Непосредственно-образовательная деятельность как форма организации музыкального развития детей 5-6 лет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2014 в 15:52, курсовая работа

Краткое описание

Из всех видов искусства музыка обладает наибольшей силой воздействия на человека, непосредственно обращаясь к его душе, миру его переживаний, настроений. Её называют языком чувств, моделью человеческих эмоций. Музыкальное искусство играет огромную роль в процессе воспитания у ребенка духовности, культуры чувств, развития эмоциональной и познавательной сторон личности человека. Окружающая нас музыкальная атмосфера далеко не однородна. Наряду с высоким искусством, открывающим перед слушателем новые духовные горизонты, в огромных количествах существует и некачественная музыка, которая не только не развивает, но и засоряет сознание ребенка. Тяжелые последствия этого явления состоят в том, что широкой слушательской аудитории музыка такого рода начинает казаться наиболее современным и естественным языком музыкального общения, обладающим секретом духовных контактов.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основы организации обучения в музыкальном педагогическом процессе ДОУ.
1.1. Развитие музыкального образования в теории и практике детских садов, исторический обзор. Анализ программ ДОУ…………………….……..7
1.2. Непосредственно-образовательная деятельность в детском саду, ее специфика, типы и виды, принципы организации…………………….………31
1.3. Взаимосвязь музыкального руководителя с педагогическим коллективом ДОУ и родителями………………………………………...……..45
Выводы по главе 1………………………………………………….…………...48
Глава 2. Разработка и проверка эффективности системы образовательной деятельности в процессе музыкально-эстетического воспитания.
2.1. Исследование проблемы музыкально-эстетического воспитания детей 5-6 лет…………………………………………………………………….50
2.2. Проведение цикла образовательной деятельности для оптимизации музыкального развития детей 5-6 лет…………………………………...........57
2.3. Результаты заключительного этапа исследования……………….64
Выводы по главе 2………………………………………………...…………...67
Заключение………………………………………………………………….....69
Литература…………………………………………………………………......71

Вложенные файлы: 1 файл

Непосредственно образовательная деятельность как форма организации музыкального развития детей 5-6 лет.doc

— 440.50 Кб (Скачать файл)

На четвертой недели НОД была посвящена прослушиванию музыку Е. Тиличеевой "Весёлые лягушата». Образовательная деятельность включала в себя фронтальную, типовую виды работы с детьми.

В процессе НОД дети должны были выполнить данные задания:

1) Прослушать музыку Е. Тиличеевой "Весёлые лягушата".

2) Мысленно нарисовать картину, выполнить элементы танца.

3) Уметь рассказать о картине, которую мысленно нарисовал.

4) Уметь рассказать о музыке (характер музыки, выразительность музыки).

Детям дано задание - прослушать музыку Е. Тиличеевой "Весёлые лягушата". Музыку прослушали до конца все дети. После прослушивания педагог попросила мысленно нарисовать картину по произведению, прохлопать и показать элементы танца, с этим заданием справились 12 человек. О музыке, характере музыке и выразительности музыке смогли рассказать 13 человек. О картине нарисованной мысленно смогли подробно рассказать 10 человек.

Также в процессе исследовательской деятельности была проведена фронтальная, комплексная НОД «Я б в строители пошел, пусть меня научат» (см. Приложение 3). В процессе данной НОД музыкальная деятельность постоянно сменялась, было не сложно удерживать внимание детей, так как деятельность не успевала им надоесть. Все больше детей с легкостью определяли настроения, чувства, которые передает музыкальное произведение (15 детей). Все дети без особых трудностей исполняли знакомые танцевальные движения, передавали в движении изменения характера музыки. Передать ритмичный рисунок в игре на ударных инструментах смогли 9 детей.

Таким образом, по результатам выполнения данных НОД, мы сделали следующие выводы: все дети прослушали музыку до конца с интересом (также в процессе прослушивания музыки можно было заметить эмоции на лице каждого ребенка, которые передавали настроение музыки, показывали отношение ребенка к прослушиваемому произведению). Музыка очень понравилась детям. Все задания выполняли с удовольствием, не смотря на то, что часть заданий вызывала у некоторых детей затруднение, а некоторые отказывались выполнять задания, так как сначала не понимали, чего от них требуют.

Также в процессе эксперимента мы активно использовали весь материал музыкального уголка, как детские музыкальные инструменты, так и музыкально-дидактические игры. Ребенок выбирал себе занятие по душе, используя предметно-развивающую среду музыкального уголка,  но он не был предоставлен самому себе. В наши задачи входили обеспечение влияние на музыкальные впечатления детей и организация музыкальных игр.  Кроме того, мы следили, насколько бережно дети обращаются с музыкальными игрушками.

