Нравственное воспитание младших школьников на уроках литературного чтения посредством литературных сказок С.Я. Маршака

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 08:36, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность данной работы связана с тем, что сегодня стали незаслуженно забываться наиболее эффективные и проверенные способы и средства нравственного воспитания детей. Сказки представляют собой одно из самых древних средств нравственного, эстетического воспитания, а также формируют поведенческие стереотипы будущих членов взрослого общества. В связи с этим, отказ от данного способа воспитания детей представляется, если не ошибкой, то заметным упущением со стороны образовательных учреждений и родителей.
Таким образом, подтверждается актуальность нашего исследования «Нравственное воспитание младших школьников на уроках литературного чтения посредством литературных сказок С.Я. Маршака».

Содержание

Введение.....................................................................................................................3
Глава I. Теоретические основы нравственного воспитания младших школьников…………………………………………………………………………6
1.1. Теоретические основы нравственного воспитания……………….…..6
1.2. Формирование нравственности младших школьников на современном этапе………………………………………………………….11
Глава II. Ознакомление со сказками С.Я. Маршака как средство нравственного воспитания младших школьников……………………………………………….17
2.1. Особенности восприятия сказок детьми младшего школьного возраста……………………………………………………………………...17
2.2. Обобщение опыта работы педагогов по использованию сказок в процессе обучения детей младшего школьного возраста…………….….27
2.3. Методика работы над сказками в начальной школе………….……..35
Глава III. Опытно-экспериментальная работа…………………………………..43
3.1. Организация и методика изучения сказок С.Я. Маршака в начальной школе……………………………………...…………………………………43
3.2. Анализ полученных результатов………………….…………………..49
Заключение...............................................................................................................52
Список литературы..................................................................................................54

Вложенные файлы: 1 файл

ВКР-сказки Маршака-изменена.docx

— 206.53 Кб (Скачать файл)

 

8 – 10 баллов  – высокий уровень

5 – 7 баллов - средний уровень

0 – 4 балла  – низкий уровень

Таблица 3

Уровень усвоения сказок Маршака в классе

Уровень усвоения

Количество учащихся

Высокий уровень

5

Средний уровень

8

Низкий уровень

-


 

Анализируя  полученные результаты об уровне усвоения сказок Маршака в классе, можно сказать, что наибольшее количество учащихся имеют средний уровень - восемь человек, остальные пять человек - высокий уровень. Это говорит о том, что в целом класс усвоил изученный материал.

Следствием  усвоения и понимания сказок С.Я. Маршака явилось развитие нравственных качеств младших школьников, о  чем свидетельствует проведенная  методика «Беседа по вопросам».

Цель: выявление представлений о понятии таких нравственных качеств как доброта, дружба, забота, помощь.

Какого человека называют добрым?

Какого человека называют другом?

Что значит, помочь кому –  то?

Что значит, заботится о  ком – то?

Оценка результатов  группировалась по принципу:

Неполный ответ;

Предлагает,  но не верно;

Правильный и полный ответ.

Правильными считались  ответы:

Добрый –  делает добро, не злой, дружит, помогает, заботится, жалеет, не обижает, ласковый.

Друг –  товарищ, хорошо относится, спасает, выручает, верный.

Помогать  – делать за кого – то что –  то, когда кому – то тяжело, когда  много дел, когда попросят.

Заботится –  помогать кому – то, кто меньше, когда  кому-то плохо.

В таблице 4 представлены результаты «Беседы по вопросам».

Таблица 4

Уровень сформированности нравственных качеств младших школьников на контрольном этапе 

Уровни сформированности

Количество школьников (%)

Кач.

Количест.

Высокий

68%

9 чел.

Средний

20%

3 чел.

Низкий

12%

1 чел.


 

 

Таким образом, делая вывод по третьей главе  исследования, можно отметить, что проведенная методика изучения сказок в начальной школе на примере сказок Маршака эффективна, так как она направлена не только на изучение творчества Самуила Яковлевича, но и способствует воспитанию нравственных качеств у младших школьников.

 

Заключение

Одной из главной  задач педагогики – нравственное и эстетическое воспитание школьников. Средством привития таких качеств в младшем школьном возрасте могут служить сказки, основной функцией которых – воспитать поколение, умеющее мыслить, чувствовать и выражать свои мысли. Народные и авторские сказки пронизаны этой идеей. Сказки современных сказочников, с такой же направленность отражают сегодняшнюю эпоху, мир, который знаком детям нашего времени.

