игры

на музыкальные занятия ходит с удовольствием, любит петь, танцевать

14

Сельментова Кира

спокойная, тихая, стеснительная, но общительная, любит рисовать, играть в тихие и спокойные игры

на музыкальные занятия ходит с удовольствием, любит петь

15

Сигалаев Андрей

активный, иногда нарушает дисциплину в группе, любит играть в подвижные игры

на музыкальные занятия ходит с удовольствием, любит петь, но слушает музыку не внимательно

16

Симонова Ира

активная, общительная, веселая, любит играть в настольно-дидактические игры, куклы, в больницу

на музыкальные занятия ходит с удовольствием, любит петь, но слушает музыку не внимательно

17

Скребнев Илья

спокойный, веселый, общительный; хорошо идет на контакт со всеми детьми; любит играть в шашки, больницу, водителя

на музыкальные занятия ходит с удовольствием, внимательно слушает музыку

18

Сорокин Артем

спокойный, веселый, не конфликтует с другими мальчиками, любит играть в машинки, конструктор

на музыкальные занятия ходит с удовольствием

19

Сухова Настя

спокойная, тихая, любит играть в магазин, в больницу, в куклы

на музыкальные занятия ходит с удовольствием, любит петь, внимательно слушает музыку

20

Хаймурзина Диана

тихая, спокойная, общительная, любит рисовать, играть в тихие и спокойные игры

на музыкальные занятия ходит с удовольствием, внимательно слушает музыку, любит петь

21

Халиль Виталина

спокойная, общительная, веселая, любит играть в настольно-дидактические игры, в куклы

на музыкальные занятия ходит с удовольствием, внимательно слушает музыку, любит петь

22

Цыфаркин Влад

активный, подвижный, веселый, всегда стремится к лидерству, любит играть как в подвижные, так и спокойные игры; не любит когда ему делают замечания

на музыкальные занятия ходит с удовольствием

23

Чекменев Слава

спокойный, тихий, общительный, любит играть в спокойные игры, машинки

на музыкальные занятия ходит с удовольствием, выполняет все указания музыкального руководителя

24

Шеленков Артем

активный, подвижный, веселый, общительный, любит игры в строителя и водителя

на музыкальные занятия ходит с удовольствием

25

 

Ямщикова Яня

общительная, веселая, любит играть в настольно-дидактические игры, куклы, в больницу

на музыкальные занятия ходит с удовольствием, внимательно слушает музыку, любит петь


 

Из данной таблицы следует, что все дети с удовольствием ходят на НОД по музыке, большинство также любит слушать музыку, но трое детей постоянно отвлекаются, невнимательно слушают музыку; трое детей профессионально занимаются вокалом.

Таким образом,  констатирующий эксперимент показал средний уровень сформированности музыкальных способностей детей 5-6 лет. На основании проведенного эксперимента можно предположить, что при использовании различных типов и видов НОД, активном использовании музыкально-дидактических пособий, игр можно добиться еще больших результатов в развитии музыкальных способностей.

 

 

 

 

2.2. Проведение цикла образовательной деятельности для        оптимизации  музыкального развития детей 5-6 лет.

Целью формирующего эксперимента стала разработка системы работы, способствующая улучшению организации непосредственно образовательной деятельности. Соответственно, об улучшении НОД будет свидетельствовать увеличение уровня музыкально-эстетического развития детей 5-7 лет.

На формирующем этапе исследования использовались такие методы реализации заданной цели, как:

- экспериментальная НОД разных  типов и видов;

- проведение музыкально-дидактических  игр;

- использование музыкальных произведений  в утренние и вечерние режимные моменты;

- беседы с воспитателями;

- консультации с родителями.

На основе изучения особенностей восприятия музыкальных произведений, мы проводили НОД с детьми старшей группы, по 30-40 мин 1 раз в неделю. Во время всех НОД использовались различные методы музыкального воспитания: звуковая наглядность, зрительная наглядность, словесные методы, методы убеждения средствами музыки (действительно с помощью музыки можно передать настроение самого произведения).

