Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2014 в 11:34, реферат
Полноценное развитие ребёнка как неотъемлемое право человека и одна из важнейших задач образования на современном этапе требует поиска наиболее эффективных путей достижения этой цели. Защита прав человека, на охрану и укрепление здоровья, на свободное развитие в соответствии с индивидуальными возможностями становится сферой деятельности, в которой тесно переплетаются интересы различных специалистов.
В коррекционной группе для детей раннего возраста особое внимание следует уделять сбалансированности занятий и свободного времени малышей. Дети должны получать возможность играть и отдыхать в специально организованной предметно-пространственной развивающей среде. Между индивидуальными и подгрупповыми занятиями предусмотрены перерывы (свободная игровая деятельность) продолжительностью от 5 до 10 минут. В это время воспитатель осуществляет наблюдение за детьми, оказывает им необходимую помощь, становится партнером по играм.
1 раз в неделю проводится
«Родительский час» для
Обучение в коррекционной группе для детей с синдромом Дауна можно условно разделить на два периода:
I период – сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь.
II период – январь, февраль, март, апрель, май.
В сентябре проводится углубленное обследование психических функций и состояния речи детей.
В октябре начинаются индивидуальные и подгрупповые занятия с детьми. Вся дальнейшая работа в коррекционной группе для детей с задержкой психического развития строится на материале следующих лексических тем:
Октябрь |
2-4-я недели |
«Игрушки» |
Ноябрь |
1-3-я недели 4-я неделя |
«Части лица и тела» «Одежда» |
Декабрь |
1-2-я неделя 3-4-я недели |
«Одежда» Промежуточная диагностика |
Январь |
1-я неделя 2-4-я неделя |
Каникулы «Семья» |
Февраль |
1-3-я недели 4-я неделя |
«Посуда» «Домашние животные» |
Март |
1-2-я недели 3-4-я недели |
«Домашние животные» «Дикие животные» |
Апрель |
1-я неделя 2-4-я недели |
«Дикие животные» Обобщающие занятия |
Май |
1-2-я недели |
Итоговая диагностика |
Развивающая среда
При формировании высших психических функций у ребенка с проблемами в развитии очень важное значение имеет правильная организация предметно-пространственной развивающей среды, как в кабинетах специалистов, так и в групповом помещении. Известно, что развивающая среда создает возможности для расширения опыта эмоционально-практического взаимодействия ребенка раннего возраста со взрослыми и сверстниками и позволяет включить в активную познавательную деятельность одновременно всех детей группы. В ней они реализуют свои способности. Среда стимулирует развитие самостоятельности, помогает утвердиться в чувстве уверенности в себе.
Групповое помещение должно представлять собой хорошо оборудованное, эстетически оформленное, полузамкнутое пространство для игр небольшими подгруппами. Игровые зоны не должны быть перегружены оборудованием, так как это затрудняет выбор игр ребенком, - лучше менять оборудование 1 раз в неделю. Общение вне занятий со сверстниками и педагогом положительно влияет на развитие речи ребенка и его интеллектуальное развитие в целом, так как осуществляется в форме игры, интересной ребенку, предоставляющей ему полную свободу выбора действий.
При организации предметно-пространственной развивающей среды в групповом помещении нужно учитывать, что дети раннего возраста с синдромом Дауна плохо реагируют на пространственные изменения обстановки и предпочитают в этом смысле стабильность, поэтому не следует часто переставлять мебель в группе, менять местоположение и количество развивающих модулей.
С возрастом у детей возрастает двигательная активность. У детей с задержкой психического развития движения плохо скоординированы, дети моторно неловки, не обладают быстротой реакции. Поэтому помещение группы должно одновременно и обеспечивать безопасность и стимулировать двигательную активность. Центр группового помещения рекомендуется оставлять свободным для езды на машинках-каталках, сооружений модульных конструкций. Для формирования сенсорных способностей (в первый период работы акцент делается на развитие слухового и зрительного восприятия), в групповом помещении должно быть достаточное количество постоянно заменяемых звучащих игрушек и предметов-заместителей.
Так как развитие речи непосредственно связано с развитием мелкой (пальцевой) моторики, педагогам следует оснащать развивающую среду большим количеством игр и пособий для развития мелкой моторики. Дети раннего возраста предпочитают крупные яркие игрушки, которые должны быть сделаны из различных материалов чистых цветов и несложных форм. При этом в группе не должно быть неестественно окрашенных игрушек, так как у детей формируются первичные представления об окружающем.
Особое значение в группе для детей с задержкой психического развития необходимо уделять развитию коммуникативных навыков в игре, так как дети предпочитают игры не «вместе», а «рядом». Это требует должного оборудования при проведении сюжетно-ролевых игр, подвижных игр (маски атрибуты), проводимым, конечно, пока на самом элементарном уровне.
Организация развивающего пространства в кабинетах специалистов, как правило имеющих небольшие размеры, является сложной задачей. В кабинетах должны быть созданы комфортные, безопасные условия для занятий. Необходимо учитывать такой фактор, как эмоциональное благополучие ребенка. А значит, особое внимание следует уделять оформлению места для занятий за столом и у зеркала (в кабинете логопеда). Достаточный уровень освещенности, удобная мебель, яркие картинки и интересные игрушки – важные детали для создания комфортного состояния и детей и специалистов.
Помимо эстетической и психологической составляющих для правильного оснащения логопедического кабинета рекомендуется соблюдать технические условия. На одной из стен кабинета крепится большое зеркало с лампой дополнительного местного освещения. Перед зеркалом устанавливается скамеечка, рассчитанная на подгруппу детей.