С детьми проводились игры на развитие творческих, музыкальных способностей (см. Приложение 4) [13]; во всех играх дети участвовали с большим интересом, так как одна музыкальная деятельность сменяла другую, включала в себя музыкально-ритмические движения, проходила весело, свободно, непринужденно. Особенно детям понравились игры «Громко-тихо запоем», «Что делают дети?», «Буриме», так как дети неоднократно просили повторить их, играли не один день; в вечернее время нами было использовано прочтение музыкальной сказки «Два брата» (см. Приложение 2).

Необходимо отметить, что в дошкольном образовательном учреждении специфика реализации образовательной области «Музыка», в отличие от других образовательных областей, связана с тем, что задачи музыкального развития и воспитания детей решаются в тесном сотрудничестве специалистов – педагога (воспитателя группы), музыкального руководителя и родителей. В связи с этим были проведены беседы (см. Приложение 5) с воспитателем на актуальные темы:

1) «Использование музыки в повседневной  жизни детей». Тема была выбрана  потому что, использование музыкальных  произведений в часы досуга, на  прогулке, на образовательной деятельности  обогащает детей новыми впечатлениями, способствует развитию самостоятельной, творческой инициативы. А использование музыкальных произведений в повседневной жизни можно было наблюдать не часто.

2) «Развитие речи детей через  музыкальную НОД». Тема развития  речи является актуальной для данного ДОУ, так как последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушение речи, а музыкальное воспитание детей в детском саду имеет большое значение для развития речи детей.

3) «Интеграция образовательных  областей «Музыка» и «Познание» через применение информационно коммуникационных технологии. Тема является достаточно насущной для настоящего времени в связи с тем, что современное дошкольное образование развивается в принципиально новых условиях, которые регламентированы приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 655 от 23 ноября 2009г. «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» (ФГТ).

Несмотря на большой опыт работы в детском саду, воспитатели активно и с удовольствием участвовали в беседах, так как некоторая информация была для них новой в связи с изменениями в ФГТ.  В целом качество работы воспитателей достаточно высокое, но они готовы и дальше повышать свой музыкально – педагогический уровень, ведь использование однообразного музыкального материала в повседневной работе с детьми достаточно не эффективно. Также, в перспективе основной упор в работе детского сада будет направлен на развитие речи, поэтому беседа «Развитие речи детей через музыкальную НОД» может использована воспитателем в своей работе. Достаточно интересной для воспитателей оказалась самая актуальная тема «Интеграция образовательных областей «Музыка» и «Познание», ведь интеграция должна прослеживается во всей работе воспитателя.

С родителями, в свою очередь, были проведены консультации на тему: «Музыкальное воспитание детей в семье», «Организация музыкально-эстетического воспитания в семье в современных условиях» (см. Приложение 6); даны рекомендации по прослушиванию музыки, просмотру телепередач, использованию детских музыкальных инструментов, ведь именно семья может помочь детям полюбить и понять хорошую музыку, с ранних лет приобщая их к музыкальной культуре.

Консультации были проведены с целью повышение компетентности в вопросах музыкального воспитания детей, пропаганды музыкального искусства, вовлечение родителей в музыкально-образовательный процесс, совместная культурно-досуговая деятельность. Родители положительно отнеслись к данным советам в процессе консультации, поскольку считали, что организация музыкального уголка в домашних условиях затратна и включает в себя обязательное наличие дорогих музыкальных инструментов. Также у родителей, которые не имеют отношения к какой-либо музыкальной деятельности, появилась мотивация, интерес к различным музыкальным направлениям.

Таким образом, положительные изменения, произошедшие в процессе формирующего эксперимента, позволяют признать проведение опытной работы достаточно успешным. Наблюдаются значительные изменения в музыкально-эстетическом воспитании детей 5-6 лет. У детей  стали появляться музыкально-эстетические потребности, способности как главные характеристики музыкально-эстетического воспитания. Также на данном этапе подтвердилась результативность разработанных нами мероприятий для дальнейшего музыкально-эстетического воспитания детей 5-6 лет, реализованных в процессе НОД по музыке на основе интеграции, а также свободного времени и режимных моментов.  

 

 

2.3. Результаты заключительного этапа исследования.