Сказка умеет  завладеть вниманием ребенка, возбудить  его любознательность, обогатить  жизнь, стимулировать его воображение, развивать интеллект, помочь понять самого себя, свои желания и эмоции, обрести чувство удовлетворенности  тем, что он делает.

Сейчас появляются пособия, созданные на стыке сказкотерапии и литературоведения. Ярким примером таких работ является исследование А.В. Криницыной. Подводя итоги проведенных ей уроков по «Литературному чтению», ученый предлагает учителям дополнять традиционные методы изучения поэтики волшебных сказок следующими типами заданий: рассказывание, переписывание и сочинение сказок, а также создание иллюстраций к прочитанному тексту и проведение творческих игр на его основе.

Проведенный анализ заданий, предложенных Криницыной и учителями начальной школы, которые используют сказкотерапию  на уроках по «Литературному чтению», позволяет утверждать, что они стимулируют детское воображение, способствуют более глубокому пониманию школьниками текста и развитию общей культуры речи учащихся, ее выразительности. Однако они могут использоваться только в качестве дополнения к традиционной методике изучения произведений школьной программы, поскольку не дают исчерпывающего представления об их поэтике.

Одним из представителей писателей-сказочников является Самуил Яковлевич Маршак. Основным мотивом его сказок является бережное отношение к окружающему миру. Произведения Маршака развивают оценочные суждения, они об умении жить друг рядом с другом, о доброте и благородстве, о терпимости, о гуманности и милосердии.

Талант Маршака  раскрывает «секреты», «особую сложность  и трудность искусства детской  поэзии», если ее рассматривать не как  «прикладную отрасль» высокого искусства  слова, а в одном ряду с ним. Маршак рано увидел, понял, почувствовал и учел в своем творчестве, что  читатель детской книги умеет  ценить истинность прекрасного. Он особо  чуток, неподкупен в отношении малейшей фальши, натянутости и упрощенности. Ребенок свободен от многих условностей  восприятия взрослого человека. Детские произведения обладают своими «изначальными достоинствами ясности, существенной занимательности содержания и непринужденной энергии, естественной, как дыхание, мерности и «незаметности» формы», — обоснованно утверждает С.Я. Маршак.

Отмечая цельность  творчества Маршака, нельзя не видеть и конкретно-историческую предопределенность эстетического пафоса, особого интереса к различным жанрам литературного  творчества в разные периоды его  жизни.

Таким образом, изучение творчества С.Я. Маршака на уроках чтения будет способствовать воспитанию нравственных качеств у младшего школьника и усвоению специфики сказки как жанра. Применение сказки в процессе воспитания детей младшего школьного возраста не только возможно, но и необходимо в силу эффективности этого средства воспитания. Знакомство с культурой нации посредством сказки, несомненно, оказывает воспитательный эффект.

 