Для проведения артикуляционной и мимической гимнастики, а также для того, чтобы приучить детей к занятиям у зеркала и сделать эти занятия привлекательными, следует иметь набор игрушек. С такими игрушками – «помощниками» для выполнения каждого упражнения артикуляционной и мимической гимнастики логопеду быстрее удается добиться от детей точности выполнения движений.
Пол логопедического кабинета обязательно должен быть покрыт ковром или ковровым покрытием, т.к. работу над дыханием рекомендуется начинать с положения лежа, уложив детей на животики или посадив их по-турецки.
Игры, игрушки и пособия размещаются в шкафах или на стеллажах. Полки на уровне роста ребенка должны быть открытыми, с тем чтобы на них размещался сменный материал по разным разделам работы для свободной деятельности детей. Материал обновляется по мере изучения каждой новой лексической темы. Это и позволяет организовать развивающую среду в стенах логопедического кабинета.
В кабинете логопеда для детей раннего возраста рекомендуется создать особую сенсорную зону, содержащую игрушки и пособия для развития слухового и зрительного восприятия, формирования первичных представлений о цвете и форме предметов, а также уголок с пособиями для развития моторной сферы.
Организуя места для свободной деятельности детей, следует учитывать особенности их развития и не перегружать уголки оборудованием.
На закрытых полках и шкафах в специальных папках хранится материал по изученным лексическим темам. В каждой папке должны быть крупные предметные и сюжетные картинки, настольно-печатные дидактические игры и пособия для уточнения и расширения словаря, формирования и совершенствования грамматического строя речи, зрительного гнозиса и конструктивного праксиса, неречевых психических функций.
В кабинете должны быть крупные и мелкие игрушки по всем лексическим темам, конструкторы, мозаики, кубики, пирамидки, матрешки и другие сборные игрушки, настольный материал для обыгрывания предусмотренных программой сказок.
На отдельном стенде логопед помещает советы и методические рекомендации родителям.
В кабинете психолога и дефектолога должны быть созданы особые условия для всестороннего развития ребенка.
Выбор метода обследования — один из сложных этапов диагностико- коррекционной работы психолога и дефектолога. В раннем возрасте существенно важным является не только то, что может выполнить ребенок в настоящее время, но и то, чего он сможет достичь в ближайшем будущем, какова его «зона ближайшего развития». Особенно это важно при диагностике отклонений в развитии. Поэтому в работе специалистов возникает необходимость построения отдельных диагностических методик в форме обучающего эксперимента. В диагностический инструментарий входят методики как отечественных, так и зарубежных авторов:
Для работы необходима карта обследования детей раннего возраста (составители Л.С. Соломаха, Н.В. Серебрякова) и карта обследования детей с задержкой психомоторного и речевого развития (составитель Л.Г. Богданова). При диагностическом обследовании и непосредственно в работе используется разнообразный стимульный материал – «Кубикоброс», «Шарикоброс», рамки Монтессори, коробки-вкладыши разных размеров, пирамиды, матрешки, объемные пазлы, мозаики, кубики, мячи, наборы геометрических фигур, лото, дидактические игры, игрушки для сюжетных игр, кукольный театр и т.д.
Не менее важное значение имеет подбор средств, форм и методов коррекционной работы.
Для обогащения сенсорного опыта, развития зрительного, слухового и тактильного восприятия, формирования первичных представлений о цвете, форме и величине предметов, развития высших психических функций и эмоциональной сферы необходимо создание особой сенсорной зоны.
Эффективность использования в работе различных средств воздействия существенно повышается при комплексном применении взаимодополняющих средств — как в условиях диагностики и последующей коррекции, так и в условиях психологической поддержки, снятия психоэмоционального перенапряжения, обучения навыкам саморегуляции. К таким можно отнести аудиовизуальные средства, игровые материалы, применяемые при игротерапии, музыкотерапии и терапии движением.
Для занятий корригирующей гимнастикой и релаксационными упражнениями необходимо мягкое покрытие пола: это важно также и для освоения так называемой «детской территории» в кабинете.
Игры, игрушки и пособия размещаются в шкафах или на стеллажах. Полки на уровне роста ребенка должны быть открытыми, с тем чтобы на них размещался сменный материал по разным разделам работы для свободной деятельности детей. Материал обновляется в соответствии с индивидуальными коррекционными маршрутами. Это и позволяет организовать развивающую среду в стенах кабинета психолога и дефектолога.
В кабинете должны быть крупные и мелкие игрушки по всем изучаемым темам, конструкторы, мозаики, кубики, пирамидки, матрешки и другие сборные игрушки, настольный материал для обыгрывания предусмотренных программой сказок.
Так же в кабинете должна быть создана музыкальная библиотека, так как музыка и специально подобранные музыкальные программы являются одним из важнейших психологических средств воздействия. Музыка оказывает на человека своеобразное действие: так, варьируя музыкальный фон, можно управлять работоспособностью человека или усиливать релаксацию. Музыка в кабинете психолога и дефектолога должна быть субдоминантным раздражителем, который можно регулировать по силе и времени звучания. Максимальная громкость звучания не должна превышать уровня 30 дБ, а общая продолжительность звучания — от 15 до 30 минут. Музыкальные программы по характеру произведений должны четко соотноситься с возрастными и психологическими особенностями детей, сопровождать каждый этап оптимизации состояния человека, способствуя снятию эффектов утомления и психоэмоциональной напряженности.
На отдельном стенде специалисты помещают советы и методические рекомендации родителям.
Работа с родителями
Целью работы с родителями является создание в семье атмосферы эмоционального комфорта и уважения, в которой ребенок сможет наиболее полно использовать собственный потенциал развития.
Работая с родителями, специалист помогает им:
1. Преодолевать:
2. Осознавать и понимать:
Информация о работе Образовательная коррекционно-развивающая программа для детей с синдромом Дауна