Первая образовательная деятельность была посвящена прослушиванию музыки       П.И. Чайковского "Подснежник". НОД включала в себя два вида и типа: фронтальная, комплексная и групповая, доминантная.

На протяжении всей образовательной деятельности прослеживалась интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникации», «Социализация», «Музыка», «Художественное творчество», «Физическая культура».

Перед прослушиванием музыки Чайковского «Подснежник», была проведена подготавливающая беседа про времена года, затем подводящей к теме подснежника стала загадка, показ картинки подснежника. Только после этого последовало прослушивание музыкального произведения. Музыку прослушали до конца все дети. Далее была проведена беседа, что представляли дети, какую картину мысленно смогли нарисовать, когда слушали данное произведение. С этим заданием справились 11 человек. О музыке, характере музыки и выразительности музыки смогли рассказать 15 человек. О картине нарисованной мысленно смогли подробно рассказать 8 человек. У детей возникли небольшие трудности, вследствие наглядно-действенного мышления (многие дети говорили, что музыка «хорошая», но данная характеристика не подходила к данному произведению), но благодаря наводящим вопросам музыкального руководителя дети смогли выразить то, что представляли себе. Все вопросы были четкими, правильно построенными и продуманными. Далее дети самостоятельно нарисовали тот подснежник, который представили во время прослушивания музыки. С этим заданием справились все дети.

Далее педагог-музыкант предложила вспомнить слова песни «Подснежник». Вспомнили слова песни 5 девочек. Пение песни в исполнении пяти девочек было достаточно хорошего качества, они старались не перекрикивать друг друга, но были затруднения, так как дети давно не исполняли эту песню и вспоминали слова. Затем исполняла песню вся группа, качество было немного ниже, вследствие незнания слов и некоторые дети пытались кричать.

Следующая образовательная деятельность – прослушивание музыки П.И.Чайковского «Жаворонок». Образовательная деятельность включала в себя фронтальную, типовую виды работы с детьми.

Задания, которые предъявлялись к детям в процессе НОД:

1) Прослушать музыку П.И. Чайковского "Жаворонок".

2) Мысленно нарисовать картину.

3) Уметь рассказать о музыке (характер музыки, выразительность  музыки).

4) Уметь рассказать о картине, которую мысленно нарисовал.

5) Умение нарисовать то, что представили  во время прослушивания.

Детям дано задание - прослушать музыку П.И. Чайковского "Жаворонок". Музыку прослушали до конца все дети. После прослушивания педагог попросила мысленно нарисовать картину по произведению, с этим заданием справились 15 человек. О музыке, характере музыке и выразительности музыке смогли 9 человек. О картине нарисованной мысленно смогли подробно рассказать 10 человек.

На третьей неделе экспериментальной деятельности была проведена НОД по прослушиванию музыки Е. Тиличеевой "Лошадки". Образовательная деятельность включала в себя фронтальную, типовую виды работы с детьми.

В процессе образовательной деятельности предъявлялись следующие задания:

1) Прослушать музыку Е. Тиличеевой "Лошадки".

2) Мысленно нарисовать картину  и проиграть (прохлопать).

3) Уметь рассказать о картине, которую мысленно нарисовал.

4) Уметь рассказать о музыке (характер музыки, выразительность  музыки).

5) Уметь в памяти подобрать стихотворную строчку, иллюстрационную картину.

6) Выразительно прочитать её (стихотворную  строчку).

7) Пластикой показать, о чём эта  музыка.

Детям дано задание - прослушать музыку Е. Тиличеевой "Лошадки". Музыку прослушали до конца все дети. После прослушивания педагог попросила мысленно нарисовать картину по произведению, а затем сымитировать, как скачет лошадь (прохлопать), с этим заданием справились 15 человек. О музыке, характере музыке и выразительности музыке смогли сказать 12 человек. О картине нарисованной мысленно смогли подробно рассказать 8 человек.

Информация о работе Непосредственно-образовательная деятельность как форма организации музыкального развития детей 5-6 лет