Список литературы

  1. Амбросьева Н.Н. Классный час с психологом. Сказкотерапия для школьников. - М., 2007.
  2. Арзамасцева И.Н. Николаева С.А. Детская литература. Учебное пособие – М.: Академия, 2010.
  3. Вачков И.В. Сказкотерапия. Развитие самосознания через психологическую сказку. - М., 2007.
  4. Выготский Л.С. Психология искусства. - Минск, 1998.
  5. Гнездилов А.В. Авторская сказкотерапия. Дым старинного камина. - СПб., 2004.
  6. Данилюк А. Я. Духовно-нравственное развитие младших школьников / А.Я. Данилюк // Педагогика, 2008. - № 9 –С. 63-88.
  7. Детская литература: хрестоматия с основами литературоведения / сост. А.В. Даниловский – 2-е изд., стереотип. – М.: Академия, 2007. – 640с.
  8. Детская литература, Учебник /Под ред. Е.Е. Зубаревой для студентов средних специальных учебных заведений. – М.: Высшая школа, 2004.
  9. Дивногорцева С.Ю. Духовно-нравственное воспитание в теории и опыте православной педагогической культуры / С.Ю. Дивногорцева. – М. :    Издательство ПСТГУ, 2008. – 240 с.
  10. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Сказкотерапия // Психология, 2011. № 12. С 64-65.
  11. Калюжный А.А. Роль учителя в нравственном воспитании школьников.   - М.: Просвещение, 2007.- 187 с.
  12. Карабанова А.О. Восприятие сказки // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь: В 6 т. - М., 2006.
  13. Косачева И.П. Нравственное воспитание младшего школьника в процессе обучения и воспитания. - М.: АРКТИ, 2005.
  14. Криницына А.В. Развитие отношения младших школьников к себе и миру средствами сказкотерапии // Педагогика искусства, 2010. № 2: www.art-education.ru/AE-magazine/
  15. Маршак Самуил Яковлевич Жизнь и творчество. //Писатели нашего детства.100 имен: Биографический словарь в 3 ч. Ч.1.- М.: Либерия, 2009.- С.257-262.
  16. Маршак С.Я. Дом, увенчанный глобусом: Заметки и воспоминания //Маршак С.Я. Собр. соч. - М.: Правда, 1990. - Т.4. - С.259-318.
  17. Маршак С.Я. Издали и вблизи: Воспоминания // Маршак С.Я. Собр. соч. - М.: Правда, 1990. - Т.4.- С.238-243.
  18. Маршак С.Я. Собр. Соч. в четырех томах. 1-й том: Произведения для детей. М.,1990.
  19. Матвеева Е.И. Литературное чтение: учебник для 2 класса четырехлетней начальной школы: В 2-х книгах. Книга 1. Каким бывает слово? – 3-е изд. – М.: Вита-Пресс, 2003. – 144с.
  20. Матвеева Е.И. Литературное чтение: учебник для 2 класса четырехлетней начальной школы: В 2-х книгах. Книга 2. Слово в сказке – 3-е издание. – М.: Вита-Пресс, 2003. – 160с.
  21. Матвеева Е.И. Литературное чтение: учебник для 3 класса четырехлетней начальной школы: В 2-х книгах. Книга 1. Секреты рождения образа – 2-е изд. – М.: Вита-Пресс, 2003. – 144с.
  22. Матвеева Е.И. Литературное чтение: учебник для 3 класса четырехлетней начальной школы: В 2-х книгах. Книга 2. Мир, созданный автором – 2-е издание. – М.: Вита-Пресс, 2003. – 128с.
  23. Никифоров А.И. Сказка и сказочник. - М., 2009.
  24. Петракова Т. И. Духовно-нравственное воспитание в начальной школе: Научно-методические рекомендации / Петракова Т.И., Евладова Е.Б. -  М.: Дрофа, 2004.- 53 с.
  25. Пидкасистый П.И. Педагогика. - М.: Российское педагогическое агентство, 1995.
  26. Подласый И.П. Педагогика начальной школы. - М.: Владос, 2000.
  27. Пропп В.Я. Морфология сказки. - М., 1994.
  28. Пропп В.Я. Мифология сказки. Исторические корни волшебной сказки. - М., 2000.
  29. Пропп В.Я. Русская сказка. - М., 2000.
  30. Рапацевич Е.В. Современный словарь по педагогике. - Минск: Современное слово, 2001.
  31. Русская литература для детей: учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений / Т.Д. Полозова, Г.П. Туюкина, Т.А. Полозова и др. Под ред. Т.Д. Полозовой – 2-е изд., испр. – М.: Академия, 2008. – 512с.
  32. Соколов Д.Ю. Сказки и сказкотерапия. - М., 2000.
  33. Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой. - Харьков, 1996.
  34. Фирсова Т.Г. Технология изучения жанра «сказка» в практике начальной школы // Современные проблемы прикладной психологии: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Т.I. Ярославль, 2006: http://www.transactional-analysis.ru/script/170-method
  35. Франц фон М. Психология сказки. Толкование волшебных сказок. - СПб, 1998.
  36. Чиркова М.А. Сказкотерапия как метод работы с жизненными сценариями // Современные проблемы прикладной психологии: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Т.I. Ярославль, 2006: http://www.transactional-analysis.ru/script/170-method
  37. Яничев П.И. Психологические функции волшебной сказки // Журнал практического психолога. 2009. №10-11. С.27-37.

 

 

 

 

 


Информация о работе Нравственное воспитание младших школьников на уроках литературного чтения посредством литературных сказок С.Я. Маршака