Целью итогового этапа было выявление эффективности применения системы работы по улучшению организации непосредственно образовательной деятельности в ДОУ.

На этом этапе использовались те же диагностические методы, что и в констатирующем эксперименте, чтобы выявить уровень развития музыкальных способностей детей средствами восприятия музыки.

Методы исследования на данном этапе:

1. Беседа с детьми;

2. Наблюдение, анализ уровня музыкального  развития;

3. Описание и анализ результатов.

  С помощью методики, применяемой  на констатирующем этапе, выявляем уровень  развития  музыкальных способностей  старших  дошкольников  после проведения системы работы по музыкальному воспитанию.

 

 №

Ф.И. ребенка

Ладовое чувство

Музыкально-слуховые представления

Чувство ритма

Средний балл

1

Анфимова Даша

3

3

2

3

2

Асланов Андрей

2

1

2

2

3

Девятник Юра

2

2

2

2

4

Кутырева Валерия

3

3

2

3

5

Лычагина Марина

3

3

3

3

6

Мещанинов Максим

1

2

1

1

7

Моисеева Диана

2

2

2

2

8

Мороз Камила

1

2

1

1

9

Нургатина Алина

3

3

2

3

10

Панов Кирилл

1

1

2

1

11

Полякова Диана

2

2

1

2

12

Разина Марина

2

2

1

2

13

Русакова Кира

2

2

2

2

14

Сельментова Кира

2

1

2

2

15

Сигалаев Андрей

2

2

1

2

16

Симонова Ира

2

2

2

2

17

Скребнев Илья

2

1

2

2

18

Сорокин Артем

1

2

1

1

19

Сухова Настя

2

2

1

2

20

Хаймурзина Диана

2

2

1

2

21

Халиль Виталина

3

2

3

3

22

Цыфаркин Влад

2

1

2

2

23

Чекменев Слава

2

1

2

2

24

Шеленков Артем

2

3

2

2

25

Ямщикова Яня

2

2

1

2




 

Данная методика показала, что количество детей высокого уровня музыкального развития увеличился с 20%  до 35%, среднего уровня музыкального развития изменился с  64% до 54%, низкий уровень снизился с 16 % до 11%.

Также отмечаются улучшения в работе детского сада и семьи: благодаря проведенным консультациям, многие родителя организовали дома музыкальны уголки, в которые включили детские синтезаторы, самодельные трещотки; родители начали организовывать  совместную культурно-досуговую деятельность –  петь вместе с детьми, используя, соответствующий возрастным особенностям, музыкальный репертуар, ведь компетентность в данном вопросе значительно повысилась.  

Говоря об изменениях в работе воспитателя, необходимость сказать, что воспитатели чаще стали использовать музыкальные произведения в режимные моменты; не только музыкально-дидактические игры сопровождаются музыкой, но и обычные дидактические игры. Было замечено применение игр с использованием уже знакомых песен детей, что также способствует улучшению речи детей. Можно отметить включение музыки и в образовательный процесс, развлечения и во время самостоятельной деятельности детей.

Необходимо отметить, что вносить изменения в музыкальный уголок не пришлось, за исключением подбора новых иллюстраций музыкальных инструментов и обновлении некоторых музыкально-дидактических игр, так как уголок оформлен в соответствии со всеми требованиями (возрастные, индивидуальные особенности детей, наличие технических средств и т.д.). Также в уголок периодически добавляли новые музыкально-дидактические игры, пособия, вследствие чего, интерес детей к музыкальному уголку значительно увеличился.

Таким образом, результаты контрольного эксперимента показали, что использование различных типов и видов НОД, музыкально–дидактических пособий, игр, а также использование музыкальных произведений в режимные моменты, консультации с родителями и беседы с воспитателем помогли добиться еще больших результатов в развитии музыкальных способностей. Необходимо отметить, что данная работа сочетала в себе все обучающие, развивающие и воспитательные функции, которые направленные не только на развитие музыкальных способностей, но способствующие формированию и развитию музыкально–сенсорных способностей.

 

Выводы по главе 2.

Таким образом, с помощью методико-диагностического комплекса О.П. Радыновой [21] мы выявили уровень музыкально-слуховых представлений, чувство ритма, ладовое чувство.

Данная методика показала, что количество детей c высоким уровнем музыкального развития увеличился с 20%  до 35%, со средним уровнем музыкального развития изменился с  64% до 54%, с низким уровнем снизился с 16 % до 11%.

Информация о работе Непосредственно-образовательная деятельность как форма организации музыкального развития детей 5-6 лет